Archives

ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ

Дуэт Московской рок-лаборатории — Андрей Якушин (вокал, экс-ОТВЕТНЫЙ ЧАЙ) и Сергей «Танненбаум» Бананов (ф-но) — просуществовал с зимы 1987 до весны 1988, но успел привлечь внимание специалистов и любителей. Прежде всего — необычностью подачи материала: Бананов в клетчатой тужурке тапера и Якушин в смокинге, с «бриллиантовой» брошью и искусственным цветком лепили на сцене образ человека, которого все обводят вокруг пальца, робкого, растерянного, неуклюжего, одним словом — неудачника. И в то же время этот человек настойчиво движется к цели, продираясь сквозь все преграды.

Песни Якушина представляли собой синтез традиций русского салонного романса и рок-музыки. Композиция «Сюрреализм» стала боевиком сезона 1987.

Дуэт не получился, с весны 1988 Якушин работал с ЖУРНАЛИСТОМ, а Бананов — в составе БРИГАДЫ С. Неожиданно для многих Якушин объявился в числе участников эстрадного телеконкурса «Юрмала-89», где занял предпоследнее место. В настоящее время он возобновил ПМ.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Группа относит себя к разряду играющих «дверной рок», или «рок распахиваемой ногой двери» (подобного направления придерживаются, по мнению «оптимальщиков», КАЛИНОВ МОСТ, ДДТ, ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА и КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР). ОВ создали друзья-одноклассники Олег Чилап (акустическая гитара), Александр «Заня» Липницкий (бас) и Петр «Пит» Аникин (клавишные), находившиеся под влиянием музыки БИТЛЗ, поэзии Блока и хрестоматийного марксизма. Выросший в добровольно созданном вакууме, без контактов с бурно развивающейся московской рок-тусовкой, ОВ решает выйти на сцену из уютной атмосферы интеллигентных кухонь с явным намерением создать оппозицию существующему столичному року. Среди разгула панка, новой волны и хард-рока образца ледникового периода группа сильно походила на компанию пришельцев, по ошибке командированных на столичную землю непредсказуемым космосом. Тем не менее легкий шок у публики вызвать удалось — песней «Русские в Афганистане» (1980).

В звуке OB революционной новизны не было. Их музыкальная концепция ни у кого восторга не вызывала: сырое звучание нестройных гитар, барабанная лажа. К тому же — напускная наглость на сцене, за которой музыканты пытались скрыть свою боязнь слушателей.

В начале 80-х ОВ начал разрабатывать «роколюционную теорию» марксистского рока в России. «Оптималыцики» нашли общий компонент, связывающий эти, казалось бы, совершенно несовместимые явления, — энергетичность. Именно на ее основе появляется песня «Читайте Маркса», за которую группа подвергнута остракизму и со стороны рокеров, и со стороны чиновников от культуры. Одни, как всегда, чего-то недоглядели, а вторые, как обычно, боялись переглядеть. Подобное отторжение только подлило масла в огонь творчества.

В 1985 ОВ материализуется в рок-пространстве с новыми песнями. Однако старая беда изолированности и на этот раз сыграла злую шутку — музыканты были в полном неведении относительно процессов, происходящих в питерских подвалах и московских подъездах. Когда они вышли к людям с намерением сразить всех своим великим марксистским нарезом, то оказались в расщелине между ушедшим под воду «Солнечным Островом» и ослепительным «Днем Серебра». От безысходности ОВ вступает в Московскую рок-лабораторию, где особенной популярностью не пользуется. Однако в других городах, далеких от скудного столичного изобилия, ее не слишком частые выступления встречают с подъемом (особенно резкий «Коллаж», более известный как «Пролетарии совести, соединяйтесь!»).

К счастью, идея политизации рока не оказалась навечно забетонированной в душах и в творчестве музыкантов группы. Наблюдается заметное движение, формируется свободное, более упругое звучание, основанное на гипертрофированном драйве. Происходит отход от музыкального мышления категориями БИТЛЗ, которые ранее считались единственно приемлемой версией толкования рока… Но слово все-таки первично в творчестве ОВ. Поэзия «О! Чилапа» местами грешит юношеским пафосом, однако в ней все больше проявляется оригинальный образ рок-интеллигента, не успевшего на праздник эпохи ДОРЗ и КРИМ, но интуитивно чувствующего его прелесть («Она похожа на 17-й день октября», «Вторая грязная война», «Разноглазый репей»…).

Группа стала лауреатом международного фестиваля «Ветер перемен» (Днепропетровск, 1988), обладателем малого хрустального яблока «За верность идеям Леннона» (фестиваль «Битломания», Днепродзержинск, 1989), приглашена на рок-фестивали в ЧССР и ПНР в 1989. В составе помимо Чилапа, Аникина и Липницкого играют Сергей «Зерги» Андрейцев (гитара, вокал) и Валерий Челиканов (ударные, флейта, вокал).

М. Пушкина

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЛУЧШИЕ ГОДЫ

Любительский ансамбль, образовался в конце 1967 на базе дворово-институтской группы СТЕКЛЯННЫЕ КАКТУСЫ, в которую входили школьники и студенты. КАКТУСЫ выступали в красных уголках жэков, репетировали на квартирах. Состав: Ринат Зобнин (гитара, вокал, руководитель), Юрий Фокин (ударные), Леонид Вдовин (бас) и Сергей Цирес (гитара). Половину программы составляли скопированные песни из репертуара РОЛЛИНГ СТОУНЗ, БИТЛЗ, КРИМ, МАНКИЗ, ЭНИМАЛЗ. Другая половина — собственные сочинения, преимущественно инструментальные («Мезозойская эра», «22-й день рождения», «Летняя история»). В 1968, с приходом новых музыкантов, ансамбль меняет название на ЛГ.

«Освобожденным солистом» (большая редкость в то время) становится студент МАРХИ Сергей Грачев, который, симпатизируя Тому Джонсу, привнес в репертуар «красивую» музыку. Его однокурсник Азик Зейналов исполняет партии клавишных и одновременно тянет группу к музыке соул. Открыв для себя творчество ЛЕД ЗЕППЕЛИН, участники группы ударились в психоделический авангард. Затем на репертуар оказала влияние ДИП ПЭРПЛ.

К концу 1971, вдоволь наигравшись на сейшенах, ЛГ начали увядать. Концерты давались все реже, а многочисленные проекты не получали развития. В 1972 группа распалась. В настоящее время почти все ее участники оставили занятия музыкой.

И. Зайцев

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Лоза Юрий

Певец, гитарист, поэт. Родился 1 февр. 1954 в Свердловске. В 3-летнем возрасте оказался с родителями в Алма-Ате, где провел детство, юность и поступил в университет на факультет геодезии. Увлекся музыкой и ушел из университета. После службы в армии работал, был музыкантом в бюро добрых услуг, играл на свадьбах и пр. Не известно, сколько бы это продолжалось, если бы его не пригласили в мало кому известный ансамбль КАЛЕЙДОСКОП.

В 1978 в творческой судьбе Л. происходят крупные изменения: его приглашают в шоу-группу ИНТЕГРАЛ — тогда еще самодеятельную. Вместе с И. выступал до 1982, но его роль там была весьма незаметной. С 1983 по 1987 — участник группы ЗОДЧИЕ, где также держится несколько обособленно. Наконец, в 1987 он порывает с 3., некоторое время выступает соло, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а в 1988 собирает группу ПЛЮС-МИНУС: Игорь Алексеев (клавишные), Андрей Богданов (бас), Владимир Симаев (гитара, ударные, электронные).

Л. известен широкой аудитории благодаря магнитофонным записям, в которых его композиторские и поэтические дарования раскрылись в полной мере. Их диапазон широк: от романсов до рок-н-ролла в музыкальном плане, и от сентиментальной лирики до едких сатирических пародий — в поэтическом. Л. снялся в роли главаря бандитов в фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», исполнив несколько вокальных партий.

Я. Солдатенков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

КАБИНЕТ

К. собрали в 1981 студенты МГУ Илья «Папа» Шестаков (вокал), Егор Новиков (гитара), Павел Арапенков (бас), Александр Маликов (ударные). Одна из первых московских групп, игравших ска и рэггей. Тексты писал Шестаков. Извечное разгильдяйство вносило в их выступления некоторую непредсказуемость.

Большое внимание уделялось имиджу и театрализации. Над костюмами и сценографией работали московские художники Никита Алексеев и Никола Овчинников.

Весной 1986, в разгар признания, все внезапно оборвалось — исчез Шестаков и объявился год спустя в Вильнюсе. К тому времени Новиков и Маликов уже работали со Скляром (ВА-БАНК).

Студийных записей К. не имеет.

В. Марочкин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ / НИИ КОСМЕТИКИ

Группа родилась из тусовки в подвале булгаковского дома в 1984. Первоначальное название — МЕТАЛЛОЛОМ. Лидер группы — Михаил «Мефодий» Лузанов — ранее был директором районного ДК, избирался депутатом сельского Совета. Творческое кредо группы характеризуют следующие принципы: «Основной идеей… является защита прав человека. Мы высмеиваем ханжество, ненавидим жестокость. Некоторой иронией над наивностью героев наших песен мы пытаемся слушающих нас людей предостеречь от легковерия и стереотипных взглядов на жизнь, так долго воспитывавшихся в нас».

До конца 1988 группа находилась в глубоком андеграунде, и ее появление на фестивале рок-лаборатории «Первый панк-съезд» вызвало ажиотаж. ИК выглядит квазиэссенцией тусовки: во время представления на сцене больше шоуменов, чем музыкантов. Работает в стиле новой волны. Имидж Лузанова шокирует случайно забредших на концерт «приличных» рок-любителей. В последнее время ИК блистал (под фонограмму) в ревю «Русская эротика».

Самые популярные песни: «НКВД», «Песня про пушку», «Половое равенство — это миф», «Оборотень-лис».

В. Марочкин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВИКТОРИЯ

Неофициальные данные, полученные от некогда подпольных рок-менеджеров, свидетельствуют, что в конце 70-х на самостоятельной сцене по числу поклонников 3-е место занимала группа ВИКТОРИЯ (2,5 тыс. фанов), после МАШИНЫ ВРЕМЕНИ (5 тыс. чел.) и ВИСОКОСНОГО ЛЕТА (3,5 тыс. чел.). В. создана на основе ансамбля ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, игравшего хард-рок собственного сочинения (солист — А. Давидян). До этого момента судьба несколько раз сводила музыкантов, образовавших ядро новой группы. Осенью 1974 любители столичного рока могли присутствовать на нескольких скромных концертах группы в составе: Т. Мардалейшвили (бас), В. Шморгунов (гитара, вокал — оба ранее в ИСКАТЕЛЯХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ), А. Воронов (клавишные, вокал), В. Ефремов (ударные, иногда его подменял А. Данилович).

Тимур Мардалейшвили, хладнокровие и рассудительность которого могли бы войти в поговорку, известный как бас-гитарист, спустя полтора года напряженного труда достигает высочайшего уровня лидер-гитариста. Александр Воронов играл в студенческой группе ЛАБИРИНТ, в МОЗАИКЕ, в которой все было поставлено на суперпрофессиональную основу: играли по партитурам, пели на 6 голосов.

Именно Тимур и Александр взялись за создание В. в составе: Мардалейшвили (гитара), Давидян (вокал), Воронов (клавишные, вокал), А. Седельковский (бас), Ю. Титов (ударные). Группа собралась в февр. 1977, а уже к лету программа из музыки, написанной Мардалейшвили и Вороновым, была готова. Фаны считали, что В. играет арт-рок, Воронов называл это техно-роком, исходя из технической упакованности группы. Как бы там ни было, из викторианского тумана нет-нет да выглядывало лицо ЙЕС, хотя особого единства музыкальных привязанностей у музыкантов В. не было.

В июне 1977 вместо Седельковского на бас-гитарную вахту заступает Ю. Иванов (ранее — в БЕЗБОЖНИКАХ, ГЛОРИИ, АДАМЕ, СКОМОРОХАХ). Имея опыт работы в рок-ансамблях и с менеджерами, Иванов выводит практически готовый, но не смелый состав в люди, привнося в В. изящество, недостающий артистизм, и, наконец, вывозит засидевшихся в столице музыкантов в Ленинград.

Однако долго задерживаться в арт-роке Иванов не стал, и вместо него в апр. 1978 появляются братья Павел и Александр Смеян. Первый пел и играл на саксофоне, второй — бас-гитарист. Вновь прибывшие вместе с Титовым пытаются направить В. в русло джаз-рока. Во внешне стабильном организме начинается брожение — Тимур, не говоря никому ни слова, репетирует с АРАКСОМ, Воронов продолжает бороться за арт-рок, хотя борец из него получается неважный. Недостаточно профессиональный, но искренний вокал Давидяна положение спасти не может. Арт-рок не получает широкого признания у аудитории слушателей, хотя многие интеллектуалы, сидя дома, отдают предпочтение группам ЙЕС и ДЖЕНЕЗИС. Музыка, зовущая к внутреннему созерцанию, погружению, к путешествию в лабиринтах философии и религии, не находит отклика у чересчур конкретно мыслящей публики. Были у В. и собственные недостатки, ускорившие ее увядание. Главный из них — отсутствие так называемого эмоционального крючка — и тормозил «раскачку» аудитории. Последний концерт был дан в начале нояб. 1978. Воронов уходит в МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Мардалейшвили окончательно обосновывается в АРАКСЕ.

Однако осенью 1979 музыканты собираются вновь. На гитаре играет С. Березкин, на басе — возвратившийся Седельковский, на ударных — М. Тюфлин. Реставрируются старые песни, сочиняются новые, но начатый было новый виток заканчивается по-старому: Давидян настаивает на замене Тюфлина все тем же Титовым, а Титов меняет Седельковского на Смеяна. Очередной заход в сторону джаз-рока вынуждает окончательно уйти из состава Воронова. Переключившись на фанки-соул, В. держится до 1980 и распадается.

В настоящее время Мардалейшвили не играет ни в одном из составов. Его затянувшуюся медитацию можно расценивать как огромный минус для отечественной рок-музыки. Воронов продолжает дело своей жизни — играет арт-рок в группе ПРОГРЕСС и создает фонотеку тембров различных синтезаторов. Титов оставил музыку. Давидян, взяв для подпевок темнокожих певиц, поет в соул-манере в группе АЛЬТЕР ЭГО. Павел Смеян, после трагической смерти брата Александра, работал в группе Театра имени Ленинского комсомола РОК-АТЕЛЬЕ. В настоящее время известен как поп-исполнитель.

М. Пушкина

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ

Владимир Синий и Игорь Шапошников из Челябинска создали замечательные записи, используя лишь два магнитофона («Ростов» и «Электроника») и собственные голоса. Вся музыкальная основа бралась из инструментальных проигрышей песен ТОКИНГ ХЭДЗ, Б-52’S, Грейс Джонс и других известных исполнителей новой волны и диско путем «закольцовывания» фрагментов записи. Этот метод опробован ими впервые в 1983, задолго до Сергея Минаева и других отечественных диско-имитаторов. Эффект от соединения «фирменной» музыки, циничной панк-лирики и неординарной манеры пения Синего был потрясающим. Со временем дуэт стал использовать и музыкальные инструменты — гитару, синтезатор, саксофон, но в скромных пропорциях.

В 1988, после окончания службы Синего в армии, БРАТЬЯ перебираются в Москву, где впервые записывают альбом традиционным способом с помощью местных музыкантов. По словам Синего, это было вызвано тем, что у дуэта накопилось и ждало выхода множество ритмов и мелодий собственного сочинения. Результат, однако, оказался не столь оригинальным, как их ранние опыты. Эпизодические «живые» концерты успеха не имели.

Среди работ выделяется «Хали-гали» — один из классических артефактов неофициального советского рока. В целом, несмотря на неравноценность записей и их вполне естественную ритмическую монотонность, песни БПР, как правило, остроумны, неожиданны и по-своему весьма музыкальны. Уважение вызывает и изобретательность дуэта, нашедшего «концептуальный» выход в ситуации крайней нищеты. По сей день они сохраняют независимый статус и не сотрудничают ни с какими спонсорами.

А. Троицкий

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Барыкин Александр

Популярный певец, гитарист, композитор. Родился 18 февр. 1952 в селе Березово Тюменской области. Вместе с родителями переехал в подмосковные Люберцы. Окончил музыкальную школу. Долгое время участвовал в самодеятельных ансамблях. Профессиональную работу музыканта начал, выступая в ВИА МОСКВИЧИ (Ю. Слободкин, 1973-1974). До 1976 входил в состав ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА (П. Слободкин), после этого 2 года играл в сочинском ВИА ЖЕМЧУГ.

В 1979 создается группа КАРНАВАЛ (Москва) во главе с Б. В ее первый состав входили: В. Кузьмин (гитара, вокал), Е. Казанцев (бас), В. Болдырев (ударные). С ними Б. записывает первый магнитофонный альбом «Супермен» (1981), который и положил начало популярности исполнителя и его коллектива у массового слушателя. Причина такого успеха — не только несомненная одаренность самого Б. и его музыкантов, но и острая нехватка новых имен на отечественной эстраде, так же, как стилей и репертуара.

Из музыкальных течений ранний КАРНАВАЛ отдавал предпочтение рэггей и рок-н-роллу. С 1982 с Б. работают Р. Горобец (клавишные) , А. Бирман (бас), А. Аникин (ударные), А. Выпов (лидер-гитара). Новая концертная программа и запись магнитофонных альбомов 1983-1986 в стиле новой волны и рэггей — пик творчества Б. и КАРНАВАЛА.

В последние годы становится все более заметен интерес Б. к традиционной эстрадной песне, хотя и в этом жанре встречаются профессионально сработанные композиции («Букет» на слова Н. Рубцова). Б. — лауреат телеконкурсов «Песня-86, -87», участник двух последних «Рок-панорам».

Сегодняшний состав КАРНАВАЛА: Барыкин, Ю. Вильнин (лидер-гитара), Владимир Тесленко (клавишные), Игорь Шальнев (бас), Валентин Ильенко (саксофон, флейта), Александр Филоненко (ударные).

Н. Солдатенков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

АЛМАТА

Создана в 1987 в результате ухода из алма-атинского ансамбля АРАЙ 5 из 6 его участников: Байгали Серкебаева (лидер, клавишные), Булата Сыздыкова (гитара, вокал), Батырхана Шукенова (саксофон, вокал), Наджиба Вильданова (клавишные, вокал), Владимира Миклошича (бас-гитара).

Работая в АРАЕ в качестве аккомпанирующего состава Розы Рымбаевой, музыканты играли сольное отделение в стиле фьюжн. Основной композитор и аранжировщик — Серкебаев. На VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве А. занял II место, поделив его с АВТОГРАФОМ.

Ансамбль много гастролировал, всегда стремясь к творческой независимости (чем и был обусловлен уход от Рымбаевой и создание собственной команды). Став АЛМАТОЙ, группа резко поворачивается к электро-попу образца ЛЕВЕЛ 42 и Ховарда Джонса с элементами фьюжн.

А. — участники «Рок-панорамы-87», Дней советской молодежи во Франции (май 1988). В республике им сопутствует успех, они считаются лидерами казахской рок-сцены, хотя с 1989 живут в Москве и работают в Театре Аллы Пугачевой.

Новое название — А-СТУДИО.

Е. Бычков

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.