Команда быстрого реагирования

Группа РАЗНЫЕ ЛЮДИ / Фото А. Шишкина
Группа РАЗНЫЕ ЛЮДИ / Фото А. Шишкина

Они действительно разные — эти РАЗНЫЕ ЛЮДИ: Александр Чернецкий, Павел Михайленко, Сергей Чиж (Чиграков), Олег Клим (Клименко) и Алексей Сечкин. На самом деле могло быть три разные команды, как вначале: в Харькове РОК-ФАНАТ с Чернецким в роли автора- исполнителя, ГПД с Михайленко и Дзержинский ГПД* с Чиграковым во главе. Но судьбе было угодно свести их вместе, а объединение столь разных людей в один коллектив, быть может, и дает им энергию.

А. СЕЧКИН. «Не помню, в каком году я попал в ХЭМЗ на фест.** Но мне это жутко не понравилось, особенно РОК-ФАНАТ. До конца не досидев, я уехал домой».

Там среди выступающих групп был ШОК с Михайленко, который через некоторое время расстался с группой, чтобы найти музыкантов-единомышленников. На рубеже 1986—1987 годов родилась ГПД, в состав которой вошли: Олег Клименко (гитара), Евгений Обрывченко (клавишные), Владимир Кирилин (барабаны) и Павел Михайленко (вокал, бас и автор песен). В таком составе ГПД просуществовала до лета 1987 года, когда желание двух приятелей — Михайленко и Чернецкого — поехать оттянуться в Ригу, случайно вылилось в выступление на проходившем там рок-фестивале. С собой у них были всего лишь простая гитара и раздолбанная губная гармошка, а для полного кайфа не хватало ритм-секции, которой стала пластиковая корзина для мусора. Спонтанно собравшийся коллективчик выступал под именем РАЗНЫЕ ЛЮДИ — такого образования на самом деле не существовало, музыканты играли в разных группах, но название пригодилось позже. Экспромт всем пришелся по душе. И несмотря на то что каждый пел свои песни, вместе это было целостно. Там же родилась идея объединения.

П. МИХАЙЛЕНКО. «Это было единственное, чему я отдавался полностью. Для меня главное было — существование группы в целом, и мне в общем-то было плевать на себя. Поэтому я со спокойной душой некоторые песни отдавал петь Чернецкому, так как видел, что он мог их исполнить лучше меня, и сценически, как личность, он был гораздо ярче. Когда Сашка пел, девчонки плакали, дарили ему цветы, чего со мной никогда не было».

О. КЛИМЕНКО. «Полгода сидели в подвале по 8 часов. Хотелось проверить на деле, тем ли мы занимаемся. С Чернецким пришло понятие рок-н-ролла как смысла жизни. У команды все было, предложения сыпались все круче, но появилось какое-то «одеяло», которое начали тянуть каждый на себя. Я остался с Сашей и Пашей, нужно было создать конструкцию, которая бы работала, хотя бы и втроем».

Летом 1988 года ГПД выступает в Ленинграде на 6-м рок- фестивале в одном концерте с АЛИСОЙ. Фанатеющая публика после Кинчева желала свалить с концерта. Но после первой же песни вся алисовская тусовка подоставала свои тряпки и флаги, и концерт закончился под дружное скандирование «Харьков!». В то время у Саши уже было плохо со здоровьем, ему было не только трудно петь, но даже просто стоять на сцене, но никому это не могло даже прийти в голову, с такой необыкновенной энергией и отдачей выступали ребята. Там же во время фестиваля они знакомятся с Чижом.

С. ЧИГРАКОВ. «ГПД мне нравилась и нравится до сих пор, а альбом ГПД — я слышал его и живьем — я считаю одним из крупнейших событий советской рок-музыки. И огромное впечатление произвел Чернецкий. А когда познакомился поближе, то был рад тому, что не обломался в них ни как в людях, ни как в рокерах».

В том же 88-м году некоторый разлад в группе, плюс болезнь Чернецкого*** уничтожили ГПД. Затем последовали лечение Саши в Ленинграде и съемка в фильме «Оно».

П. МИХАЙЛЕНКО. «В Питере в то время еще оставалось вино, ну мы его и набрали столько, что заснули с открытыми окнами, а проснулись слегка припорошенные снегом, а тем не менее бухла хватило еще на 3 дня. А вообще съемки запомнились работой с интересным человеком — Сергеем Овчаровым».

Группа возрождается на 2-м Харьковском рок-фестивале под новым, но уже знакомым названием РАЗНЫЕ ЛЮДИ, и с новым барабанщиком (Чернецкий — Михайленко — Клименко — Сечкин).

А. СЕЧКИН. «За 2 недели нужно было сделать программу. Дух демократии, т. е. что сыграл, то и сыграл, плюс ребята веселые — так меня и втянуло. А с приходом Чижа мне наконец- то понравилось по-настоящему работать в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ. Он такой обаятельный…»

П. МИХАЙЛЕНКО. «Он такой обаятельный, что мужики в кабаке на танец приглашают».

С. ЧИГРАКОВ. «Свое отношение и понимание рок-н-ролла у меня уже было, этому я стараюсь не изменять. Было всякое — и кабак, и металл, и танцы, но даже «Летучий голландец» я старался сыграть с чувством рок-н-ролла в душе. Так бывало в детстве — возьмешь гитару, хоть играть не умеешь, а перед зеркалом представляешь себя Ленноном — и это не дает свернуть с пути, да другого и не умею. Мне очень в кайф играть в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ, а до того групп было много, везде старались играть музыку, но музыку чужую: ДИП, ХИП, МАШИНУ… А здесь мы играем свою музыку и делаем с ней, что хотим, т. е. я делаю то, что хотел делать всю жизнь. Конечно, мешает несовершенная техника владения инструментом. Но, может, с другой стороны, это и плюс. Правда, очень тяжело делать песни и почти нигде их не играть».

Песни Чижа удивительно распевны, в них отражается весь песенный опыт российского народа — от фольклора до романса. А тщательно продуманные аранжировки делают группу яркой и самобытной. В сущности, это и есть настоящий русский народный рок-н-ролл. А то, что такая группа появилась в Харькове, неудивительно. Это теплый, светлый город, пожалуй, самый русский на Украине.

О. КЛИМЕНКО. «Я считаю, что команда, которая возникла, потенциально на порядок выше ГПД, и если бы не Сашкина болезнь, я думаю, сейчас нам не пришлось бы рассуждать о том, что мы многое играем с опозданием. По сути, мы команда быстрого реагирования».

А. ЧЕРНЕЦКИЙ. «По-моему, в 87-м году меня это (то, что происходило в то время в совке, — М. Р.) задело — хотелось говорить честно, с другой стороны — хотелось сделать рок-группу не по заклепкам («Воля и разум» и т. д.), а в русском значении «судьба»…

Поездка в Ригу, то, что группа так и не сыграла на Подольском фестивале, съемка в фильме «Оно» — это рок, «так было угодно Богу. А дальнейшее, я думаю, это уже механика, инерция. Роковая атмосфера в стране пропала, и на плаву остались группы с хорошей механикой, способной выдерживать перегрузки — моральные и физические, вероятно, отсюда так много срывающихся душ в этом безумии».

Концертов достаточно много, но хороших мало, и поэтому на них почти никто не ходит. Публика дикая, музыку практически не слушает, только «балдеет», размахивая руками. Молодым перспективным группам, играющим рок, очень трудно заявить о себе, тем более, если эти группы из провинции. Ни материальной, ни моральной поддержки у них нет. И существуют они только благодаря громадному духовному потенциалу или хорошо отлаженному механизму внутри них.

А. ЧЕРНЕЦКИЙ. «И мое мнение, сейчас этот механизм у нас работает надежно, выдерживает и может работать довольно долго, но пригодится ли он для чего-нибудь, наступит ли время, когда возникнет потребность в этом механизме?»

«В группе было всё, и всё преодолевалось, значит, этот механизм будет жить, лишь бы он был честно сделан, не застаивался, работал на износ, во всю мощь и давал импульс остальным».

П. МИХАЙЛЕНКО. «Мы все время влияем друг на друга, хоть и не признаем этого. Мне кажется, «Правду» я написал под влиянием «России» Чернецкого. И мне по фигу, что играть, в каком стиле — лишь бы это было честно и в кайф. Мы вместе взрослеем, изменяемся, и вместе с нами взрослеют и изменяются наши песни. С каждым годом мы все больше
разные — и это хорошо. Люди, с которыми я играю, вообще наш состав, я бы назвал «непотопляемым авианосцем» — если выходит из строя один, то все держится на остальных четырех, и главное — быть вместе».

Последний год РАЗНЫЕ ЛЮДИ выступают без Чернецкого. Саша нашел в себе силы выехать только на благотворительный концерт в помощь детям Чернобыля, в Минск и на Соловецкий рок-форум. А ребята пытаются своими силами, концертами, как-то помочь ему, собрать средства, необходимые для операций. И все вместе продолжают работу над новыми песнями, превратив Сашину квартиру в репетиционный класс.

МАГНИТОФОННЫЕ АЛЬБОМЫ
1. ГПД «Положение дел», 1987 г.
2. ГПД «Городской Психдиспансер», 1988г.
3. РАЗНЫЕ ЛЮДИ «Дезертиры любви», 1989г.
4. РАЗНЫЕ ЛЮДИ «Мазохизм» (акустика), 1990 г.
5. РАЗНЫЕ ЛЮДИ «Буги Харьков», 1991 г.

СОЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ
С. Чиграков «Глазами и душой», 1988 г.
А. Чернецкий «Боль» (акустика), 1988 г.
А. Чернецкий «Вера» (акустика), 1989 г.

В этом году фирма «Аудио-Украина» (Киев) готовит к выпуску диск «Буги Харьков»:
1. «Моя перестройка, мама». 2. «Ливень». 3. «Куры-гуси». 4. «В старинном городе О». 5. «Сенсимилья». 6. «Мне не хватит свободы» (посвящается А. Чернецкому). 7. «Русская («Хочу чаю»)». 8. «Дорогуша». 9. «Предпоследняя политика» (посвящается Полковнику). 10. «Глупенькая песня».
Муз. и тексты Сергея Чигракова (1, 3—10), Павла Михайленко (2), аранжировка гр. РАЗНЫЕ ЛЮДИ.

М. РАДИНА П. МИХАЙЛЕНКО Соловки — Москва

* г. Дзержинск Горьковской области.

** В 1986 году проходил рок-фестиваль в ДК Харьковского электромеханического завода.

*** У Александра болезнь Бехтерева, каждое движение приносит ему острую боль. Сейчас он с трудом передвигается на костылях, и болезнь прогрессирует.

ПРОСМОТР


Персоналии из статьи

РАЗНЫЕ ЛЮДИ
Чернецкий Александр
Чиграков Сергей

Обсуждение