Алиса в стране чудес

Авторы:???
Издание:Аргументы и Факты
Дата (номер):1991. - №7
Размещено:22 марта 2017

На лестничной площадке было слышно, как он что-то наигрывал на гитаре. Он — это тридцатидвухлетний Константин Кинчев. Правда, в своей квартире среди полок с книгами (Толстой, Воннегут, Фромм) и игрушек его трехлетнего сына Кинчев был совсем не похож на неистового лидера группы АЛИСА, которой до недавнего времени официально запрещалось выступать в Ленинграде, Москве и других городах.

— Костя, злые языки до сих пор утверждают, что все инциденты на концертах АЛИСЫ, включая печально знаменитую драку в 1987 г. в Ленинграде с блюстителями порядка, после того как один из них ударил твою беременную жену, устраиваются АЛИСОЙ намеренно.

— Ничего себе, намеренно. Я тогда три месяца под следствием провел. Каждый день — к следователю и на протяжении 6-8 часов — очные ставки, допросы… Судебное дело выиграл, но скольких нервов мне это стоило. Что же касается драк, то я их не провоцирую, а наоборот: если вижу, к примеру, что девчонку или парня бьет какой-нибудь из омоновцев, тут же прекращаю концерт.

— То есть ты считаешь главными зачинщиками беспорядков ОМОН и милицию?

— Да, я считаю, что почти все драки на наших концертах были спровоцированы ими, а не АЛИСОЙ и ее поклонниками. Может, я много на себя беру, но думаю, что такая охрана нам и не нужна вовсе. Я один могу контролировать положение в зале. Вот недавно в Калининграде милиция отказалась работать на нашем концерте. Я попросил ребят не лезть на сцену и они не лезли.

— Думаю, что не все согласятся с твоим мнением о стражах порядка. Например, ленинградский телерепортер А. Невзоров рисует их иными красками…

— Начнем с того, что я познакомился с Невзоровым в 1987 г. Меня тогда в чем только не обвиняли, а он работал в передаче «Открытая дверь» вот я и решил в нее постучаться, чтобы мне самому дали высказаться по всем вопросам. Но вместо прямого эфира, вместо моего выступления было полтора часа мультфильмов. Я спросил его, что бы он сделал на моем месте. И знаешь, что ответил Невзоров? «Я бы повесился. АЛИСА антисоветская группа. А антисоветским группам не место на свободе». Видимо, в ту пору он был ярым коммунистом. Короче, для меня он — флюгер, который четко знает, за кем сила и власть, — на тех и работает. Я не чувствую в нем какого-то внутреннего морального стержня. Точно так же отношусь и к его репортажам. Кстати, и о нем написал песню. Называется «Звезда свиней».

— А на чьей стороне твои политические симпатии?

— Сейчас я, что называется, руками и ногами за Ельцина. Пусть он не умеет красиво говорить — или еще что-то, но мне нравится его позиция. Хотя я и отдаю себе отчет в том, что он политик, а политика — это лавирование. И если завтра он повернет в другую сторону, я не удивлюсь.

— Что ты думаешь по поводу того, что сейчас стали усиленно пропагандировать всевозможные верования?

— Хорошо, что вспомнили о религии. Хорошо, если бы в Бога истинно уверовало как можно больше людей.Меньше грязи будет в душах, ведь если выбрал Его, то искус насилия, власти, тщеславия, гордыни над тобой не возобладает.

— Но, если помнишь, после событий в Вильнюсе и Риге военные говорили, что над ними, кроме всего прочего, еще довлеет присяга…

— Если человек сам расписывается в том, что он болван, что им можно управлять как марионеткой, мне тут нечего добавить. Легче всего свалять вину со своих плеч на приказ неизвестного начальника. И фашисты во время войны так говорили. И энкэвэдэшники каялись: мы только исполняли приказы. Но на то мы и люди, что бы в каждой ситуации действовать так, как подсказывает совесть, если, конечно, она есть. А все оправдания насчет присяги только показывают, что совесть их не чиста и руки в крови.

— Ты сказал как-то, что находишься в стадии богоискательства. Что это значит?

— Я не крещеный и не христианин, хотя верую в Бога. Церковных канонов не приемлю, не люблю попов за то, что они врут. Вот был я в Печорском монастыре. Что там за попы такие пошли? Я приехал туда покаяться, чтобы мне показали дорогу, которой идти, а меня начали кадилом охаживать: «Бес, иди отсюда!».

— Концерты АЛИСЫ, кстати, часто называют «сатанинскими плясками»… Так поэтому ты и не любишь церковь?

— В бесовстве кого и за что только не обвиняли. Церковь и колядки, и праздник Ивана Купалы объявляла бесовскими игрищами. Церковники догматики, а любая догма убивает все живое. И мне это не нравится.

— Кстати, Костя, лично для меня в твоих песнях больше языческого, чем христианского.

— То, что Россия — языческая страна, для меня совершенно ясно. Мы поклоняемся-то чему, откуда энергию черпаем? Из воды, да земли, да огня. И как христианская церковь ни боролась, а народ языческие праздники до сих пор помнит и отмечает — и блины на масленицу печет, и колядует, и т. д.

— Может быть, раздвоенность русской натуры – вроде и не европейцы, и не азиаты — и мешает нам жить нормальной жизнью?

— А я считаю, что наша раздвоенность — это как раз и хорошо. Великая красота русского духа в том, что его носит по огромной амплитуде — то поднимает, то о землю ударит. Не то, что Европа живет — по маленькой. А середина — это болото, тлен. Ни горения, ни взлета. Правда, и падения нет. Но зато мы отдыхать умеем так, как никто другой.

Кстати, к вопросу о язычестве. Ты знаешь, что слово «кощунствовать» произошло от слова кощуны. А кощуны — это сказки, которые на Руси пели певцы-бояны. Они кощунствовали, то есть пели свои песни. Так что и мы сейчас кощунствуем.