Гитара, флейта и ТАМБУРИН

Авторы:Садчиков М.
Издание:Смена
Дата (номер):1984
Размещено:18 апреля 2017

Его песни многим кажутся странными. То, что делает Владимир Леви в музыке, не назовешь в чистом виде ни эстрадными, ни бардовскими песнями, ни рок-композициями. Начни их анализировать, обнаружишь множество стилей — от элементов старинной, средневековой музыки до рок-ритмов. Стихи тоже «не как у всех» — много образов, недосказанности, романтизма. Даже по названиям это почувствуете: «Садовник», «Шоколадные горы», «Бабочка», «Когда ласковый ветер», «Где-то далеко-далеко», «Крутись, колесико».

Элементов много, но есть главный стержень, и он, по-моему, в том, что Леви идет от традиций народной песни. Да-да, именно народной, хотя этого он не декларирует в лоб делает все деликатно и по-настоящему творчески.

Начинал он как бард. Пел под гитару, объездил полстраны по приглашениям клубов самодеятельной песни, выступал на знаменитых туристских фестивалях в Куйбышеве, где собиралась восьмидесятитысячная аудитория. Пел и играл на гитаре в популярном московском ансамбле ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, одно время был лидером этой группы.

В музыке бардов его привлекало вот что:

— Эти песни по настроению такие, что можно петь друзьям в компании, то есть рассказывать о своем сокровенном не на публику… Но ведь не сегодняшние барды открыли этот стиль, народные песни также очень интимны, доверительны.

Он вообще много думал об истоках того жанра, которым занимался. Думал, например, о том, что народная песня — это в принципе обыкновенная песня, но сумевшая так проникнуть в души, что и время ей стало не страшно. За счет чего проникнуть? Наверное, за счет мелодичности, простоты и музыкальной, и поэтической. Он заметил, что в народных песнях практически нет «шлягерных конструкций», то есть нет многократного повторения музыкальных и поэтических фраз, а именно этим стараются щегольнуть многие сегодняшние авторы. Зато есть недоговоренность, недосказанность, а значит, остается простор для фантазии слушателя. Не случайно ведь каждому из нас хотелось хоть раз в жизни не просто повторить чье-то исполнение народной песни, а спеть по-своему.

Хотя, несомненно, у каждого времени свой музыкальный язык, свои средства выражения, и не учитывать этого нельзя.

Полтора года назад Леви создает ТАМБУРИН.

Когда я пел свои песни просто под акустическую гитару, у меня в голове постоянно звучала музыка еще и других инструментов. ТАМБУРИН и должен был превратить эту музыку из фантазии в реальность. Ансамбль задумывался как театр музыкальных красок и инструментов, а не как ритм-секция. Инструментов мы используем множество: двенадцатиструнную гитару и флейту — прежде всего они создают узнаваемость стиля, а также кларнет, металлофон, ксилофон, цитру (гусли), фортепьяно, разнообразную перкуссию (ударные) плюс электрические и электронные инструменты, — сказал Леви.

Естественно, для решения таких задач и музыканты нужны «не с улицы». Состав ТАМБУРИНА выделяется среди групп рок-клуба: клавишник Максим Логвинов и бас-гитарист Дмитрий Филимонов вскоре заканчивают музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Флейтист Юрий Данилов — инженер-программист, но владеет инструментом умело. Специалисты отмечают еще и такую деталь: флейта у Данилова часто звучит, как рожок, а это также дает колорит народной музыки.

Итак, ТАМБУРИН сегодня — именно та группа, чьи песни поначалу кажутся странными, но прислушайтесь — и убедитесь, что они расширяют ваши представления об эстрадной музыке, воспитывают хороший вкус, трогают душу, возвращают к истокам жанра, а не просто завораживают модными ритмами. Каждый концерт ТАМБУРИНА, каждая запись — это небольшой урок музыки и эстетики.

Только вот жаль, таких уроков группе удается дать пока немного. Выступает ТАМБУРИН редко — нет своей высококачественной аппаратуры, а как ее достать? Наверное, можно было бы дать столь интересному и профессионально подготовленному коллективу право на платные выступления, но для этого нужно тарифицировать музыкантов. ТАМБУРИН в принципе имеет на это право как лауреат первого городского смотра-конкурса ленинградских любительских групп и, пожалуй, заслуживает этого права как никто другой — именно за счёт не только оригинальности, а еще и воспитательного воздействия своей музыки. Но совет рок-клуба вопрос о тарификации ТАМБУРИНА пока отложил в долгий ящик. Думается, что такой нестандартный коллектив должен привлечь внимание и Ленконцерта, группа вполне могла быть прослушана на художественном совете и получить возможность для разовых выступлений. Да и Ленинградское отделение фирмы «Мелодия», которое несколько лет назад так удачно открыло фолк-рок-группу ЯБЛОКО, могло бы, обратив внимание на ТАМБУРИН, продолжить хорошее начинание пропаганды молодых ленинградских групп, синтезирующих современные ритмы с традициями русском песенной мелодики.

Фото М. Анастасьина.