АРГОНАВТЫ

Одни из первых звёзд в истории питерской рок-сцены, АРГОНАВТЫ принадлежат к числу групп, оказавших существенное и, во-многом, определяющее влияние на формирование музыкальной эстетики русского рока, а их история — живое свидетельство его эволюции: от простодушного копирования британского бита 60-х — к блюз-року следующего десятилетия и, через жанровые эксперименты и искания середины 70-х — к рок-н-роллу и биг-биту, возвращённым в обиход новой волной.

АРГОНАВТЫ появились на свет осенью 1965 в Военно-Механическом Институте. Силы распределились следующим образом: Александр Глазатов, соло-гитара, вокал, Илья Мордовин, ритм-гитара, вокал, Пётр Жуков, бас, вокал и Александр «Алик» Тимошенко, орган, фортепиано, вокал. Достойного кандидата на роль барабанщика в их окружении не нашлось, и первые полгода им помогал студент-старшекурсник Борис «Боб» Усиевич. (В марте 1966 на его место был взял Пётр Жеромский.)

К Новому Году они отрепетировали десятка полтора песен, позаимствованных, главным образом, с альбомов THE BEATLES и THE SWINGING BLUE JEANS. Дебют пока ещё безымянной поп-группы состоялся 26 декабря на Новогоднем вечере второкурсников в одной из аудиторий на третьем этаже и оказался довольно успешным, что воодушевило её участников на новые подвиги. Уже с февраля 1966 они начали регулярно выступать на институтских вечерах, набираясь опыта и уверенности. Вскоре у них появились первые конкуренты: ГАЛАКТИКА братьев Гулиных и ФЛАМИНГО Алика Исаева.

В июне 1966 группа поехала на свои первые гастроли: её на месяц пригласили в летний спортивный лагерь МГУ под Анапу. Примерно тогда же, пятеро музыкантов, наконец, выбрали себе подходящее имя — АРГОНАВТЫ.

Начиная с весны 1967 без АРГОНАВТОВ не обходилось ни одно культурное мероприятие в Военмехе, а их интенсивная работа на танцплощадках помогла группе сделать имя в масшатабах города. К этому времени они сформировали довольно обширный репертуар, в который входили не только кавер-версии, но и собственный материал. Первым как автор заявил о себе Тимошенко, немного позже к нему присоединился Петя Жуков.

Во второй половине 60-х выступления АРГОНАВТОВ в Розовом Зале Военмеха значили для питерской молодёжи, вероятно, так же много, как и концерты THE BEATLES в «Cavern» пятью годами раньше.

В начале марта 1968 в Ленинграде прошёл первый официальный смотр-конкурс самодеятельных ВИА, организованный под эгидой ЛДХС, Дома Самодеятельного Творчества. АРГОНАВТЫ заняли на нём третье место. Финал смотра состоялся в Концертном Зале у Финляндского вокзала.

Пару месяцев спустя АРГОНАВТЫ отправились на гастроли в Киев. В то время в столице Украины действовал сильный и богатый студенческий клуб «Мечта», имевший множество секций, включая джазовую. Окольными путями кто-то из активистов клуба вышел на питерских музыкантов и рискнул пригласить их в гости. Первой, в мае 1968, туда поехала ГАЛАКТИКА. Вслед за ними, уже со своей аппаратурой, на две с половиной недели в Киев отбыли АРГОНАВТЫ. Им пришлось играть не только в студенческих клубах, но и в концертном зале на 2.500 мест! Концерт, к которому были напечатаны настоящие типографские афиши, прошёл на высоком профессиональном уровне и с полным аншлагом.

Надо заметить, что по меркам конца 60-х АРГОНАВТЫ были одной из самых сыгранных групп и уверенно пели на голоса. Значительную долю в репертуаре АРГОНАВТОВ тех лет занимал материал THE HOLLIES, THE MONKEES, THE BEACH BOYS, MARMALADE, THE DAVE CLARK FIVE и Dave DEE, DOZY, BEAKY, MICK & TICH. Тогда же к сотрудничеству с группой был привлечён молодой поэт Виктор Большаков, перу которого принадлежали тексты многих её песен, в т.ч. «Река Оккервиль», «Осень» и «Саласпилс».

Весной 1970 Военмех был закончен, но играть (в том числе, и в его стенах) группа не перестала — все АРГОНАВТЫ однозначно остались в музыке. Когда в апреле 1971 при активном содействии Коли Васина в Питере была основана Поп-федерация, АРГОНАВТЫ стали одними из её участников и пару раз играли на совместных сэйшенах с польскими музыкантами.

В мае 1971 почти невероятное для самодеятельной группы единство — пять лет в одном составе! — было нарушено: Петра Жукова забрали в армию. Бас взял в руки Мордовин, а второго гитариста пришлось долго искать. Лето с ними отыграл автор-исполнитель Виталий Черницкий, гитара, вокал, который принёс в репертуар несколько своих песен, а в сентябре в их ряды влился новый гитарист Сергей Дорошенко, студент Института Культуры и бывший участник пары не слишком известных в масштабах города групп. На его квартире близ Технологического Института АРГОНАВТЫ частенько репетировали.

Однако, не прошло и месяца, как группу покинул Саша Глазатов — один из её явных лидеров и идеологов. Он решил податься в профессионалы, устроился в ВИА НЕВСКИЕ ГИТАРЫ и быстро пропал из виду. Его заменой в АРГОНАВТАХ стал пришедший в октябре Владимир Осташенков, певец, клавишник и весьма одарённый автор песен.

В этом составе в ноябре 1971 АРГОНАВТЫ съездили на Всесоюзный Фестиваль ВИА «Серебряные Струны» в Горький (ныне Нижний Новгород), где помимо них блистали Александр Градский со СКОМОРОХАМИ, московское ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ и челябинский АРИЭЛЬ. АРГОНАВТЫ поделили второе место со ВТОРЫМ ДЫХАНИЕМ.

В январе 1972 по семейным обстоятельствам группу был вынужден покинуть Жеромский (правда, он продолжал заниматься её техническим обеспечением и в дальнйшем). Вакансию барабанщика занял Владимир Калинин. После короткого эпизода с группой ТРОЛЛИ (с зимы до весны 1971), он периодически играл с компанией музыкантов, называвшей себя странными именами вроде ВИНЕГРЕТ, ШЕСТОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ и т.п., а также участвовал в организации сэйшенов с поляками.

К этому моменту АРГОНАВТЫ нашли новую репетиционную площадку в Институте Водного Транспорта. Осенью 1972 на профессиональную сцену ушёл и Сергей Дорошенко. Новым гитаристом стал хорошо известный в городе Валерий Бровко, добившийся известности в UP & DOWN, а позднее вкусивший прелестей профессиональной сцены с архангельским ВИА ПОМОРЫ. Одновременно с ним в группе появился и Александр Розенбаум Ленинграде), гитара, фортепиано, вокал, который заканчивал Первый Медицинский, играл в тамошней группе АДМИРАЛТЕЙСТВО и тоже сочинял песни.

В мае 1973 Розенбаум ушёл, а Бровко на лето вернулся в ПОМОРЫ, после чего воссоединился с обломками UP & DOWN. К счастью, из армии как раз вернулся Жуков. Поскольку бас-гитарой прочно завладел Мордовин, Жуков пересел за пульт, хотя позже изредка выходил на сцену с 12-струнной гитарой, а также участвовал в вокальном многоголосии из-за пульта. Тогда же АРГОНАВТЫ переехали на новую площадку, в институт Гипробор (около Студгородка на Ново-Измайловском проспекте). Летом 1973 они не выступали, впервые за эти годы устроив себе каникулы, а Калинин отправился играть на Юг с друзьями из АРСЕНАЛА.

В сентябре 1973 группа собралась после каникул, чтобы репетировать новую программу. Заболевшего Мордовина на басу временно заменил Жуков, а гитару взял в руки колпинский гитарист Юрий Алынин (экс-САДКО, ТРОЛЛИ, PHANTOMS, ГАРМОНИЯ и т.д.). В таком составе (Жуков, Тимошенко, Калинин, Алынин) они — вместе с оркестром Анатолия Бадхена — записали несколько песен и даже сами снялись в фильме «Это беспокойное студенчество», который на следующий год получил Гран При на фестивале документального кино в Мюнхене.

В апреле 1974 АРГОНАВТЫ сделали весьма удачное приобретение: в её рядах появился универсальный музыкант, венгерский студент Ласло Талнаи, который играл на любых саксофонах, флейте, гармонике, кларнете, гитаре, скрипке, клавишных и пел. До этого он музицировал в группе студентов венгерского землячества, а в начале 70-х регулярно джемовал с ВИНЕГРЕТОМ, где тогда барабанил Калинин. Они снова начали выступать полным составом.

В сентябре 1974 полный новых идей Тимошенко ушёл из группы и месяц спустя начал собирать свой весьма популярный во второй половине 70-х арт-роковый ОРНАМЕНТ. Поначалу его место так и осталось вакантным, а АРГОНАВТЫ — без электрической гитары — на время превратились в чисто акустический состав.

В конце зимы к АРГОНАВТАМ присоединился Владимир Ермолин, экс-гитарист группы THE MAGIC WINDS и непревзойдённый мастер кавер-версий THE BEATLES и другой классики рока. Правда, концертов в этот период было немного. Один из самых ярких состоялся в начале лета во время книжной ярмарки на площади Островского. Той же осенью, закончив учёбу в Питере, уехал домой в Венгрию Ласло Талнаи.

Новое оживление началось в рядах АРГОНАВТОВ только в начале 1976, когда к ним, из дальних странствий возвратясь, примкнул блудный гитарист Саша Глазатов. В марте того же года они — вместе с ОРНАМЕНТОМ и АКВАРИУМОМ — представляли Питер на Днях Популярной Музыки в Таллинском Политехе, а в июле приняли участие в ещё одном прибалтийском фестивале, на этот раз, в Лиепае, после чего из группы опять ушёл Глазатов. На его место АРГОНАВТЫ прослушивалии даже Жору Ордановского из временно распавшихся РОССИЯН, но по разным причинам этот любопытный союз не состоялся.

В сентябре из АРГОНАВТОВ ушёл Осташенков, поэтому в ноябре группа объявила осенний призыв. Одну из вакансий занял Фёдор Столяров, в прошлом лидер-гитарист и певец хард-роковых групп ФЕНИКС, ИДЕЯ и т.д., а вторую — вновь Александр Розенбаум (на этот раз, как клавишник), в то время работавший на станции скорой помощи. Розенбаум существенно освежил репертуар АРГОНАВТОВ: одарённый мелодист и мастер стилизаций, он легко сочинял в любых жанрах — от ритм-энд-блюза до городского романса и от жёстких рок-н-роллов до поп-баллад. В числе его песен для АРГОНАВТОВ — «Jimi Blues», посвящённый памяти Хендрикса, ироничная «Песни о раках» и т.д. В 1978 Розенбаум даже сочинил для группы целую рок-оперу на сюжет мифа об аргонавтах, но их возможности, к сожалению, не позволили реализовать этот честолюбивый и смелый замысел.

АРГОНАВТЫ продолжали играть на танцах в «Невском», выступили в ЛЭТИ на фестивале с московскими группами ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, ПАНОРАМА и ВИКТОРИЯ, а также концертировали по студенческим клубам. Осенью 1978 они, в свою очередь, съездили в Москву, где дали концерт с местной ЗЕМЛЁЙ САННИКОВА.

В феврале 1979 грянули новые перемены. Столяров и пришедший вместе с ним в АРГОНАВТЫ техником бас-гитарист ФЕНИКСА и ИДЕИ Олег Киселёв, которые всё это время параллельно репетировали под вывеской МЫСЛИ И ВРЕМЯ, ушли и собрали ДИЛИЖАНС. Практически перестал выступать с группой и Розенбаум, хотя он, по-прежнему, обеспечивал группу материалом.

Ветераны группы Жуков, Мордовин и Калинин решили радикально обновить и состав, и музыкальный арсенал АРГОНАВТОВ. Новыми участниками АРГОНАВТОВ стали студенты музыкального училища им. М. Мусоргского Сергей Белолипецкий, гитара, вокал, известный по участию в группах ГОЛЬФСТРИМ и ДВЕ РАДУГИ, а также Николай Гусев, клавишные, вокал, начиначвший в студенческом бэнде ЛАБИРИНТ. В сентябре 1979 к ним присоединился Евгений Жданов, саксофоны, флейта, вокал, который до этого играл в группе Игоря Голубева (позднее ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН).

АРГОНАВТЫ снова начали активно выступать (питерский рок-журнал «Рокси» в своём третьем номере сообщал: «АРГОНАВТЫ играют по семь дней в неделю»), пытались записывать свой новый материал, снимались на телевидении, потом на полгода ушли в тень и вновь появились перед публикой только 28 апреля 1980.

Новая программа, которая опиралась на фанк, соул и ритм-энд-блюз, была воспринята ортодоксальной частью слушателей в штыки: во времена расцвета диско любой намёк на танцевальные ритмы воспринимался любителями харда как уступка ненавистной попсе, и по городу поползли нелепые слухи о том, что АРГОНАВТЫ «продались».

Лето 1980 группа провела, выступая на диско-шоу в ЛДМ, где в то время работал Володя Калинин, возглавлявший клуб «Фонограф». Хотя они звучали превосходно, и менее предвзято относившаяся к модным ритмам молодёжь с удовольствием танцевала под музыку ветеранов, в-целом, АРГОНАВТЫ заметно сдали.

Осенью 1980 они сыграли последний нелегальный сэйшен с МИФАМИ в клубе на Энергетиков, 50, после чего задумали с помпой отпраздновать свой юбилей: группе как раз исполнилось пятнадцать лет.

По преданию, Калинин и Столяров отправились в ЛМДСТ, на Рубинштейна, 13, чтобы получить официальное разрешение на юбилейное шоу, но в процессе переговоров с новым директором Дома, Анной Ивановой возникла — и была не без колебаний поддержана — идея постоянно действующего клуба любителей популярной музыки, иными словами, Рок-клуба.

Его первое собрание состоялось в конце января 1981, а 7 марта Рок-клуб уже сделал свой первый официальный концерт. Хотя АРГОНАВТЫ принимали в его создании самое непосредственное участие, для них, как и для других музыкантов со стажем и опытом, клуб оказался бесполезен: перспектива раз-другой в год бесплатно выступать на его сцене едва ли могла вызвать энтузиазм у профессионалов, а с легализацией Рок-клуба все остальные формы проведения концертов (кроме выступлений на танцах и в ресторанах) попали под тотальный запрет.

Единственное выступление АРГОНАВТОВ и ДИЛИЖАНСА под эгидой Рок-клуба состоялось 4 мая на мини-фестивале в ДК «Невский», где они, как всегда, показали настоящий класс и затмили выступления других участников. Именно там с АРГОНАВТАМИ в первый раз сыграл новый бас-гитарист, молодой Иван Ковалёв, в начале года сменивший решившего покинуть сцену Мордовина. Это выступление стало и празднованием юбилея группы, и её лебединой песней.

Лето группа встретила на танцевальных вечерах в ЛДМ, потом переехала в Стрельну, но в июле из-за проблем со здоровьем группу покинул Петя Жуков, последний из её основателей. Последовал болезненный раздел имущества с взаимными претензиями и обидами — и в сентябре 1981 АРГОНАВТЫ поставили в своей истории жирную точку.

В разное время АРГОНАВТЫ записывали свой материал, однако, до сих пор ни одна из их песен (не считая «Саласпилса» в исполнении ПОЮЩИХ ГИТАР) не была издана официально. В середине 90-х предпринимались попытки записать хотя бы часть обширного репертуара группы профессионально, но воз и ныне там.

Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *