Зеркало из бумаги

Как рассказать историю возникновения литературного альманаха «Отражение души», который создается стараниями ребят из йошкар-олинской литературной студии «Автограф» при ЛЖО «Апрель»(ДТЮ)? Все авторы, наверное, мечтали о своей книге, поэтому сколько авторов у альманаха, столько и историй. Его не было бы, если б не организатор и вдохновитель первого выпуска Наталья Реснянская, которая буквально все сделала своими руками — собрала материалы своих талантливых учеников-апрелевцев, разместила, оформила, написала вступительную статью и мини-характеристики каждого участника альманаха. (В первом выпуске много рукописных страниц.) Его не было бы, если б за дело не взялась Надежда Токтаулова, нынешний руководитель литературной студии, которая, сколько ее знаю, всегда мечтала об издательской деятельности. Придя работать в «Апрель», Надежда Васильевна обнаружила богатейший материал и родственные своим устремления и, естественно, с утроенными силами взялась за дело. В результате мы имеем уже 2 и 3 выпуски.

В некотором роде прототип, предшественник альманаха, короче говоря, то, без чего «Отражения» точно бы не было — это знаменитый апрелевский «Кляузник». Это страшного вида толстенная тетрадь, нечто вроде коллективного дневника, забора, записной книжки и доски объявлений, вместе взятых. Время от времени на его страницах наряду с дурацкими (гениальными) рисунками, записками, глупостями появлялись настоящие литературные произведения, достойные иного окружения, а рядом с такими достойными авторами, как Б.Г. или, к примеру, В. Цой, под некоторыми стихами ставились фамилии менее известных, но не менее одаренных молодых сочинителей. В 1998 году этих юных поэтов — а большинство материалов альманаха именно стихи — решено было поощрить, то есть опубликовать, и делать это и далее, по возможности чаще. На сегодняшний день «Отражение души» — это один «парадный», формата А4 экземпляр, частично набранный на компьютере, частично рукописный (последние выпуски полностью компьютерные), с вклейками авторских иллюстраций (художники Александра Дождикова, Михаил Желтухин, Надежда Токтаулова) и несколько в четверть уменьшенных копий. Тираж небольшой. Ничего интересного, казалось бы, так — отчет о проделанной работе, но тем важнее следующее: напечататься в «Отражении» для ребят, оказывается, гораздо почетнее и престижнее, чем увидеть свое имя в прессе или услышать по радио. Оценка и признание своих, кружковцев и преподавателей, дороже. Ведь здесь не только учат писать, советуют и хвалят — судят здесь порою строже, чем где бы то ни было, и если уж ты прошел отбор судей в лице Н.В. Токтауловой и твоя душа «отразилась» в литературном альманахе, значит ты действительно чего-то стоишь. Еще один важный момент: не надо полагать, что выпуск альманаха «Отражение души» — это всего лишь одна из составляющих обучения в литературной студии, демонстрация полученных умений и навыков: Для меня, например, было сюрпризом то, что печатаютcя далеко не все студийцы, есть и такие, кто, занимаясь уже второй год, не написал ни строчки вообще. О чем это говорит? О том, что альманах — результат, а не цель. Видимо, чувствуя и понимая это, не брезгуют, а, наоборот, считают большой честью для себя соседство с апрелевцами на страницах их альманаха даже известные у нас в городе поэтические имена (гости издания). Поверьте, напечататься на одних страницах с Е. Осокиной или А. Сидоркиной действительно почетно.

Пока альманах как лирический дневник: стихи, иногда стихи в прозе, короткие очерки — заметки о себе и о жизни. В перспективе — он разножанров (пьесы, рассказы, эссе), обрастает приложением (прикладываются именитые гости или отдельные объемные сочинения или что-нибудь еще) — увеличивает тираж и периодичность и остается тем, что есть и сейчас, — знаком неплохого уровня литературной жизни нашего города.

Евгения УСКОВА.

ПРОСМОТР

Обсуждение