Archives

СОЮЗ

В начале 1987 г. гитарист Игорь Романов покинул группу ЗЕМЛЯНЕ, чтобы серьезно заняться сольной карьерой. Вместе с ним ушел ударник Валерий Брусиловский. Новый коллектив был дополнен клавишником Виктором Дробышом, басистом Олегом Пичуркиным и вокалистом Валерием Горшеничем.

Несмотря на то что в течение нескольких лет имя Романова было достаточно хорошо известно среди рок- и поп-аудитории, вернуть успех оказалось не так просто. Во всяком случае, выбранный сначала путь коммерцизации звучания результата не дал. В марте 1987 г. СОЮЗ дал серию концертов в Ленинграде, и с этого момента начинается активная деятельность группы.

В конце 1987 г. началась запись дебютного альбома, в ходе которой произошли некоторые перемены в составе: ушел Брусиловский и на его место взяли Сергея Дронова. Альбом «Учитель успеха» вышел лишь летом 1988 г., и репертуар, записанный на нем, успел сильно устареть. Особого энтузиазма альбом у поклонников тяжелого рока не вызвал.

В сентябре 1988 г. СОЮЗ дал несколько концертов в ФРГ, и спустя четыре месяца группа повторила свой визит в Западную Германию.

В мае 1989 г. в студии «Орион» началась запись второго диска СОЮЗА — «Красный свет». Звук группы заметно улучшился. И у этого альбома больше шансов на успех. В группу пришел новый ударник Константин Иванов (экс-ДИЛИЖАНС), а Дронов перебрался в ПАССАЖИРЫ.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

СОБАКА ЦЕЦЕ

Трудно сказать, что именно имели в виду участники ленинградской хэви-металл-группы СОБАКА ЦЕЦЕ, придумывая себе название, но, судя по всему, этот зверь — нечто среднее между собакой Баскервилей и мухой цеце: и жалит, и кусает, и в дом не пускает.

Группа возникла осенью 1988 г., когда большинство хэви-металл групп Ленинграда вступило в затяжной и безысходный кризис — одни из них радикально сменили состав, другие и вовсе распались. Инициаторами создания СОБАКИ ЦЕЦЕ стали гитаристы ДЕТОНАТОРА Сергей Жицков и Юрий Архаров, к которым присоединились басист-вокалист НОКАУТА Андрей Синьчук и барабанщик ИЗОЛЯТОРА и ФРОНТА Андрей Мельников.

Прежде чем СОБАКА ЦЕЦЕ вышла на сцену, в ее составе произошел ряд изменений: так, в январе 1989 г. вокалистом группы стал Михаил Иванов, прежде выступавший с металлическим ИЗОЛЯТОРОМ и постпанковой ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ, а тремя месяцами позже Синьчука, решившего в очередной раз реанимировать НОКАУТ, сменил Александр Федоров (экс-СКОРАЯ ПОМОЩЬ).

Обретя долгожданное равновесие, СОБАКА ЦЕЦЕ начала выступать дома, регулярно выезжать на гастроли, участвовать в ряде региональных рок-фестивалей, оставаясь одной из немногих активно действующих групп ленинградской «тяжелой волны».

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

РОК-ШТАТ

Белокурый и длинноволосый, вокалист Игорь Семенов за последние пять лет сделал серьезную рок-карьеру. С 1985 по 1987 г. он пел в наделавшей шума группе ПРИСУТСТВИЕ, а уйдя оттуда, решил возродить свой старый проект РОК-ШТАТ, функционировавший в 1983 — 1985 гг. ПРИСУТСТВИЮ предшествовала попытка создать проект КАНАЛ СИ, но он оказался недолговечным.

Вторая жизнь РОК-ШТАТА началась в сентябре 1987 г., когда Семенов привлек к сотрудничеству бывшего «штатовского» ударника Бориса Шавейникова. Музыкально новая группа сильно отличалась от ПРИСУТСТВИЯ. Семенов оставил в стороне стандартизованные хард-роковые разработки и встал на более сложный путь, много экспериментируя с вокалом и клавишными.

Весной 1988 г. РОК-ШТАТ принимает новое обличие: Семенов — вокал, клавишные; Евгений Галкин — ударные; Олег Чиняков — гитара и Юрий Еременко — бас. К этому моменту музыка группы приобрела интонации фанка, а аранжировки — профессиональный лоск.

За первый период своей деятельности РОК-ШТАТ записал два магнитофонных альбома, лучшие вещи из которых вошли в вышедшую на «Мелодии» пластинку.

Второй этап начался в октябре 1989 г., тогда Семенов подписал четырехлетний контракт с французским филиалом фирмы «И Эм Ай». Альбом «Рисунок» должен выйти весной 1991 г. Нынешний состав РОК-ШТАТА представляют: клавишник Алексей Карпов, ударник Юрий Щербаков и гитарист Игорь Куклюшкин.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

РАДИО-РОК

РАДИО-РОК — это последний (на сегодня) проект известного ленинградского гитариста, студийного музыканта и автора песен Владимира Густова. Музыкальная карьера Густова началась в середине 70-х в самодеятельном ансамбле КАСКАД. В 17 лет (1978) он успешно заменил заболевшего во время гастролей в СССР гитариста английской эстрадной группы Тони Монополи, тем самым обратив на себя внимание многих представителей отечественного шоу-бизнеса.

Преподавание в муз. училище Густов совмещал со студийной работой, эпизодическими выступлениями на джазовых фестивалях и сессионной работой в различных группах. В 1984 г. он — вместе с гитаристом АКВАРИУМА Александром Ляпиным — собрал группу ТЕЛЕ У, с которой дважды — в 1984 и 1985 гг. — становился лауреатом ленинградских рок-фестивалей. В марте 1986 г. ТЕЛЕ У распались, а Густов в том же году собрал группу РАНДЕВУ, в которой рядом с ним играл принимавший участие еще в последних опытах ТЕЛЕ У клавишник Алексей Петров.

Летом 1988 г. Густов, работая на радио, помог начинающему певцу Владимиру Харитонову записать песню «Новый день». Союз оказался успешен, и они решили продолжить сотрудничество. К концу осени определился состав участников новой группы, получившей имя РАДИО-РОК, а в декабре она уже начала репетиции. Кроме Густова (гитаpa, вокал) и Харитонова (вокал) в рядах РАДИО-РОК оказались: Валерий Судаков (бас, экс-ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ), Евгений Олешев (клавишные, экс-ТЕЛЕ У), Владимир Кушнир (клавишные) и Сергей Дойков (барабаны).

Летом 1989 г. РАДИО-РОК попытался — впрочем, без особого успеха — снискать расположение жюри эстрадного телеконкурса «Юрмала-89», хотя В. Харитонов стал его дипломантом. В том же году группа выпустила миньон.

В октябре 1989 г. В. Кушнир ушел из группы и позже появился в аккомпанирующем составе СЕКРЕТА. В январе следующего года В. Судакова сменил новый басист Вадим Рябов.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА

Эдуард Нестеренко (гитара, вокал), Игорь Копылов (бас) и Александр Сенин (ударные инструменты) организовали ПЕТЛЮ НЕСТЕРОВА в декабре 1987 г., однако впервые их пути пересеклись двумя годами раньше — в неоромантической группе КОФЕ. Игорь Копылов помимо этого был одним из основателей ТЕЛЕВИЗОРА и на II Фестивале Рок-клуба был назван в числе лучших инструменталистов.

Реорганизация группы и смена названия были продиктованы серьезными изменениями музыкальной ориентации: от наивного электро-поп-рока к новому гитарному звучанию. В начале 1988 г. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА вступила в Рок-клуб, выступила в обоих турах VI Рок-фестиваля, собрав урожай лестных откликов и вызвав восторг у знатоков «новой музыки», а зимой 1988—1989 гг. на студии «Яншива Шела» записала свой первый альбом, в котором участникам группы помогали близкие по стилю гитаристы Ю. Каспарян (КИНО) и А. Нуждин (ИГРЫ). Основа музыки ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА — изобретательный и мелодичный гитарный звук, опирающийся на лаконичную и напористую ритм-секцию. Гитарист ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА периодически выступает также с ДУРНЫМ ВЛИЯНИЕМ, МЛАДШИМИ БРАТЬЯМИ и даже ПОП-МЕХАНИКОЙ.

В октябре 1989 г. группа посетила ФРГ, где был выпущен их альбом, и дала концерт в гамбургском клубе «Лого».

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ОТРАЖЕНИЕ

Группа была создана в Свердловске в 1980 г. К 1985 г. обрела свой стиль, саунд и оптимальный состав: Сергей Кондаков — гитара, вокал; Владимир Филиппов — клавишные; Андрей Коняхин — бас, вокал; Андрей Голиков — саксофон; Александр Каменецкий — ударные. Играла добротный рок, которому не хватало разве одного: неповторимости и какой-то яркой, запоминаемой черточки, которая делает группу самобытной и ни на кого не похожей. В 1988 г. группа записывает очередной альбом — «Членский взнос», на котором есть ряд очень удачных работ, в частности, «Буги-вуги времен культа личности» и «Рэп коричневых рубашек»; успешно выступает на очередном, III фестивале Свердловского рок-клуба, где Кондаков и Филиппов отмечаются как исполнители, а одна песня попадает в «фестивальный чартс». В декабре ОТРАЖЕНИЕ выступает на фестивалях «Интершанс» и «Рок за демократию» в Москве.

Но окончательно заявить о себе ОТРАЖЕНИЮ удалось, пожалуй, только в 1990 г., когда группа выпустила четвертый альбом близкий к традициям 60-х; песни избавились от некоторой нарочитости в текстах.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ОПАСНЫЕ СОСЕДИ

ОПАСНЫЕ СОСЕДИ — так же, как НОЛЬ и МЛАДШИЕ БРАТЬЯ — выпускники «рок-лицея» при студии Андрея Тропилло. Группа возникла зимой 1983 г., много раз меняла состав, стилевую ориентацию и сценический имидж, пока не нашла себя как исполнитель жесткого, динамичного рок-н-ролла и бабблгама. Именно эта установка на традиционные жанры и привлекла к почти неизвестной дома группе внимание организаторов прибалтийских рок-фестивалей. В 1987 г. группа сыграла на региональных рок-форумах в Каунасе и Нарве, а также на популярной и весьма престижной «Литуанике».

После эффектного дебюта на ленинградском «фестивале надежд» «Вторая Волна» (июль — август 1987 г.), ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ, наконец, заметили и дома. К этому времени группа сумела стабилизировать свой состав, в который вошли Глеб Малечкин (гитара, вокал), Эдуард Никитин (бас), Александр Спагетти (клавишные), Андрей Шелковников (гитара), Владимир Шутя (саксофон) и Игорь Артеменко (барабаны), и начала регулярную концертную деятельность.

Непродолжительное время с ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ сотрудничал известный блюзмен, мастер губной гармошки Дмитрий («Рыжий Черт») Гусев (экс-АКВАРИУМ). В конце 1987 г. в ОПАСНЫХ СОСЕДЯХ появился новый саксофонист Андрей Грабаренко. По-настоящему ленинградская публика познакомилась с ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ лишь в 1988 г., когда они удачно показали свою программу на VI Рок-фестивале, где их энергичные буги и рок-н-роллы с живыми и остроумными текстами заставили танцевать весь зал. После этого началось и плодотворное сотрудничество ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ с ДДТ, которая пригласила их открывать свои концерты. Помимо этого клавишник ДДТ Андрей Муратов был продюсером дебютного альбома ОПАСНЫХ СОСЕДЕЙ, а после того, как Спагетти покинул группу, стал ее постоянным участником. Примерно в то же время ОПАСНЫЕ СОСЕДИ сменили и гитариста — ушедшего в БЕГЛЕЦ Шелковникова заменил Дмитрий Кустов.

Весной 1990 г. ОПАСНЫЕ СОСЕДИ вместе с несколькими другими ленинградскими группами дали несколько концертов во Франции.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Хотя название группы НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ мелькает на страницах независимой рок-прессы, начиная с первой половины 80-х, воочию большинство слушателей увидело ее впервые только в 1988 г. Причин тому несколько, но главные из них — ориентация на ортодоксальный панк-рок и нежелание идти на малейшие компромиссы с истеблишментом — исключали всякую возможность выступлений для группы в доперестроечную эпоху. В свою очередь, наличие нереализованного творческого потенциала побуждало НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ искать иные способы самовыражения, в частности, заставило обратиться к студийной работе.

Лидер и основной автор НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ — Александр Строгачев, более известный под псевдонимом Алекс Оголтелый — заинтересовался роком в конце 70-х, с приходом панк-рока безоговорочно принял новый стиль, и — после непродолжительного участия в АУ — в 1982 г. собрал первый состав НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ. На следующий год к нему присоединились Федор Лавров — гитара, бас, клавишные и Дмитрий Шишляк — гитара, бас, которые и стали основной силой группы в последующие три года.

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ быстро попали в поле зрения правоохранительных органов и, учитывая господствующие в те годы идеологические веяния, оказались в ситуации, когда каждое их действие вызывало ответную реакцию и ужесточение контроля. Группа фактически распалась.

Лишь в декабре 1987 г. был сформирован новый состав НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ: Алекс — вокал; Вадим Снегирев — бас; Игорь («Мотя») Мотовилов — гитара и Алексей («Микшер») Калинин — ударные, который неплохо дебютировал на VI Ленинградском рок-фестивале, затем повторил свой успех на региональных фестивалях в Бердянске, Череповце и т. д., а летом 1989 г. совершил 40-дневное турне по Швеции с программой-предупреждением «Брежнев жив!». В 1990 г. в группу пришел новый барабанщик Михаил Лысенко (экс-НАТЕ!, БЕГЛЕЦ, 600).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

МОДЕЛЬ

Ленинградская группа МОДЕЛЬ начала свое существование в 1984 г., после того как клавишник Игорь Ручкин и гитарист Валентин Меньшов, получившие консерваторское образование и работавшие в безвестных филармонических ВИА, познакомились с руководителем камерного ансамбля старинной музыки КОНСОРТ Андреем Борейко и решили сделать что-нибудь менее официальное и более современное. Весной состав МОДЕЛИ бып сформирован полностью: к трем основателям добавились гитарист Андрей Бозкалов, басист Алексей Писарев, барабанщик Алексей Кукушкин и певец-трубач-шоумен Никита Струков, в ту пору студент ЛГИТМиК (Ленинградского государственного института театра, музыки и кино). С самого начала творчество группы было ориентировано на арт-рок в духе Роберта Фриппа, Питера Гейбриела и ДЖЕНЕЗИС.

После нескольких любопытных концертов группа исчезла на год и снова вышла на сцену в обновленно-сокращенном составе, уже без всякого шоу и с явным уклоном в электро-поп. Показанная МОДЕЛЬЮ на фестивале 1986 г. программа (на стихи П. Элюара и А. Еременко) была не лишена интереса, однако то, что жюри ее предпочло социально острым выступлениям ТЕЛЕВИЗОРА, ПРИСУТСТВИЯ и ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ, вызвало негативную реакцию ленинградской аудитории. Впрочем, группу это мало беспокоило; усилив свои ряды двумя клавишниками, МОДЕЛЬ «прописалась» в Ленконцерте и начала выступать в эстрадных шоу, а также сопровождать певицу Марину Цхай.

В 1987 г. в состав группы входили Ручкин, Меньшов, Бозкалов, Писарев, клавишник Константин Ефимов (экс-АРС) и певец Валерий Шаров. Потеря творческого начала и дефицит идей привели к тому, что группа вступила в пору затяжного кризиса. Разочарованные, ушли из МОДЕЛИ Ручкин и Меньшов. Оставшиеся музыканты пригласили в состав клавишника и гитариста Анатолия Лобачева из ЗЕМЛЯН, а месяц спустя, в декабре 1987 г., объединились с известным инструменталистом и аранжировщиком Борисом Аксеновым под новым названием ДЕЛЬТА-ОПЕРАТОР.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

МАНУФАКТУРА

«Звездный час» для ленинградской группы МАНУФАКТУРА наступил в мае 1983 г., когда она, появившись буквально из ниоткуда, блеснула на I фестивале Ленинградского Рок-клуба и, с легкостью оттеснив более именитых соперников, заняла первое место. Програма МАНУФАКТУРЫ носила название «Зал ожидания» и состояла из песен основного автора группы Олега Скибы, и была поставлена с элементами театрализации, что по тем временам казалось достаточно необычным и новым.

На фестиваль группа вышла в составе: Олег Скиба — клавишные, вокал; Дмитрий Матковский — гитара; Виктор Салтыков — вокал; Владимир Арбузов — бас; Алексей Рахов — саксофон; Александр Кондрашкин — ударные; Игорь Перетяка — валторна. В таком виде группа собралась всего за два месяца до фестиваля, хотя как идея МАНУФАКТУРЫ началась семью годами раньше.

Свою первую группу О. Скиба и Д. Матковский собрали еще в 1976 г. в школе. На протяжении следующих лет их МАНУФАКТУРА прошла путь, характерный для большинства любительских групп того времени: играла на школьных и студенческих вечерах, танцплощадках и в молодежных лагерях, меняла репертуар, стиль, состав, пыталась записываться и выступать с самодеятельным театром. В начале 80-х активность группы почти угасла: вступив в Рок-клуб, МАНУФАКТУРА ни разу не выступала на его концертах вплоть до 1983г.

Выступление на Фестивале планировалось участниками как прощальное: им предстояла служба в армии, и группа должна была на два года прекратить существование. Пригласив коллег-музыкантов из СТРАННЫХ ИГР (А. Рахов, А. Кондрашкин) и ЗЕРКАЛА (В. Арбузов), ангажировав вокалиста В. Салтыкова из только что распавшегося ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и студента музучилища И. Перетяку, Скиба и Матковский реорганизовали МАНУФАКТУРУ, выступили на сцене Рок-клуба, записали довольно слабый альбом в студии «Антроп», мелькнули в программе летнего фестиваля «Выборг-33» и исчезли на год.

Участие МАНУФАКТУРЫ в фестивале 1984 г. оказалось менее удачным: сказалось отсутствие репетиций и сырость программы, хотя группа и получила приз за лучший вокал. Окончательное возвращение МАНУФАКТУРЫ ожидалось в 1985 г., однако этим планам не суждено было сбыться: внезапно умер В. Арбузов. В. Салтыкова к тому времени поманила профессиональная сцена (ФОРУМ, ЭЛЕКТРОКЛУБ), а попытка Матковского и Скибы соединить усилия с только что ушедшими из СТРАННЫХ ИГР Раховым и Кондрашкиным была безрезультатной.

В январе 1986 г. два экс-лидера МАНУФАКТУРЫ неожиданно выступили в Москве с ритм секцией БРАВО (П. Кузин, Т. Муртузаев) под названием МОСКОВСКО-ЛЕНИНГРАДСКАЯ ДРУЖБА, вскоре после чего Скиба занял место клавишника в группе СОЮЗ ЛЮЬИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, а Матковский надолго исчез со сцены. Весной 1987 г. он представил на V Ленинградском фестивале свою экспериментальную группу ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, а позднее вступил в АУКЦЫОН.

О. Скиба реформировал МАНУФАКТУРУ в 1987 г. в полностью новом составе: Дмитрий Зубарь — ударные, Андрей Суханов — бас, Александр Долгов — саксофон, Игорь Рудик — клавишные. Последний вскоре ушел во вновь организованную группу ДЕТИ.

В 1987—1989 гг. МАНУФАКТУРА изредка выступала с концертами, делала различные записи, но активного участия в музыкальной жизни Ленинграда уже не принимала, хотя в начале 1990 г. появилась идея собрать лучшие силы группы и записать альбом из ее наиболее интересных работ.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.