«МАШИНА ВРЕМЕНИ — родной дом!»

Авторы:Мальгуй А.
Издание:Красная Смена
Дата (номер):1986. - 16 марта
Размещено:23 ноября 2016

«Уважаемая редакция! Обычно в публикациях об ансамбле МАШИНА ВРЕМЕНИ больше внимания уделяется руководителю группы А. Макаревичу. Но в коллективе есть и другие интересные музыканты. Например, клавишник А. Зайцев, который, насколько мне известно, является единственным участником коллектива со специальным музыкальным образованием. Было бы интересно более подробно узнать о нем.»

А. Лабкович, шофер, г. Минск.

— Александр, прежде чем начать конкретный разговор, пожалуйста, представьтесь нашим читателям, расскажите о вехах вашей творческой деятельности.

— Что ж, пожалуйста! Музыкой я начал заниматься благодаря маме и отцу с 6 лет. В 10 уже пел в капелле мальчиков. Как видите из концерта МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, эта практика не прошла даром: в ансамбле мне поручили некоторые вокальные партии поддержки. Далее был Московский институт культуры, который я окончил по дирижерско-хоровому отделению. В 1979 судьба забросила меня в ансамбль КОРОБЕЙНИКИ. Но вот уже четыре года я играю в ансамбле МАШИНА ВРЕМЕНИ, исполняю клавишные партии, немного пою.

— Согласитесь, Александр, интересная метаморфоза: сначала традиционные, более, чем посредственные ВИА, а потом работа в одной из самых влиятельных и популярных групп. Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальная разница в творческом процессе этих коллективов с той особенностью, что они являются будто бы представителями с одной стороны жанра эстрадного ВИА, а с другого — рок-музыки?

— Сразу скажу коротко: жанры в корне отличаются. Сейчас уже расформированный ансамбль КОРОБЕЙНИКИ специализировался на обработках русских народных песен. Разумеется, спеть лучше, чем это делает народ, вокально-инструментальному ансамблю, который не стремится к глубине сущности, не под силу. И поэтому в КОРОБЕЙНИКАХ было больше промахов, чем творческих находок. Жизнь ансамбля плыла по инерции. Часто было так, что на концерт КОРОБЕЙНИКОВ приходило всего 10-20 человек.

Совсем другое дело с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ. И дело не в том, что ансамбль давно находится в центре внимания публики. Дело в самой публике. Ансамбль собирает большую аудиторию (да и не одну молодежную), у которой есть желание не только познакомиться с состоянием дел в рок-музыке, но и в большой степени вынести с концерта тот эмоциональный заряд, какой мы создаем в меру своих возможностей. Поскольку мы не имеем права обманывать ожидания, то вынуждены работать с большой отдачей. Тут и большое количество репетиций, постоянная работа над репертуаром и аранжировками композиций. Разумеется, нам в этом деле надеяться не на кого, кроме самих себя.

— Да, согласно с традицией в рок-музыке, песни ансамбля МАШИНА ВРЕМЕНИ создаются участниками коллектива. Нашим читателям, наверняка, будет интересно познакомиться с некоторыми аспектами «технологии» творчества ансамбля, выбравшего новое направление современной музыки — бард-рок.

— Особенных секретов тут нет. Как известно, основным нашим авторам стихов и мелодий является Андрей Макаревич. Он и приносит песни, которые сначала исполняет нам на гитаре. После этого мы все на равных правах, в процессе творчества создаем то, что называется концертным номером. Но тут необходимо отметить одну особенность. Многие творения Андрея живут особой жизнью бардовской песни. Их можно исполнять также и с помощью рок-инструментария. Но тут очень важно не утратить чувство меры, чтобы песня не потеряла свое эмоциональное начало. Для этого мы пользуемся целым спектром музыкальных стилей: от кантри до тяжелого рока. С помощью такого сборного музыкального образа и создается творческий почерк ансамбля. Разумеется, музыкальный мир все время меняется: что-то забывается (иногда ненадолго), что-то возрождается на новом исполнительском и техническом этапе. Так появляется новое в рок-музыке, на что мы должны реагировать разумно и преломлять в своем понимании. Этот принцип мы считаем основным для того, чтобы музыкальное творчество МАШИНЫ ВРЕМЕНИ не атрофировалось с течением лет.

— Такие творческие принципы не могут не отражаться и на внутреннем «психологическом климате» ансамбля?

— Если вести разговор о «психологическом климате» ансамбля, то я бы его определил словом «чудесный». Полное взаимопонимание. Каждый участник коллектива может максимально проявить свой творческий потенциал. Главное, что нас наиболее радует — мы тут не одиноки. Во многих наших ансамблях существует настоящая творческая атмосфера, дух здоровой творческой конкуренции, который гарантирует гармоничное развитие всех направлений нашей современной музыки.

— Спасибо, Александр! Успехов в работе!

Перевод с белорусского Татьяны Фоменко.