Как дела, АВТОГРАФ? Все о’кей!

Авторы:Шавырин Дмитрий
Издание:Московский Комсомолец
Дата (номер):1989. - 12 мая
Размещено:3 октября 2016

5 июня популярной московской рок-группе АВТОГРАФ исполняется 10 лет.

В 1980 ГОДУ в Тбилиси состоялся первый (и до сих пор последний) всесоюзный фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы», после которого впервые был приоткрыт занавес, довлеющий над словом «рок», и можно сказать, что на рок-светофоре был зажжен «желтый свет». Тбилисский поп-форум открыл для широкой публики имена таких групп, как АКВАРИУМ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, АВТОГРАФ, ИНТЕГРАЛ, группы Гуннара Грапса, ДИАЛОГ, и лауреатские звания, полученные всеми этими коллективами, позволили им встать на профессиональные рельсы и иметь возможность гастролировать по стране.

Но рок тем не менее был все-таки «вне закона», и после ряда хвалебных статей в прессе одна за другой стали появляться резко критические, в которых журналисты не всегда чистоплотными способами пытались унизить тот или иной ансамбль. А защитить их было некому. Кто-то из-за всей этой свары остался без работы, кто-то ушел в подполье, а кто-то для того, чтобы существовать, стал искать способы для этого.

АВТОГРАФ, к примеру, стал участником, а затем и лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1983 г.) и, заняв 2-е место вслед за… фольклорным ансамблем п/у Владимира Назарова, получил возможность не только выпустить пластинку (записанную, кстати, в 1982 г., а выпущенную лишь… четыре года спустя), но и начать выезжать за рубеж, где он мог весьма достойно представлять советскую рок-музыку. Частые и продолжительные гастроли по стране, выступления в Москве проходили при неизменных аншлагах, и, наряду с ЗЕМЛЯНАМИ, ДИАЛОГОМ и группой Стаса Намина, АВТОГРАФ стал первой советской официальной рок-группой. Причем главным отличием ансамбля от вышеназванных был высочайший профессионализм всех без исключения музыкантов. Недаром в годовых хит-парадах «ЗД» все музыканты группы (А. Ситковецкий, В. Михалин, Л. Гуткин, Л. Макаревич, вокалист С. Брутян, а позже А. Беркут) занимали одни из первых мест. По западным меркам это была супер-группа.

Все шло хорошо. Даже более того. Дела пошли в гору. Группа теперь надолго уезжала в зарубежные турне, возвращаясь оттуда с лестными отзывами прессы. АВТОГРАФ был первым советским коллективом, выступившим в совместном концерте с самим ЧИКАГО, а вместе с ДИАЛОГОМ дали два концерта в самом престижном зале Лондона «Хаммерсмит Одеон». В 1985 году московская группа была единственным представителем Советского Союза на известном концерте «Лайв Эйд». На фоне всего этого совершенно неожиданно для многих явилась победа АВТОГРАФА на фестивале… эстрадной песни в Сопоте в 1987 году. Все это время в Москве и других городах страны весьма неплохо продавалась их первая (и пока единственная) грампластинка, хотя записанный на ней материал был образца 1982 года, да и по качеству он вряд ли мог кого-нибудь удовлетворить. И тем не менее пластинка (ее до сих пор еще можно встретить в дальних пыльных углах магазинов грампластинок) достигла тиража нескольких миллионов экземпляров.

Последняя поездка АВТОГРАФА в США завершилась долгожданной победой — группа все таки смогла за 2 года добиться контракта на запись диска в США на фирме «Кэпитол».

И вот «камбэк» (возвращение) к советским слушателям. Дебют ряда новых композиций, выражающих совсем иное творческое лицо АВТОГРАФА, состоялся во время финальных лауреатских концертов «ЗД» в Лужниках 4 Феврале этого года. Часть публики, судя по реакции зала, сразу приняла новые музыкальные формы коллектива, в который весьма удачно вписались новый клавишник Руслан Валонен (Леня Макаревич, покинув группу, решил посвятить себя семье) и известный саксофонист Сергей Мазаев, ранее лишь изредка сотрудничавший с АВТОГРАФОМ. (с 1986 г. — постоянно в составе). Другие же — очень настороженно, с некоторой опаской воспринимали новые композиции. Группа вновь отправилась гастролировать по стране, стала появляться на телевидении, успешно выступила на I туре фестиваля «ЗД» в «Олимпийском» и финале всемирного конкурса видеоклипов, сразу две их песни ворвались в наш хит-парад по итогам апреля. Значит, все-таки возвращение состоялось, на группу вновь обратил внимание зритель и, несмотря на психоз по поводу ЛАСКОВОГО МАЯ, еще не все потеряно и вкус рок-аудитории еще не до конца утрачен. Возвращение состоялось, но ведь еще следует и закрепить, а затем продолжать держать «планку» (точнее, свою «фирму») на высоте. Это, по всей видимости, вскоре сможет сделать их новый, второй альбом, который должен увидеть свет в июне нынешнего года.

Следуя многочисленным прецедентам прошлых лет, музыканты не стали дожидаться выхода в свет пластинки и стали «раскручивать» будущий диск сами, запустив кассету с записью по студиям звукозаписи. Если верить руководителям студий, то спрос на АВТОГРАФ стал вновь появляться. Оригинал новейшей записи попал и в «Звуковую дорожку», поэтому все, что вы прочтете ниже, можно считать рецензией на будущий диск.

Итак, десять новых песен. При первом же, беглом, так сказать, прослушивании сразу обращает на себя внимание качество записи и совершенно неповторимый «саунд». Это именно «саунд», а не звук, т. к. после сотни советских фонограмм мне впервые в руки попала запись, отличающаяся прежде всего фирменным звуком. Не имея ничего против звукозаписывающих способностей Саши Кальянова (фонограммы Пугачевой, Николаева, Преснякова, Газманова и других), а также Андрея Ветра или Саши Кутикова, хочу заметить, что им, как и многим советским звукорежиссерам, не хватает какой-то изюминки, мельчайших штришков, отличающих их записи от «фирменности» фонограмм АВТОГРАФА.

Группа здесь действительно звучит «по-американски» (именно так, потому что англичане пишутся несколько иначе, более плоско, без насыщения и объемности звучания инструментов). Столь необычное по колориту звучание — результат тщательной работы звукорежиссера Дворца молодежи Игоря Замараева (вспомним, кстати, его последние работы: АЛЬЯНС, НРГ, Сергей Минаев, новейшая работа АРИИ — нельзя не согласиться, что в каждой из них чувствуется великолепная рука мастера) и клавишника группы Руслана Валонена, явившегося еще и продюсером будущей пластинки. Огромную помощь в их работе им оказали еще два человека, о которых нельзя не упомянуть, — это Иван Евдокимов и Сергей Рылеев.

Вроде прослушивание приводит уже совсем к иным размышлениям. На передний план выходят аранжировки и мастерство инструменталистов. Пожалуй, единственное слабое место будущего диска — некоторая несовместимость ряда инструментальных и вокальных партий. Но, вполне возможно, это лишь мое субъективное мнение и кому-то это покажется не так.

Построение большинства песен также идет по американскому принципу (ох уж это «пагубное» влияние «дикого» Запада) — мощное гитарное вступление, клавишный пассаж, электронно-духовой микс и хоровое пение в припевах. Две песни («О, мой мальчик» и «Казенный демон») перекликаются по музыкальным темам с лучшими работами ДЖОРНИ, ФОРЕЙНЕРА, КАНЗАСА (моей любимой группы. — Д. Ш.), позднего ЧИКАГО. Причем поклонники этих групп обязательно примут на ура новый АВТОГРАФ. Если раньше музыка группы была в чем-то сродни ГЕНЕЗИСУ и ЙЕС, то теперь стилистика несколько упростилась, осовременилась, задышала свежим звучанием.

Из 10 песен — 5 баллад с романтическими настроениями текстов. Причем это прослеживается как в названиях песен («Странник», «Казенный демон», «Амур», «Камень», «Колокол», «Мастер»), так и в содержании (aвтор текстов Сергей Патрушев, он же тесно сотрудничает и с Андреем Мисиным).

Камень смотрит в небо,
Камень ищет рай,
Тот далекий край,
Где он был звездой…
Фосфор неба свернут в темную спираль.
Бесконечна даль
Над землей пустой.

АВТОГРАФ полностью отошел от любовно-патетической тематики к романтизму, который больше подходит к «металлу», чем к их стилистике. Судите сами: «сатана, демон, грозы, замки, восходы и закаты, звездная пыль» (песня «Мастер») — это так похоже на добрые сказки для взрослых, присутствующие в песнях РЭЙНБОУ или ДНО, ВАРЛОК или СИНДЕРЕЛЛЫ. Не говоря уж о тех группах, названия которых уже были упомянуты (КАНЗАС, ДЖОРНИ). И в то же время в них присутствует аллегорическая социальность (почему-то долгое время у нас было принято так — раз уж социальность, то лозунгами и шаблонами прямо «в лоб»), проявляющаяся в достаточно тяжелом настроении трех основных песен диска: «Каменный край», «Колокол» и «Странник».

Открывает пластинку сильнейшая композиция «Город», которая являет собой совершенно точный портрет экологического и урбанистического загнивания огромных городов планеты и полное падение морали людей, живущих там. А закрывает — песня «Каменный край» (так и называется этот диск), которая является логичным финалом и подчеркивает концептуальность новой работы АВТОГРАФА. По идее, все пластинки такими полноценными и должны быть. Только, к сожалению, не у всех получается. АВТОГРАФУ это удалось сделать. На высочайшем уровне остается ритм-секция (Леонид Гуткин и Виктор Михалин). Великолепен саксофон Мазаева (кстати, оказалось, что он еще и неплохо поет в песке «О, мой мальчик»), и по-прежнему необычно и загадочно звучит гитара Саши Ситковецкого. Кстати, функции гитары стали более разнообразными. Если раньше гитара Ситковецкого использовалась только как солирующий инструмент, то теперь, при использовании 6 (!) разнообразных по звучанию и функциональным данным гитар, стало возможным насытить партитуры песен чистыми (я бы даже сказал, кристальными) звуками струн. А максимальное обилие тонкостей и деталей, которые вы услышите на пластинке (может быть, вообще впервые на диске, выпущенном у нас в стране), дополняется присутствием более пятидесяти (!) музыкальных инструментов, используемых при записи альбома, к чему опять же причастен Руслан Валонен.

А как здорово стал петь Артур Беркут!

Не уверен, что пластинку ждет массовый коммерческий успех (к счастью, АВТОГРАФ не МИРАЖ и не ЛАСКОВЫЙ МАЙ), но ряд песен, уже достаточно раскрученных ТВ («О, мой мальчик» или «Я люблю» — финал конкурса видеоклипов, «Утренняя почта», «Взгляд»), а также уже услышанных зрителями на концертах, смогут занять достойное место не только в сердцах слушателей, но и в хит-параде «ЗД». Как, впрочем, и будущая пластинка на полках у меломанов.

P. S. С 18 по 21 мая в УСЗ ЦСКА вы сможете услышать новые песни группы АВТОГРАФ в программе режиссера Вадима Короткова «Рок-философы». В программе, посвященной интеллектуальной музыке, вы также встретитесь с Андреем Мисиным, группами АЛЬЯНС и НРГ.

Советуем не пропустить отпущенного вам шанса.