Увертюра для АВТОГРАФА

Авторы:Головко Г.
Издание:Московский Комсомолец
Дата (номер):1981. - 3 июля
Размещено:3 октября 2016

Лето 72-го было запоминающимся — стояла страшная жара, високосный год всегда какой-то особенный. Особенным он стал и для группы молодых музыкантов, решивших тогда создать новый ансамбль и, видимо, отдавая дань капризам природы, назвать его просто ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО.

Частые изменения в составах тогда не были редкостью, но они носили скорее миграционный характер. В поисках собственного творческого лица шла как бы притирка друг к другу. Так через «високосников» прошло немало интересных профессиональных в настоящее время музыкантов: Кутиков, Ефремов (МАШИНА ВРЕМЕНИ), Абрамов (АРАКС), Кельми (новая группа Ленкома) и, наконец, Александр Ситковецкий, сегодняшний руководитель АВТОГРАФА.

Два года назад, когда казалось, что уровень участников ансамбля ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО уже достиг определенных высот, группы с таким названием не стало. Но уже через месяц после распада Александр Ситковецкий собирает новый состав из музыкантов… ранее не имеющих почти никакого отношения к рок-группам. В поисках названия из орфографического словаря было отобрано семьдесят звучных существительных. После общего обсуждения рождается имя — АВТОГРАФ.

Вскоре, не имея практически ни одного концертного выступления перед слушателями, новый ансамбль получает приглашение на Тбилисский фестиваль популярной музыки и становится его лауреатом. В оценке жюри отмечается свежесть, оригинальность и актуальность композиций АВТОГРАФА. Напомню, что для большинства участников группы это был не только первый успех, но и первый выход на большую эстраду. Долгие часы, проведенные в репетиционном зале, не проходят даром — уже в конце этого же года их программу принимает «Москонцерт», и АВТОГРАФ становится профессиональной рок-группой.

Столь стремительное творческое становление, видимо, будет более понятно, если читатель познакомится с каждым из музыкантов ансамбля.

Александр Ситковецкий родился в музыкальной семье. Наследственность предрекала ему судьбу скрипача, но классическое музыкальное воспитание отнюдь не помешало стать одним из самых виртуозных гитаристов в стране. Скорее наоборот, помогло найти свой подход к современной популярной музыке, найти единомышленников.

Среди них заставленный на сцене батареей всевозможных клавишных, мини- и мульти-синтезаторов Леонид Макаревич (предвидя вопросы читателей — к Андрею Макаревичу никакого отношения не имеет). Несколько лет назад после заключительных дипломных аккордов второго концерта Рахманинова присутствующие в зале товарищи из консерватории аплодировали ему стоя, единственному со всего курса. Навряд ли молодой пианист предполагал тогда играть в ансамбле, исполняющем, хотя и достаточно сложную, но все-таки музыку развлекательного характера. Были сомнения. Но они рассеялись вместе с первыми самостоятельно извлеченными на синтезаторах звуками.

Самый молодой участник группы — бас-гитарист Леонид Гуткин. Любимый музыкальный инструмент — фагот. После окончания в этом году музыкального училища при консерватории собирается и дальше совершенствовать свою игру на фаготе, уже в самой альма-матер. Так что не исключена возможность появления в АВТОГРАФЕ и супердуховой секции.

Выпускником музыкального училища при консерватории является и Виктор Михалин — ударные. Его «агрессивную» исполнительскую манеру можно было заметить еще по выступлениям на голубом экране эстрадно-симфонического оркестра под управлением А. Михайлова, где он раньше работал. В ансамбль пришел совсем недавно, но, судя по последним московским гастролям, это почти не сказывается.

Как видим, все музыканты пришли на профессиональную сцену с достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки, и для «дебютантов» необходима была лишь некоторая перестройка уже имеющихся навыков.

В то же время в музыкальной стилистике ансамбля появились свежие элементы. Так, к характерным гармоническим построениям опытного Александра Ситковецкого, отличающимся достаточной музыкальной ясностью, добавились сложные ритмические пассажи Леонида Гуткина, академический профессионализм Леонида Макаревича. Взаимное обогащение стилистического языка особенно заметно на примере наиболее известных композиций АВТОГРАФА. Так, в инструментальной пьесе «Пристегните ремни безопасности» интересен органичный сплав самых различных, кажущихся порой несовместимыми ритмических интонаций. Гармоническое непостоянство и импульсивность одной из самых удачных композиций группы «Ирландия. Ольстер» придает ей более напряженный и остросюжетный характер. Заметно, что музыканты особенно много экспериментируют в области ритма, и именно это влечет за собой перспективу новых находок.

Сложно определить одним термином музыкальную направленность ансамблей, исполняющих полифоническую, многостилевую музыку, музыку, как сплав элементов самых различных ее видов. И, пожалуй, термин «прогрессивный» или даже в какой-то степени «интеллектуальный» рок для характеристики АВТОГРАФА направит читателя на поиск аналогов. И они, несомненно, есть. Однако на нашей профессиональной эстраде таковых, пожалуй, не имеется.

Мы не упомянули пока, что АВТОГРАФ — и песенная группа. Порой удивляешься, как удается в бешеном ритме некоторых композиций разобрать смысл слов, которые автоматной очередью успевает пропевать вокалист АВТОГРАФА Сергей Брутян. Знание в совершенстве нескольких иностранных языков, в том числе и восточных, так же как и особенности его вокальных данных, позволяют певцу ненавязчиво, как бы не замечая трудных звукосочетаний, соединять необходимую ритмику каждой словесной фразы со сложным музыкальным языком инструменталистов. И, надо сказать, в этом большая заслуга и авторов всех текстов группы молодых поэтов Маргариты Пушкиной и Бориса Баркаса. Впереди у АВТОГРАФА большая работа в студиях звукозаписи. Гастроли и репетиции. Новые эксперименты. Хочется верить, что они в какой-то мере расширят рамки обычного представления о жанре, в котором работает большинство наших вокально-инструментальных ансамблей.