Открытое письмо «неформала” Смирнова «неформалу» Бармину

КТО ЕСТЬ КТО?
(Горьковский рабочий, 13.5.88)

Дискуссия состоялась в политическом клубе при кафедре общественных наук политехнического института. На сей раз был бурный разговор, между представителями неформальных молодежных объединений и комсомольскими вожаками — работниками аппарата горкома и Нижегородского райкома ВЛКСМ, комсомольскими активистами политехнического института.

В чем же неформальные объединения противопоставлены комсомолу? Члены различных молодёжных направлений ответить на этот вопрос так и не смогли. «Давление сверху» — таков главный козырь неформалов в разговоре с комсомольскими активистами. Самый большой недостаток в деятельности нынешних комсомольских организаций, по их мнению, заключается в том, что слишком много делается в повседневной жизни по «указке сверху», что «подавляется» несанкционированная инициатива.

Им были названы конкретные примеры, когда рождалось что-то интересное по инициативе снизу. Скажем, в Нижегородском районе так возникли два профильных подростковых клуба «Юный десантник» и «Самбо».

Опровергнуть такие доводы было нечем. Тогда посыпались злые реплики: «Это комсомол готовит собственную полицию». «Не парни ли из этих клубов лупят неформалов?»

Для меня это не было откровением. Вот передо мной шестьдесят четыре страницы машинописного текста, проиллюстрированного черно-белыми фотографиями. На броской обложке с фотографией выведено «Ауди Холи». На второй странице читаю: «Дальше действовать будем мы! Ауди Холи… Журнал группы (имеется в виду рок-группа. – В. Б.) «Холи», а на последней: «Журнал издается группой «Холи» в Казани с декабря I986 года…»

На страницах 58-59 здесь можно прочитать сравнение подобных «Юному десантнику» и «Самбо» клубов — этих своеобразных мальчишеских республик «с активным самоуправлением, которое давало ребятам самое главное — внутреннюю самодисциплину, основу основ в человеке» — с фашистской организацией.

Присутствующие в аудитории №339 неформалы пытались демагогически отмежеваться от «Ауди Холи». Мол, это дело рук одного фанатика и никто казанской писанины не читал. Но демагогия нынче не в почете. В зале все-таки нашелся один, что читал «Ауди Холи». Он в подтверждение поднял руку.

Да и я получил почитать сей «журнальчик» здесь, в Горьком, от одного из неформалов. Кроме того, у казанской рок-группы «Холи» в нашем городе есть надежные друзья. Интересы «Ауди Холи», — напечатано на 64-Й странице «журнальчика» — представляют: …в Горьком — Света Кукина… Редакция благодарит… Алену, Фила, Женю Латышева (Горький) за помощь в составлении журнала».

Между прочим, как утверждается в «Ауди Холи», сведения там публикуются о каких-либо лицах только с их согласия.

В числе неудовлетворенных деятельностью, атмосферой и методами работы всевозможных общественных организаций оказались и различные молодежные группировки. Их члены называют себя по-разному: панки, хиппи, рокеры, «металлисты», «пацифисты» и т. п. Кое-кто пытается вникнуть глубоко в причины появления, скажем тех же доморощенных «панков», «хиппи», «пацифистов». Сначала нам казалось, что эти «нетрадиционные, непривычные формы проявления общественной активности» не согласуются только с формальной стороной социалистического образа жизни. Поэтому окрестили подобных молодых людей неформалами, дескать, отрицающими лишь условные формальности.

Но когда в жизнь начала активно внедряться политика гласности и перестройки, когда началась подлинная борьба с бюрократизмом, с действительным формализмом, мы в повседневной спешке отождествили панкствующих, хиппующих и прочих неформалов с силами, на самом деле борющимися с бюрократизмом и формализмом. Прошло немного времени, и мы увидели, что такие неформалы никаких, кроме эгоистических, далеких от интересов всего общества, своекорыстных целей не преследуют.

В. Бармин (С сокращениями)

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО «НЕФОРМАЛА» СМИРНОВА «НЕФОРМАЛУ» БАРМИНУ

Драгоценный коллега по перу! В эпоху перестройки и гласности, когда произведения Шмелева и Рыбакова, Нуйкина и Шатрова, Черниченко и Искандера изрядно потеснили такие традиционные для нашей печати жанры, как донос и шаманское заклинание, и даже в официальные речи проникла живая мысль и забота о судьбе многострадального нашего народа — именно сейчас нам особенно необходимы Ваши статьи: «Под знаменами тяжелого металла» (Горьковский рабочий 13.7.87), «Кто есть кто?» — как заплесневелый плавленый сырок посреди хорошего свадебного угощения. Не случайно же Ваше творчество, изданное в Горьком, распространяется по всей стране и по популярности среди молодежи может соперничать с передачами В. Новгородцева.

Честно говоря, обсуждать с Вами искусствоведческие проблемы я просто не решаюсь: во взаимоотношениях джаза, «рок-н-рола» и «хэви металл» Вы ориентируетесь легко и непринужденно, как пьяный вор в чужой квартире. Лучше поговорим о другом. Что, собственно, означает страннее название «неформалы», которое Вы постоянно употребляете? Кажется, в Вашем представлении это какая-то экзотическая часть молодежи, отличающаяся своим внешним видом и поведением от благонамеренных комсомольских «формалов». А ведь на самом деле мы все без исключения принадлежим к тем или иным «неформальным группировкам» — просто группировки у нас разные. Есть, например, «металлисты» и есть «карьеристы», и если быть металлистом для молодого человека естественно и не стыдно, то карьеристом — извините, нет. А ведь существуют группировки просто вредные для здоровья: например, «сталинисты» или «педерасты». Они распространяют опасные заразные заболевания — фашизм и СПИД. Или вот Л. И. Брежнев (Вы его, наверное, с тоской вспоминаете) — он тоже, невзирая на преклонные годы, был лидером неформальной группировки «любителей воровать народные деньги». Ее внешнюю атрибутику составляли казенные виллы и мерседесы у всех членов семьи вплоть до кошек и собак. Экзотические «фенечки», не правда ли? Покруче любых цепей и браслетов выделяют «неформала» среди рядовых советских граждан.

«В чем же неформальные объединения противопоставлены комсомолу? — опрашиваете Вы в статье «Кто есть кто?». Сложный, наверное, вопрос, раз даже сами «члены различных молодежных направлений ответить на этот вопрос так и не смогли”. Бедные, глупые «члены»! И хотя мне не очень верится, что встреча «формальной» и «неформальной» молодежи Горького происходила именно так, как Вы пишете (не случайно же Ваши предыдущие разоблачения металлистов в «Знаменах тяжелого металла» и тоном, и уровнем аргументации напоминают разоблачения троцкистов Вышинским), я все-таки попробую разрешить для Вас этот бином Ньютона. Дело в том, что комсомол в целом из молодежного союза давно уже превратился в молодежное министерство, своего рода «школу карьеризма», поставляющую кадры для прочих бюрократических структур. И пресловутый ХХ съезд ВЛКСМ со всеми его обещаниями ничего, в сущности, не изменил: ВЛКСМ так и не занял естественного для молодежного союза места в прогрессивном, демократическом лагере. Ни в одном из острых политических и идеологических конфликтов прошлого года он не выступил открыто против реакции даже когда были прямо затронуты интересы молодежи — как, например, в знаменитом антимолодежном послании трех «уважаемых в народе» писателей. Более того, сплошь и рядом аппарат ЦК ВЛКСМ, местные, органы и издания комсомола («Молодая гвардия», «Комсомольская правда», Ленинградская «Смена») откровенно солидаризовались с бюрократией против тех, кого они якобы представляют. В своем нынешнем виде комсомол исчерпал наше доверие. Вероятно, вопрос о том, как будет организовано молодежное движение у нас в стране в будущем, могла бы решить Всесоюзная молодежная конференция, пусть в ней примут участие и те представители комсомольского аппарата, которые что-то реальное сделали для перестройки — но по выбору своих ровесников, а не согласно занимаемой должности. Что же до тех, кто за наши же деньги помогает «взрослым» серым дядям нас же запрещать, разгонять етс., то мы их уже насмотрелись и наслушались. Как сказал бы Галич, «Вы хотите бляманже? Извините — я уже!»

Теперь о самодеятельном музыкальном журнале «Ауди Холи» («журнальчике», как Вы его аттестуете). Там же, где вы нашли фамилии своих горьковских земляков, в списке представителей журнала в графе «Москва» стоит и моя фамилия — так что я имею некоторое право ответить вам от имени независимой рок прессы СССР и казанского «Ауди Холи» в частности. Неужели Вам никогда не приходило в голову, что делать свой журнал — такое же естественное для нормального, свободного человека занятие, как дышать, говорить и петь? И если Анатолий Иванов может от имени того же злосчастного комсомола издавать свою «Молодую гвардию», то чем ребята из Казани хуже? Тем, что не писали доносов на Твардовского? Или вас удивляет, что вместо того, чтобы купить флакон одеколона, оприходовать его и устроить «рейд» в соседний двор, эти «фанатики» перепечатали аж 64 страницы на машинке? (Они даже печатать не умеют!) Наконец, может быть, Вас не устраивает содержание: что на этих 64 страницах не нашлось места ни для Нины Андреевой, ни для Станислава Куняева, ни для Вашей новой научно-публицистической работы «Врага узнают по прическе»? Но ведь согласитесь — на то и демократия, чтобы органы печати не походили друг на друга. У Вас есть «Горьковский рабочий», и там тоже не торопятся печатать тех, кто выражает аргументированное сомнение в добросовестности тех же «Знамен тяжелого металла».

Что касается «профильных», как Вы их называете, клубов «Юный десантник» и «Самбо», которые Вы считаете «мальчишескими республиками», а Ваши оппоненты сравнивают с полицией и фашистскими организациями, то не мне с расстояния полтысячи километров об этом судить. На месте, наверное, легче разобраться, что это за клубы. Допускаю, что здесь может быть неправ и журнал: надо осторожнее обращаться с такими сильными словами, как «фашистский», особенно если речь идет об очень молодых людях, подростках. Спортивные секции имеют такое же право на существование, как и независимые журналы: кто из нас не занимался футболом или самбо, да и сам я, грешен, посещал занятия в школьном спортзале, которые так и назывались: «прикладная самооборона», но не делал из этого никаких далеко идущих выводов. И даже если мы видим, как ребят вовлекают под прикрытием спорта и «патриотического воспитания» в реакционные черносотенные группировки — давайте не будем спешить с приговорами. Когда 14 марта 1987 в подмосковном Жуковском мы с музыкантами Веселых Картинок чуть не стали жертвами налета черносотенцев, я услышал от одного из музыкантов те же слова: «Фашисты! Сюда бы сейчас гранату!» Мне тоже было страшно видеть перед собой ожившие кадры из фильмов о Германии начала 30х, но я думал и продолжаю думать, что гранаты — не инструмент для торжества демократии. Есть принципиальные, убежденные ее враги, настоящие фашисты типа Д. Васильева из «Памяти», и с ними мне действительно не ужиться на одной земле, и есть просто темные, необразованные, озлобленные пацаны, которые не прочли ни одной книжки и не слышали в жизни ни одного доброго слова, и вот к ним подходит большой серый дядя и говорит: «Хотите делать безнаказанно то, за что вас сейчас сажают по 206 и 146? Тогда выучите волшебные слова: «Очистим Москву (Казань, Горький) от хиппи и металлистов! » Он-то про себя усмехается: мы, мол все равно все ваши подвиги спишем на Горбачева: развели демократию. А пацаны действительно идут на Арбат, на Гоголевский бульвар: «Эй ты, лохматый, а ну сымай браслет и куртку! Мы патриоты!»

Бывает еще сложнее: ребята объединяются, чтобы защитить себя от организованной преступности, просто от пьяной урлы, в конце концов, лондонские горожане и американские фермеры тоже создавали свою полицию, а французы — национальную гвардию. Но потом появляется все тот же серый дядя и объясняет, что преступники — это не только те, кто совершает преступления, но и те, кто «не по-нашему» причесывается и одевается. (В Казани попытка организованного сопротивления хулиганским группировкам успеха не имела — ред.)

Тем, кто не верит в провокацию «сверху», я рекомендую внимательно проштудировать, например, статью С. Агафонова «Неформалы: ни закона, ни порядка» в ростовском «Комсомольце», где в списке объектов «вычищения» (слово-то какое!) с дискотеки идут через запятую «наркоманы», «пьяные» и… «панкующие девицы» (26.4.88). То есть поскольку термин «панкующая» ни в одном кодексе не разъяснен, можно любую девушку, которая тебе не понравилась (или понравилась, но не захотела) «вычистить» с дискотеки, а по дороге, как водится, унизить, избить и т.п. Славный джентельмен т. Агафонов!

Я думаю, что демократическому движению не стоит опускаться до уровня своих противников: надо проявить гибкость и мудрость, а не подчиняться эмоциям, даже самым справедливым — чтобы ненароком не умножить число своих убежденных врагов за счёт простофиль, втянутых в чужую игру. Не надо ругаться, а надо терпеливо объяснять. Может быть, не все, но многие но многие поймут.

Впрочем, проблемы демократического движения к Вам, т. Бармин, отношения не имеют — это наши внутренние проблемы. Это я немного отвлекся, простите. Лично к Вам у меня другой вопрос. Неужели Вы были настолько наивны, что не поняли, отчего это Ваши оппоненты так обеспокоены появлением «профильных» клубов? А ведь основания для беспокойства вполне реальные. То там, то здесь противники перестройки пытаются собирать из самых отсталых слоев молодежи черную сотню, и нередко как раз под вывеской спортивных обществ и «охраны порядка». Хотя зачем я Вам это объясняю — Вы и так все понимаете. И про события в Москве в начале 87 года, наверное, наслышаны, и статью В. Яковлева «Контора люберов» в «Огоньке» читали, и хорошо знаете, кто и почему организовал тогда кампанию против молодого журналиста, посмевшего разворошить осиное гнездо (кстати, на страницах той же «Советской России» им. Н. Андреевой).

Не случайно же Вы в своих статьях даете такую оригинальную классификацию молодёжных инициатив: музыкальные, литературные, общественно-политические увлечения — все это по тем или иным причинам плохо. А что хорошо? Только спорт, причем определенного, как Вы пишете, «профиля”. Еще раз оговорю, что я не против спорта, в том число оборонного — мужчина должен уметь защитить себя, свою подругу, наконец, страну, если на ее территорию вторгся неприятель. Но прежде всего он должен понимать, что именно и от кого он защищает. В противном случае получается, что обучение технологии насилия или даже убийства — лучший, если не единственный путь воспитания гармоничной личности. Хотя, по-моему, вооружать боевыми приемами человека, не имеющего представления о нравственности хотя бы на уровне 10 заповедей христианства, или воспитанного на Ваших, т. Бармин статьях — еще хуже, чем разводить тигров людоедов.

Наконец, чем Вам так досадили пацифисты, что Вы поместили их (Толстого и Ганди) в один ряд с «хиппующими» и «панкствующими» (о великий могучий русский язык!)? Или вы воевать с кем собрались? Или надеетесь, что это будут делать другие, а Вы их простимулируете урапатриотическими статьями? Только ведь термоядерная война не знает фронта и тыла, погибнут все: русские и американцы, взрослые и дети, умные провокаторы и глупые исполнители, и даже вовсе неповинные звери и птицы.

Я собирался было в заключение постращать Вас Страшным Судом, но потом вспомнил слова Галича: «А нам и честь, и чох, и черт — неведомые области, а нам и слава — не почет за верность общей подлости…»

Только ведь подлость уже далеко не общая! В людях просыпается живой свободный разум, чувство собственного достоинства и совесть: они хотят трудиться и хорошо зарабатывать, есть мясо и фрукты (а не суррогаты и гнилье), модно, красиво и по-разному одеваться, сочинять стихи и петь песни. И свободно посещать не только заграницу, но и ближайшую церковь. И вашей тусовке «брежневцев» уже не хватит ни сил, ни смелости их остановить.

Да и, сказать по совести, гнилая у вас тусовка — выпустили девчонку вперед, сами за ее спину попрятались и хоть бы кто слово сказал в защиту! Металлисты бы так, т. Бармин, не поступили.

На сем, в ожидании следующей Вашей статьи, до свидания.

Поклон всему Вашему неформальному объединению.

Илья Смирнов


Обсуждение