Виктор — победитель

Авторы:Нестеренко И.
Издание:Ленинская Смена
Дата (номер):1989. - 26 декабря
Размещено:7 декабря 2016

Он тех, кто располагает к себе сразу, буквально с первых минут знакомства. Порывистый, душевно открытый, подкупающий внутренней деликатностью и каким-то просветленным мироощущением — за всеми превратностями жизни видит ее гармоничное, прекрасное начало.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как Виктор Зинчук впервые появился на экранах ЦТ. Это были программы «Женщина всегда права», «Ступени», «Взгляд», «50×50». В прокате идет документальная кинолента-монолог «Виктор — победитель» (ЦСДФ, режиссер К. Арцеулов): «О музыке, о жизни, о творчестве размышляет тридцатилетний рок-музыкант — гитарист-виртуоз». Сам Виктор трезво оценивает факт своей профессиональной исключительности («третья гитара мира» — исчисляют в фильме), видя в том некую условность, аванс на будущее.

— О самом себе говорить трудно, просто неудобно. Есть такой закон маятника, по которому человек если в чем-то силен, то в чем-то другом очень слаб. Укоренилось представление, что виртуозом является тот, кто в совершенстве владеет инструментом, играет быстро, по крайней мере, отчетливо. Для меня же высокая техника не самоцель. Мне она нужна ровно настолько, чтобы раскрыть суть, содержание музыкального произведения.

…»Полет шмеля» Римского-Корсакова и «Чардаш» Монти, увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки,марш из «Аиды» Верди, фа-минорная хоральная прелюдия Баха… Тем, кому довелось побывать на концертах смешанной поп-бригады, заезжавшей в Темиртау, наверняка запомнилось «живое», нефонограммное исполнение Виктора Зинчука. Рядом с той блескучей мишурой его звезда горела сильно и ярко. А ездить, выступать с кем только ни приходится: серьезная инструментальная музыка у нас, увы, в загоне.

— Гитарой начал заниматься давно, дискотек никаких тогда не было, и каждая московская школа, если не класс, имела свой ансамбль. Конечно, во многом подражали западным, но пытались делать и что-то свое. Потом — музыкальное училище им. Октябрьской революции. Учился на народном отделении, что не считаю зазорным. Вторая моя специальность — педагог детских музыкальных школ. Сознаюсь, детей люблю. Может, потому как человек я очень даже веселенький, не прочь посмеяться. Хотя в глубине души все-таки лирик и музыку предпочитаю грустную.

— О вас тепло отозвалась в одной из телевизионных передач Алла Пугачева…

— Да, она смотрела фильм, слушала мои кассеты. А в принципе я всегда старался пробиваться сам. Пытался создать ансамбли — ничего не выходило: запрещали, разгоняли. Довелось поработать и в разных коллективах: у Ю. В. Силантьева в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио, в АРСЕНАЛЕ у А. Козлова исполнял джаз и джаз-рок, у В. Леонтьева зарабатывал на гитару (инструменты у нас дорогие), был музыкальным руководителем у Ю. Антонова, с которым аранжировал и записал несколько пластинок.

Сегодня у Виктора своя группа — ХОРУС (от латинского — «аккорд»). В нее вошли зрелые музыканты: бас-гитарист Игорь Федоров из ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, барабанщик Сергей Смольянинов, игравший в ансамбле В. Ободзинского, группе ЭКСПРЕСС. Менеджером ХОРУСА стал Роман Емельянов, работавший в ПЛАМЕНИ с Катей Семеновой. Помимо интерпретаций классики, Зинчук сочиняет музыку, все активнее пробует себя в вокале.

— Отступил от своего максимализма. Вопрос, что предпочтительней — петь или играть, с повестки снят. Но все равно, думаю, играть труднее. У песенного творчества больше поклонников, а чистый инструменталист, каким бы мастером он ни был, столько слушателей не соберет. Это непременно сказывается на материальном существовании коллектива и каждого музыканта в отдельности. Бывало тяжко. На концертах пробуем устраивать небольшие викторины, предлагая публике отгадать тот или иной известный музыкальный фрагмент. Для победителей готовим призы — книги, пластинки с классической музыкой (своего диска у нас пока нет). Но все мимо: почти никто не отгадывает, и программу приходится менять на ходу. Такая картина не только у вас, в Темиртау, но и в Москве, везде.

В апреле Виктор Зинчук и ХОРУС принимали участие в фестивале «Интершанс-89», став его лауреатами. Атмосфера была деловой, присутствовали импресарио из многих стран. Появилась надежда на интересные предложения, поездки, съемки.

Многое связывает Зинчук и с дальнейшей работой в кино. На экраны вышел еще один документальный фильм с его музыкой — «Полярный мост» («Центрнаучфильм», режиссер А. Миронов) о первой международной лыжной экспедиции, прошедшей через Северный полюс в Канаду.

articles_00137_1