Айрат Ханнанов. Читая Руссо и Кафку

Партия соло гитары в песне «Следишь за мной», расположенной блике к концу студийного альбома Холи, слегка напоминает мелодию, сопровождавшую полет привидения в мультфильме «Малыш и Карлсон». Строгой аналогии провести, конечно, нельзя, но если вы внимательно слушали этот альбом, заполненный гномами, феями и танцующими стрекозами, вы не сможете избавиться от впечатления, что перед вами звуковая иллюстрация к детским мультфильмам. С самого начала вы окунаетесь в рисований мир, похожий на тот, в котором живут муми-тролли Туве Янссон и где происходят волшебные превращения. «Она подметает полы букетами роз», и в хоре поддерживающих ее струн «возбудившейся арфы» видятся необыкновенные вещи, вылезающие из шляпы Муми-тролля. Обыденная бытовая атмосфера в этом мире возвеличена до гротеска, одушевлена и живет своими законами, понятными только тем, кто «прыгал на солнце», кому открывали свой секрет звери, деревья и камни. Нечто вроде «она приносит чистоту в ведре воды» у Белкина. Саксофоны, которые у Нате просто «резали ночь пополам», у Холи посвящают в тайну, подобно монахам в прокуренной келье, они делают что-то «такое, отчего разноцветный панк никогда не вернется домой». Словом, волшебная шляпа продолжает действовать, и вот

Она превратилась в фею,
А была дежурной секс бомбой,
И теперь от ее поцелуев
Из зубов вылетают пломбы.

Вторая песня альбома в какой-то степени объясняет обилие сказочных персонажей: «дети борятся со злом». Вырастая и приспосабливаясь к окружающему миру — неважно, выдуманному или реальному — человек примиряется со злом, не замечает его. Песни Холи посвящаются в первую очередь тем, кто так и не сумел приспособиться. Хотя не вздумайте расценить эту борьбу как протест — она происходит внутри и внешне может никак не проявляться. Но если такая борьба происходит в каждом человеке — это сильнее вооруженного восстания. В то время как герои Цоя «садятся в седло», персонажи Холи решают дилемму: «нам никак нельзя уехать, но не в силах мы остаться». Результата пока не видно, но уже сегодня следы наших ног остаются «там, где спелая рожь дарит свои бриллианты».

Если цоевских всадников можно считать зажатыми «между землей и небом», то у Холи свободное пространство значительно уже и опасней: герой одной из песен попадает «между ножом и вилкой». Все что Холи может ему посоветовать — это оглянуться на таких как он.

Мы пивали «Клико», читали Руссо и Кафку,
Чтоб скрыть, что мы из крепостных крестьян.
Быть нищими нам легко — мы не знали богатства.
Мы курим твой чудной кальян.

Кальян — не единственный способ разрешить дилемму. Помогает «королевство стрекоз», затеявшее карнавал у настольной лампы, прокуренная келья, кофе с коньяком. Все это заводит, конечно, в тупик, подводит к обрыву, «но если б вы знали, как здорово бродить, не тревожа траву…» И если у края пропасти у тебя закружится голова, не пугайся: «тебя спасет его кольцо». Но спасет лишь в том случае, если ты посвящен в его тайну. «Бог есть у всех, он только меняет лицо», и твоя задача вовремя разглядеть его. Хотя разглядеть и поверить — этого, пожалуй, мало. И вот тут наступает момент проверки: правильный ли вывод ты сделал из дилеммы. Если правильный, то ты присоединяешься к нам, вступаешь в своеобразное масонство.

Не в нашу честь поют ныне гимн,
Но мы делаем понемногу
Не то, что выгодно им,
А то, что угодно Богу.

«Иезуиты», сильнейшая вещь альбома, подводит итог, объясняя не только принцип творчества ансамбля, но и охарактеризовывая смысл жизни людей, о которых поет Холи. От волшебных грез через парение у края пропасти они приходят к пониманию того, что находится внутри них. И если, оказавшись на улице, вы почувствуете, как сжимается сердце в непонятном волнении «от того, как льет дождь, поклоняясь травам», то Холи свою задачу выполнила.


Обсуждение