На цыпочках

Вообще-то считается, что рок — привилегия мужчин, но Дженис Джоплин и Мадонна доказала, что это не так. И все-таки в «серьезной» рок-музыке женщина на сцене — это нетрадиционно, это придает группе «изюминку». У нас тоже есть своя рок-царица — Настя Полева, которая затмевает на сцене мужчин. Невысокого роста, с оригинальными чертами лица, с удивительной пластикой она исполняет свой «танец на цыпочках» с микрофоном в руке.

Настя — архитектор, а свой роковый путь начала в одной из первых свердловских групп СОНАНС. Этот коллектив был уникальным для Союза: он отличался тяготением к классике. В 1980 году СОНАНС распался на известный многим УРФИН ДЖЮС и менее популярный ТРЕК, куда и перешла Настя Полева.

Через два года после распада ТРЕКА Настя с музыкантами из НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА и УРФИН ДЖЮСА выступает со своей собственной программой на I фестивале Свердловского рок-клуба. Впоследствии с ней сотрудничали еще И. Кормильцев (НАУТИЛУС, тексты), Евг. Кормильцев (АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, тексты), Арк. Застырец (ТРЕК, КАБИНЕТ, тексты), И. Гришенков (АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ, аранжировки), Б. Белкин (аранжировки). И, наконец, в 1987-м появился дебютный альбом НАСТИ. (А как еще могла называться группа, где она и стала царицей?).

Он назывался «Тацу», что по-японски значит «дракон». В необъятном море, которым разлился к этому времени советский рок, он не был, возможно, заметным событием, но по части тематики это точно была свежая струя: тоска по неизведанным странам, загадочные символы, герои мифов… Вот какие были образы: Ариадна — символ верности, зовущая к родному порогу, и Калипсо — наоборот, ветреная и изменчивая. Точнее, две Калипсо: нимфа, у которой нашел приют Одиссей, и современная женщина, завоевательница сердец, гордо носящая клипсу с жемчужной луной (песня «Клипсо-Калипсо»).

Все песни альбома печальны. Но благодаря легкой, прозрачной аранжировке и еще благодаря самому голосу Насти, печаль эта светлая. Я бы сравнила ее голос с мерцанием старинного серебра: в интонациях удивительно сливаются роковая эмоциональность, восточная потусторонность и русская открытость.

НАСТЯ стада много гастролировать по стране. Дваж-ы брала призы на фестивле «Мисс Рок» в Киеве, участвовала в акции «Рок чистой воды», побывала в Германии. 1989 год отмечен выходом второго альбома с загадочным названием «Ноа-Ноа». В нем опять появляются литературные герои — Том Сойер и Вотан. А «Ноа-Ноа» плод фантазии, всесильный Бог и бесправный раб одновременно, обреченный умереть в объятиях героини. Здесь уже нет прозрачных, светлых аранжировок, саунд становится гораздо более плотным и устойчивым, хотя по-прежнему доминируют клавишные.

В песнях «В чужом лице» и «Колеса» чувствуется влияние хард-рока. Противоположность — «Ленивые огни», в которой волшебное пространство заполнено мистическими мерцающими клавишными и такими же загадочными текстами. Следующая за ней «Марш плывущих Офелий» вносит ощущение тревоги, присутствия злой силы — тема, которая приходит к кульминации в финальной «Ноа-Ноа».

Второй альбом — удача группы! Но самое главное, это не повторение пройденного, а новый шаг. Его оценили: на фирме грамзаписи «Эрио» в 1991 году он вышел в виде пластинки.

…С одной стороны конверта на меня из темноты очень серьезно смотрит Настя, с другой — я вижу ее же, но в маске. Я думаю, что «ребус, шарада, загадка» НАСТИ будет еще долго волновать ее поклонников.

articles_00036_1


Персоналии из статьи

НАСТЯ
Полева Настя

Обсуждение