Archives

Грюнберг Свен

Эстонский композитор, музыкант (клавишные), вокалист, родился 24 нояб. 1956. В 1976 окончил теоретическое отделение Таллиннского музыкального училища им. Г. Отса. Играл в МИКРОНАХ (1971 — 1974), вместе с Гуннаром Грапсом основал ОРНАМЕНТ (1973), параллельно играл и пел в нескольких других менее известных группах Таллинна. В 1974 собрал ансамбль МЕСС, который привлек внимание публики исполнением интеллектуальной электронной рок-музыки.

Позднее Г. отказался от активного концертирования и стал заниматься студийной работой и композиторским творчеством: многоплановые вокальные и инструментальные произведения «Пруд», «Светлые утра», кантата «Спроси себя», инструментальные композиции «Зеленые листья», «Эмоции», «Для клавишных», «Белое цветение», четырехчастный музыкальный цикл «Дыхание». Г. написал и исполнил музыку ко множеству мультипликационных, документальных и полнометражных игровых фильмов («Отель «У погибшего альпиниста»», «Коррида», «Реквием»), а также к спектаклям театра г. Раквере, вильяндийского драматического театра «Угала», Таллиннского молодежного театра.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Грапс Гуннар

Эстонский рок-музыкант (ударные, вокал, клавишные) и композитор, родился 27 нояб. 1951, окончил Таллиннскую детскую музыкальную школу по классу виолончели и Таллиннское музыкальное училище им. Г. Отса по классу ударных инструментов.

Путь рок-музыканта начал в группе САТЕЛЛИТЫ (1965-1966) в роли соло-гитариста, самостоятельно обучившись игре на гитаре. Играл на ударных, клавишных и пел в группе МИКРОНЫ (1967-1970 и 1972-1973), после чего возглавил хард-группу ОРНАМЕНТ (1973- 1975).

Вместе с Г. в первоначальный состав О. входили Андрее Пыльдроо (гитара, ранее — в РУЕ), Свен Грюнберг (клавишные, ранее — в МИКРОНАХ) и Ильмар Соотс (бас), которого позже заменил Тыну Тормиг.

Г. был основным автором репертуара О. В центре его композиций — поэтические тексты социального или философского звучания.

В 1975-1977 Г. работал диск-жокеем, пока в начале 1977 не основал МАГНЕТИК БЭНД. Г. как исполнитель неоднократно признавался лауреатом фестивалей: «Янтарная труба» (Каунас, 1973), в Вильянди (1974), Горьком (1975), Калининграде (1976), Молодежной музыки в Таллинне (1977) и Москве (1978).

В 1984 Г. собирает новый состав, из которого через год возникла ГРУППА ГУННАРА ГРАПСА (G.G.G.). В 1988 в ее состав входили: Андрее Аак (вокал, гитара, ранее — в ВАНЕМЫДЕ и Т-КЛАСС), Юрий Стаханов (гитара, ранее — ФОРУМ), Юри Рооса (вокал, бас, ранее — в ВАРААН), Тиит Альтосаар (ударные, ранее — в ВЕЛДЕРС). В состав входили бывший гитарист МАГНЕТИК БЭНД Сулев Куузик, гитарист АРГОС Эндель Йыги и бас-гитарист Яанус Раудкатс.

G.G.G. принимает участие в тартуских Днях музыки (1984-1988), в молодежном фестивале СССР-ГДР в Берлине, фестивале «Аванти» в Барселоне, Днях советской культуры в Алжире, московской «Рок-панораме-87», концертах фестиваля тяжелого рока «Heavy suvi» в Таллинне (сент. 1987), рок-фестивалях «Литуаника-86, -87» в Вильнюсе, фестивале «Рок-лето» (Таллинн, авг. 1988 и июнь 1989 и фестивале «Saapasjalkarock» в Финляндии.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВЯНТОРЕЛЬ

Предшественником В. была группа КЕЛЬДРИЛИНЕ ХЕЛИ, созданная при Таллиннском политехническом институте в сент. 1970 пианистом Андресом Валконеном — бывшим участником школьной группы ВИКИНГ (1965-1969) из Пярну. Название КХ («Подвальный Звук») выбрано по ассоциации с местом проведения репетиций — подвалом института.

В состав В. входили: Лагле Альпиус и Андрее Тальвик (вокал), Виллар Ряхи (гитара), Хярмо Хярм (гитара, звуковые эффекты), Андрее Валконен (клавишные, гитара, вокал), Антс Ранд (бас), Тиит Плакс (ударные). Основные авторы песен — Валконен совместно с Тальвиком и Ряхи. Наибольшее влияние на музыку В. оказал саунд рок-ансамблей Западного побережья США. Многоголосные песни с достаточно сложными психологическими текстами исполнялись в обрамлении различных звуковых эффектов.

В ноябре 1971 В. выступала на заключительном концерте Пленума Союза композиторов ЭССР, посвященного легкой музыке, где было обращено внимание на изысканное исполнение произведений Валконена. Месяц спустя В. неожиданно распадается, как считалось, из-за разногласий, касающихся исполняемой музыки. Альпиус позднее пел в вокальных ансамблях МЕРЛ и ЛАЙНЕ (1974), Хярм работал звукорежиссером (МЕСС). Валконен в 1981-1982 руководил ансамблем U.D.A., но основное время отдавал композиторской работе. Совместно с Раймо Кангро написал рок-оперу «Северная дева» (либретто Леело Тунгла и Андреса Яаксоо), премьера которой состоялась в театре «Ванемуйне» (Тарту) в 1980. В постановке принимали участие Сильви Врайт, Велло Тоомеметс, Тыну Килгас и ансамбль ФИКС. Многие из написанных в последующие годы песен Валконена («Остывающий хлеб», «Еще одно мгновение», «В новогоднюю ночь») отмечались на различных республиканских фестивалях и конкурсах песен. С 1981 Валконен — музыкальный редактор киностудии «Таллиннфильм».

Н. Мейнерт

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Врайт Сильви

Эстонская певица с разносторонним репертуаром (спиричуэлс, госпел, блюз, джаз, поп-песни, рок, кантри, участие в музыкальных спектаклях) родилась 28 апр. 1951. Окончила детскую музыкальную школу по классу рояля и отделение английской филологии Тартуского университета. В 1976-1983 пела в хоре тартуского академического театра «Ванемуйне»; а с 1984 — внештатная артистка эстонской филармонии. С февр. 1985 работает педагогом Таллиннского музыкального училища им. Г. Отса по классу эстрадной песни.

Как певица начинала в тартуском ансамбле ВИКЕР-5 (1972), затем пела в ансамбле при кафе Тартуского университета (1973-1974), в группе СУУК (1973-1975), в ансамбле тартуского районного Дома культуры «Интарсия» (1974-1975) и в ансамбле ФИКС (1975-1985). В 80-х В. выступала с ансамблем КУКЕРПИЛЛИД, секстетом Арво Пиллироо, оркестром Хорре Зейгера, пианистом Яаком Юриссоном и, наконец, в 1988 с группой УЛЬТИМА ТУЛЕ. Принимала участие в постановках театра «Ванемуйне»: рок-опере Раймо Кангро и Андреса Валконена «Северная дева» и опере Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» (1983). В. — лауреат Всесоюзного смотра самодеятельных исполнителей (1975) и литовского фестиваля «Янтарная труба» (1978). Вместе с ансамблем ФИКС получила диплом на Всесоюзном конкурсе эстрадных певцов (1979). Отмечалась как лучшая певица на Конкурсе песен им. Ойта (1977, 1984), Днях музыки в Тарту (1980, 1981), фестивалях в Лимбажи (1974) и Вильянди (1976). На Днях музыки в Тарту получила специальный приз (1984) и награду Министерства культуры ЭССР (1985), премию публики на Араветских днях джаза (1985), неоднократно выходила на первые места в различных республиканских хит-парадах (Эстонского радио, журнала «Ноорус»). В. выступала во многих городах Советского Союза (вместе с ФИКС, биг-бэндом п/у Пауля Мяги) и за рубежом — Финляндия, ГДР, Португалия, Бельгия, Куба и США.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Волконски Пеетер

Эстонский актер, певец и композитор родился в 1954. После окончания отделения сценического искусства Таллиннской консерватории работал актером и постановщиком Государственного молодежного театра ЭССР. Позднее переехал в Тарту и продолжил работу в академическом театре «Ванемуйне». Со студенческих лет интересовался фолк-музыкой, принимал участие в исполнении традиционных народных песен. В 1979 — 1980 пел в ансамбле ХЫЙМ (руководитель — пианист и композитор Рейн Раннап), исполнявшем музыку с элементами фольклора, джаза и рока, одновременно выступая вместе с панк-группой ПРОПЕЛЛЕР. В составе обеих групп участвовал в Днях музыки в Тарту (1980). В том же году в молодежном театре был поставлен мюзикл «Джонни», авторами которого были Олав Эхала, Яанус Ныгисто, Пеетер Волконски и Маргус Каппель. Главные роли в спектакле исполняли певцы Андрее Отс и Урмас Алендер, аккомпанировал ансамбль РУЯ.

В. продолжает экспериментировать в различных стилях рок-музыки, пишет музыку и исполняет ее в различных составах. В 1983 В. вместе с коллективом Е=МС2 получил на Днях музыки в Тарту премию «За гуманистические идеи», несмотря на запрет упоминания имени В. на радио и в печати в связи с отголосками критической кампании против ПРОПЕЛЛЕРА, начавшейся еще в 1980. Е-МС2 в 1986 в Тарту предложил новую экспериментальную работу В. — Шесть песен Франца Шуберта в постановке Ало Маттиизена совместно с Волконски (вокал) и Маргусом Каппелем (клавишные). В Тарту исполнялись также «Пять танцев утром поздней осени» и рисотория («смехотория») «Зеленое яйцо» (музыка Маттиизена, либретто Волконски), которая получила премию как лучшее музыкальное произведение в 1985.

С 1987 В. выступает с ансамблем ОКНА РОСТА в составе: Виктор Васильев (гитара, ранее — в ФИКС), Рихо Гросс (гитара), Тармо Лейнатами (клавишные), Пеетер Яска (бас), Пеетер Йыгиоя (ударные). Театрализованная музыкальная композиция на стихи Владимира Маяковского получила в Тарту на очередных Днях музыки (1987) премию публики за лучшее музыкальное произведение, отдельно отмечено композиторское творчество В. Год спустя, на следующем фестивале, В. предложил новое произведение — «Песни Изольды» (стихи Линарда Приимяги), исполненное без участия В. симфоническим оркестром и хором театра «Ванемуйне», солисткой Вивиане Каллесте и группой ОКНА РОСТА. В истории эстонского рока В. — одна из колоритнейших фигур.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВИТАМИН

Поп-ансамбль дебютировал в 1978. Первоначальный состав: бывшие участники УУС ГЕНЕРАТЦИОН (НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ) — Рейн Лаанеорг (гитара, вокал, ранее — в ПОЛИФОН и КОНСИЛИУМ), Пеетер Вяхи (клавишные, вокал), Кулно Лухт (бас, вокал), Микк Тарго (ударные), присоединившийся к ним певец-гитарист Йоел Стейнфелд (ранее — в ПОП-ПОЯД, КООМА, ХААК, ХЭЛЛО) и Рауль Сеппер (бас, вокал). Написанные Стейнфелдом песни («Тигренок», «Время тает и тает») и общепризнанные хиты в исполнении Сеппера вскоре привлекли внимание широкой аудитории.

Стейнфелд ушел из ансамбля в 1979, некоторое время выступал с группой ПСИХО, а с 1986 перешел в ПРОФЕТ. Значительно добавила популярности В. пришедшая в 1979 из ансамбля МОБИЛЕ певица Анне Вески. Ее репертуар, составленный из модных песен, заменил музыку Стейнфелда. Сеппер уходит в 1980 и собирает группу СИНГЕЛЬ. Осенью того же года к В. присоединяется певец Майт Малтис, ранее выступавший в ЛЮРИКУД и ЭЛЕКТРЕ. Снова вернулся в группу бас-гитарист Лухт. В 1981 Анне Вески перешла в ансамбль МУЗИК-СЕЙФ, а ее место заняла бывшая солистка ансамблей МОБИЛЕ и МУЗИК-СЕЙФ Марью Ляник.

В 1983 появилась первая долгоиграющая пластинка В. В различные периоды вокалистами В. были Ангела Кассик, Мати Нууде (из АПЕЛЬСИНА) и Айвар Мяэ, на клавишных играл Март Метсала (ранее в КАСЕКЕ и ИН СПЕ). В 1984 на ударных — Андрее Оя (из ансамбля ЭРФИА). Несколько позже пришел новый вокалист Рауль Палснер.

Последующий состав В.: Палснер (вокал), Рейн Лаанеорг (гитара, вокал), Пеетер Вяхи (клавишные, вокал), Кулно Лухт (бас) и Андрее Оя (ударные). В репертуаре В. произведения Лаанеорга, Вяхи, Лухта и Марта Метсала. Ансамбль выступал почти во всех крупных городах Советского Союза, давал концерты в Польше, ГДР, Финляндии, Ираке и Дании, принимал участие в тартуских Днях музыки (с 1985 по 1988) и фестивале «Рок-лето» (Таллинн, 1988). С участием ансамбля сделаны фильмы «Песни на снегу» («Ээсти телефильм», 1980) и «Сегодня и всегда» («Мосфильм», 1985), записаны музыкальные рекламные и документальные фильмы. Видеоклип «Черный потолок» получил на всесоюзном конкурсе музыкального видео Гран-при. Вышло 3 долгоиграющие пластинки ансамбля и более 10 синглов. В начале 1987 музыканты В., после ухода одного из основателей группы Пеетера Вяхи, ставшего профессиональным композитором, собирались изменить название. Перспектива существования группы (или ее модификаций) пока не определена.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

Панк-группа, начинавшая в 1982 под руководством Иво Ууккиви при таллиннском молодежном Доме культуры им. Я. Креукса. В первоначальном составе: Ууккиви (вокал), Аллан Вайнола (гитара), Пееп Мяннил (ударные), оба ранее — в АЮТИНЕ ВАЛИТСУС («Временное Правительство»), Виллу Тамме (бас). Состав периодически изменялся, пока в 1984 не возникла достаточно известная его модификация: Ууккиви, Тамме, Кулдар Хансон (гитара), Райво Пильт (бас) и Райк Кууземетс (ударные, ранее — в ВАЙКУС — «Тишина»). В конце 1985 Тамме перешел в J.M.K.E.

В июне 1987 ансамбль распался, но после небольшого перерыва в окт. того же года собрался в обновленном составе: Ууккиви, Пильт, Имре Орро (гитара, ранее — в МОБИЛЕ, РАНДЕВУ, КОНТАКТЕ, КУЛО), Ивар Конт (гитара, ранее — в ВЕРИНЕ ПЮХАПЯЕВ — «Кровавое Воскресенье», АВ, J.M.K.E.), Кристьян Мяеотс (ударные). На концертах с ВЛ иногда поет Лембит Лутс. Авторами собственных работ из репертуара являются в основном Орро и Конт. Группа выступала преимущественно в пределах республики. В 1988 Побывала на днях музыки в Тарту, фестивале «Литуаника-88» в Вильнюсе и с концертами в Каунасе.

Н. Мейнерт

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ВАНЕМЫДЕ

Создана в 1986 бывшими участниками группы ТУРИСТ Вельо Вингиссааром и Андрусом Керстенбеком. Музыканты не были особенно взыскательны к исполняемой ими музыке, выдвигая на первый план заложенную в текстах социальность и театрализованное сценическое шоу, в ходе которого использовались атрибуты одежды медицинских работников, резкое или роботообразное сценическое движение. В сент. 1987 на концерт Таллиннского фестиваля тяжелого рока «Heavy suvi» музыканты прибыли в машине скорой помощи.

Группа — Хендрик Саллер (вокал), Ивар Лиинев (гитара), Вингиссаар (гитара), Маргус Алвисте (бас), Керстенбек (ударные) — достаточно быстро приобрела среди молодежи широкую популярность. Помимо собственных песен, написанных Саллером и Вингиссааром (часть из них на стихи и переводы Ивана Макарова), в репертуар входили обработки (не без иронического контекста) популярных шлягеров известных советских композиторов: Колмановского («Я люблю тебя, жизнь»), Тухманова («Мой адрес Советский Союз»). Внимание привлекло также исполнение В. песни Ало Маттиизена с подчеркнутым социальным содержанием «Остановите Ласнамяэ» (Ласнамяэ — крупнейший район новостроек Таллинна, заселенный преимущественно приезжими). В 1988 В. участвовали в Днях музыки в Тарту, в том же году выступили на рок-фестивале в Пятигорске (июль).

Много внимания В. уделяет паблисити, имеет равноценный (переведенный) репертуар на эстонском, русском и, частично, английском языках, студийные записи и видеоклипы. Группа выступала в Москве на фестивалях «Музыкального лифта» после получения 5-го места в хит-параде видеоклипов, активно концертирует. С весны 1988 вместо Саллера в В. пришел вокалист Урмас Поднек. В апр. 1988 на международном фестивале в Каунасе В. получила премию за оригинальное исполнение советской песни.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

АПЕЛЬСИН

Поп-ансамбль появился перед широкой аудиторией в мае 1974 в телевизионной программе, исполняя непритязательные инструментальные композиции. В первоначальном составе: Антс Нуут (тромбон, вокал, звуковые эффекты), Тыну Ааре (гитара, губная гармошка, мандолина, банджо, балалайка, вокал), Яан Ардер (скрипка, ф-но, бас, вокал), Харри Кырвитс (ударные, ранее — в ОПТИМИСТАХ, МИКРОНАХ, ЭЛЕКТРЕ, БАЛТИКЕ, ВЕГЕ).

После теледебюта наступила пауза до осени 1975, когда к ансамблю присоединились певец и гитарист Иво Линна (ранее — в МЮСТИКУД), бас-гитарист и пианист Гуннар Криик и Мати Нууде (вокал, балалайка). Несколько позже в группу вошел ударник и звукорежиссер Энн Лайдре.

Лидер А. — музыкант и композитор Тыну Ааре, который совместно с Крииком был и автором текстов. Репертуар А. простирался от массовой популярной песни до чистейшего рок-н-ролла и был тесно связан с пародией, юмористическими интонациями, разнообразными элементами шоу. Собственное творчество А. характеризует стильная отточенная аранжировка (наиболее известные композиции «Народный поход», «Утро на Центральном рынке», «Паруса», «Время не останавливается», «Иллюзия», «В детском доме», «Шарманка»). Для всесоюзной публики визитной карточкой А. стала неоднократно показанная по ЦТ ироничная композиция «Мы любим оперу».

Состав неоднократно менялся, в разные годы в А. входили Борис Лепсо (клавишные, гитара, ударные, вокал), Велло Юртом (гитара, ранее — в РАДАРЕ), Владимир Шерипов (бас, ранее — в ПСИХО и РАДАРЕ), ударники Рейн Роос, Яан Кире, Принт Пихлап, известный в республике и как певец (ранее — в ФИКС). Солистами А. были певец Тармо Пихлап (ранее — в ВАРЬЮД, МЕЛОДИКА, ХАНУРИ, ИНТЕРВАЛ, БАЛТИКА, ЛАЙНЕ) и Андрее Лойгом.

А. выступал во многих городах страны и за рубежом, его песни часто звучат на радио и ТВ, записаны 3 долгоиграющие пластинки. На начало 1989 из ранних составов в группе остались Мати Нууде и Антс Нуут. Иво Линна и Харри Кырвитс перешли в РОК-ОТЕЛЬ, Яан Ардер — в ансамбль старинной музыки ХОРТУС МУЗИКУС.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

НЕ ЖДАЛИ

Первая русскоязычная самодеятельная группа из Таллинна, добившаяся серьезного успеха на общесоюзной сцене. НЕ ЖДАЛИ ведет официальный отсчет своей коллективной биографии с февраля 1987 г. (когда и было придумано настоящее название), хотя корни ее уходят далеко в глубь истории таллиннской рок-сцены.

Впервые нынешние лидеры НЕ ЖДАЛИ — Леонид Сойбельман и Илья Комаров — начали играть вместе в 1977 г. в школе, где представляли собой две трети хард-рок-трио, пытавшегося своими скромными силами интерпретировать материал классиков жанра — от РАШ до ЛЕД ЗЕППЕЛИН. Их нынешний коллега Битнер играл в той же школе, но в другой группе и с младшими коллегами по тем временам знакомства не водил. Потом трио распалось, и произошла перегруппировка сил, т. е. Сойбельман ушел в армию, а Битнер и Комаров организовали новую группу под названием ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА, творчество которой так и не стало достоянием широких масс.

Вернувшись в Таллинн, Л. Сойбельман начал работать в труппе Эстонского Русского драматического театра, куда в течение следующих лет перетащил всех участников ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ: театр собирался ставить очередную рок-оперу, и ему были срочно нужны понимающие в этом толк музыканты.

Прошло несколько лет. Разорив еще пару местных групп, безымянный театральный ансамбль обрел устойчивость и осмысленный взгляд на мир, который и побудил его взять название НЕ ЖДАЛИ (первоначально оно звучало даже яснее: ИЗ ТАЛЛИННА — НЕ ЖДАЛИ!).

В первый раз группа выступила на празднике, посвященном 25-летию БИТЛЗ, в августе 1987 г. с репертуаром сугубо традиционного характера. Два месяца спустя, окончательно зафиксировав состав, НЕ ЖДАЛИ представили на суд слушателей собственную программу, отличавшуюся нешаблонным музыкальным мышлением и продуманно-профессиональным исполнением. В их музыке слышны отголоски гитарной логики Роберта Фриппа, атонального фанка нью-йоркской НОУ УЭЙВ, полиритмии африканских барабанщиков и деструктивной энергии панк-рока. Плюс ко всему НЕ ЖДАЛИ довольно эффектно смотрится на сцене: парадоксальная «антиэстетическая» пластика, смешение академических балетных па и каких-то племенных шаманских плясок. Плюс своеобразные тексты, построенные на игре слов. Словом, приглашая НЕ ЖДАЛИ на майский (1988) Рок-форум в Вильнюс, его устроители не ждали ничего, а получили сенсацию.

Тем же составом — Леонид Сойбельман (гитара, альт, вокал), Битнер (вокал), Василий Редчидс (ударные), Илья Комаров (бас), Олег Давидович (гитара, тромбон), Вадим Веэремаа (духовые, вокал) — НЕ ЖДАЛИ выступили на московском альтернативном фестивале «СыРок», затем дали два концерта в Ленинграде и записали свой дебютный магнитоальбом.

Популярность группы начала расти. Ее приглашают на различные региональные фестивали, а в ноябре 1989 г. — по предложению А. Троицкого — включили в число советских рок-исполнителей, представлявших нашу рок-культуру на конференции в Глазго (Великобритания). В декабре 1990 г. группа распалась в связи с отъездом Сойбельмана за границу.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.