Archives

ЛУЧШИЕ ГОДЫ

Любительский ансамбль, образовался в конце 1967 на базе дворово-институтской группы СТЕКЛЯННЫЕ КАКТУСЫ, в которую входили школьники и студенты. КАКТУСЫ выступали в красных уголках жэков, репетировали на квартирах. Состав: Ринат Зобнин (гитара, вокал, руководитель), Юрий Фокин (ударные), Леонид Вдовин (бас) и Сергей Цирес (гитара). Половину программы составляли скопированные песни из репертуара РОЛЛИНГ СТОУНЗ, БИТЛЗ, КРИМ, МАНКИЗ, ЭНИМАЛЗ. Другая половина — собственные сочинения, преимущественно инструментальные («Мезозойская эра», «22-й день рождения», «Летняя история»). В 1968, с приходом новых музыкантов, ансамбль меняет название на ЛГ.

«Освобожденным солистом» (большая редкость в то время) становится студент МАРХИ Сергей Грачев, который, симпатизируя Тому Джонсу, привнес в репертуар «красивую» музыку. Его однокурсник Азик Зейналов исполняет партии клавишных и одновременно тянет группу к музыке соул. Открыв для себя творчество ЛЕД ЗЕППЕЛИН, участники группы ударились в психоделический авангард. Затем на репертуар оказала влияние ДИП ПЭРПЛ.

К концу 1971, вдоволь наигравшись на сейшенах, ЛГ начали увядать. Концерты давались все реже, а многочисленные проекты не получали развития. В 1972 группа распалась. В настоящее время почти все ее участники оставили занятия музыкой.

И. Зайцев

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Лоза Юрий

Певец, гитарист, поэт. Родился 1 февр. 1954 в Свердловске. В 3-летнем возрасте оказался с родителями в Алма-Ате, где провел детство, юность и поступил в университет на факультет геодезии. Увлекся музыкой и ушел из университета. После службы в армии работал, был музыкантом в бюро добрых услуг, играл на свадьбах и пр. Не известно, сколько бы это продолжалось, если бы его не пригласили в мало кому известный ансамбль КАЛЕЙДОСКОП.

В 1978 в творческой судьбе Л. происходят крупные изменения: его приглашают в шоу-группу ИНТЕГРАЛ — тогда еще самодеятельную. Вместе с И. выступал до 1982, но его роль там была весьма незаметной. С 1983 по 1987 — участник группы ЗОДЧИЕ, где также держится несколько обособленно. Наконец, в 1987 он порывает с 3., некоторое время выступает соло, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а в 1988 собирает группу ПЛЮС-МИНУС: Игорь Алексеев (клавишные), Андрей Богданов (бас), Владимир Симаев (гитара, ударные, электронные).

Л. известен широкой аудитории благодаря магнитофонным записям, в которых его композиторские и поэтические дарования раскрылись в полной мере. Их диапазон широк: от романсов до рок-н-ролла в музыкальном плане, и от сентиментальной лирики до едких сатирических пародий — в поэтическом. Л. снялся в роли главаря бандитов в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», исполнив несколько вокальных партий.

Я. Солдатенков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

КАБИНЕТ

К. собрали в 1981 студенты МГУ Илья «Папа» Шестаков (вокал), Егор Новиков (гитара), Павел Арапенков (бас), Александр Маликов (ударные). Одна из первых московских групп, игравших ска и рэггей. Тексты писал Шестаков. Извечное разгильдяйство вносило в их выступления некоторую непредсказуемость.

Большое внимание уделялось имиджу и театрализации. Над костюмами и сценографией работали московские художники Никита Алексеев и Никола Овчинников.

Весной 1986, в разгар признания, все внезапно оборвалось — исчез Шестаков и объявился год спустя в Вильнюсе. К тому времени Новиков и Маликов уже работали со Скляром (ВА-БАНК).

Студийных записей К. не имеет.

В. Марочкин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ / НИИ КОСМЕТИКИ

Группа родилась из тусовки в подвале булгаковского дома в 1984. Первоначальное название — МЕТАЛЛОЛОМ. Лидер группы — Михаил «Мефодий» Лузанов — ранее был директором районного ДК, избирался депутатом сельского Совета. Творческое кредо группы характеризуют следующие принципы: «Основной идеей… является защита прав человека. Мы высмеиваем ханжество, ненавидим жестокость. Некоторой иронией над наивностью героев наших песен мы пытаемся слушающих нас людей предостеречь от легковерия и стереотипных взглядов на жизнь, так долго воспитывавшихся в нас».

До конца 1988 группа находилась в глубоком андеграунде, и ее появление на фестивале рок-лаборатории «Первый панк-съезд» вызвало ажиотаж. ИК выглядит квазиэссенцией тусовки: во время представления на сцене больше шоуменов, чем музыкантов. Работает в стиле новой волны. Имидж Лузанова шокирует случайно забредших на концерт «приличных» рок-любителей. В последнее время ИК блистал (под фонограмму) в ревю «Русская эротика».

Самые популярные песни: «НКВД», «Песня про пушку», «Половое равенство — это миф», «Оборотень-лис».

В. Марочкин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВИКТОРИЯ

Неофициальные данные, полученные от некогда подпольных рок-менеджеров, свидетельствуют, что в конце 70-х на самостоятельной сцене по числу поклонников 3-е место занимала группа ВИКТОРИЯ (2,5 тыс. фанов), после МАШИНЫ ВРЕМЕНИ (5 тыс. чел.) и ВИСОКОСНОГО ЛЕТА (3,5 тыс. чел.). В. создана на основе ансамбля ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, игравшего хард-рок собственного сочинения (солист — А. Давидян). До этого момента судьба несколько раз сводила музыкантов, образовавших ядро новой группы. Осенью 1974 любители столичного рока могли присутствовать на нескольких скромных концертах группы в составе: Т. Мардалейшвили (бас), В. Шморгунов (гитара, вокал — оба ранее в ИСКАТЕЛЯХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ), А. Воронов (клавишные, вокал), В. Ефремов (ударные, иногда его подменял А. Данилович).

Тимур Мардалейшвили, хладнокровие и рассудительность которого могли бы войти в поговорку, известный как бас-гитарист, спустя полтора года напряженного труда достигает высочайшего уровня лидер-гитариста. Александр Воронов играл в студенческой группе ЛАБИРИНТ, в МОЗАИКЕ, в которой все было поставлено на суперпрофессиональную основу: играли по партитурам, пели на 6 голосов.

Именно Тимур и Александр взялись за создание В. в составе: Мардалейшвили (гитара), Давидян (вокал), Воронов (клавишные, вокал), А. Седельковский (бас), Ю. Титов (ударные). Группа собралась в февр. 1977, а уже к лету программа из музыки, написанной Мардалейшвили и Вороновым, была готова. Фаны считали, что В. играет арт-рок, Воронов называл это техно-роком, исходя из технической упакованности группы. Как бы там ни было, из викторианского тумана нет-нет да выглядывало лицо ЙЕС, хотя особого единства музыкальных привязанностей у музыкантов В. не было.

В июне 1977 вместо Седельковского на бас-гитарную вахту заступает Ю. Иванов (ранее — в БЕЗБОЖНИКАХ, ГЛОРИИ, АДАМЕ, СКОМОРОХАХ). Имея опыт работы в рок-ансамблях и с менеджерами, Иванов выводит практически готовый, но не смелый состав в люди, привнося в В. изящество, недостающий артистизм, и, наконец, вывозит засидевшихся в столице музыкантов в Ленинград.

Однако долго задерживаться в арт-роке Иванов не стал, и вместо него в апр. 1978 появляются братья Павел и Александр Смеян. Первый пел и играл на саксофоне, второй — бас-гитарист. Вновь прибывшие вместе с Титовым пытаются направить В. в русло джаз-рока. Во внешне стабильном организме начинается брожение — Тимур, не говоря никому ни слова, репетирует с АРАКСОМ, Воронов продолжает бороться за арт-рок, хотя борец из него получается неважный. Недостаточно профессиональный, но искренний вокал Давидяна положение спасти не может. Арт-рок не получает широкого признания у аудитории слушателей, хотя многие интеллектуалы, сидя дома, отдают предпочтение группам ЙЕС и ДЖЕНЕЗИС. Музыка, зовущая к внутреннему созерцанию, погружению, к путешествию в лабиринтах философии и религии, не находит отклика у чересчур конкретно мыслящей публики. Были у В. и собственные недостатки, ускорившие ее увядание. Главный из них — отсутствие так называемого эмоционального крючка — и тормозил «раскачку» аудитории. Последний концерт был дан в начале нояб. 1978. Воронов уходит в МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Мардалейшвили окончательно обосновывается в АРАКСЕ.

Однако осенью 1979 музыканты собираются вновь. На гитаре играет С. Березкин, на басе — возвратившийся Седельковский, на ударных — М. Тюфлин. Реставрируются старые песни, сочиняются новые, но начатый было новый виток заканчивается по-старому: Давидян настаивает на замене Тюфлина все тем же Титовым, а Титов меняет Седельковского на Смеяна. Очередной заход в сторону джаз-рока вынуждает окончательно уйти из состава Воронова. Переключившись на фанки-соул, В. держится до 1980 и распадается.

В настоящее время Мардалейшвили не играет ни в одном из составов. Его затянувшуюся медитацию можно расценивать как огромный минус для отечественной рок-музыки. Воронов продолжает дело своей жизни — играет арт-рок в группе ПРОГРЕСС и создает фонотеку тембров различных синтезаторов. Титов оставил музыку. Давидян, взяв для подпевок темнокожих певиц, поет в соул-манере в группе АЛЬТЕР ЭГО. Павел Смеян, после трагической смерти брата Александра, работал в группе Театра имени Ленинского комсомола РОК-АТЕЛЬЕ. В настоящее время известен как поп-исполнитель.

М. Пушкина

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ

Владимир Синий и Игорь Шапошников из Челябинска создали замечательные записи, используя лишь два магнитофона («Ростов» и «Электроника») и собственные голоса. Вся музыкальная основа бралась из инструментальных проигрышей песен ТОКИНГ ХЭДЗ, Б-52’S, Грейс Джонс и других известных исполнителей новой волны и диско путем «закольцовывания» фрагментов записи. Этот метод опробован ими впервые в 1983, задолго до Сергея Минаева и других отечественных диско-имитаторов. Эффект от соединения «фирменной» музыки, циничной панк-лирики и неординарной манеры пения Синего был потрясающим. Со временем дуэт стал использовать и музыкальные инструменты — гитару, синтезатор, саксофон, но в скромных пропорциях.

В 1988, после окончания службы Синего в армии, БРАТЬЯ перебираются в Москву, где впервые записывают альбом традиционным способом с помощью местных музыкантов. По словам Синего, это было вызвано тем, что у дуэта накопилось и ждало выхода множество ритмов и мелодий собственного сочинения. Результат, однако, оказался не столь оригинальным, как их ранние опыты. Эпизодические «живые» концерты успеха не имели.

Среди работ выделяется «Хали-гали» — один из классических артефактов неофициального советского рока. В целом, несмотря на неравноценность записей и их вполне естественную ритмическую монотонность, песни БПР, как правило, остроумны, неожиданны и по-своему весьма музыкальны. Уважение вызывает и изобретательность дуэта, нашедшего «концептуальный» выход в ситуации крайней нищеты. По сей день они сохраняют независимый статус и не сотрудничают ни с какими спонсорами.

А. Троицкий

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Барыкин Александр

Популярный певец, гитарист, композитор. Родился 18 февр. 1952 в селе Березово Тюменской области. Вместе с родителями переехал в подмосковные Люберцы. Окончил музыкальную школу. Долгое время участвовал в самодеятельных ансамблях. Профессиональную работу музыканта начал, выступая в ВИА МОСКВИЧИ (Ю. Слободкин, 1973-1974). До 1976 входил в состав ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА (П. Слободкин), после этого 2 года играл в сочинском ВИА ЖЕМЧУГ.

В 1979 создается группа КАРНАВАЛ (Москва) во главе с Б. В ее первый состав входили: В. Кузьмин (гитара, вокал), Е. Казанцев (бас), В. Болдырев (ударные). С ними Б. записывает первый магнитофонный альбом «Супермен» (1981), который и положил начало популярности исполнителя и его коллектива у массового слушателя. Причина такого успеха — не только несомненная одаренность самого Б. и его музыкантов, но и острая нехватка новых имен на отечественной эстраде, так же, как стилей и репертуара.

Из музыкальных течений ранний КАРНАВАЛ отдавал предпочтение рэггей и рок-н-роллу. С 1982 с Б. работают Р. Горобец (клавишные) , А. Бирман (бас), А. Аникин (ударные), А. Выпов (лидер-гитара). Новая концертная программа и запись магнитофонных альбомов 1983-1986 в стиле новой волны и рэггей — пик творчества Б. и КАРНАВАЛА.

В последние годы становится все более заметен интерес Б. к традиционной эстрадной песне, хотя и в этом жанре встречаются профессионально сработанные композиции («Букет» на слова Н. Рубцова). Б. — лауреат телеконкурсов «Песня-86, -87», участник двух последних «Рок-панорам».

Сегодняшний состав КАРНАВАЛА: Барыкин, Ю. Вильнин (лидер-гитара), Владимир Тесленко (клавишные), Игорь Шальнев (бас), Валентин Ильенко (саксофон, флейта), Александр Филоненко (ударные).

Н. Солдатенков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

АЛМАТА

Создана в 1987 в результате ухода из алма-атинского ансамбля АРАЙ 5 из 6 его участников: Байгали Серкебаева (лидер, клавишные), Булата Сыздыкова (гитара, вокал), Батырхана Шукенова (саксофон, вокал), Наджиба Вильданова (клавишные, вокал), Владимира Миклошича (бас-гитара).

Работая в АРАЕ в качестве аккомпанирующего состава Розы Рымбаевой, музыканты играли сольное отделение в стиле фьюжн. Основной композитор и аранжировщик — Серкебаев. На VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве А. занял II место, поделив его с АВТОГРАФОМ.

Ансамбль много гастролировал, всегда стремясь к творческой независимости (чем и был обусловлен уход от Рымбаевой и создание собственной команды). Став АЛМАТОЙ, группа резко поворачивается к электро-попу образца ЛЕВЕЛ 42 и Ховарда Джонса с элементами фьюжн.

А. — участники «Рок-панорамы-87», Дней советской молодежи во Франции (май 1988). В республике им сопутствует успех, они считаются лидерами казахской рок-сцены, хотя с 1989 живут в Москве и работают в Театре Аллы Пугачевой.

Новое название — А-СТУДИО.

Е. Бычков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

РОК-СИНДРОМ

РОК-СИНДРОМ на первом Российском фестивале гитарной музыки, г. Плес (Ивановская обл.), 2013 г.

Советская и российская метал-группа, существующая с 1986 года под лидерством гитариста, вокалиста, автора музыки и текстов Сергея Горбунова.

Первое официальное выступление группы прошло на 1-ом Горьковском Рок-фестивале «Рок-86» 30 октября 1986 года, группа получила положительные отзывы и одной из первых была принята в Горьковский Рок-клуб. Первый сольный концерт РОК-СИНДРОМА состоялся 5 марта 1987 года и назывался «Нездоровый ажиотаж». Группа принимала участие в концертах лауреатов первого горьковского рок-фестиваля, давала сольные концерты. Из первоначального состава РОК-СИНДРОМА к фестивалю «Рок-87» остался только Сергей Горбунов. Была сделана программа с новыми музыкантами, но группа была не была допущена до горьковской рок-сцены.

С 1991 года Сергей Горбунов сотрудничал в качестве гитариста с эстрадными и рок-исполнителями (в частности, осенью 1997 работал с группой КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА) и выступал с сольными программами на городских мероприятиях по стране.

В 1998 году Сергей Горбунов возродил РОК-СИНДРОМ, группа принимала участие в концертных программах многочисленных байкерских фестивалей по всей стране: Мотоярославец, «Энергия дорог» и многих других от Москвы до Дальнего Востока. В 2003 году был записан альбом «Рожденный Свободным» с сессионным участием музыкантов группы ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК. Группа постоянно выступала на различных фестивалях по стране, принимала участие в концертных программах Кубков и Чемпионатов Мира и Европы по различным видам спорта.

В сентябре 2015 года группа РОК-СИНДРОМ заключила контракт на выпуск альбомов от концерна «Soyuz Music». В 2016 году состоялся релиз «самого длинного рок-н-ролла в мире» на полный текст сказки «Конёк-Горбунок» Ершова длительностью 132 минуты.

Основной состав группы на текущий момент: Сергей Горбунов (гитара, вокал, автор музыки и текстов) и Анна Полтавская (безладовая бас-гитара). РОК-СИНДРОМ активно записывает альбомы, ведет концертную деятельность.

По материалам пресс-релиза группы

Основные сайты

Официальный сайт группы
Страница ВКонтакте

Энциклопедии

Страница в Википедии

Э.С.Т.

Группа ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ впервые заявила о себе еще в 1985 г., но тогда ее появление не было замечено, и на достаточно долгий срок Э.С.Т. изчезли из поля зрения столичных хэви-металл-фэнов.

Возвращение состоялось только три года спустя на «Фестивале надежд» московской рок-лаборатории. Изначально Э.С.Т. состоял из басиста-вокалиста Жана Сагадеева, гитариста Андрея Гернеза и ударника Виктора Гернеза. После ухода Виктора место ударника стало самым нестабильным в группе, пока в марте 1989 г. в Э.С.Т. не появился Михаил Сагал (экс-ХОПО). Кроме этого, в ноябре 1988 г. из АВЕРС в группу перешел гитарист Василий Болошицкий.

Тогда же, весной 1989 г., группа отправляется в Свердловск на фестиваль «Металлопластика» и возвращается оттуда с первым местом. Начинаются первые серьезные попытки пробиться и на западный рынок. Делами Э.С.Т. занимается Валерий Гаина. Группе удается провести трехнедельное западногерманское турне, но до выпуска альбома, несмотря на все приложенные усилия, дело так и не доходит.

В 1989 г. выходит первый магнитоальбом Э.С.Т. — «Русская водка», ставший смесью моторхэдовского саунда и чисто русского «революционного» настроения. Вскоре после этого в группу АНЧ уходит Гернеза, и на его место приглашается Марат Микаэлян.

Э.С.Т. записывает пластинку для «Мелодии», которая будет называться «Проба пера». Но, не дожидаясь ее выхода, осенью 1990 г. из группы уходит Болошицкий, который теперь играет в ЧЕРНОМ ОБЕЛИСКЕ.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.