Сто газет и одна соска

Кто-то пал жертвой арт рок-АССАмблеи, кто-то дождался широкого проката фильма С. Соловьева «Асса», но число видевших картину растет. Об этом свидетельствует почта «Курьера муз».

«Асса» не оставляет равнодушными своих зрителей, хотя мнения порой прямо противоположные. Но всегда ли есть смысл думать одинаково?

Вы видели «Ассу»? Тогда включайтесь в наш разговор — и о самом фильме, и о событиях, с ним связанных.

«Ассу» я смотрела с чувством, какое испытывают молодожены, когда какой-нибудь родственник-«остряк» преподносит им в подарок огромный газетный сверток, одного короткого взгляда на который достаточно, чтобы понять: там будет сто газет-оберток, а в середине упрятана соска. И дальше начинается глупая и досадная процедура развертывания: жертвы дарения максимально приятно улыбаются, только улыбка их как-то уж слишком подозрительно съезжает набок, а на осложненных двусмысленностью положения их лицах ясно читается: «Ну что бы ему… просто саму соску эту не подарить? Без банальных ста газет?».

Так вот первое, что не понравилось, — много длинного и мутного. Долго ходят туда-сюда герои. Долго и утомительно исследует камера ни к чему не имеющую отношения зимнюю Ялту… Долго и мутно тянется блуждание по каютам, гостиничным коридорам, просто так, где-то… Можно было бы предположить, что это метафора к жизни героев, но уж слишком туманная тогда метафора. Ускользает.

Еще не понравилось, что весь сюжет вычисляется, причем до мелочей: интересно, есть зритель, который не догадался, что Друбич убьет своего поклонника, если она нашла пистолет? А уж когда бедного Бананана усадили на заднее сидение между двумя головорезами (мой сосед слева сразу сказал: «Ща зарежут!»), вообще стало обидно…

Нет, я не против банальных поворотов сюжета и даже не против штампов ситуаций, но… но только если эта банальность чем-то компенсируется. Чем угодно можно заслонять штампы: хоть музыкой, хоть красотой пейзажа, но оставлять меня, зрителя, со штампом лоб в лоб…

От сцен, внимательно и с любопытством исследующих свежеубитых царя Павла и Крымова, я впала в явное недоумение. Сомнительные это какие-то сцены, поскольку после не так уж давно прошедших по экранам капиталистических телеубийств (мне настойчиво вспоминался «Спрут» и тому подобное, итальянское) от убийств у Соловьева кровь в жилах что-то не стынет. Не знаю, чего авторам не хватило: то ли опыта, то ли зверства. Это для жизни, наверное, хорошо, но в кино…

Еще показалось, что фильм устарел. Вероятно, лет несколько назад кто-то и ахнул бы от лобовых встреч с портретом Брежнева и церемонией его подчеркнуто идиотического награждения золотым оружием, назвав это большой смелостью и выводя из вышеуказанных кадров трагический вывод: мол, то, что вы видите — следствие печальных лет застоя…

Сейчас перестройка, но как-то я не уверена, что сегодня где-нибудь чего-нибудь в этом роде не происходит. А вы? Портрет Брежнева давно с улиц убрали. Не знаю, подзуживает ли где-то милиционер хулигана, чтобы он избил в камере «Не вписывающегося» в его милицейские представления парнишку, но, говорят, что подзуживает по-прежнему. Значит, дело в чем-то еще? Этого-то что ж не показали, ведь, судя по всему, собирались? Впрочем, может, «моральная старость» и не такой уж тяжкий грех: «8 1/2» Феллини после «Жертвоприношения» Тарковского тоже выглядит старым, как мир…

А понравился Бананан — Бугаев. Ради него, с головокружительной непосредственностью прожившего на экране жизнь простую, как Диоген в бочке, стоило «снять сто газетных оберток» — высидеть три окружающих самого Бананана и его историю бестолковых часа. Он один — Бананан — тащит на своем щуплом заду, так трогательно одетом в трусы до колен, — собственно смысл ленты. Бананан — это, пожалуй, и есть наша совесть, честь и искренность. Такая очень худая, злая и горькая, надоедающая такая, нехоленая… В последних кадрах, правда, под тяжкий груз этого смысла подставляет плечо Цой — опять-таки загнанный в затянутую, а потому досадно просчитываемую ситуацию. И все равно финал получается очень сильным, но выходит это скорее вопреки сценарию — просто такой уж сам Цой: несгибаемый, истовый.

Мне понравилась «Асса». Вывод какой-то неожиданный, наверное, но это главное: мне понравилась «Асса»! Только зачем все-таки в ней так много длинного, банального и мутного?..

В. РОМАНОВА.

ПРОСМОТР


Обсуждение