Archives

ПРИСУТСТВИЕ

До 1982 пути будущих участников группы неоднократно пересекались в различных командах второго эшелона, игравших преимущественно хард-рок. Собравшись вместе, Максим Кузнецов (гитара, вокал), Михаил Киселев (гитара), Александр Проскунов (бас) и Юрий Щербаков (ударные) 2 года репетировали, а затем, поддерживаемые Г. Блиновым и А. Кролем (РОССИЯНЕ), вступили в рок-клуб, сразу обратив на себя внимание великолепным дуэтом лидер-гитаристов Кузнецов — Киселев и своеобразными песнями первого из них на стихи Кирилла Комарова.

Осенью 1985 группа взяла имя П. (очевидно, по аналогии с названием пластинки ЛЕД ЗЕППЕЛИН — «Presence»), а чуть позже пригласила известного певца Игоря Семенова (РОК-ШТАТ, КАНАЛ СИ). Выступление П. на фестивале 1986 стало одной из кульминаций программы, хотя группа и не получила звания лауреата.

В течение следующего сезона П. много гастролирует, делает попытку записать студийный альбом, удачно снимается на Ленинградском ТВ. Однако различия во взглядах на будущее группы, желание каждого реализовать собственные художественные воззрения, персональные проблемы привели к распаду П. в июне 1987, сразу после участия в V рок-фестивале. Тем же летом группа восстановлена (Кузнецов, Киселев, Щербаков плюс басист Александр Крылов), но активность ее резко снизилась. П. выступает на рок-фестивале в Дубне (1987), на первом этапе VI Ленинградского рок-фестиваля. Изменилась стилевая ориентация: от ортодоксального хард-рока — к более изысканной, технически сложной и мелодичной музыке с элементами блюза и новой волны.

В июле 1988 состав П. пополнил вокалист Евгений Дятлов (АУКЦИОН).

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ

Первый, специально организованный для профессиональной работы и давший имя жанру ВИА коллектив; родился в мае 1966, когда Анатолий Васильев (гитара, вокал; в прошлом известный ленинградский джазмен, с 1957 по 1965 участник эстрадного ансамбля ДРУЖБА п/у А. Броневицкого) решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к современным стандартам. После недолгих колебаний, отказавшись от использования традиционного вокалиста-крунера А. Королева, он опробовал новую модель на гастролях по черноморским турбазам и в нояб. 1966 официально дебютировал с ней на одной из самых популярных площадок Ленинграда — в Механическом институте: Евгений Броневицкий (гитара, бас, вокал), Владимир Калинин (гитара, вокал), Лев Вильдавский (ф-но), Галина Баранова (вокал), Сергей Лавровский (ударные). Программа ПГ в этот период состояла из песен и инструментальных номеров Васильева, Андрея Петрова, БИТЛЗ. В течение следующих полутора лет шло интенсивное формирование репертуара и состава. В ПГ появились пришедшие из самодеятельности певцы Александр Федоров и Елена Федорова, трубач Эдгар Бернштейн, клавишники Олег Мошкович и Альгис Паулавичус. Группа записала на «Мелодии» миниальбом (гранд), на котором ГИТАРЫ были не столько поющими, сколько играющими — инструментальные пьесы Васильева а ля ШЕДОУЗ и ВЕНЧЕРЗ.

В дальнейшем ПГ все реже исполняли собственную или оригинально обработанную музыку. Репертуар стали пополнять конъюнктурные, безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе к новому жанру. В сущности, именно ПГ впервые использовали элементы рок-поп-музыки в аранжировках традиционных эстрадных песен.

Жанр, созданный ПГ, не только обеспечивал коммерческий успех, но и был многовариантен, что привело к появлению в начале 70-х гигантского числа электрогитарных ВИА. Чисто формально сохраняя внешние признаки рок-группы (инструментарий, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА воплотили худшие традиции советской эстрады. К тому же безудержная эксплуатация всевозможными околомузыкальными дельцами быстро исчерпала их творческий потенциал.

В середине 70-х ПГ обратились к крупным формам, поставив принесшие им шумный успех рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975, муз. А. Журбина, либретто Ю. Димитрина) и «Фламандская легенда» (1978, муз. Р. Гринблата, либретто Ю. Димитрина и Ю. Михайлова). Для участия в театральных постановках состав был радикально обновлен: пришли певцы Альберт Асадуллин и Валерий Цакадзе, певица Ирина Понаровская, гитаристы С. Шнейдер и В. Бровко; Ю. Иваненко (бас) и Ю. Соколова (ударные) сменили В. Васильев и А. Герштейн соответственно.

К началу 80-х популярность ПГ значительно упала: следующий театральный опыт — мюзикл «Гонки» — оказался неудачен, уход ведущих исполнителей и бесконечная текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей. Попытка вернуться на сцену с песенной программой также не принесла успеха. В 1986 ПГ (уже с новым руководителем А. Федченко) поставили собственную версию рок-оперы Рыбникова и Вознесенского «Юнона и Авось», а в 1988 ПГ преобразованы в музыкальный театр, рассчитанный на постановку главным образом опер, мюзиклов и т. п.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

Группа, организованная в Ленинградском электротехническом институте в окт. 1977, дебютировала весной следующего года на локальном студенческом фестивале «Весна в ЛЭТИ». После серии тактических перестановок и экспериментов к осени 1980 сформирован относительно стабильный состав: Юрий Рулев (бас, вокал), Николай Ковель (гитара, вокал), Олег Кузнецов (гитара, вокал), Владимир Кузнецов (саксофон, клавишные), Вадим Петухов (ударные).

Одной из первых в 1981 ПВ вступила в рок-клуб, однако довольно долго работа на пригородных танцплощадках — классический способ существования групп в 70-х — начале 80-х — держала их в стороне от основных мероприятий клуба. Тем не менее в 1982 вместе с группой ЯБЛОКО ПВ приняла участие в Архангельском рок-фестивале, получив ценный приз и звание лауреата.

ПВ вместе с ПИКНИКОМ и РОССИЯНАМИ составляла костяк традиционалистского крыла в стилевом спектре рок-клуба, а с распадом Р. и уходом на профессиональную сцену П. осталась едва ли не единственной клубной группой, сохранявшей верность хард-року. Автор практически всего репертуара ПВ — Рулев. Его поэтические темы — поиск взаимопонимания, рефлексивные переживания собственных побед и неудач, преодоление отчуждения и одиночества — неизменны, и в лучших своих вещах он оптимально сочетает смысловую насыщенность текста с энергетически мощными хард-роковыми формулами.

Неудачно выступив на I и II Ленинградских рок-фестивалях, в 1985 ПВ, с пришедшим в нее гитаристом С. Даниловым (МИФЫ), предлагает на суд зрителей концептуальную программу «Новое платье короля». Успех подвигнул группу на новые поиски, и на IV фестивале она производит сенсацию остросоциальной, блестяще продуманной и эффектно аранжированной программой «Видеотека Эпидемия». К следующей весне ПВ приготовила еще одну «рок-сюиту» (предварительное название «Помойка»), однако в последний момент отказалась выйти с ней на сцену Фестиваля-87, сыграв программу из лучших песен 1980-1986. Премьера «Помойки» все же состоялась — но лишь 2 года спустя, на VII фестивале рок-клуба.

С 1987 группа — непременный участник концертов, посвященных памяти группы РОССИЯНЕ («Мемориал Ордановского»), весь сбор от которых передается на благотворительные цели.

С июня 1985 ПВ выступает в неизменном составе: Рулев, Петухов, Николай Цывинский (клавишные, вокал) и Николай Забегалов (гитара, вокал). Осенью 1990 на «Мелодии» начал записываться первый альбом ПВ — «Эпидемия».

А. Бурлака

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ОПЫТЫ

Группа Александра Ляпина образована летом 1987. Прославленный гитарист, суперзвезда ленинградской рок-сцены, король джем-сейшенов, Л. давно мечтал о создании своего ансамбля. С янв. 1982 Л. (экс-НУ ПОГОДИ, СТАЯ) играет в АКВАРИУМЕ, нередко испытывая неудовлетворенность из-за необходимости подчиняться логике ансамблевого звучания. В 1984 — 1985 он организует инструментальные составы (ТЕЛЕ-У — вместе с гитаристом и мультиинструменталистом Владимиром Густовым и МОТОР-БЛЮЗ), которые выступают эпизодически. ТЕЛЕ-У — лауреат 2 ленинградских фестивалей — запомнилась мощными джаз-роковыми композициями «Ганг», «Памяти музыканта», «Салон причесок», однако высокий профессиональный уровень исполнителей, к сожалению, не базировался на оригинальной концепции, а нагромождение электронных эффектов придавало музыке демонстративно искусственный характер.

В последние годы Б. Гребенщиков все больше обращается к акустической музыке, АКВАРИУМ из-за поездок за рубеж подолгу не выступает, и Л., не покидая АКВАРИУМ, параллельно создает О..

Сначала он репетирует с «аквариумной» ритм-секцией — Александром Титовым (бас) и Петром Трощенковым (ударные) и даже записывает с ними студийный альбом «Зеркало дня» (1987, студия ЛДМ). Но позже знакомится с барабанщиком Игорем Доценко и басистом Вадимом Курылевым (оба из ДДТ) и ОПЫТЫ начинают концертную деятельность.

Л. сознательно ориентируется на Дж. Хендрикса. Инструментарий, название группы, гармонии и аранжировка большинства композиций, исполнение в начале концертов Гимна Советского Союза (Хендрикс начинал с вариаций на тему Гимна США) и многое другое, заимствованное из практики гениального музыканта, тем не менее не выглядит слепым подражанием.

Песни Л. далеки от социальной проблематики, текст играет явно второстепенную роль, а главный акцент делается на виртуозном инструментальном музицировании, великолепном гитарном соло. Ляпин неоднократно отмечался как лучший гитарист в многочисленных хит-парадах и на всех ленинградских фестивалях и «Литуанике-86». Группа успешно гастролирует, в апр. 1988 вернулась из Финляндии с хорошими отзывами прессы. Летом 1990 гастролировала в США.

А. Гуницкий

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Взявшая названием и иронически переосмыслившая казенный термин, относящийся к любому содружеству людей, группа НОМ появилась в 1986.

НОМ вырос из попытки компании увлекавшихся музыкой и литературой инженеров и студентов создать музыкальную параллель к их рассказу «Протез». В 1987 группа на телевизионном конкурсе молодых артистов получает звание лауреатов и вступает в альтернативное рок-объединение «Мост», а в янв. 1988 переходит в рок-клуб. Успешные выступления на фестивалях 1988 и 1989, многочисленные гастроли (часто вместе с АВИА), наконец, вышедший летом 1989 альбом делают НОМ одной из наиболее популярных групп нового ленинградского рока. Музыкальный язык группы НОМ — смесь пост-панковых риффов, каких-то кабаретных мотивчиков, частушечных интонаций, фольклорных распевов и даже советской эстрады 40-50-х. Состав неизменен: Дмитрий Тихонов (клавишные, вокал), Сергей Бутузов (гитара), Андрей Кагадеев (бас), Сергей Кагадеев (вокал), Юрий Салтыков (шоу, вокал), за исключением барабанщика: в 1988 Николая Родионова сменил Владимир Постниченко. Все члены группы имеют сценические псевдонимы. Свой стиль определяют как «чтобыбыловеселей». На Ленинградском ТВ совместно с ПОП-АНТЕННОЙ НОМ сняло серию уморительных видеоклипов («Насекомые», «Самба Гопкинс» и др.). В 1990 прошли их первые гастроли за границей — в Италии и Испании.

А. Бурлака

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

МЛАДШИЕ БРАТЬЯ

Впервые МБ появились в 1984, хотя устойчивый состав — Александр Лушин (вокал), Виктор Лушин (клавишные, вокал), Андрей Кордюков (гитара), Виктор Иванов (бас) и Денис «Ринго» Сладкевич (ударные) — сложился лишь к весне 1986. Изначально ориентированные на современную музыкальную эстетику и хорошо информированные (Кордюков вырос в семье экс-барабанщика АКВАРИУМА), МБ в поисках своего стиля перебрали весь набор нововолновых формул: рэггей, ска, неоромантика, нью-джаз (группа использовала отличную духовую секцию), рок-минимализм. МБ с успехом выступили на V и VI Ленинградских рок-фестивалях, много ездили по стране, записывались. Однако в 1988 группа распалась на 2 — ЗНАКИ ПРЕПИНАКИ В. Лушина и собственно МБ А. Кордюкова. С окончательным уходом в ЗП вокалиста А. Лушина, после попыток сотрудничества с Э. Нестеренко (ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА) и безуспешных поисков вокалиста МБ отказались от названия и погрузились в кому. Состав-89: Кордюков, Иванов, Алексей Калинин (ударные).

ЗП весной 1989 записали альбом при участии А. Ляпина и А. Муратова, а в сент. дебютировали на сцене в составе: В. Лушин, А. Лушин, Денис Медведев (саксофон, ранее — МБ), Андрей Муратов (клавишные, ДДТ), Дмитрий Матковский (гитара, АУКЦИОН). В 1990 последнего сменил Андрей Нуждин (ИГРЫ) и добавился «живой» барабанщик Игорь Чередник (ИГРЫ).

А. Бурлака

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

Вишня Алексей

Музыкант, звукорежиссер, композитор, автор текстов. Сочиняет и исполняет музыку в стиле поп-рок с явным тяготением к диско. Для его сочинений характерна определенная дистанция между стилистикой диско и ироническими, нередко пародийными текстами; подобное сочетание, редко встречающееся в советской популярной музыке, отчасти продолжает гротесковые традиции альбома «Треугольник» (АКВАРИУМ). Музыка В. отличается эмоциональностью, энергией и веселым драйвом. В 1983 В. записывает первые студийные альбомы и тогда же начинается его карьера звукорежиссера. Постепенно студия «Яншива» становится популярной в ленинградских рок-кругах, здесь записываются многие известные группы. На протяжении нескольких лет «Яншива» выпускает альбомы: 1984 — «Балет» (КОФЕ), «46» (КИНО); 1985 — «Это не любовь» (КИНО), «Инородное тело» (АКУСТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ); 1986 — «Баланс» (КОФЕ), «Жизнь и творчество композитора Зудова» (АВИА), «Смеется тот, кто смеется последним» (ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК); 1987 — «Мифология» (МИФЫ), «Жизнь в популярной механике» (ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА); 1988 — «Группа крови» (КИНО), «Лабиринт» (ТЕСТ); 1989 — альбом группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. Наиболее профессиональная работа В.-звукорежиссера — альбом «Бей, колокол» (МИФЫ), записанный в 1989 на фирме «Мелодия».

В сезоне 1986 В. работал звукооператором в АЛИСЕ, а в 1987- 1988 — в МИФАХ. Начиная с 1987 В. время от времени выступает в составе ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ, с 1989 выступает с сольными концертами. В этом же году снялся в фильме «Музыкальные игры» (реж. В. Аксенов, «Ленфильм»).

А. Гуницкий

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ

Возникший в дек. 1973 на обломках легендарного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА как воплощение творческих устремлений барабанщика Николая Корзинина, БЖК целиком опирался на его песенный материал. Первоначальный состав: Корзинин (гитара, вокал, ударные), Никита Зайцев (гитара, скрипка, ф-но), Виктор Ковалев (бас) — все трое из САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Сергей Курёхин (клавишные, ПОСТ), Михаил Кордюков (ударные, впоследствии выступал с АКВАРИУМОМ, МИФАМИ, ГОЛЬФСТРИМОМ).

Музыкальная биография Корзинина началась в конце 60-х с организации группы СЛАВЯНЕ, в которой он собрал блестящих музыкантов А. Тараненко, Е. Останина, Ю. Белова и добился популярности как автор песен. В начале 70-х СЛАВЯНЕ вступают в полосу мутаций, несколько раз меняют состав, одно время аккомпанируют В. Рекшану, что и приводит к тому, что после распада оригинального САНКТ-ПЕТЕРБУРГА и СЛАВЯН Рекшин и Корзинин объединяются. Желание полностью сосредоточиться на собственном творчестве и персональные амбиции полтора года спустя разводят их в разные стороны. Именно тогда и появляется БЖК.

Группа быстро добивается популярности и, несмотря на постоянные смены состава, стремительно эволюционирует в музыкальном отношении. Некоторое время с группой выступает фолк-роковая певица Ольга Першина. Весной 1975 БЖК в составе: Корзинин, Ковалев, Зайцев, Вламидир Козлов (гитара, СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК) и Ростислав Панфилов (саксофон) выступает в Таллинне, где его снимает местное телевидение, а в июне определяется на работу в Красноярскую филармонию и некоторое время выступает под названием ЕНИСЕЙСКИЕ ЗОРИ. В 1976 Зайцев оставляет группу, и она распадается.

На протяжении следующего десятилетия Корзинин эпизодически появлялся на сцене с различными недолго живущими проектами (РИСК. О!, НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ, ГОРОД) и лишь в 1987 вернулся к активной работе в составе реформированного САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. В янв. 1988 вышел его первый магнитофонный альбом «Камни Санкт-Петербурга», записанный в 1985-1987 с лучшими ленинградскими музыкантами и включавший наряду с новыми работами «классические» номера середины 70-х. Альбом высоко оценен критикой. Как композитор Корзинин тяготеет к мелодичным романтическим формам, иногда с интонациями блюза или соул, к традиционным рок-балладам и рок-н-роллам, используя тексты постоянных соавторов И. Никитиной, А. Драгомощенко (70-е) и А. Соловьева (80-е).

В окт. 1988 Корзинин и Зайцев организовали новую группу НЗ: Александр Бровко (гитара, гармоника), Юрий Иваненко (бас), Юрий Соколов (ударные), Юрий Задоров (клавишные).

А. Бурлака

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В 1985—1986 гг. в Ленинграде довольно популярна была группа ЭДС (ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА), которая играла в духе ДЖУДАС ПРИСТ и имела достаточное количество поклонников в городе на Неве. Творческие разногласия привели ее к распаду весной 1986 г., и из ее осколков возникли другие группы. Первой из них было ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Коллектив создал в мае 1986 г. гитарист ЭДС Сергей Полтавский с помощью басиста Игоря Пухова и ударника Александра Приначкина (экс-САЛОН, ТИМУР И ЕГО КОМАНДА).

Группа быстро прогрессировала и в 1987 г. выпустила свой дебютный магнитофонный альбом «Нордвест». Но к тому времени «пристовское» звучание стало уже неактуальным, и в мае 1988 г. уходит басист Пухов, а оставшийся дуэт начинает экспериментировать в области трэша. С этой целью в группу берутся двое бывших панк-рокеров: вокалист Александр Косарев и басист Владимир Андреев, и она переименовывается в КРЕМАТОР.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

600

Группа была организована в мае 1988 г. по инициативе экс-басиста НАТЕ! (а ранее также ТЯЖЕЛЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ, КСК, ДЛ и НЕВЕСТЫ) Михаилом Дубовым. В качестве вокалиста и основного автора песен Дубов пригласил Андрея «Свина» Панова из временно не выступавших АВТОУДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. Помимо них в первоначальный состав 600 вошли гитаристы ФРОНТА Борис Вильчик и Сергей Станков, саксофонист Дмитрий Федоров и барабанщик группы БЕГЛЕЦ Михаил Лысенко. Группа сыграла в двух турах VI Ленинградского рок-фестиваля, была замечена и совершила несколько гастрольных поездок в разные города.

Летом 600 — уже в составе Дубов, Панов, Лысенко плюс гитарист Игорь Сидоров и Андрей Васильев (ДДТ) — участвовали в «десанте» Ленинградского рок-клуба в Калинине; осенью в составе появились саксофонист Виталий Салтыков и экс-гитарист СОСЕДЕЙ Андрей Шелковников. Группа записала альбом на студии «МС», не слишком успешно отыграла концерт на фестивале альтернативного рока «СыРок-88», после чего незаметно распалась. Дубов и Шелковников организовали новый состав ДПШ, который исчез, не выступив ни разу (Дубов позже в ДУХАХ, Шелковников в БЕГЛЕЦЕ), остальные участники 600 продолжали работать со своими «основными» составами.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.