Archives

РУЯ

Выдающийся и наиболее своеобразный в истории эстонской рок-музыки ансамбль, проложивший новые пути национальному року в республике, образовался в сент. 1971 под руководством одаренного пианиста и композитора Рейна Раннапа. Начальный состав: Урмас Алендер (вокал, гитара, ранее — в АНДРОМЕДЕ, ТЕРАВИК), Лиина Рандмаа (вокал), Пауль Мяги (скрипка, труба), Тоомас Веенре (гитара), Индрек Авасалу (бас), Андрус Вахт (ударные). В 1972 часть музыкантов покинула группу: Веенре играл в ПСИХО, Мяги стал джазовым музыкантом, работал как дирижер. Состав Р. трансформировался: Раннап — клавишные, Алендер — гитара и вокал, Вахт — ударные, Андрее Пыльдроо — гитара, Тиит Хаагма — бас. Вскоре место Пыльдроо, перешедшего сначала в ОРНАМЕНТ, а затем в ПСИХО, занял гитарист Яанус Ныгисто.

Для творчества Р. характерны интеллектуальность, речитативный вокал, литературная основа. В основном в репертуаре песни, написанные Раннапом, Ныгисто, позднее Маргусом Каппелем, большей частью на стихи Юри Юди, Артура Алликсаара и Отто Ардера. В 1973 Алендер оканчивает факультет сценического искусства Таллиннской консерватории, Раннап как академический пианист занимает I место на республиканском конкурсе и получает диплом на Международном конкурсе им. Баха в Лейпциге (1976). В этом же году он окончил Таллиннскую консерваторию и поступил в аспирантуру при Московской консерватории. Вахт присоединяется к проектам группы МЕСС. До 1981 в связи с этими перестановками в состав Р. входили, помимо оставшихся Алендера и Ныгисто, Маргус Каппель (клавишные), Принт Куулберг (бас, ранее — ТООМАПОЯД, МАГНЕТИК БЭНД), Иво Варт (ударные, ранее — ХААК, ДОКТОР ФРИДРИХ). В репертуаре появились песни, рассчитанные на широкую аудиторию. После возвращения из Москвы руководителем вновь становится Раннап. Каппель оканчивает Таллиннскую консерваторию (1980) и входит в состав РОК-ОТЕЛЯ, Куулберг переходит в ХААК и позже вместе с Иво Вартсом играет в панк-группе ПРОПЕЛЛЕР, а затем в КАСЕКЕ. В Р. возвращается бас-гитарист Тиит Хаагма, на ударных играет Яан Карп (ранее — в ЭЛЕКТРЕ, КОНТОР). В конце 1983 на ударных его снова сменил Вартс.

Р. принимала участие во многих постановках Молодежного театра ЭССР (при котором существовала), в концертном спектакле «Джонни» (1980), вместе с театром побывала в Польше. С 1979 по 1982 публика Дней музыки в Тарту неизменно называла Р. самым популярным ансамблем. В 1981 группа исполнила музыку Раннапа в кинофильме «Шлягер этого лета» («Таллиннфильм», реж. Пеетер Урбла). В 1985 Раннап эмигрировал в США.

Какое-то время с группой снова выступал ударник Яан Карп, присоединившийся затем к ансамблю КАРАВАН. В Р. приходит выпускник Таллиннского музыкального училища им. Г. Отса Тоомас Рулль (ударные) и выпускник Таллиннской консерватории Игорь Гаршнек (клавишные, ранее — в СИНОПСИС). В 1988 из Р. ушел Ныгисто (режиссер музыкальных программ Эстонского ТВ) и собрал группу АУС МААИЛЬМ («Новый Мир») в составе: Пеетер Саар (вокал), Яанус Ныгисто (гитара), Тамур Марьясоо (гитара), Тойво Нильсон (бас) и Андрус Керстенбек (ударные).

На период Дней музыки в Тарту 1988 Р. существовала в составе: Алендер (вокал), Невил Блумберг (гитара, ранее — СИНОПСИС, РАДАР), Гаршнек (клавишные), С. П. Гулливер (бас), Арво Урб (ударные), Тийт Аунасте (компьютеры).

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

РОК-ОТЕЛЬ

Популярнейшая рок-группа собрана в 1978 с целью познакомить эстонских телезрителей с первоосновами рок-н-ролла в серии телепередач «Сказания о музыке». Первое публичное выступление РО состоялось 20 окт. 1978 в Эстонском художественном институте (Таллинн).

Начальный состав: Иво Линна (вокал, гитара, ранее — МЮСТИКУД, АПЕЛЬСИН), Андрее Пыльдроо (соло-гитара, ранее — в РУЕ, ОРНАМЕНТЕ, ПСИХО, РАДАРЕ, МАГНЕТИК БЭНД), Маргус Каппель (клавишные, ранее — в РУЕ), Хейго Мирка (бас, ранее — в ОПТИМИСТАХ, ПСИХО), Харри Кырвитс (ударные, ранее — в ОПТИМИСТАХ, МИКРОНАХ, ЭЛЕКТРЕ, ОМЕГЕ, БАЛТИКЕ, ВЕГЕ, АПЕЛЬСИНЕ, РАДАРЕ). В 1983 уехавшего в Швецию Пыльдроо заменил Тиит Кырвитс (ранее — в ОПТИМИСТАХ, МИКРОНАХ, БАЛТИКЕ, ТЕРАВИК, КУКЕРПИЛЛИД). РО быстро обрел аудиторию, и в 1980-1983 признан самым популярным ансамблем Эстонии. Рядом с рок-н-роллами в репертуаре группы — кантри-рок, буги-вуги, ритм-энд-блюз. В 1986 к РО присоединились Тармо Маркен и Яан Раяла (труба), Вайно Пыллу (тромбон), Юлари Кирсипуу и Сулев Соммер (саксофон), Александр Вилипере (ударные). Солист РО Линна неоднократно отмечался как самый популярный певец в республике, а в 1987 получил звание заслуженного артиста ЭССР. Группа участвовала в Днях музыки в Тарту (1981, 1985, 1986, 1988), где в 1985 и 1986 признана публикой лучшим ансамблем фестиваля, а в 1986 получила главную награду. Особенность тартуских программ РО — цельное, стилизованное рок-н-ролльное шоу. В 1988 РО принимал участие в международном фестивале «Рок-лето» (Таллинн). Его музыканты выступали практически во всех крупных городах страны, в Финляндии, Норвегии, ЧССР, Анголе, Лаосе.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

РАДАР

Группа начинала в 1978 в качестве сопровождающего ансамбля Яака Йоалы в составе: Андрее Пыльдроо (гитара, ранее — РУЯ, ОРНАМЕНТ, ПСИХО), Рихо Лилье (гитара, флейта), Сергей Педерсен (клавишные, ранее — ПСИХО, МАГНЕТИК БЭНД), Владимир Шерипов (бас, ранее — ПСИХО), Харри Кырвитс (ударные, ранее в ОПТИМИСТАХ, МИКРОНАХ, ЭЛЕКТРЕ, ОМЕГЕ, БАЛТИКЕ, ВЕГЕ, АПЕЛЬСИНЕ). Вскоре Шерипов перешел в АПЕЛЬСИН, а Кырвитс — в РОК-ОТЕЛЬ. В промежуточных составах играли гитарист Велло Юртом (из ПАЛДЕРЬЯН), бас-гитарист Тойво Унт, клавишник Энн Вайн.

Наиболее стабильный состав: Невил Блумберг (гитара, ранее — СИНОПСИС и МАГНЕТИК БЭНД), Педерсен и Ааре Пыдер (клавишные), Рауль Вайгла (бас, ранее — СИНОПСИС), Паап Кылар (ударные, ранее — ПСИХО, ФУЗИОН КВАРТЕТ). Иногда на бас-гитаре и флейте играл Йоала; звукорежиссер — Эдуард Каттай, менеджер — Райво Сержант.

Вместе с Йоала Р. гастролировал во многих городах страны и за рубежом (Болгария, Чехословакия, длительная поездка по африканским странам), самостоятельно выступал на Днях музыки в Тарту, в 1982-1985 завоевывал там Гран-при. Летом 1983 Р. переключился на сольное исполнение инструментального джаз-рока, фьюжн, демонстрируя отточенность техники и качество звучания. Иногда с группой выступали певицы сестры Эле (ранее — ВЕНУС, АНДРОМЕДА, ФОКС) и Кая Кылар (ранее — АНДРОМЕДА).

Авторы репертуара Р. — Педерсен, Блумберг и Кылар. В 1985 группу покинули Блумберг, Пыдер и Вайгла. В новый состав помимо Кылара и Педерсена вошли рижанин Валерий Белинов (гитара), Райво Наритс (клавишные), Пауль Кикерпуу (бас-гитара).

В числе стран, где с гастролями побывал уже чисто инструментальный состав, — Куба, ГДР (1985), Болгария (1986). Р. принял участие в джазовых фестивалях Чехословакии: в Братиславе (1986) и Праге (1988). Оба раза с группой выступал известный в республике джазовый саксофонист Лембит Саарсалу. Для пражского фестиваля ансамбль собирался специально, т. к. к тому моменту официально прекратил существование (считая последним выступление в Венгрии в нояб. 1987). После распада группы Педерсен перешел в новый аккомпанирующий Яаку Йоала ансамбль — ЛАЙНЕР.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

П-4

Группа собралась в окт. 1984 под названием ПРООБ 583 («583 проба»). В авг. 1985 к музыкантам Индреку Патте, Лаури Лаубре и Маргусу Клиимаску присоединилась молодая певица Tea Палуоя, получившая известность после участия в популярной телепередаче «На два такта раньше». В янв. следующего года ансамбль приглашен для участия в молодежной передаче ЦТ. К сент. сложился такой состав: Палуоя (вокал), Патте (вокал), Эндель Йыги (гитара, вокал, ранее — АРГОС), Лаури Лаубре (клавишные, вокал), Клиимаск (бас, вокал), Юри Мазурчак (ударные, вокал).

В 1987 группа стала выступать под именем П-3, участвовала в Днях музыки в Тарту. Вскоре ушли Патте, Йыги и Мазурчак: с Раулем Яаансоо (гитара), Паулем Кикерпуу (бас, ранее — РАДАР) и Мадисом Лепасоо (клавишные) они выступали под названием ЛИННУТЕЕ. Палуоя продолжила успешную сольную карьеру.

К оставшимся участникам первоначального состава — Лаубре и Клиимаску — присоединились Хиллар Норралт (вокал), Урмас Кахк (гитара), Тармо Вестербом (клавишные) и Тарви Яаго (ударные), а в качестве названия было предложено П-4. Группа ориентирована на серьезный интеллектуальный рок. Автором собственного репертуара является в основном Лаубре (а до ухода из группы и гитарист Эндель Йыги). Наибольшую известность приобрела в 1988 песня Лаубре «Тень Трои». В том же году П-4 принимала участие в Днях музыки в Тарту.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПСИХО

Создан осенью 1973, исполнял импровизационный джаз-рок и фьюжн. Первоначальный состав: Хельмут Аннико (саксофоны, флейта, ранее — в БАЛТИКЕ), Андрее Пыльдроо (гитара, ранее — в РУЕ, ОРНАМЕНТЕ), Хейго Мирка (бас-гитара, ранее — в ОПТИМИСТАХ) и Паап Кылар (ударные). Аннико — широко известного джазового музыканта — заменил скрипач и гитарист Тоомас Веенре, ранее игравший в ПОП-ПОЯД.

П. выступал в основном перед студенческой аудиторией. В числе наиболее известных их инструментальные композиции «Dala 7/8» и «Nomina sunt odiosa». Иногда совместно с ансамблем выступал вокальный дуэт Эле и Кая Кылар, а также певец и гитарист Иоел Стейнфелд. Одна из первых эстонских рок-групп, получившая известность за пределами республики — на джазовом фестивале «Тбилиси-78» П. выступал вместе с Государственным симфоническим оркестром Грузии, причем П. Кылар выполнял одновременно функции дирижера и ударника.

В состав группы входили также скрипач Пауль Мяги, клавишник Сергей Педерсен и бас-гитарист Владимир Шерипов. Некоторые музыканты П. (Пыльдроо, Педерсен, Шерипов) параллельно в 1978 уже играли в РАДАРЕ, аккомпанировавшем тогда Яаку Йоала. Несколько позже к ним присоединился и Паап Кылар.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПРОПЕЛЛЕР

Предшественник П. — рок-группа КОМА, существовавшая с 1972 и в 1976 переименованная в ХААК. В начальном составе: бывшие участники ПОП-ПОЯД певец и гитарист Йоел Стейнфелд, бас-гитарист Хейки Тарк, гитарист Андрее Пыльдроо. Стейнфелд после небольшой задержки в ХЕЛЛО перешел в 1978 в ВИТАМИН, Пыльдроо — в ПСИХО.

Новый состав X. приобрел наибольшую известность: Пеетер Малков (флейта), Айн Вартс (гитара, параллельно играл в ДОКТОРЕ ФРИДРИХЕ), Рихо Сибул (гитара, ранее — в МАГНЕТИК БЭНД), Велло Аннук (бас), Иво Вартс (ударные, ранее — в РУЕ и ДОКТОРЕ ФРИДРИХЕ). Аннука заменил бывший бас-гитарист ТООМАПОЯД, МАГНЕТИК БЭНД и РУИ Принт Куулберг. X. успешно выступал на рок-фестивалях в Вильянди (1976), Сааремаа (1979) и Днях музыки в Тарту (1980). В 1979 на клавишных в нем играл Тыну Найсоо, более известный как джазовый музыкант, что не мешало ему участвовать в музыкальных коллективах самой разной направленности (ОПТИМИСТЫ, ЛАЙНЕ, СИНТЕЗИС).

В конце 70-х музыканты решили обратиться к рок-н-роллу в собственной интерпретации. Так в 1979 появилась первая эстонская панк-группа под названием ПРОПЕЛЛЕР. Вокалист нового состава — пришедший из РУИ Урмас Алендер (ранее участник АНДРОМЕДЫ и ТЕРАВИК), гитаристы Вартс и Сибул, бас-гитарист Принт Куулберг, флейтист Пеетер Малков и ударник Иво Вартс, которого на концертах время от времени заменял ударник РОК-ОТЕЛЯ Харри Кырвитс. Алендера вскоре сменил певец и актер Пеетер Волконски.

Очень быстро П. приобрел широчайшую популярность, часто выступал с концертами, записывался на Эстонском радио. В 1980 группа получает в Тарту на Днях музыки специальный приз за лучшее сценическое шоу. В конце того же года однозначная оценка творчества П., данная руководящими работниками сферы культуры, привела к требованию в приказном порядке изменить название и покончить с панк-роком. Поводом послужили молодежные выступления в Таллинне, непосредственным началом которых стал один из рок-концертов с участием П.. На радио было категорически запрещено упоминать название группы, а по городу ходил анекдот, что «в аэропорту во избежание недоразумений с самолетов сняли все пропеллеры». Большинство музыкантов П. в 1981 перебрались в инструментальный фьюжн-рок-ансамбль КАСЕКЕ.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ОПТИМИСТЫ

Один из первых эстонских бит-ансамблей; возник в 1965 из участников группы ЮНИОРЫ вокалиста-гитариста Тоомаса Кырвитса и ударника Хенри Кирспуу. В состав О. в разное время входили гитарист Тиит Кырвитс, пианист Тыну Найссоо, бас-гитаристы Велло Салуметс и Хейго Мирка, ударник Харри Кырвитс.

Как и все эстонские гитарные ансамбли 60-х (РЮТМИКУД, ВИРМАЛИСЕД, МИКРОНЫ, ВАРЬЮД, ТООМАПОЯД, ЛЮРИКУД, АНДРОМЕДА) , О. следовали западным образцам того периода, используя самодельные гитары и играя преимущественно на танцах. С переменным составом выступали до 1968. В 1965 выиграли конкурс, организованный Эстонским ТВ. Тоомас и Тиит Кырвитсы позднее играли в КУКЕРПИЛЛИД, Мирка — в ПСИХО и РОК-ОТЕЛЕ, Харри Кырвитс — в МИКРОНАХ, ЭЛЕКТРЕ, ОМЕГЕ, БАЛТИКЕ, ВЕГЕ, АПЕЛЬСИНЕ, РАДАРЕ и РОК-ОТЕЛЕ, Найсоо — в ЛАЙНЕ, СИНТЕЗИСЕ, ХААК, КАСЕКЕ.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

МУЗИК-СЕЙФ

В 1980 известный эстонский певец Тынис Мяги начал выступать в сопровождении МС, которым руководил бывший клавишник МОБИЛЕ Мати Ваарманн. Мяги имел богатый музыкальный опыт: самостоятельно освоив гитару, подменял гитаристов в ЮНИОРАХ (1965), с 1966 играл в РЮТМИКУД в составе: Георг Померантс (ф-но), Индрек Авасалу (бас), Пеетер Подельски (ударные). В 1967-1973 Мяги солист БАЛТИКИ (I место на фестивале в Каунасе «Янтарная труба»-71, -72), а с 1973 — солист Эстонской филармонии (I место на конкурсе певцов «Артлото»). Затем он занимает первые места в Литве на Таурагском рок-фестивале (с ансамблем КЯРЬЕД из Вильянди, 1974, 1975), калининградском фестивале вокально-инструментальных ансамблей (1976) и фестивале «Башни Вильнюса» (1976). С 1978 Мяги — солист ансамбля ЛАЙНЕ.

М. автор многих популярных в республике песен («Ты прекрасна», «Отечество», «Блюз одиночества», «Ты — дождь»), его песня «Слепому музыканту» получила I место на филармоническом конкурсе в 1975.

В МС вместе с М. играли: Эльмо Ярк (вокал, гитара, ранее — в МЕСС, МОБИЛЕ), Айвар Оя (гитара, ранее — в МАГНЕТИК БЭНД), Мати Ваарманн (клавишные, вокал), Маргус Орав (вокал, бас, ранее — в МОБИЛЕ), Микк Тарго (ударные, ранее — в УУС ГЕНЕРАТЦИОН, МОБИЛЕ, ВИТАМИНЕ). В разное время в МС на ударных играли Яак Ахелик и Андрус Вахт (ранее — в РУЕ, МЕСС, КАСЕКЕ). Солистка группы в 1981 Марью Ляник (ранее — в МОБИЛЕ, после МС — ВИТАМИН, КОНТАКТ и МАХАВОК), а в 1981-1982 Анне Вески (ранее — в ОМЕГЕ, ЮНИОН, МОБИЛЕ, ВИТАМИНЕ, после МС — в НЕМО).

Как профессиональный филармонический коллектив МС успешно выступал во многих республиках, за рубежом — ПНР (1982), Финляндия (1983). В 1983 Мяги представлял Советский Союз на международном фестивале «Братиславская лира». В том же году появилась долгоиграющая пластинка ансамбля — «Два склона горы». После участия в тартуских Днях музыки (1983-1986) группа распалась. Айвар Оя позднее работал в АРГОС и КОЛУМБУС КРИС, Тарго руководил КОНТАКТОМ, Вахт играл в В.С.П. ПРОЕКТ, Ахелик в 1986 присоединился к группе УЛЬТИМА ТУЛЕ, солистом которой в янв. 1987 стал и Мяги.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

МУЗЕЙ

Старейшая русскоязычная рок-группа Эстонии. Возникла на основе группы ЭЙФОРИЯ (1971-1978) под руководством клавишника и вокалиста Сергея Клюбина. В первоначальный состав входили также Борис Оздоба (клавишные, флейта), Владислав Петросян (бас), Александр Каарна (гитара), Владимир Грачев (ударные), которого затем сменил Владимир Графский. Группа придерживалась в тот период модификации прогрессивного рока, или арт-рока.

После 2-годичной паузы состав возобновляет работу, но уже с лидером Оздобой вместо ушедшего Клюбина. Изменение стиля (приближение к традиционному хард-року), обновление состава и определение собственного места в современной рок-жизни, видимо, послужили тому, что 3 мая 1987 группа впервые выступила под именем МУЗЕЙ. С дек. того же года М. начинает активно гастролировать (преимущественно за пределами республики), принимает участие во всесоюзном фестивале металлического рока «Хэви суви» в Таллинне (сент. 1987), становится лауреатом фестиваля «Молодость Балтики». Состав неоднократно менялся, наиболее стабилен подбор музыкантов, сложившийся в 1988: Оздоба, Петросян, Графский, И. Калюга (гитара), Анатолий Матрашилин (гитара, вокал), Александр Чахутский (вокал). Основной композитор — Оздоба. Тексты принадлежат бывшему ударнику группы Алишеру Ачилову.

Н. Мейнерт

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

МОДЕРН ФОКС

Первое выступление оркестра, созданного учащимися Таллиннского музыкального училища им. Г. Отса, состоялось в 1984 на осеннем школьном празднике. Репертуар: шлягеры, лирические песни, сатирические куплеты 30-40-х на эстонском, русском, немецком, английском языках. В состав биг-бэнда входили: колоритный и стилистически выдержанный вокалист Март Сандер, эффектный певец, саксофонист, конферансье и менеджер Артур Рейдметс, Юло Мялганд (ф-но, руководитель), Аало Веево и Тиит Лаур (саксофон, кларнет), Бенно Аава (тенор-саксофон, кларнет), Айвар Райгла (труба), Меелис Рейн (труба, контрабас), Принт Циммерман (тромбон), Урамас Кыйв (труба), Теет Ыунап (ударные). В начальном составе участие также принимали Юлари Кирсипуу, Индрек Тетсманн и Эльмо Тиисвальд.

Образцовое исполнение и стилевая достоверность исполнительской манеры позволили МФ достаточно быстро завоевать признание в республике. Коллектив принимал участие в развлекательных программах ЦТ. В 1987 на Днях музыки в Тарту отмечен за самое веселое сценическое шоу. В 1989 подготовлена новая концертная программа, составленная из популярных песен 30-х и 50-х.

Ааво Адами

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.