Archives

ТЕХНИКИ СВЕТА

Группу собрал в 1985 Владимир Черныш (автор, гитара, вокал) в составе: Владислав Фирсов (гитара, вокал), Алексей Разумов (клавишные), Константин Булатов (флейта), Вячеслав Ситник (бонги), Евгений «Отец» Герасимов (звук). Название отвечало основному занятию музыкантов — студентов НЭТИ. Играть же они начали… акустику.

17 марта 1986 ТС прослушивают в Новосибирском рок-клубе, и наряду с общим одобрением они получают порцию неизбежных упреков в «аквариумизме». Присоединение басиста Сергея Живодерникова усилило электрическую основу. ТС входят в четверку лучших групп рок-клуба сезона 85/86, затем начинаются судорожные метания в поисках своего лица. К осени 1986, после ухода Булатова, Фирсова, Ситника (их заменили барабанщик-совместитель Ренат «Ронни» Вахидов и саксофонист из СТРАХОВОГО ПОЛИСА Андрей Турыгин), состав все более электрифицируется. В сезоне 86/87 ТС пытаются освоить рэггей и новую волну.

К 1988 в составе кроме Черныша и Герасимова появляются Андрей Федеев (гитара), Сергей Попов (бас, БЮРО ЗНАКОМСТВ), Евгений Ненашев (ударные). Удачные гастроли: Пермь (1987), Томск (дек. 1988).

Название группы со временем трансформировалось в ТЕХНИКУ ЛЮБВИ. В 1990 ансамбль дал всего один концерт.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

СТРАХОВОЙ ПОЛИС

Вадим Денисов начал петь в раннем детстве, в 12 лет услышал БИТЛЗ и стал бренчать на гитаре, в 16 — писал музыку и тексты и играл в школьном ансамбле ДЕЛО В ШЛЯПЕ. Поступив в пединститут в 1985, встретил там единомышленников из родного Академгородка: Евгений Величко (гитара, вокал), Александр Валов (гитара, вокал), Сергей Ведякин (бас, вокал), Владимир Суродин (ударные). Перебрав множество названий, они останавливаются на строчке из своего хита — СТРАХОВОЙ ПОЛИС.

Стиль определился почти сразу, имидж — черные костюмы, белые рубашки, галстуки и узкие темные очки, музыка — твист и «горячий» рок-н-ролл, общая любовь — БИТЛЗ. Но красивая, лучезарная музыка казалась крамолой дремучей администрации НГПИ. С начала 1986 СП, не найдя понимания в стенах родного института, вступает в новорожденный рок-клуб и вскоре становится его лидером. К концу года складывается стабильный коллектив: к Денисову и Ведякину присоединяются Игорь Мазин (гитара, вокал) и Сергей Ревин (ударные). В дек. СП с сессионным саксофонистом Андреем Турыгиным выступает в Ленинграде.

Весь 1987, несмотря на полное отсутствие условий, СП энергично репетирует, выступает и гастролирует, становясь лауреатом фестивалей в Новосибирске и Красноярске. В текстах начинают звучать социальные мотивы. В дек. 1987 вместе с другими ведущими коллективами рок-клуба, имеющими конструктивные программы, СП образует «Студию-8», продолжая активную работу, выступает по местному радио и ТВ. В начале 1990 Денисов, тяготея к профессиональной работе, ушел из СП, создав сольный проект КАПИТАН ДИК (дебют — весна 1990). Остальные музыканты пытаются реанимировать любительский СП.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЛОМБАРД

Образовался осенью 1981 из ансамбля радиотехнического факультета НЭТИ. После отчисления из института басиста и певца Андрея Юрьева Вадимир «Борода» Бугаев (гитара), Андрей Циневич (клавишные) и Виктор Чаплыгин (ударные) на его место приглашают автора-исполнителя Геннадия Пестунова и придумывают название ЛОМБАРД. В янв. 1982 по стопам Юрьева отправляется Циневич, в февр. на время уходит Чаплыгин. Их заменяют способные музыканты Александр Чумаков (клавишные) и Владимир Исаков (ударные). 12 мая 1982 Л. дает свой первый концерт, на котором прозвучала композиция «Инквизитор». На одной из репетиций музыканты за 3 часа наспех записывают 8 песен, составивших первый альбом. Осенью по объявлению приходит вокалист Юрий Бараненко и возвращается Чаплыгин.

Л. отказывается от клавишных, продолжает участвовать в институтских мероприятиях, завоевывая признание и очищая репертуар от чужих песен. Апогеем успеха стал уличный концерт 5 мая 1983, собравший несколько тысяч человек. Гитара Бугайца определяет самобытный сибирский хард-роковый саунд Л., одухотворенные тексты Пестунова формируют гармоничный образный строй.

В янв. 1984 группа записывает альбом «Переступив порок», ставший последним: институтское начальство выгоняет их с базы. Опальный Л. вступает в эпоху разброда и шатаний, что, с одной стороны, приносит лавры героев и терновый венец мучеников, а с другой — заставляет изыскивать репетиционно-концертные возможности. Бугаец углубляется в дебри гитарной акустики, время от времени выступая соло. Чаплыгин работает с АМБОЙ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, Бараненко уходит в группу ПРЕЗИДЕНТ (она же — ГОРОД).

Последняя фаза Л. прошла в рамках рок-клуба. Лебединой песней стало выступление в Ленинграде (дек. 1986), где Л., КАЛИНОВ МОСТ и СТРАХОВОЙ ПОЛИС играли на сцене ЛДМ вместе с АЛИСОЙ и ПРИСУТСТВИЕМ. С Бугайцем выступали басист Сергей Шумилов и барабанщик Владимир Зотов. Как гитарист Бугаец все дальше уходит в авангард. Чтобы отделить свои новые музыкальные идеи от скандальной славы старого Л., он меняет название на нарочитое КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ, исполняя на концертах 40-минутные программные импровизации («Нет джаза без свинга»). Сыграв в 1988 несколько концертов в составе «Студии-8», Бугаец в сент. распускает группу и уезжает в Москву, в КАЛИНОВ МОСТ.

Значение Л. для Новосибирска можно сравнить со значением УРФИНА ДЖЮСА для Свердловска, ОБЛАЧНОГО КРАЯ для Архангельска, ДДТ для Уфы. Л. стал тем фундаментом, на котором впоследствии выстроился новосибирский рок.

Басист Пестунов в 1989, продолжая арт-роковые традиции Л., создал группу НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и записал один из лучших альбомов в истории новосибирского рока.

В. Мурзин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

I фестиваль Новосибирского рок-клуба (апр. 1987) стал причиной появления на собрании стильно одетых ребят с модными прическами. Представившись как ЗП, они пригласили клуб прослушать их в ДК им. Кирова. Прослушивание стало открытием: в городе есть группа стопроцентной новой волны!

Удачно вписавшись в клуб, ЗП проводит ряд успешных концертов и гастролей в составе: Андрей Барков (гитара, вокал), Аркадий Головин (клавишные, вокал), Николай Дизендорф (бас), Игорь «Бух» Олешкевич (ударные). К лету становится ясно, что роковый ритм барабанщика выпадает из точечной структуры саунда ЗП, и Олешкевич уходит в ПУТТИ.

Поработав с ритм-компьютером, ЗП по осени вербует сессионного барабанщика Рината «Ронни» Вахидова (БОМЖ, КОМИТЕТ ПО С.3.А.).

В начале 1988 ЗП уходит из рок-клуба в «Студию-8», однако в 1989 наступает кризис: Дизендорф уезжает в ФРГ, отходит от дел Барков, и группа сокращается до электронного дуэта.

В. Мурзин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА была основана известным гитаристом Дмитрием Селивановым в 1988 году. В том же году записывается первый магнитоальбом.

Весной 1989 г. Селиванов трагически гибнет, и после этого оставшиеся музыканты решают сменить название. Теперь группа называется МУЖСКОЙ ТАНЕЦ. В 1990 г. она записывает магнитоальбом «Мужик-dance», выполненный в двух вариантах — на русском и английском языках.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ПУТТИ

Группа была создана в 1984 г. Стилистически ее музыка была близка к хард-року. Не без влияния пришедшего в ПУТТИ гитариста Дмитрия Селиванова постепенно наметался интерес и к новой волне, и к панку.

В 1986 г. группа участвует в Первом новосибирском рок-фестивале, где получает немало лестных отзывов. Однако быстрому прогрессу и росту популярности мешают частые смемы состава, который наконец стабилизируется к 1988 г.

В 1989 г. группа уже больше гастролирует, выступает, в частности, на совместных концертах с английской группой УОРЛД ДОМИНЕЙШН ЭНТЕРПРАЙЗИС. В 1990 г. участвует в «Рок-периферии» и «Рок-Азии-90». На сегодняшний день ПУТТИ — одна из наиболее интересных панк-групп Сибири.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Группа была основана в 1989 г. Ее лидер — Геннадий Пестунов до этого играл в известной сибирской группе ЛОМБАРД, исполнявшей хард-рок. В 1986 г. под мощным натиском «новой волны» ЛОМБАРД распался и на некоторое время Пестунов исчез с всесоюзной рок-сцены, чтобы в 1989 г. вернуться на нее с НЕБЕСНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО играет арт-рок, взращенный на традициях музыки ЙЕС и Рика Уэйкмана, и нео-хард-рок. У группы оригинальные тексты, сделанные с подчеркнутым презрением к формальной логике фраз и сильным влиянием поэтики символизма и футуризма. Сегодня НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО один из ярких представителей новосибирского рока. В ее составе: Геннадий Пестунов — бас, вокал; Дмитрий Науман — гитара; Валерий Фомин — ударные; Евгений Гейнцсман — клавишные.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ИДЕЯ ФИКС

Николай Гнедков — поэт и гитарист — создал группу ИДЕЯ ФИКС, пригласив в ее состав нетрадиционно мыслящих музыкантов — Владимира Жилова, Евгения Воронова, Олега Крючкова, Стаса Нестерова.

Гнедков определял ИДЕЮ ФИКС как «музыкально-поэтическую тусовку». Он записал с группой и сольно несколько магнитоальбомов, был одним из самых активных сторонников фестиваля «Рок-периферия». Участвовал в обоих — в 1987 г. выступал один и стал дипломантом; а в 1988 г. вывел на сцену ИДЕЮ ФИКС, которая стала лауреатом этого второго барнаульского фестиваля.

Последний состав И. Ф. выглядел так: Николай Гнедков — вокал, гитара; Евгений Каргополов — лидер-гитара; Антон Буданов — ударные; Вадим Тренькин — бас. После «Рок-периферии» музыканты получили приглашение на профессиональную работу, чем и занимались в течение трех месяцев.

В феврале 1989 г. группа распалась. Впоследствии Гнедков продолжал выступать с новой группой КАФАР, хорошо зарекомендовавшей себя на фестивалях «Рок-Аврора» (Ленинград, 1989 г.) и «Рок-Акустика» (Череповец, 1990 г.).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ГОРОД

Ведущая металлическая группа Новосибирска. Создана в 1986 году. Впервые выступила на открытии сезона рок-клуба в ноябре 1986 г., где получила звание лауреата. Затем музыканты успешно выступили на Новосибирском фестивале весной 1987 г., были гостями кемеровского фестиваля, гастролировали по Западной Сибири.

В апреле 1988 г. участвовали в фестивале «Металлопластика» в Свердловске, который собрал лучшие металлические команды страны. ГОРОД был в числе лауреатов вслед за ТЯЖЕЛЫМ ДНЕМ и ЧЕРНЫМ ОБЕЛИСКОМ.

В 1989 г. стабилизировался состав: Леонид Мельников (вокал, гитара), Георгий Плант (вокал), Андрей Ходоенко (бас), Василий Паршин (ударные).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

БОМЖ

Одна из заметных панк-роковых групп страны, была образована в 1984 году. Вначале группа называлась ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА, а в 1985 г. стала БОМЖЕМ.

Одним из первых выступлений БОМЖА стало участие в фестивале Новосибирского государственного университета в 1985 году. На следующий год группа вступает в Новосибирский рок-клуб и становится лауреатом I Новосибирского рок-фестиваля. Тогда же стабилизируется состав: Евгений «Джонник» Соловьёв (кстати, единственный участник первого состава) — вокал, Сергей Жданов — гитара, Владимир Зюбин — бас, Марк Якшин — флейта, Ренат Вахидов — ударные.

Осенью 1987 г. группа с успехом участвует на знаменитом Подольском рок-фестивале, затем на фестивале «СыРок» в 1988 году в Москве и получает уже всесоюзное признание. БОМЖ играет ортодоксальный панк-рок, который отличают запоминающийся вокал и хорошее шоу, её тексты, основанные на низовом фольклоре и слэнге, порою безвкусны, но в целом тоже достаточно интересны. С декабря 1987 г. БОМЖ входит в Новосибирскую «Студию-8». Большое влияние на БОМЖ оказал известный теоретик новосибирского «андерграунда» Сергей Глазатов. Первый магнитоальбом группы был записан в 1990 году.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.