«Звуки Му» умер, да здравствует…? (Александр Сенин)

«Галлюционирующий» состав «ЗНУКИ МУ» с нетерпением ждали в Новосибирске начиная с 1987 г. (точнее, с весеннего рок-фестиваля того года) куда он был приглашен. Наверно, это была бы бомба. Вспомните: начало звездного маршрута «Наутилуса Помпилиуса» с незатасканной еще программой «Разлука», выход на концертную арену борьбы непримиримого Летова с «Гражданской Обороной», триумфальный переход «КАЛИНОВА МОСТА» в разряд культовых групп… «ЗВУКИ МУ» образца начала перестройки в концертном деле составили бы всем им хорошую компанию. Но те, кому это было положено по должности, такую возможность обломали. А счастье было так возможно… С тех пор судьба не складывалась по разным причинам, но в основном «не могли» уже сами «звуки».
В ноябре 1989 г. «Маяк» сообщил: группы вскоре не будет…
…Перед самороспуском группа решила проехаться со «старой доброй программой» по сибирским городам…

Это было, было…
(два репортажа время перестройки)
Город Н-ск смог выделить для столичных артистов актовый зал НИИЖТа (и кинозал «Маяк»). В НИИЖТе все прошло с полным аншлагом. С целью недопущения халявы были организованы ограждения и двойная проверка билетов. Но это обстоятельство не погасило радостное оживление собравшихся и этот душевный подъем был перенесен а зал.
Петра Николаевича народ встретил как старого знакомого и с энтузиазмом откликался на всем (кому надо) знакомые мелодии. Композиции действительно были популярные и включали такие старые хиты, как «Серый голубь», «Бутылка водки», «Муха — источник заразы», не говоря уже о более поздних. Кстати, большая часть реального репертуара «ЗВУКОВ МУ» представлена на двойном студийном альбоме «Простые вещи», появившемся а киосках звукозаписи весной 1989 года (эта фонограмма надо сказать, отличается довольно высоким качеством записи и интересными аранжировками композиций).
Качество — звучания в зале НИИЖТа, особенно в первый вечер, было не слишком высоких, на что Петр Николаевич изволили заметить: «Ну и звучок! Припоминаю 1966-й год…». Во второй вечер звук был улучшен и программа изменена «в сторону большего джаза», как выразился один из очевидцев.
Что сказать о выступлении? Я почувствовал в нем какую-то усталость и небрежность, что ли. Поясню: песни П. Н. Мамонова таковы, что из них сам бог велел составить некое фантасмагорическое шоу — со светом, сценарием, да с чем угодно. Короче, «театр песня» (но не А. Б. Пугачевой). Группа же просто отыгрывала необходимо-достаточное количество вещей, предполагая, наверное, благодарный восторг слушателей при первых же звуках любимых песен. Что-то а этом было от стадионного рока. А группа-то камерная…
«Театр мимики и жеста» Петра Мамонова все-таки имел место: Петро не падал, не пользовался детской коляской и другими приборами, у него изо рта не сыпалась морская галька, но «колбасил» он в своей поразительной манере с полной отдачей. Знакомые со всем этим делом зрители получили ожидаемый эффект, хотя подозреваю, что поклонников группы в свингующей нынче Москве гораздо больше, чем в оцепеневшем Новосибирске.
Еще одно соображение: наибольшее удовольствие доставляет репертуар группы раннего (андеграудного) периода. В принципе, с ним можно бесконечно долго ездить по родной стране и параллельно знакомить с «отечественным кошмаром» зарубежного зрителя. Но похоже, что «ЗВУКИ МУ» собираются сделать какой-то качественный скачок (правда неизвестно куда), а не мусолить свои находки перед просыпающимися то там, то здесь слушателями. И это правильно. Жаль, конечно, что не остается своевременных пластинок, качественных видеорепортажей, нормальной хроники всего этого авангардного действия. Но, может быть, когда-нибудь все это будет реконструировано?
А пока хочется внести свою лепту: вспомнить написанное по аналогичному поводу три года назад. ИТАК. ФЕВРАЛЬ 1986 ГОДА.

ЗВУКИ ПЕТРА МАМОНОВА
Когда ил ешь мимо меня.
Не делай такое лицо.
Будто тебе наплевать.
Что скажет о нас страна —
И «Союзпечать».

Наш город Новосибирск посетил эстрадно-сатирический ансамбль «ЗВУКИ МУ», в лице своего папы Петра Мамонова.
Сразу же был удовлетворен законный интерес в отношении названия ансамбля Петр Мамонов(ПМ) заявил: «Мы — скромные любители и не претендуем на всю музыку, у нас пока что — му».
Что означало это «му», можно было узнать, соприсутствовав на двух домашних концертах, данных высоким гостем. Исполненная программа включала более 30 композиций ПМ — лидера и вокалиста группы (попутно выяснилось, что он уверенно владеет и гитарой).
Из наиболее подходящих клише для определения «Звуков ПМ» можно выбрать слоио «стеб» Но доверительная интонация исполненых песен, очень личный подход к делу больше склоняют к термину «автоирония».
Особо причудливые сочинения, прозвучавшие а концертах («Цтеты на огороде», «Бойлер», «Утренние фонари», «Электрический счетчик»), потребовали определенного расторможения сознания, композиции более традиционного содержания были полны мягкого черного юмора — «Люляки баб», «Диатез», «Хорошая песня». Любителям жизнеутверждающего рока пришлось довольствоваться ехидным панегириком брачно-семейных отношений (песня «Ремонт»).

Как руководство с верному восприятию «Звуков» можно взять слова ПМ о том, что на предстоящих рок-концертах в Москве его группа будет отвечать за ту часть программы, где, по сценарию, будет изображаться личность, запутавшаяся в глубинах собственной психики. Объективно же в текстах песен, сыгранных Петей, хватала рефлексии «грустняка» и вообще пессимизма.
Но Петр оказался замечательным шоумэном! Он не дал своим слушателям печалиться. Голос, мимика, интонации, жесты, а в отдельном случав («Лень») — театр «а полный рост», — вот что привело зрителей первого концерта в состояние эйфории, и большинство «грустных» песен сопровождалось жизнерадостным смехом аудитории. Второй концерт, по гхз выражению Добронравского, был более академичен.
Бодрый скепсис петиных песен особенно хорошо доходил до тех кому за 25. Именно эта часть публики высоко оценила его интересную артистическую повадку, забавное шаржирование обыдещины, прихотливые образы, проходящие по разделу «сюр» специнтонирование каждого слова и другие нюансики исполнения.
После концертов в личных беседах, ПМ делился взглядами воспоминаниями и вообще информацией. Было отмечено единство взглядов по многим обсуждаемым вопросам.
Как человек, писавший и продолжающий писать «нормальную» лирику, ПМ был в нужный момент спровоцировал на чтение собственных стихотворений; одно из них мы добросовестно и воспроизводим на прощанье.

На снегу желтеет сено.
Оброненное с саней.
Хруст шагов, как хруст полена
В краской печке январей.
Тонкий след узором вымерз
По обломанным краям.
Я из дома хлеба вынес
Ненасытным снегирям.
Я из дома вынес запах
Деревенского жилья
И качнулся снег на лапах
Елок скоком снегиря.

«Идея этих гастролей в самом деде несколько искусственная, потому что группы, как таковой, уже не существует. Но остались обещания, нас ждали и поэтому мы решили все-таки провести эти гастроли. Ощущение от них двойственное: людям нравится, но играть тяжело, старая программа — страшная обуза, тогда как сам я весь в новых идеях… Ансамбль будет называться «Мамонов и Алексей» и состоять из двух человек: меня и моего брата — Алексея Бортничука. Это будет довольно странная вещь…».
У нас большой долгосрочный контракт с фирмой «Уозер Бразсрс». Это большая американская компания и фирма Брайана Ино является филиалом этой компании…
Мы будем делать очередные альбомы с Брайаном уже в ином качестве. Остальные ребята гоже будут работать и возможно мы будем объединяться под названием «Звуки Му» для совместной работы на Западе.
Мы будем искать интересные ансамбли, у которых нет инструментов и средств, и записывать этих ребят. Такая работа уже сделана, мы записали альбом киевской группы «Коллежским асессор». Видимо, эта работа будет распространяться».
П. МАМОНОВ.
(Из интервью 22 ноября 1989 г.).


Обсуждение