В Клин поехал я сам: душевно, знаете ли, там поют…

Группа НОЧЬ
Группа НОЧЬ

В Клину, на родине П. И. Чайковского, прошел второй областной рок-фестиваль “Хит-97”.Он был организован Областным Комитетом по делам молодежи при поддержке местной клинской администрации и движения “Наш дом — Россия”. Это было серьезное мероприятие, ведь в конкурсной программе приняли участие 32 группы из 28 городов области. Я, ваш главный редактор, три дня сидел в жюри, а теперь хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые отложились у меня в блокноте. Запомнилось, естественно, не все. И прежде всего из памяти исчезли упоминания о командах, певших на английском, все-таки мы живем не в Англии, не в Австралии, не в Америке, а в России, и наш язык — русский. Англоязычные команды как бы не замечались жюри и дальше первого тура конкурса практически не проходили. Некоторые музыканты изрядно возмущались, особенно неиствовал рыжий вокалист из группы “Одиум”. Впрочем, я разглядел причину его негодования. Этот рыжий пытался ухаживать за девочкой из группы “Серебряный Город” (Видное), которая тоже не прошла во второй тур, но ее похвалили. Не прошла эта группа потому, что ее барабанщик откровенно тянул команду в кабак, а девочка спела душещипательный блюз, сама же подыграла себе на клавишах, за это я ее и похвалил, в тайне надеясь, что у ее музыкантов хватит разумности пойти по блюзовой дороге. Ну а рыжий из “Одиума” — такой крутой! — не только не прошел во второй тур, его еще и отругали за то, что он невнимательно читал положение о фестивале, где черным по белому написано, что с английским языком далеко уйти невозможно. Разумеется, подобная ситуация его нервировала, и беспокойство незадачливого ухажера вскоре оправдались: если на второй день конкурса ему еще удавалось никого к девочке не подпускать, то на третий день ее уже видели с кем-то другим…

Ладно, вернемся к началу первого дня. Открыла конкурсную программу группа “Iron-S” (Орехово-Зуево), игравшая героический хард-рок образца 1987 года. Хорошая, вполне профессиональная команда, послужившая своеобразной риской, по которой определялось “Хуже или лучше”.

А следующие три группы я не запомнил, по-видимому, они действительно были хуже“Iron-S”.

Но вот на сцене появилась группа из Клина “Ночь” и среди членов жюри обозначилось волнение, переходящее в нетерпение. Стильные и строгие черные костюмы, “нью-вэйвовые” гитарные пассажи, уверенное двухголосие оставили след в сердцах ценителей. Кстати, о судьях. Кроме вашего редактора за столом, заваленном бланками и уставленном бутылками с минералкой, сидели клавишник группы “Назад в Будущее” Геннадий Матвеев, автор видеоклипов Валерия Кильтякова, два композитора Игорь Егиков и Борис Деарт. Несмотря на хорошее впечатление, которая оставила группа “Ночь”, мы долго спорили о достоинствах ее композиций. В итоге — 2 место. Чтобы эта группа заиграла всеми заложенными в нее талантами, надо, чтобы музыканты получили какой-то жизненный опыт, чтобы их шикарное, мало кому даже на поп-сцене доступное многоголосие было не самоцелью, а явилось следствием преодоления каких-то испытаний. Ведь пока самая искренняя песня группы написана про зиму, про то, что зимой очень холодно. Это действительно так, и поэтому многие люди при переходе от лета к осени испытывают настоящий шок, болеют, переживают, но те переживания, что ведомы нам при наступлении весны, недоступны никому из жителей стран с ровным климатом.

“Pet Cementery” (Павлов Посад) произвели впечатление и названием (а оно на русский язык переводится, как “любимое кладбище” — и совершенно понятно, что такое название даже сейчас нельзя произнести со сцены по-русски, равно как, например, в Персии — по-персидски и т.п,), и организацией музыки. Гитарист и басист по краям сцены пилили нечто кубическое, а между ними похожий на Братца Кролика клавишник сооружал альтернативное танцевальное шоу. Группа не попала в лауреаты фестиваля лишь по причине еще неуверенного композиторского мастерства ее участников, но это — дело наживное.

“Амплуа” (Ногинск) — совсем молодые ребята, отыгравшие на фестивале свой третий по счету концерт. Очень хотят чего-то сделать, но еще не знают как. Современно смешали хард-рок с арт-роковыми клавишами — хорошие, правильные ребята.

“Экипаж” (Люберцы) — старые дядьки, неизвестно как попавшие на этот детский конкурс. Жюри справедливо рассудило, что если лет тридцать назад они не смогли никуда пробиться, то теперь им и вовсе ничего не светит. Хотя не тот ли это “Экипаж”, что работал от областной филармонии еще в конце 80-х?

“Астероид” (Краснознаменск) — три юные девушки с большим напором поют диско. Могли бы стать украшением любой тусовки, если бы поняли, что к работе надо относиться серьезно, а к творчеству с легкой долей иронии.

После раззадоривших публику девчушек подряд выступали две команды, которые по уровню своего мастерства и осознания реальности далеко обогнали все другие приехавшие на фестиваль группы, даже прошлогодних лауреатов. “Ангел” — мощная, профессиональная металлическая группа из Долгопрудного, недаром этот коллектив свой первый приз получил еще в жарком 1988 году. Правда потом группа некоторое время не работала но ее реанимация прошла достаточно успешно.

Но настоящим открытием фестиваля стал ансамбль трех родных братьев Юрковых (двое из них — близнецы) из Наро-Фоминска “Сельский Дом Культуры”. Рождение этой группы можно смело отнести к августу 1991 года, когда ее будущий лидер Дмитрий Юрков гонял но Москве на танке. Рефлесия на свершившуюся Великую Капиталистическую революцию нашла отображение в его песнях, и, уволившись из армии два года назад в запас в звании лейтенанта, Дмитрий собрал собственный ансамбль. Его песня о том, как водитель танка рядовой Ибрагимов переехал “Жигули” оранжевого цвета пополам, потому что не успел затормозить, стала по мнению веселившегося жюри и бурно аплодировавшей публики главным хитом областного фестиваля “Хит-97”.

А в итоге “Ангел” и “СДК” разделили между собой I место. Дмитрий Юрков был назван лучшим вокалистом фестиваля, а музыканты из группы “Ангел” Михаил Лебедев и Александр Чаянов — соответственно лучшими гитаристом и басистом фестиваля. Кроме того движение “Наш дом — Россия” вручила группе “СДК” приз за самую яркую песню антинаркотической направленности — “Монолог Сатаны”.

Второе отделение конкурса открыла группа “Доигрались” из Раменского. Я достаточно часто езжу на поезде мимо этого города и он всегда представал передо мной обшарпанной стеной некогда модерновых фабричных зданий, складов с вывалившихся из них продукцией, железнодорожными путями, ведущими за запечатанные ворота. Не знаю, насколько мое подорожное впечатление реально соответствует облику города, но песни группы «Доигрались» были на удивление аутентичны: панк, переходящий в “гараж”, с достаточно оригинальным и ритмическими ходами. Очень остро и злободневно звучали и темы песен. Я поставил группе высшую оценку — “10”, однако мое мнение оказалось печальном одиночестве.

Неплохая, романтически настроенная группа приехала из города Железнодорожный, но в связи с тем, что никому из членов жюри ее полуанглицкое название ни выговорить, ни даже запомнить не удалось, все претензии этой группы были нивелированы.

Оригинально выступила группа из Люберец “Аверс”, исполнившая “Дубинушку”, аранжированную под “Металлику”. И действительно, что-то есть в песнях “Металлики”, напоминающее древнерусскую тоску. Возможно, ее музыканты — какие-нибудь потомки Рюриковичей, оставшиеся в Европе после славянского исхода оттуда, во всяком случае, что-то явно рязанское мелькает в фэйсе Кирка Хаммета, да и его музыка отдает русским фольклором. Потому, кстати, сегодня многие наши ансамбли второго и третьего эшелона пытаются аранжировывать под “Металлику” народные песни…

Ох, далее длинной вереницей проследовали англоязычные группы из Мытищ, Солнечногорска, Ступино. Как же это дико, что в наших старинных русских городах процветают рок-коллективы ни во что не ставящие родную речь! Насколько же глубоко засело в них этническое предательство, что они продолжают петь на английском вопреки даже здравому смыслу, ведь уже известно, что группы с англоязычными текстами практически не поддаются продюсерству: для радиостанций это — “не формат”, в городах за пределами Москвы публики они не имеют, музыкальные критики их липового английского языка не приемлют и поэтому ничего хорошего написать не желают. Только одной группе милостивейшей публикой даровано право петь на английском — “Парку Горького”, и то она фактически почитается у нас больше за импортную команду, нежели за родную. Остальные же, даже такие монстры как “Мастер” и “Ария”, вынуждены были в конце концов перейти с английского на русский — зато они сейчас собирают полные залы и в столице, и в окрестностях. Другие же, непожелавшие подчинить себя материнскому языку — “Шах”,“Джимми” и др.- перемерли. С упрямым стремлением петь по-английски связана и фактическая смерть нашей альтернативы. Но ведь мы живем все-таки не в Англии, не в Америке и даже не в Австралии, а в России, наш язык русский и именно на нем должно идти все творческое общение. На эту тему в Клину — как и везде сейчас — было много дебатов, но победа без вариантов осталась за русским языком.

Именно интересными поэтическими образами запомнилась группа из Красногорска “Кот Который”, а два трагических блюза — “Моя девушка не любит фанк” и “Телефон молчит” просто привели публику в состояние экзальтации.

Всех развеселила группа из Талдома “Клаустрофобия”, играющая настоящий дэт-метал, кстати, на русском языке. Мощнейший рык худосочного на первый взгляд вокалиста вызвал полный восторг присутствовавших, и потом в течение всех трех дней фестиваля, в любое время суток он рычал, окруженный толпами поклонниц, их любимые песни. А барабанщик “Клаустрофобии” Михаил Сабитов был назван лучшим барабанщиком фестиваля.

Группа “Истерия” — уже достаточно известный коллектив — приехала в Клин в полуразобранном состоянии: перед самым фестивалем из группы ушел бас-гитарист, а вслед за ним грозился отправиться на заработки и барабанщик. А жаль! Барабанщик в “Истерии” хорош: у него сильный, точный, резкий удар и стучит он одинаково мощно на обе стороны, — и будет очень печально, если этот состав распадется. Расстроенные своими внутренними неурядицами музыканты хотели даже сняться с фестиваля, но голос свыше их остановил, и в результате “Истерия” получила приз за лучшие тексты. Может быть этот фактор продлит жизнь славной команде из Жуковского?

Большую порцию овации получила группа из Химок “Отшельник”. Правда, восторг публики вызвало не творчество этого коллектива, а появление на сцене бэк-вокалистки в короткой юбочке и кофточке, обнажающей соблазнительный животик. Потом музыканты группы недоумевали: аплодисменты есть, а успеха нет, — в чем причина? Но просто творчество “Отшельника” тусовалось где- то в области попса, и вполне рокерское жюри конкурса не решилось отправиться вслед за ним.

Не смогло жюри толком идентифицировать и группу из Одинцово “Анаконду”, вокалист которой начинал музыкальную фразу с хард-рока, а заканчивал “нью-вэйвом”. Все-таки время эклектики уже прошло и хотелось какой-нибудь определенности…

Ну, и последней выступала группа из Луховиц “Ехал”. Неплохая команда с радикальными, злыми текстами, она безоговорочно прошла в финальную часть, но далее с ней случился эзотерический казус. Ведь известна же моряцкая поговорка о том, что как корабль назовешь, так он и плавать будет. Назовешь его “Топором” — он со стапелей под воду уйдет. Вот и название группы “Ехал” оказалось глаголом “несовершенного” вида. Празднуя свой выход в финал, группа растеряла половину своих музыкантов и в итоге отправилась домой, так и не выступив в решающей части конкурса, хотя по мнению жюри вполне претендовала на какой-нибудь приз типа приза “за лучшие тексты”. Возможно, группа и сейчас все еще где-то едет…

Там же, в Клину был поднят вопрос о всеобщей поддержке Московского Областного рок-клуба, так как давно назрела необходимость объединить усилия уже многочисленных рок-клубиков из подмосковных городов в единую организацию. Будем надеяться, что известия с этого направления не заставят себя ждать.

ВЛАДИМИР МАРОЧКИН


Обсуждение