Я прорвался на этот концерт…

Авторы:Суранов Борис
Издание:Кукиш
Дата (номер):1990. - №7
Размещено:30 января 2017

Мемориальный концерт памяти Саши Башлачева, или?

Место проведения: г. Ленинград, БКЗ «Октябрьский».
Время проведения: 20.02.90, 19 часов.
Организаторы: БКЗ + Ленрокклуб.
Участники:
1. Задерий + Силя
2. Полковник
3. Андрей Машнин
4. Инна Желанная
5. Юрий Ильченко
6. Андрей Дворин
7. Рыженко + Сергей Быков + Файнштейн
8. Олег Гаркуша
9. Егор Летов
10. Янка Дягилева
11. Макаревич
12. Дюша Романов + Файнштейн
13. Шахрин + Бегунов
14. Шевчук + Никита Зайцев + Михаил Чернов

«А ну от винта! Все, все, все – от винта!» (А. Башлачев)

Концерт, посвященный двум годам со дня гибели Саши, открыли кадры кинохроники, запечатлевшие Сашу в кругу его друзей, на концерте были показаны и эпизоды похорон Саши, – в общем, все то, что уже было продемонстрировано на аналогичном концерте-мемориале год назад в ДК Пищевиков. Но в отличие от того, памятного многим плохой организацией, концерта, на этом «мемориале» (?) оргкомитет, видимо, учтя гневную статью в журнале «ЗЗЗ» N2, сообразил-таки вынести на сцену огромный портрет Башлачева. А ведущий концерта Анатолий «Джордж» Гуницкий постоянно выходил на сцену и успокаивал публику или призывал ее встать…

Джордж поведал почти пятитысячной аудитории о том, что такие мероприятия, своеобразные фестивали, должны проходить каждый год… Да, должны… Но немного на другом уровне и в другом месте. Конечно, БКЗ – это весьма шикарно и масштабно, но это слишком уже не рок-н-ролльный зал (и уж, тем более – не то место, где могут собираться лидеры андерграунда).

Концертом «за кулисами» правила Оля Слобоцкая с присущими ей, как всегда, энергией и гордостью (?). В связи с чем, естественно, были организованы полчища ментуры на редкость удивительной жестокости. Они безо всякой совести и жалости (?) могли спокойно свинтить какую-нибудь беззащитную тусовщицу, послать подальше музыканта или журналиста, а то и посадить последнего в свою «мусорку» (как это случилось, например, с Сережей Степановым, пытавшимся провести на концерт свою жену). Менты находились также и в зале, причем эти были в касках и жилетах (зачем? неужели люди, пришедшие на концерт с благородной целью, могли бы устроить дебош?), они отталкивали от сцены тусовку и выводили из зала «поджигателей», т.е. тех, кто зажигал огни… К чему весь этот маскарад, Оля?..

Теперь – непосредственно об участниках. Да, были отличные выступления (да почти все!), но, как говорится, и в семье не без…

Все выступавшие как бы делились на три команды: «старая гвардия» или «старперы», «новая гвардия» («Молодая …»?) или «нью-андерграунд» и исполнители, находившиеся где-то между этими двумя легионами. К последним я бы отнес выступления Задерия, Инны Желанной, Гаркуши, Полковника, ЧАЙФА и – как это ни странно – ТРИЛИСТНИКА.

Задерий открыл программу. Вышел на сцену и спел новые (или уже не новые?) песни, одна из которых и доказала, что Слава принадлежит именно к категории «между старыми и новыми». Так что не состарился Слава, нет… А на последней песне Славке помог Силя, сыграв на клавишах.

Гаркуша за неумением играть, как обычно, прочитал лишь два стиха.

ЧАЙФЫ в миниатюре (Шахрин + Бегунов) на высоком (профессиональном?) уровне отлабали свои хиты. Спели и «Поплачь о нем», и «Солдатов рок-н-ролла»… Вторая вещь, правда, написана как посвящение Славе Задерию, но на этом концерте она была спета как раз кстати (?).

Обалденное впечатление произвел на меня Дюша Романов с подстукивающим почти всегда не в такт Мишей Васильевым (тире — Файнштейном). Они назвали свой дуэт «маленьким ТРИЛИСТНИКОМ», оправдываясь тем, что «все еще впереди» (все – это что?)… Митек Дюша поразил, по-моему, всех сидящих в зале колоссальным голосом и красивыми распевами. А перкашн Фана вдруг перестала быть ненужной и подлила масла (?) в дюшинский вулкан, извергающий кайф…

А Инну не захавали. И она, спев пару вещей и уходя со сцены, с обидой процедила «Спасибо…»

«Старичков» на концерте представил Макаревич, БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ (проект С. Рыженко), Юрий Ильченко и ДДТ.

Макар с (видимо, очень большим) трудом, но все же вписался в тусовку концерта в основном за счет своих «острых» текстов.

Рыженко энд компани (в компании нашлось место и для Фана), «инвалиды рока», кроме одноименной темы, спели еще три, среди которых была и песня про Красную Шапочку (Волк: «Я тебя … шуба-дуба… съем!..»).

А про ДДТ (за исключением классных зайцевских партий на скрипке) как-то особо и говорить-то не хочется. Обычное такое «шефское» выступление – не больше. Да, между делом Шевчук под бурные аплодисменты зрителей пожелал всем, чтобы 1990 год стал «последним годом этой дурацкой власти»… (?)

К «нью-андерграунду» я отнес Янку и Егора (с одной стороны) и Машнина с Двориным (с другой).

Машнин запомнился мне этаким молодым человеком с не совсем окрепшим (по молодости?) голосом и, как заметил Артем Троицкий, с «неким налетом отчаяния»…

Через некоторое время тов. Троицкий был шокирован, услышав со сцены от Егора Летова следующие слова в его адрес: «Я приветствую всех интеллигентов типа Троицкого, превративших весь наш рок-н-ролл в большую жопу!..». Егор спел три свои сравнительно последних хита: «Веселое Время», «Неба Синь…» и еще что-то…

На картинке – Красная Морковь
Поезд вскрикнул, дернулась бровь…

Он будто провел лезвием по только что родившемуся ребенку, будто прошелся тяжелыми ботинками по еще не застывшему цементу… Такие вот ассоциации… Сильно и мощно! Не зря же Джордж Гуницкий, предваряя выступление Егора, сказал о Сибири громкие слова!..

Вслед за Летовым вышла Янка Дягилева. Для меня эта девушка сейчас – №1 на советской рок-сцене. В ее Мелодиях присутствует некий кайф, своеобразный симбиоз старинных русских распевов и песен хиппи. Ей-Богу, дрожь по спине, когда ее слышишь, особенно – когда она исполняет все эти фишки: «а-аа-ааа…» и т.д.

Дом горит, – козел не видит
Дом горит, – козел не знает,
Что козлом на свет родился
За козла не отвечает…

или

Иду я на веревочке, вздыхаю на ходу
Доска моя кончается – сейчас я упаду
Под ноги, под колеса, под тяжелый потолок…
Все – с молотка… А-а-аа…
О, продана смерть моя!..

После выступления Янки и Егора к рок-клубовцам пошла администрация БКЗ и возмутилась: «Вам больше делать нечего?! Кто эти гопники, выступавшие сейчас – тощий парень и толстая (?) девушка?! Не могли пригласить певцов получше?! Еще мата со сцены и не хватало!..»

А тем временем концерт подходил к концу. Опомнившийся, видать, сам, Джордж немедленно призвал толпу в зале встать и почтить память Саши. Врубили «Некому березу заломати», вышли почти все участники шоу (?). Лишь Егора не удалось уговорить выйти на сцену… Вышли и запели «Бей, Колокол!» из одноименного последнего альбома группы МИФЫ. Это и было финалом концерта. Затем (как кстати) последовало его продолжение: просто Макар и Ильченко чуть поиграли вместе… Эх, давненько не играли!..

21.02.90. Ленинград — Сыктывкар. Борис Суранов.

Эти наброски написаны не для прикола, – именно такое вот ощущение у меня осталось, когда я летел из Питера назад в Сыктывкар… Одним словом, –?