ПРЕЗИДЕНТ БАРНАУЛЬСКОГО РОК-КЛУБА ЕВГЕНИЙ КОЛБАШЕВ. «Я ПРОСТО РАБОТАЮ И ВСЕ»

Октябрь 1989 г., «Рок-Периферия»

— Как у тебя получается все это совмещать? По-моему, нормальный человек сейчас вообще не может в школе работать…
— Да никак я это не совмещаю — просто| работаю — и все. Хотя, конечно, трудно — есть семья еще, дети, которые кричат и не видят папу.. Поэтому приходится каким-то образом выБирать: либо то, либо то, а приходится делать все сразу, и в итоге ничего не получается. Мне нравится работать в школе, я работаю со старшими классами, младших вообще не знаю, а с этими интересно, они все любят рок’н’ролл, я им про него рассказываю на уроках, включаю музыку, они слушают.. У меня рок-школа. Они мне говорят: веди факультатив «Вторая Мировая Война», а я не знаю, что такое Вторая Мировая Война, и говорю: давайте другой какой-нибудь.. Я нашел какое-то название в программе «История мировой культуры» — а там есть одна маленькая-маленькая строчка: рок-музыка.
Там на нее отводится полчаса, наверное. Ну, я обозвал его «История рок- музыки», показал директору, что там эта строчка есть, они сказали: все нормально. Дети теперь ходят, им интересно — не надо про войну, да провсе дела.. Мне интересно просто из- за этого работать в школе, а все эти тусовки, которые с администрацией, с партией там происходят — они просто радуют и веселят. Вот, например, райком партии проводит совещание и говорит секретарям: «Надо усилить контроль за работой этих… учителей истории, чтоб не получилось так, как в школе #100, где учитель Колвашев преподает историю с негативной точки зрения.» Я, то есть. Я пришел, говорю: а вы откуда знаете, с какой, вы что — выли у меня на уроках? — Нет, мы не выли, но мы по слухам знаем, что негативное. Я с ними поругался, поскандалил, а от этого становится легко на душе., потому что я вроде как коммунист, а они мне за это говорят: Ты Выписывай газету «Правда» — да к тому же обязательно выписывай в райкоме партии. Это тоже очень злит — вот они ходят, кричат..

— А дети у тебя что слушают?
— Да они как везде — все дети одинаковые, по-моему.. Кто панк, кто металл, кто ЛАСКОВЫЙ МАЙ. Но в основном — то, на что я их ориентирую. Опять же, учитель: говорю, что вот это хорошо, это плохо, а они верят мне. Поэтому особенна классе в восьмом я могу их вкусы направить в какое-то русло. А я им — все подряд, стараюсь, лучшее, что есть — даю..
В «Собеседнике» как-то писали об одном учителе из Тюмени — у него там темы интересные скажем, «Гражданская война в США и история Блюза”.
У него, скажем, обществоведение, а а он включает ЛЕД ЗЕППЕЛИН и рассказывает про него. Просто на свой страх и риск он это делает мы с ним переписывались.. А я,пытался где-то совместить, скажем, чтоб история и рок- музыка где-то переплетались., но это очень трудно — надо искать, сидеть, готовить.. И в школе это практически нереально сделать — мне это проходит только потому, наверное, что школьники ходят на мои уроки — то есть, у меня проблем с дисциплиной нет. Поэтому администрация, которая сначала выла мной недовольна, поняла, что лучше вот так, чем скандалы с детьми, а у меня с детьми контакт полный, и только за счет этого на меня смотрят так: ну, делаешь — и делай, делай.. Я вот сейчас еще Библию ввел, вместо предмета «овществоведение». И туда тоже хочу музыку внедрить, но не знаю пока — что..

— А плоды Будут?
— Да они уже есть, эти плоды — я же вижу. Ко мне приходят ученики, которые, скажем, два года назад у меня выпускались, — с ними можно по-человечески поговорить обо всем. На любую тему и очень здраво, а это сейчас очень редко можно найти в возрасте от 18 до 20 лет. Потому что через рок они и литературой в конце концов начинают увлекаться, и музыкой авангардной, и джазом, и классической..
То есть, не все, конечно, но есть..

— А вообще они сильно отличаются от предыдущих, условно говоря, поколений?
— Я работаю с 81-го года — с небольшим перерывом полуторагодовым — и я всегда это делал, начиная с самого первого года, когда после института только пришел — не знаю, как назвать — типа кружка, клуба там.. В общем, рассказывал просто о роке, а они слушали и все. Я начинал работать не в Барнауле — а потом в Барнауле сделал что-то типа Клуна Любителей Рок-музыки, и ко мне стали ходить школьники е городском масштабе, в основном, .9-10 класс. И потом я решил это с уроками как-то совмещать.

— А вот для тебя музыка что значит? Зто такой гловалистский вопрос, я понимаю, что на него невозможно ответить, но все-таки…
— У нас ежегодный фестиваль есть, КСП. Нечто Большое-Большое, в лесу там, приезжает миллион городов, они там тусуются и поют КСПшные песни.
А мы туда приезжаем рок-клубом и выступаем со всякими поздравлениями дебильными. И в этот раз приехали, значит, и что-то крыши поехали — Китай, все заболели Китаем, вот и мы, значит, читаем поэзию китайскую, тащимся. И мы Решили что-то сделать в этом духе — китайский грим, начали там что-то на китайском языке Бормотать. И смысл выступления сводился к i тому, что мы призвали КСПшников отказаться от названий — «КСП» там, рок, джаз — какая разница, мне нравится и все. И стали мы народу это объяснять, а народ не в’ехал и стал на нас так смотреть.. и вышел там один девил и начал говорить: я, мол, не верю ни во что, вы не правы, потому что дружба там в горах — ну, с ледорубом такой чувак.. И бот для нас с тем человеком, с которым мы сейчас журнал делаем <"Периферийная Нервная Система" - Ред.>, б принципе, по фиг — рок,нерок; я слушаю б данный момент рок-музыку, а развираться, рок или нерок — я противник этого.. Музыка — для нас вообще просто музыка, вез деления на рок или джаз, хотя, конечно.. Трудно определить, вот Фрэнк Заппа — зто что… Фрэнк Заппа — и все. А то, что раньше говорили, что рок-музыка это что- то социальное, — все это надоело, эти плакатные дела, лозунги и крики, критикующие Официальный строй — они тоже достали.. Я в настоящее время являюсь не противником и не врагом этого — у меня просто к этому душа не лежит — к панк-року типа ГО или ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Слушать это немножко надоело..

— Ты сказал, что ты — коммунист. Это осознанная позиция сейчас?
— Я бы сказал, да боюсь.. Я туда попал.. в свое время., я даже не помню точно, как, но, по крайней мере, было очень трудна там — я работал в школе, тан разнарядки.. я не ходил, не бегал, что надо коммунистом стать, просто я решил учить историю и после шкалы тем более думал.. Это был 81-й год, и пропаганда.. Естественно, в 81-м году я говорил о Брежневе и «Малой земле”. Я, например, считаю, что если там Коротич когда-то где-то ска-; зал, что это нормально, это пропаганда. Б то время только люди с такими головами, как у Высоцкого там, у Тарковского, могли сообразить — я, например, не мог сообразить, мне тогда был 21 -год — что к чему. Я только сейчас разоврался — в 31 год — что к чему до конца. Нормально. А в то время я, конечно, слушал рок, мы там где-то шептались, но все равно в душе было что-то — что да, мол, капитализм, социализм — нет, это ничего все.. И вот так я стал коммунистом, а б данный момент это, наверное, для | меня стало даже волее осознанным, чем раньше. Потому что сейчас все выходят из партии, потому что всем понятно, что такое партия наша, и мне понятно, естественно, и легче всего в моем положении сейчас, конечна, выйти из партии, сказать: вот вам мой партбилет, — а я не собираюсь из нее выходить, не собираюсь из-за нее увиваться особо тоже. Та есть, у меня — я не знаю, как это положение назвать — выть членом партии, не собираясь из нее выходить, вовсе не считая, что партия — наш рулевой. А потому что, на самом деле, сейчас — не самый удачный момент из нее мне уходить. И потом: что меня держит в партии — я летом еду к другу в ФРГ по вызову — чтоб мне потам никто ничего.. Я пака останусь. Взносы — денег, конечно, жалко..
Ну и в конце концов, я думаю, что надо пытаться что-то делать, какой- то выход из нее — не самое удачное..

— Но, тем не менее, внутри нее ты тоже ничего делать не собираешься. .
— Нет. А что делать? Бот я с райкомом партии имею контакты — как с ними? Я прихожу туда, а они мне начинают такое говорить. Вот говорят мне в школе: кто пойдет в универ- I ситет марксизма-ленинизма? Ну какой дурак туда пойдет? Я говорю: давайте, я пойду. Только с таким условием: я вуду ходить только на занятия по эстетике — только чтобы послушать, что эти девилы будут говорить о культуре. Я вуду ходить туда, но с условием, что я вуду ходить только когда мне захочется, чтоб меня туда никто
не тянул: я захотел — пошел, нет — значит, я уйду. Ой, говорят, хорошо, иди. А потом говорят: пришла бумага, иди в райком партии, тевя будут утверждать на бюро — годен я или нет. ‘
Я, конечно, пришел, — чтоб сказать, что я не собираюсь быть на вашем бюро, потому что мне ваше мнение абсолютно ничего.. А они начали орать, что я гад и так далее. Поэтому как здесь на данный момент можно что-то делать с партией, когда для того, чтобы что-то делать, надо контактировать с теми людьми, которые в этом 1 райкоме сидят. Я их не то что за работников — за людей не считаю, о чем им и сказал. Поэтому мне, если я даже захочу как-то работать, у меня это не получится просто по той причине, что мне этого не дадут. Я делаю в школе музей застоя — собираю j все, что было у нас дерьмового за годы Советской власти — поэтому в принципе вот эта равота где-то и есть. Хотя партия меня за это душит, говорит, что этого нельзя делать.

— То есть, разлагаешь систему изнутри?.. W
— Ну почему разлагаю? Я проста детям показываю, что у нас было, потому что мы же учим наоборот на поло- ! жительных примерах — на досках почета и так далее. А я пытаюсь использовать там с’ездовские материалы, на примере «Малой земли».. Материал собран, но не оформлен еще пока.

— Последний Вопрос, Женя. Твои собственные музыкальные вкусы..
— Да как и все люди. TALKING HEADS, SEX PISTOLS , Я люблю панк, кстати, западный, но не советский — нет, из советского мне нравятся ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА, вот такого ранга. А из западного люблю NEW MODEL ARMY, DEAD KENNEDVS, а из таких более Официальных — Брюса Спрингстина, U2 — как и все люди. И еще очень люблю авангард. Заппа — я просто тащусь и плачу. Шнитке люблю, Денисова, Чекасина — первые дела, ганелинские, фри-джаз..
Ну и волну крутую всякую.. А вообще очень люблю Элтона Джона — по той причине, что когда я еще был очень маленьким мальчиком, у меня одной из первых Была пластинка Элтона Джона — ну, такая ностальгия. Когда о нем идет речь, у меня — такое тепло, как от Кашпировского. У меня много его пластинок, и, хотя я музыку не слушаю его, нй мне он нравится.


Обсуждение