ВАРИСЬ «КОМПОТ»

Выпускник Литературного института Вадим Степанцов и студент того же заведения Константин Григорьев вскоре после своего знакомства выяснили, что помимо любви к литературе их объединяет еще «одна, но пламенная страсть»: рок-н-ролл. Григорьев умел прилично лупить по гитарным струнам, Степанцов поднаторел в писании текстов для эстрадных подмостков (см. например его тексты для группы «Браво»: «Синеглазый мальчик», «Король оранжевое лето», «Добрый вечер, Москва» и др.). Впрочем, несмотря на пристрастие к танцевально-дискотечным направлениям, главным увлечением у Степанцова оставался панк-рок. Вадим написал порядочный пакет текстов в соответствующем жанре, однако так и не сумел найти команды, которая бы все это потянула. «Я пришел к выводу, — говорит поэт, — что наши либо зассыхи, либо безмозглые идиоты, а в общем — все кастраты. Единственным неглупым человеком из этой среды оказался Юра Спиридонов, который пару лет назад сделал песню на мои стихи «Не гаси об меня сигарету, родная». Вдвоем с Юрием Спиридоновым в 1988 – начале 1989 года Вадим Степанцов не раз демонстрировал свое искусство на Арбате, пока тот еще не превратился во всесоюзную клоаку. О пении в это время Вадим не помышлял. Он читал стихи, а Юра исполнял свои тогдашние хиты. Так и работали, вперемежку, сшибая медяки у истосковавшихся по ржаному слову сограждан. Когда же в мае 1989 года Спиридонов исчез в неизвестном направлении, оставив напарника без музыкальных номеров и на мели, Степанцов немного загрустил. Тогда-то и пригодился Григорьев с гитарой. На ненашедших исполнителя степанцовские тексты накидали музычку — и понеслось. Успех у арбатской публики — моральный и финансовый — показал ребятам, что они на правильном пути.

На озере Балхаш, в Казахстане, где в доме у григорьевских родителей Вадим и Костя провели летние каникулы, родились песни «Пионервожатая», «Девушка по имени Бибигуль» и куча других, а также и название нового дуэта — «Бахыт-компот». Слово «бахыт» на языках тюркских народов и на арабском означает «счастье». Слово «компот» для всех говорящих по-русски давно уже стало синонимом счастья — так рассудили два веселых молодца. И посему название можно толковать по-разному: «Компот счастья», «Дружба народов со взаимным угощением компотом» и т.д. Было придумано даже название нового направления — вандал-рок, поскольку при бешеном реве вокалиста и диком завывании бэк-вокалиста-гитариста дух песен получался веселым, живым и жизнерадостным, отчасти благодаря занимательным и остроумным текстам, отчасти — заводным и немудреным мелодиям, под которые легко танцевалось. В общем, это походило на панк, но панком не было.
Осенью 89-го, все на том же Арбате, вернувшийся из странствий Ю.Спиридонов послушал вернувшийся из других странствий «Бахыт-компот» и, будучи человеком в роке искушенным, понял, что перед ним — явление. Так образовалось трио, которое в январе следующего года заявило о себе на фестивале «Рок-акустика» в г.Череповце. После первого же дня фестиваля В.Степанцова продержали несколько часов в местном ОВД по доносу некой партийной деятельницы об употреблении нецензурных слов в общественном месте (в одной из песен группы действительно фигурируют таковые слова). Затем по указанию мучимого сильным утренним похмельем начальника милиции*, нарушитель спокойствия гр. Степанцов был доставлен в местный суд. Объяснив судье (на его счастье даме интеллигентной и не без чувства юмора), что рок — искусство сценическое, и что судить его за слова лирического героя — это все равно, что судить актера, играющего Отелло, за убийство Дездемоны, был отпущен на свободу, с обещанием не употреблять неприличных слов в г.Череповце.

Следующая фаза — превращение трио «Бахыт-компот» в рок-группу из шести человек. Усилиями Ю.Спиридонова в группу привлекаются новые музыканты и уже в конце апреля «Бахыт-компот» достойно и с блеском завершает «Фестиваль надежд» Московской рок-лаборатории. К сожалению, очаровательный, но ленивый Григорьев, не выдержав нового темпа работы, выходит из группы и отдается академической и семейной жизни. А группа тем временем в мае- июне 90-го записывает первый студийный альбом «Компот на шару» («Кисло»). Об успехе этого альбома говорят два факта: в течение лета этого же года в программе Севы Новгородцева «Севооборот» (Лондон, Би-Би-Си) несколько раз звучали бахыткомпотовские номера, а песню «Кислая», давшую название первому альбому, нагло спер и распевает за деньги жуликоватый попсовик Ваня Московский, уже успевший изуродовать несколько Степанцовских стихотворений, к «Компоту» не относящихся. Удалось ли ребятам действительно создать новое направление — вандал-рок? Трудно ответить. Но если рок-вандализм — это стилистическая беспринципность, то, пожалуй, да. В «Компоте на шару» собраны самые разнообразные, от голого харда и панка («Мы не пойдем в кино», «Атомная бомба») до махровой дископопсы советского образца («Зеленоглазая»). «Компот» должен ударить по мозгам всем — таков расчет его создателей. Ну, а прибавьте к этому пробирающий до костей рев Вадима (Алладина) Степанцова, его смешные до чертиков тексты и непрерывно сменяющие друг друга танцевальные ритмы — к какой бы стилистике они не тяготели — и вы получите незатейливое, но жизнеутверждающее искусство новых вандалов, без страха и нытья прорубающих дорогу в девонширских дебрях рок-и поп-музыки.

* Кстати, полгода спустя этого гада-начальника самого осудили: оказался главарем местной мафии.


Обсуждение