Archives

ЛОМБАРД

Образовался осенью 1981 из ансамбля радиотехнического факультета НЭТИ. После отчисления из института басиста и певца Андрея Юрьева Вадимир «Борода» Бугаев (гитара), Андрей Циневич (клавишные) и Виктор Чаплыгин (ударные) на его место приглашают автора-исполнителя Геннадия Пестунова и придумывают название ЛОМБАРД. В янв. 1982 по стопам Юрьева отправляется Циневич, в февр. на время уходит Чаплыгин. Их заменяют способные музыканты Александр Чумаков (клавишные) и Владимир Исаков (ударные). 12 мая 1982 Л. дает свой первый концерт, на котором прозвучала композиция «Инквизитор». На одной из репетиций музыканты за 3 часа наспех записывают 8 песен, составивших первый альбом. Осенью по объявлению приходит вокалист Юрий Бараненко и возвращается Чаплыгин.

Л. отказывается от клавишных, продолжает участвовать в институтских мероприятиях, завоевывая признание и очищая репертуар от чужих песен. Апогеем успеха стал уличный концерт 5 мая 1983, собравший несколько тысяч человек. Гитара Бугайца определяет самобытный сибирский хард-роковый саунд Л., одухотворенные тексты Пестунова формируют гармоничный образный строй.

В янв. 1984 группа записывает альбом «Переступив порок», ставший последним: институтское начальство выгоняет их с базы. Опальный Л. вступает в эпоху разброда и шатаний, что, с одной стороны, приносит лавры героев и терновый венец мучеников, а с другой — заставляет изыскивать репетиционно-концертные возможности. Бугаец углубляется в дебри гитарной акустики, время от времени выступая соло. Чаплыгин работает с АМБОЙ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, Бараненко уходит в группу ПРЕЗИДЕНТ (она же — ГОРОД).

Последняя фаза Л. прошла в рамках рок-клуба. Лебединой песней стало выступление в Ленинграде (дек. 1986), где Л., КАЛИНОВ МОСТ и СТРАХОВОЙ ПОЛИС играли на сцене ЛДМ вместе с АЛИСОЙ и ПРИСУТСТВИЕМ. С Бугайцем выступали басист Сергей Шумилов и барабанщик Владимир Зотов. Как гитарист Бугаец все дальше уходит в авангард. Чтобы отделить свои новые музыкальные идеи от скандальной славы старого Л., он меняет название на нарочитое КОМИТЕТ ПО СПАСЕНИЮ ЗАБЛУДШИХ АЛЬПИНИСТОВ, исполняя на концертах 40-минутные программные импровизации («Нет джаза без свинга»). Сыграв в 1988 несколько концертов в составе «Студии-8», Бугаец в сент. распускает группу и уезжает в Москву, в КАЛИНОВ МОСТ.

Значение Л. для Новосибирска можно сравнить со значением УРФИНА ДЖЮСА для Свердловска, ОБЛАЧНОГО КРАЯ для Архангельска, ДДТ для Уфы. Л. стал тем фундаментом, на котором впоследствии выстроился новосибирский рок.

Басист Пестунов в 1989, продолжая арт-роковые традиции Л., создал группу НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и записал один из лучших альбомов в истории новосибирского рока.

В. Мурзин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

I фестиваль Новосибирского рок-клуба (апр. 1987) стал причиной появления на собрании стильно одетых ребят с модными прическами. Представившись как ЗП, они пригласили клуб прослушать их в ДК им. Кирова. Прослушивание стало открытием: в городе есть группа стопроцентной новой волны!

Удачно вписавшись в клуб, ЗП проводит ряд успешных концертов и гастролей в составе: Андрей Барков (гитара, вокал), Аркадий Головин (клавишные, вокал), Николай Дизендорф (бас), Игорь «Бух» Олешкевич (ударные). К лету становится ясно, что роковый ритм барабанщика выпадает из точечной структуры саунда ЗП, и Олешкевич уходит в ПУТТИ.

Поработав с ритм-компьютером, ЗП по осени вербует сессионного барабанщика Рината «Ронни» Вахидова (БОМЖ, КОМИТЕТ ПО С.3.А.).

В начале 1988 ЗП уходит из рок-клуба в «Студию-8», однако в 1989 наступает кризис: Дизендорф уезжает в ФРГ, отходит от дел Барков, и группа сокращается до электронного дуэта.

В. Мурзин

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА была основана известным гитаристом Дмитрием Селивановым в 1988 году. В том же году записывается первый магнитоальбом.

Весной 1989 г. Селиванов трагически гибнет, и после этого оставшиеся музыканты решают сменить название. Теперь группа называется МУЖСКОЙ ТАНЕЦ. В 1990 г. она записывает магнитоальбом «Мужик-dance», выполненный в двух вариантах — на русском и английском языках.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ПУТТИ

Группа была создана в 1984 г. Стилистически ее музыка была близка к хард-року. Не без влияния пришедшего в ПУТТИ гитариста Дмитрия Селиванова постепенно наметался интерес и к новой волне, и к панку.

В 1986 г. группа участвует в Первом новосибирском рок-фестивале, где получает немало лестных отзывов. Однако быстрому прогрессу и росту популярности мешают частые смемы состава, который наконец стабилизируется к 1988 г.

В 1989 г. группа уже больше гастролирует, выступает, в частности, на совместных концертах с английской группой УОРЛД ДОМИНЕЙШН ЭНТЕРПРАЙЗИС. В 1990 г. участвует в «Рок-периферии» и «Рок-Азии-90». На сегодняшний день ПУТТИ — одна из наиболее интересных панк-групп Сибири.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Группа была основана в 1989 г. Ее лидер — Геннадий Пестунов до этого играл в известной сибирской группе ЛОМБАРД, исполнявшей хард-рок. В 1986 г. под мощным натиском «новой волны» ЛОМБАРД распался и на некоторое время Пестунов исчез с всесоюзной рок-сцены, чтобы в 1989 г. вернуться на нее с НЕБЕСНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ.

НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО играет арт-рок, взращенный на традициях музыки ЙЕС и Рика Уэйкмана, и нео-хард-рок. У группы оригинальные тексты, сделанные с подчеркнутым презрением к формальной логике фраз и сильным влиянием поэтики символизма и футуризма. Сегодня НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО один из ярких представителей новосибирского рока. В ее составе: Геннадий Пестунов — бас, вокал; Дмитрий Науман — гитара; Валерий Фомин — ударные; Евгений Гейнцсман — клавишные.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ИДЕЯ ФИКС

Николай Гнедков — поэт и гитарист — создал группу ИДЕЯ ФИКС, пригласив в ее состав нетрадиционно мыслящих музыкантов — Владимира Жилова, Евгения Воронова, Олега Крючкова, Стаса Нестерова.

Гнедков определял ИДЕЮ ФИКС как «музыкально-поэтическую тусовку». Он записал с группой и сольно несколько магнитоальбомов, был одним из самых активных сторонников фестиваля «Рок-периферия». Участвовал в обоих — в 1987 г. выступал один и стал дипломантом; а в 1988 г. вывел на сцену ИДЕЮ ФИКС, которая стала лауреатом этого второго барнаульского фестиваля.

Последний состав И. Ф. выглядел так: Николай Гнедков — вокал, гитара; Евгений Каргополов — лидер-гитара; Антон Буданов — ударные; Вадим Тренькин — бас. После «Рок-периферии» музыканты получили приглашение на профессиональную работу, чем и занимались в течение трех месяцев.

В феврале 1989 г. группа распалась. Впоследствии Гнедков продолжал выступать с новой группой КАФАР, хорошо зарекомендовавшей себя на фестивалях «Рок-Аврора» (Ленинград, 1989 г.) и «Рок-Акустика» (Череповец, 1990 г.).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ГОРОД

Ведущая металлическая группа Новосибирска. Создана в 1986 году. Впервые выступила на открытии сезона рок-клуба в ноябре 1986 г., где получила звание лауреата. Затем музыканты успешно выступили на Новосибирском фестивале весной 1987 г., были гостями кемеровского фестиваля, гастролировали по Западной Сибири.

В апреле 1988 г. участвовали в фестивале «Металлопластика» в Свердловске, который собрал лучшие металлические команды страны. ГОРОД был в числе лауреатов вслед за ТЯЖЕЛЫМ ДНЕМ и ЧЕРНЫМ ОБЕЛИСКОМ.

В 1989 г. стабилизировался состав: Леонид Мельников (вокал, гитара), Георгий Плант (вокал), Андрей Ходоенко (бас), Василий Паршин (ударные).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

БОМЖ

Одна из заметных панк-роковых групп страны, была образована в 1984 году. Вначале группа называлась ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА, а в 1985 г. стала БОМЖЕМ.

Одним из первых выступлений БОМЖА стало участие в фестивале Новосибирского государственного университета в 1985 году. На следующий год группа вступает в Новосибирский рок-клуб и становится лауреатом I Новосибирского рок-фестиваля. Тогда же стабилизируется состав: Евгений «Джонник» Соловьёв (кстати, единственный участник первого состава) — вокал, Сергей Жданов — гитара, Владимир Зюбин — бас, Марк Якшин — флейта, Ренат Вахидов — ударные.

Осенью 1987 г. группа с успехом участвует на знаменитом Подольском рок-фестивале, затем на фестивале «СыРок» в 1988 году в Москве и получает уже всесоюзное признание. БОМЖ играет ортодоксальный панк-рок, который отличают запоминающийся вокал и хорошее шоу, её тексты, основанные на низовом фольклоре и слэнге, порою безвкусны, но в целом тоже достаточно интересны. С декабря 1987 г. БОМЖ входит в Новосибирскую «Студию-8». Большое влияние на БОМЖ оказал известный теоретик новосибирского «андерграунда» Сергей Глазатов. Первый магнитоальбом группы был записан в 1990 году.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

КАЛИНОВ МОСТ

Наиболее известная группа сибирского рока, КАЛИНОВ МОСТ, возникла в ноябре 1984 года, когда два Димы — Ревякин и Селиванов, — каждый из которых имел к тому времени лишь опыт работы со студенческими и школьными командами «второго эшелона», объединили свои усилия. Основным автором и вокалистом стал Ревякин, большинство мелодических и аранжировочных решений принадлежало Селиванову, пожалуй, одному из наиболее нетривиально мыслящих гитаристов отечественного рока. Басистом группы, пока получившей название ЗДОРОВЬЕ, стал Андрей Щенников, а за барабаны сел Сергей Богдановский.

Различия во взглядах на будущее группы привели к тому, что уже два месяца спустя, дав единственный концерт, ЗДОРОВЬЕ распалось. Ревякин, Щенников и новый барабанщик Виктор Чаплыгин, а также вечно менявшиеся гитаристы год репетировали и выступали под вывеской РАВНОДЕНСТВИЕ, пока в 1986 г. к ним не вернулся Селиванов. Тогда же впервые прозвучало и название КАЛИНОВ МОСТ.

Незадолго до нового, 1987 года Селиванов снова покинул группу (впоследствии он переиграл едва ли не с половиной новосибирских музыкантов, собрал собственный проект ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА и трагически погиб в апреле 1989. Ему на смену из ЛЕВОГО БЕРЕГА пришел молодой Василий Смоленцев, очень быстро достигший значительного прогресса и обративший на себя внимание не только советских, но и зарубежных рок-экспертов.

В этом составе группа (по приглашению и рекомендации Константина Кинчева) совершила свою первую гастрольную поездку в Ленинград, где дала два концерта в Ленинградском дворце молодежи в рамках программы «Рок-диалог». КАЛИНОВ МОСТ сразу привлек к себе внимание — и продуманными аранжировками, и зрелыми, умными текстами, и удивительным сплавом настоящего ритм-энд-блюза с чисто русским фольклорным началом. Сильной стороной группы всегда был и отличный звук.

После успеха на Подольском фестивале под Москвой в сентябре 1987 года КАЛИНОВ МОСТ приобретает всесоюзную известность. Его начинают активно приглашать на гастроли, усиленно популяризировать как официальная, так и независимая пресса. Он становится одним из наиболее впечатляющих примеров так называемого «национального» (или неофолк) рока. Интересно, что в творчестве группы в этот период начинают все больше проявляться интонации, характерные для музыки ДОРЗ, а вокал Ревякина заметно меняется под влиянием Джима Моррисона. В августе 1988 г. группа переходит под крыло Центра Стаса Намина. В то же время растущие противоречия приводят к уходу В. Смоленцева, место которого занимает техничный, но несколько академичный и выпадающий из фолк-блюзовой стилистики Владимир Бутец (экс-ЛОМБАРД). Почти не меняющийся с 1986 г. репертуар группы звучит на концертах с пластиночным совершенством, однако вызывает справедливые нарекания в отсутствии новых идей. Кризис нарастает. Остается незавершенным начатый в студии Центра альбом, в группу вновь приглашается Смоленцев, но после выступления на III Горьковском фестивале группа фактически перестает существовать.

В сентябре 1990 г. после долгого перерыва на сцене снова появился КАЛИНОВ МОСТ — группа дала концерт в Ленинграде, а месяцем позже Д. Ревякин спел несколько песен под гитару на фестивале «Рок-Азия» в Барнауле.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

Наумов Юрий

Один из наиболее интересных гитаристов страны, Юрий Наумов относятся к числу музыкантов, чье творчество с трудом поддается классификационной оценке и лежит вне традиционных рамок. Его песни несут отпечаток блюзовой эстетики и в то же время близки к городскому романсу, бардовской песне, фолк-барочному мелодизму.

Юрий Наумов начал заниматься музыкой в конце 70-х, играл в различных студенческих группах, одна из которых свела его с будущим основателем КАЛИНОВА МОСТА Дмитрием Селивановым, а потом организовал собственный ПРОХОДНОЙ ДВОР. Антироковая кампания середины 80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в Новосибирске, и Наумов, отчаявшись добиться признания дома, переехал в Ленинград.

Серия сольных выступлений в 1986-1987 гг. сделала его песни широко известными, а интересные магнитоальбомы, выходившие под чисто символическим названием ПРОХОДНОГО ДВОРА, упрочили успех. В 1987 г. он стал лауреатом V Ленинградского рок-фестиваля, а на следующим год организовал уже не фиктивную, а вполне реальную группу в составе: Олег Дегтярев — бас (экс-РОК-ШТАТ), Борис Шавейников — ударные (экс-РОК-ШТАТ, позже — АУКЦЫОН) и Впадимир Михайлов — клавишные.

Позже Шавейникова заменил барабанщик АКВАРИУМА Петр Трощенков, однако группа выступала все реже и реже, пока в начале 1989 г. не прекратила выступления совсем. В этот период Наумов перенес центр своей деятельности в Москву. В январе 1990 г. он удачно выступил в Череповце на фестивале «Рок-акустика», а осенью того же года уехал из СССР.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.