Archives

Вишня Алексей

Музыкант, звукорежиссер, композитор, автор текстов. Сочиняет и исполняет музыку в стиле поп-рок с явным тяготением к диско. Для его сочинений характерна определенная дистанция между стилистикой диско и ироническими, нередко пародийными текстами; подобное сочетание, редко встречающееся в советской популярной музыке, отчасти продолжает гротесковые традиции альбома «Треугольник» (АКВАРИУМ). Музыка В. отличается эмоциональностью, энергией и веселым драйвом. В 1983 В. записывает первые студийные альбомы и тогда же начинается его карьера звукорежиссера. Постепенно студия «Яншива» становится популярной в ленинградских рок-кругах, здесь записываются многие известные группы. На протяжении нескольких лет «Яншива» выпускает альбомы: 1984 — «Балет» (КОФЕ), «46» (КИНО); 1985 — «Это не любовь» (КИНО), «Инородное тело» (АКУСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ); 1986 — «Баланс» (КОФЕ), «Жизнь и творчество композитора Зудова» (АВИА), «Смеется тот, кто смеется последним» (ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК); 1987 — «Мифология» (МИФЫ), «Жизнь в популярной механике» (ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА); 1988 — «Группа крови» (КИНО), «Лабиринт» (ТЕСТ); 1989 — альбом группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. Наиболее профессиональная работа В.-звукорежиссера — альбом «Бей, колокол» (МИФЫ), записанный в 1989 на фирме «Мелодия».

В сезоне 1986 В. работал звукооператором в АЛИСЕ, а в 1987- 1988 — в МИФАХ. Начиная с 1987 В. время от времени выступает в составе ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ, с 1989 выступает с сольными концертами. В этом же году снялся в фильме «Музыкальные игры» (реж. В. Аксенов, «Ленфильм»).

А. Гуницкий

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ

Возникший в дек. 1973 на обломках легендарного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА как воплощение творческих устремлений барабанщика Николая Корзинина, БЖК целиком опирался на его песенный материал. Первоначальный состав: Корзинин (гитара, вокал, ударные), Никита Зайцев (гитара, скрипка, ф-но), Виктор Ковалев (бас) — все трое из САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Сергей Курёхин (клавишные, ПОСТ), Михаил Кордюков (ударные, впоследствии выступал с АКВАРИУМОМ, МИФАМИ, ГОЛЬФСТРИМОМ).

Музыкальная биография Корзинина началась в конце 60-х с организации группы СЛАВЯНЕ, в которой он собрал блестящих музыкантов А. Тараненко, Е. Останина, Ю. Белова и добился популярности как автор песен. В начале 70-х СЛАВЯНЕ вступают в полосу мутаций, несколько раз меняют состав, одно время аккомпанируют В. Рекшану, что и приводит к тому, что после распада оригинального САНКТ-ПЕТЕРБУРГА и СЛАВЯН Рекшин и Корзинин объединяются. Желание полностью сосредоточиться на собственном творчестве и персональные амбиции полтора года спустя разводят их в разные стороны. Именно тогда и появляется БЖК.

Группа быстро добивается популярности и, несмотря на постоянные смены состава, стремительно эволюционирует в музыкальном отношении. Некоторое время с группой выступает фолк-роковая певица Ольга Першина. Весной 1975 БЖК в составе: Корзинин, Ковалев, Зайцев, Вламидир Козлов (гитара, СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК) и Ростислав Панфилов (саксофон) выступает в Таллинне, где его снимает местное телевидение, а в июне определяется на работу в Красноярскую филармонию и некоторое время выступает под названием ЕНИСЕЙСКИЕ ЗОРИ. В 1976 Зайцев оставляет группу, и она распадается.

На протяжении следующего десятилетия Корзинин эпизодически появлялся на сцене с различными недолго живущими проектами (РИСК. О!, НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ, ГОРОД) и лишь в 1987 вернулся к активной работе в составе реформированного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. В янв. 1988 вышел его первый магнитофонный альбом «Камни Санкт-Петербурга», записанный в 1985-1987 с лучшими ленинградскими музыкантами и включавший наряду с новыми работами «классические» номера середины 70-х. Альбом высоко оценен критикой. Как композитор Корзинин тяготеет к мелодичным романтическим формам, иногда с интонациями блюза или соул, к традиционным рок-балладам и рок-н-роллам, используя тексты постоянных соавторов И. Никитиной, А. Драгомощенко (70-е) и А. Соловьева (80-е).

В окт. 1988 Корзинин и Зайцев организовали новую группу НЗ: Александр Бровко (гитара, гармоника), Юрий Иваненко (бас), Юрий Соколов (ударные), Юрий Задоров (клавишные).

А. Бурлака

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В 1985—1986 гг. в Ленинграде довольно популярна была группа ЭДС (ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА), которая играла в духе ДЖУДАС ПРИСТ и имела достаточное количество поклонников в городе на Неве. Творческие разногласия привели ее к распаду весной 1986 г., и из ее осколков возникли другие группы. Первой из них было ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Коллектив создал в мае 1986 г. гитарист ЭДС Сергей Полтавский с помощью басиста Игоря Пухова и ударника Александра Приначкина (экс-САЛОН, ТИМУР И ЕГО КОМАНДА).

Группа быстро прогрессировала и в 1987 г. выпустила свой дебютный магнитофонный альбом «Нордвест». Но к тому времени «пристовское» звучание стало уже неактуальным, и в мае 1988 г. уходит басист Пухов, а оставшийся дуэт начинает экспериментировать в области трэша. С этой целью в группу берутся двое бывших панк-рокеров: вокалист Александр Косарев и басист Владимир Андреев, и она переименовывается в КРЕМАТОР.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

600

Группа была организована в мае 1988 г. по инициативе экс-басиста НАТЕ! (а ранее также ТЯЖЕЛЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ, КСК, ДЛ и НЕВЕСТЫ) Михаилом Дубовым. В качестве вокалиста и основного автора песен Дубов пригласил Андрея «Свина» Панова из временно не выступавших АВТОУДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. Помимо них в первоначальный состав 600 вошли гитаристы ФРОНТА Борис Вильчик и Сергей Станков, саксофонист Дмитрий Федоров и барабанщик группы БЕГЛЕЦ Михаил Лысенко. Группа сыграла в двух турах VI Ленинградского рок-фестиваля, была замечена и совершила несколько гастрольных поездок в разные города.

Летом 600 — уже в составе Дубов, Панов, Лысенко плюс гитарист Игорь Сидоров и Андрей Васильев (ДДТ) — участвовали в «десанте» Ленинградского рок-клуба в Калинине; осенью в составе появились саксофонист Виталий Салтыков и экс-гитарист СОСЕДЕЙ Андрей Шелковников. Группа записала альбом на студии «МС», не слишком успешно отыграла концерт на фестивале альтернативного рока «СыРок-88», после чего незаметно распалась. Дубов и Шелковников организовали новый состав ДПШ, который исчез, не выступив ни разу (Дубов позже в ДУХАХ, Шелковников в БЕГЛЕЦЕ), остальные участники 600 продолжали работать со своими «основными» составами.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ФРОНТ

Подобно КРЕМАТОРУ ФРОНТ был образован бывшими музыкантами нашумевшей в «металлических кругах» ленинградской группы ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА. Это произошло в 1985 г., и первый состав выглядел следующим образом: Александр Ионов — вокал; Сергей Станков — бас, вокал; Борис Вильчик — гитара; Вадим Кузнецов — гитара; Владимир Костылев — ударные.

ФРОНТ продолжили опробованную ЭДС хэви-роковую музыкальную линию, но вскоре «органы» привлекли Ионова «за тунеядство», и он вынужден был оставить группу. Ведущим вокалистом стал Станков. В этом составе был записан первый магнитоальбом «Металлизация». С течением времени стиль группы стал все больше приближаться к трэшевым стандартам и это вызвало новые перемены: из ФРОНТА ушли Костылев и Кузнецов и на их место ангажировали ударника Андрея Мельникова и гитариста Алексея Братцева. Вернувшийся Костылев снова заменяет Мельникова. Приглашается вокалист Андрей Громов. В этом составе ФРОНТ записывает очередной магнитоальбом «Кресты», выполненный в стиле «трэш». Вскоре на фестивале «Металлопластика-89» ФРОНТ занимает второе место, вслед за группой ЭСТ. Но прогресс ФРОНТА оказывается заторможен внутренними противоречиями, в результате которых группа раскалывается на два ФРОНТА. Один образовали Станков, Кузнецов и Братцев. Второй — Вильчик, Громов и вернувшийся в группу Ионов.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ФОРВАРД

Прежде чем собраться в Ленинграде под именем ФОРВАРД, все его участники много лет провели на проф. сцене, выступая с ортодоксальными ВИА: Ирина Комарова (скрипка, вокал) и Александр Назаров (бас, банджо, стил-гитара) начинали в ИНТЕГРАЛЕ, а затем — вместе с основателем ФОРВАРДА Алексеем Фадеевым (гитара, бас, вокал) — работали в КАЛИНКЕ; Александр Симагин и Дмитрий Евдомаха (барабаны) были членами ВЕСЕЛЫХ ГОЛОСОВ, а Михаил Кошелев пел в ЛИРЕ. Однако желание реализовать собственный творческий потенциал, давний интерес к року (Симагин и Фадеев могут причислить себя к ветеранам самодеятельного рок-движения) и неожиданная «олимпийская» оттепель свели их вместе в октябре 1980 г.

Дебют группы состоялся несколько месяцев спустя и сразу сделал ее популярной у ленинградских тинэйджеров: своеобразный репертуар, представляющий собой органичную смесь харда, рок-н-ролла и кантри, неплохие тексты, продуманное оформление сцены, свет, костюмы — все работало на успех. В 1980—1982 гг. ФОРВАРД интенсивно гастролировал, сменил Евдомаху на виртуозного Виктора Гукова (экс-РАССВЕТ, МИФЫ, САВОЯРЫ и т. п.) и безуспешно атаковал фирму «Мелодия».

В августе 1982 г. Симагина сменил известный гитарист Владимир Ермолин (экс-ЗАРОК, РОССИЯНЕ, РЕМОНТ), а месяцем позже на место Гукова пришел Борис Богданов из КАСКАДА. В этом составе следующим летом ФОРВАРД выехал на гастроли в Алма-Ату, откуда вернулся расформированным: как оказалось, местный партийный босс, посетивший концерт, остался недоволен танцующими в проходах подростками. Один телефонный звонок решил судьбу группы.

Попытав счастья под именем ФОРУМ, музыканты ФОРВАРДА в августе 1984 г. оставили его и подписали контракт с калининградской филармонией, взяв имя СТАРТ. К Ермолину, Комаровой, Фадееву и Богданову присоединился клавишник Сергей Шмелев (экс-МАНИЯ, ФЕНИКС). В 1986 г. Epмолина и Комарову сменили гитарист Александр Скрябин (зкс-АВГУСТ) и певец Михаил Огородов, а в апреле следующего года группа наконец вернула свое подлинное имя.

Продолжая исполнять слегка осовремененный хард-рок, ФОРВАРД просуществовал до лета 1988 г., после чего Фадеев организовал абсолютно новый состав: Владимир Еазилио (вокал), Юрий Глотов (гитара) и Николай Тараскин (барабаны), однако и он оказался недолговечен: в августе (роковой для ФОРВАРДА месяц!) 1989 г. группа распалась окончательно.

Глотов ушел в реорганизованный АВГУСТ, а Скрябин, Тараскин, Огородов и ряд других музыкантов создали «концептуальную» хард-рок-группу КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ТРИЛИСТНИК

Первоначально известный под неофициальным названием АКВАРИУМ БЕЗ ГРЕБЕНЩИКОВА, ТРИЛИСТНИК возник осенью 1987 г. в период, когда лидер легендарной ленинградской группы был занят реализацией собственных музыкальных проектов. Дебют группы, в состав которой вошли Андрей Романов (гитара, вокал), Михаил Васильев (бас), Андрей Решетин (скрипка), Сергей Шураков (аккордеон) и Михаил Кордюков (барабаны), состоялся в ноябре 1987 г. во время устного выпуска журнала «РИО».

Основу репертуара ТРИЛИСТНИКА составили песни Романова: акустически-прозрачные, романтические и позитивные, они были близки аквариумской музыкальной эстетике середины 70-х — это не удивительно, если учесть, что в тот период Андрей («Дюша») Романов оказал значительное влияние на формирование концепции АКВАРИУМА и его мелодического языка.

На протяжении 1987—1989 гг. ТРИЛИСТНИК регулярно выступал в Ленинграде, гастролировал, в марте 1989 г. записал на собственной студии первый магнитофонный альбом, а в мае удачно выступил на VII Ленинградском рок-фестивале. Активное участие в деятельности ТРИЛИСТНИКА приняли идеологи движения «Митьков» Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарев.

С осени 1989 г. активность ТРИЛИСТНИКА снизилась: после возвращения Б. Гребенщикова участники группы — А. Романов, М. Васильев, С. Щураков, А. Решетин и появившийся весной 1989 г. барабанщик Юрий Николаев — влились в «новый» состав АКВАРИУМА, хотя деятельность группы, по всей видимости, будет продолжаться и впредь. Юрий Николаев успешно сотрудничает также с группами ВЫХОД и ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

ТАМБУРИН

Один из самобытных в музыкальном отношении представителей ленинградского рока, ТАМБУРИН появился на свет в ноябре 1981 года. Его создатель — гитарист, певец и автор песен Владимир Леви был к тому времени уже довольно заметной фигурой на отечественной рок-сцене. Он родился в Баку, в конце 60-х переехал в Ленинград и начал выступать с гитарой перед студенческими аудиториями. Желание выйти за рамки бардовской эстетики побудило его искать контакты с миром рок-н-ролла и привело к сотрудничеству с группой ГАЛАКТИКА, взявшей в репертуар многие его песни. Позже он — довольно неожиданно для себя — оказался в рядах англоязычной команды САША-218.

В 1978 г. после случайного, но весьма успешного выступления на фестивале Клуба самодеятельной песни в Куйбышеве Леви вернулся к сольной карьере. Годом позже он блестяще сыграл в Риге, разделив успех с участниками московской группы ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Взаимный интерес побудил их объединить усилия. Так, Леви стал членом ШАНСА. В 1981 г. группа в очередной, но не в последний раз распалась, и Леви вернулся в Ленинград.

Летом 1981 г. он принял участие в записи ставшего ныне легендарным альбома «Треугольник» АКВАРИУМА, а осенью — в сопровождении аквариумской ритм-секции — выступил в концертной программе «Барды и современная музыка» рядом с Б. Гребенщиковым и М. Науменко. Ее успех побудил Леви организовать собственную группу, ориентированную на акустическое звучание английского фолк-рока. В первый состав ТАМБУРИНА вошел экс-барабанщик АКВАРИУМА Александр Кондрашкин, кларнетист и флейтист ПИКНИКА Юрий Данилов и студент музучилища бас-гитарист Дмитрий Филимонов. Год спустя, после серии проб и ошибок за клавишами появился Максим Логвинов. Тогда же состоялся дебют группы — на одном из концертов Рок-клуба. Выразительные, запоминающиеся мелодии, своеобразная и прозрачная атмосфера, создаваемая разнообразными акустическими инструментами (духовые, перкуссия, ак. гитара, фортепьяно), наконец романтичные тексты с самого начала позволили говорить о ТАМБУРИНЕ как об одной из надежд ленинградского рока.

В 1983—1986 гг. ТАМБУРИН трижды участвовал в рок-фестивалях, трижды становился лауреатом. Из первоначального состава группы остались только Леви и Данилов: Логинов ушел в армию, уступил место Константину Меркулову, Филимонова после серии разовых замен заместил Андрей Щепанюк, а игравшего сразу в нескольких командах Кондрашкина — Александр Петелин.

Желание изменить имидж и звучание группы повлекло за собой новые преобразования. В феврале 1986 г. группа совершила длительные гастроли по Сибири, пригласив в состав электрического гитариста Сергея Болотникова (позже ГОРОД, КОРПУС 2, БАЛЕРИНА). Осенью его сменил Вадим Блейзизен. Вернулся после двухлетнего перерыва Логвинов. Группа подготовила новую программу, с которой несколько раз выступила на гастролях и дома, однако неудачное выступление на V рок-фестивале оказалось для ТАМБУРИНА роковым: ее покинули Блейзизен и Петелин, а годом позже и Щепанюк. Следующей зимой ТАМБУРИН записал на «Мелодии» свой первый альбом, используя опытного джазового барабанщика Олега Бутмана, а весной 1990 г. закончил вторую пластинку, в которой помимо основной троицы участвовали А. Василевский (бас), М. Чернов (саксофон) и Н. Алтунин (перкуссия).

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

СОЮЗ

В начале 1987 г. гитарист Игорь Романов покинул группу ЗЕМЛЯНЕ, чтобы серьезно заняться сольной карьерой. Вместе с ним ушел ударник Валерий Брусиловский. Новый коллектив был дополнен клавишником Виктором Дробышом, басистом Олегом Пичуркиным и вокалистом Валерием Горшеничем.

Несмотря на то что в течение нескольких лет имя Романова было достаточно хорошо известно среди рок- и поп-аудитории, вернуть успех оказалось не так просто. Во всяком случае, выбранный сначала путь коммерцизации звучания результата не дал. В марте 1987 г. СОЮЗ дал серию концертов в Ленинграде, и с этого момента начинается активная деятельность группы.

В конце 1987 г. началась запись дебютного альбома, в ходе которой произошли некоторые перемены в составе: ушел Брусиловский и на его место взяли Сергея Дронова. Альбом «Учитель успеха» вышел лишь летом 1988 г., и репертуар, записанный на нем, успел сильно устареть. Особого энтузиазма альбом у поклонников тяжелого рока не вызвал.

В сентябре 1988 г. СОЮЗ дал несколько концертов в ФРГ, и спустя четыре месяца группа повторила свой визит в Западную Германию.

В мае 1989 г. в студии «Орион» началась запись второго диска СОЮЗА — «Красный свет». Звук группы заметно улучшился. И у этого альбома больше шансов на успех. В группу пришел новый ударник Константин Иванов (экс-ДИЛИЖАНС), а Дронов перебрался в ПАССАЖИРЫ.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

СОБАКА ЦЕЦЕ

Трудно сказать, что именно имели в виду участники ленинградской хэви-металл-группы СОБАКА ЦЕЦЕ, придумывая себе название, но, судя по всему, этот зверь — нечто среднее между собакой Баскервилей и мухой цеце: и жалит, и кусает, и в дом не пускает.

Группа возникла осенью 1988 г., когда большинство хэви-металл групп Ленинграда вступило в затяжной и безысходный кризис — одни из них радикально сменили состав, другие и вовсе распались. Инициаторами создания СОБАКИ ЦЕЦЕ стали гитаристы ДЕТОНАТОРА Сергей Жицков и Юрий Архаров, к которым присоединились басист-вокалист НОКАУТА Андрей Синьчук и барабанщик ИЗОЛЯТОРА и ФРОНТА Андрей Мельников.

Прежде чем СОБАКА ЦЕЦЕ вышла на сцену, в ее составе произошел ряд изменений: так, в январе 1989 г. вокалистом группы стал Михаил Иванов, прежде выступавший с металлическим ИЗОЛЯТОРОМ и постпанковой ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ, а тремя месяцами позже Синьчука, решившего в очередной раз реанимировать НОКАУТ, сменил Александр Федоров (экс-СКОРАЯ ПОМОЩЬ).

Обретя долгожданное равновесие, СОБАКА ЦЕЦЕ начала выступать дома, регулярно выезжать на гастроли, участвовать в ряде региональных рок-фестивалей, оставаясь одной из немногих активно действующих групп ленинградской «тяжелой волны».

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.