Кто нужен ЗООПАРКУ?

Авторы:-
Издание:Смена
Дата (номер):1984. - май (дата приблизительная)
Размещено:29 августа 2016

«КТО нужен ЗООПАРКУ?» — так называлась реплика, опубликованная в «Смене» 28 марта. Напомним, речь шла о любительской группе ЗООПАРК, входящей в состав городского рок-клуба, которая записывала на магнитофонные ленты песни, незрелые по идейно-художественным качествам.

Реплику мы направили в Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества. Прошло больше месяца, но ответа «Смена» дождалась лишь после вторичного напоминания.

«В ответ на реплику: «Кто нужен ЗООПАРКУ», сообщаем, что в январе 1981 года при Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества было создано массовое творческое объединение — городской рок-клуб.

Рок-клуб создан с целью организации методической помощи многочисленным рок-группами, контроля за их творчеством. ЛМДСТ объединил около пятидесяти групп, четыреста участников, организовал обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре. Внимание оркестрового и репертуарно — библиографического отделов к творчеству ансамблей и солистов (репетиции, прослушивания и обсуждение программ, редактирование текстов) обеспечило возможность организации выступления наиболее качественных групп в театре народного творчества и в культпросвет-учреждениях Ленинграда.

По положению о любительских объединениях рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов — членов клуба. Повышению идейно-художественного уровня исполняемых произведений могла бы помочь фонотека, которая обеспечила бы возможность многократного прослушивания и обсуждения концертных программ для их доработки и совершенствования. Но отсутствие в ЛМДСТ помещения и материально-технической базы ограничивает эти намерения. В настоящее время ведутся поиски студии звукозаписи с оплатой по безналичному расчету для накопления фонограмм в учебно-методических целях.

Директор ЛМДСТ А. А. Иванова».

Этим oтвет редакциии исчерпывается. Но, к сожалению,острые проблемы, затронутые в реплике, остаются, и в ответе они просто обойдены вниманием. Ведь, говоря о широко распространенной практике записей любительскими группами своего творчества на пленки, мы ставили вопрос: может ли руководство рок-клуба безучастно взирать на то, что входящие в его состав ансамбли выпускают в свет записи сомнительных идейно-художественных достоинств, которые потом весьма широко распространяются? Нормально ли такое положение, когда тот же ЗООПАРК на концертах исполняет одно, а на пленки записывает другое?

Вопросы эти остались без ответа. Так же, как и конкретное предложение газеты, которое бы помогло прекратить подобную практику: внести в устав рок-клуба пункт, запрещающий его участниками исполнение, запись и распространение песен с текстами, не зарегистрированными в Доме самодеятельного творчества. Предложение это осталось безо всякого внимания. Потому, надо думать, что «рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов — членов клуба».

Но разве это так? В том же ответе редакции сообщается, что клуб осуществляет методическую помощь группам, проводит обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре, ищет студию звукозаписи — разве всю эту разнообразную работу можно свести к организации только концертной деятельности?

Да и как можно один компонент творчества отделить от других? И уж если рок-клуб чем и призван заниматься в первую очередь, так это постоянным повышением идейно-художественного уровня авторов и исполнителей. А что делается для этого? Какие конкретные меры были предприняты после выступления «Смены»? Из ответа неясно. Обсуждалась ли критическая заметка на правлении клуба, на его общем собрании? Судя по ответу, нет, а ведь прошло больше месяца с момента появления реплики. Как восприняли музыканты группы ЗООПАРК появление критической публикации? Никаких официальных разъяснений и на этот счет мы не получили.

Зато были свидетелями того, как лидер ЗООПАРКА Михаил Науменко, именующий себя на сцене и в записях на западный манер «Майком», начинал некоторые свои недавние выступления с иронической реплики: «Этот концерт посвящаем В. Власову», имея в виду автора публикации «Кто нужен ЗООПАРКУ» и явно не задумываясь о том, что публикация в газете — это отнюдь не субъективное мнение одного человека, а точка зрения газеты.

Подобный фривольный, вызывающий стиль поведения на эстраде, к сожалению, вошел в обиход многих ансамблей рок-клуба. Даже такой стабильный, давно существующий коллектив, как МИФЫ, позволяет себе исполнять на публичных концертах песенку откровенно пошлого содержания про ..»любовные похождения» молодого механизатора. Гитарист группы АКВАРИУМ А. Ляпин на концертах редко когда способен удержать себя от возбужденного состояния: соло в одной из композиций он заканчивает,падая на колени, в вызывающей позе, грызя (!) струны гитары, издающие при этом какофонические звуки.

Сумрачная, истеричная обстановка постоянно сопровождает концерты группы СТРАННЫЕ ИГРЫ, в последнее время довольно часто выступающей на разных площадках города.

Вот как описывает один из таких концертов группа учащихся Педиатрического института, обратившаяся в редакцию «Смены»: «Под рев и истошные вопли публики, среди которой, судя по нарядам, было немало поклонников «панк-стиля», на сцену вышли молодые, в узких темных очках ребята и заиграли музыку нарочито примитивную, задергались в механических движениях, которые к концу выступления поддержала и часть публики, высыпавшая в проходы. Музыканты пели тексты, слов которых было не разобрать, и не столько из-за дефектов аппаратуры, сколько из-за нарочитой антивокальной манеры исполнения. Позже мы с удивлением узнали, что ансамбль пел на… стихи крупных французских поэтов, но в такой трактовке они представлялись пародийно».

Все это факты из концертной деятельности групп, считающихся одними из ведущих в рок-клубе — все три названных коллектива стали лауреатами прошлогоднего смотра-конкурса. Но, вдумываясь в эти факты и «картинки» концертов, неволько задаешься вопросом: сознают ли молодые музыканты рок-клуба, что любое подобное проявление несет в себе не только отрицательный эстетический,но и идеологический заряд? Имеют ли они право выносить свои незрелые музыкальные, текстовые и сценические «эксперименты» на достаточно широкую и большей частью молодежную аудиторию? Почему многие группы рок-клуба стремятся отличиться экстравагантностью, но не активной общественной и социальной позицией в выборе репертуара и в концертной деятельности? А ведь рок-музыка — жанр, который прижился на нашей почве, так как способен быть социально и общественно активным. Именно этим, а не оглушающими ритмами, воздействовать на молодежную аудиторию.

Отдел литературы и искусства «Смены».