Мандолина и ритм-компьютер

Авторы:Садчиков Михаил
Издание:Смена
Дата (номер):1986. - октябрь
Размещено:27 августа 2018

В почте рубрики «11 надежд» много писем с просьбой рассказать о группе АВИА. Этот год для группы — первый, но складывается удачно. Ансамбль стал лауреатом IV фестиваля ленинградских любителей рок-групп, а саксофонист Алексей Рахов, клавишник Николай Гусев, барабанщик Александр Кондрашкин были названы среди лучших инструменталистов. Трио выступало в программе «Диско-телетайп» в Театре эстрады, и там также было отмечено. АВИА вы могли видеть в передачах «Кружатся диски», «Музыкальный марафон», а вскоре увидите и в новой картине «Ленфильма». Ребята часто выступают в Ленинграде, побывали и на первых гастролях — в Выборге, Куйбышеве.

А почему все-таки АВИА? Странное название. Может быть, группа выступает от Аэрофлота? Есть ведь теперь вокально-инструментальные ансамбли, которые базируются при колхозах, даже при цирковых организациях… Но трио никакого отношения к этим парадоксам не имеет. Ансамбль этот любительский, входит в состав рок-клуба и статус коллектива менять не собирается. Николай Гусев и Алексей Рахов — сотрудники Государственного оптического института, Александр Кондрашкин — работник клуба «Ленэнерго».

Так почему же АВИА?

Ребята улыбаются и начинают, импровизируя, предлагать разные варианты названия. Но в итоге сходятся к тому, что они хотели стать «анти-ВИА», то есть непохожими на шаблонные ВИА. А заодно и посмеяться над штампами жанра — над «глубокомысленностью» текстов, над манерным поведением исполнителей. Поэтому и сделали АВИА ансамблем игровым, импровизационным, пародийным.

Гусев, Рахов, Кондрашкин на ленинградской любительской рок-сцене — лица заметные. Были участниками группы СТРАННЫЕ ИГРЫ. В прошлом году решили сделать новый состав, а главное, музыку обновить. Ребята очень дружны между собой, но как выступать втроем? Оказалось, и это не помеха. Кондрашкин умудряется теперь управляться с ритм-боксом и тут же играть на электронных барабанах и ксилофоне. Рахов вдобавок к саксофону освоил аккордеон; гитару, мандолину. Теперь они вполне могут отыграть концерт из инструментальных пьес, таких как «Шла Машина Грузовая», — фактурных, мелодичных. Сначала и хотели ограничиться инструментальной музыкой. Но публика явно ждала песен. Вокал группе был нужен, но брать певца и «ломать» мини-коллектив ребята были против. Решили… запеть сами, хотя прежде этого не делали. И запели! Правда, в подчеркнуто пародийной манере. и их вокальные минусы еще больше усиливали комический эффект.

«Ночная Прогулка», «Беспокойство», «Ночью В Карауле», «Весенняя Массовая», «Спокойной Ночи Всем», «Урок Русского Языка» — эти песни составили цикл, названный иронично «Жизнь И Творчество Композитора Зудова». Буйство вдохновения, творческий полет героя этого цикла приводит к рождению на свет песенки с липким мотивом и словами «Та-ра-рам-пам-пам». Смешно? Нелепо? Но, право, нашелся бы проворный поэт-песенник, сделал бы подтекстовку к этому мотивчику, уговорил бы записать кого-то из признанных «звезд», и, кто знает, не полилась бы эта песенка из радиоприемников, телевизоров, магнитофонов?..

С этой программой АВИА выступали перед разными зрителями, и перед так называемыми рок-фанами, и перед самой обычной аудиторией эстрадных концертов. Реакция была одной — аплодисменты, смех, улыбки. Все-таки у юмора, который точен по адресу, всегда найдется свой зритель. К тому же нашей эстраде катастрофически не хватает юмора. Жанр музыкальной эксцентрики впору заносить в Красную книгу. А ведь «предки» сегодняшних эстрадных исполнителей выступали на улицах, площадях как раз в жанре балагана, в веселых, игровых масках. И здесь АВИА — продолжатели народных традиций!

…Первый год их творческой жизни не оказался комом — это уже сейчас ясно. Но новичкам публика и специалисты всегда многое прощают. И, чтобы идти дальше, вновь удивлять, нужно куда больше усилий затратить. Сейчас АВИА готовит новую программу. Музыкальный материал в принципе подобран, а вот с либретто — проблемы. Ребята стараются все делать сами, а так ли нужно замыкаться? Почему бы не поискать талантливых сатириков, пародистов, не привлечь их. Жанр, в котором выступает трио, предполагает использование элементов театрализации, но втроем не развернешься. Почему бы не установить контакты с актерами любительских студий, тогда можно было бы сделать действительно музыкальный спектакль.

Так хочется, чтобы талант этих трех своеобразных музыкантов и актеров раскрылся полностью!

Обсуждение