ФЕСТИВАЛИ

С 9 по 13 октября я Барнауле прошли концерты «Рок-Азия-90». ставшие развитием серии ежегодных «Рок-периферий». В отличие от конкурса «Голос Азии» (Алма-Ата, август 90), барнаульский фестиваль представил рок-исполнителей «неофициального» направления.
Территория к востоку от Урала в полной мере сохраняет дух рок-н-ролла — свободу творческих подходов и оценок, независимость от коммерции, многовариантность стилей: от традиционного харда и арт-рока до панка и фольклора. Особенность фестиваля —• большое количеств^ этнической музыки, интерес к которой в последние годы наблюдается зо всем мире. Специалисты считают, что стиль «уорлдбит» (англ. «музыка мира»), основанный на традиционной музыке Африки, Индии, Вост. Азии, будет вместе с развивающимся «синтезиросанпым звучанием» господствующим в 90-х годах. Питер Дженнер, гость фестиваля, продюсер, работавший с ПИНК ФЛОЙД, Питером Габриелем и КЛЭШ и представивший в Барнауле певицу из Китая Лю Сола и японскую вокалистку Казуко Хоххи, утверждает, что за национальной музыкой будущее и Сибирь сыграет в этом немалую роль.

Альберт Кувезин, родившийся в Кызыле, исполняет в манере тувинского горлового пения «каргыра» как бестекстовые импровизации, так и философско-социальные песни, основанные на мелодике и литературном фольклоре Тувы, Хакасии, Монголии с минимальным инструментарием, иногда, впрочем, обрабатывая их в стиле хард-рока. Выступление на фестивале для него всего пятое по счету, до этого на конкурсе «Голос Азии» Альберт получил приз от знаменитого Брайэна Ино — портативный студийный магнитофон, и приглашение записать пластинку в Бельгии.
Группа БИОСИНТЕЗ из Кызыла играет акустическую музыку на нетрадиционных для рока инструментах — ситаре, скрипке, табле. Очень трудно для человека европейской культуры оценить по достоинству творчество музыкантов, включающее формы национальной музыки Тувы, Китая, Индии, но впечатление огромное.
Якутский ЧОЛБОН — первая получившая широкую известность в стране группа национального рока. Музыка гипнотическая, шаманская, один из случаев умного и бережного подхода к совмещению этнической, мелодической и ритмической основы с жесткими рок-клише.
КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР из г. Бердска сделал основой творчества психоделически-авангардное звучание, замешанное на алтайских мотивах, индийской «бхангре» и «раге», а краеугольным камнем лирики — буддистскую медитацию. Группа растет с каждым выступлением, к многочисленным студийным экспериментам прибавились пантомима, театрализация.
Акустические выступления Дмитрия Ревякина, лидера новосибирского КАЛИНОВА МОСТА, чью музыку определили когда-то как «былинный рок», Николая Гнедкова (Новосибирск) с его хиппо-романтикой и библейскими мотивами, а также концерт Янки (Яны Дягилевой) стали вторым направлением фестиваля.
К третьему направлению можно отнести и группы, делающие акцент на музыку. Магаданская МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН, концерт которой был одним из лучших, играет с мощнейшим драйвом; уже сейчас эта группа способна собирать стадионы. НЕБЕСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО из Новосибирска разрабатывает стилистику арт-рока с упором на клавишные инструменты, что. в общем, редкость для сибирских команд. Первыми из зауральских музыкантов они записывают пластинку на «Мелодии». Слабее, чем всегда, отыграла интереснейшая иркутская команда ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Порадовали неутомимые ПУТТИ, одна из самых активных новосибирских групп — постоянно в движении.

Центр прогрессивной рок-музыки за прошедшее десятилетие смещался в направлении Тихий океан — Ленинград начала 80-х, Свердловск 83—85-го, чуть позднее — Новосибирск, красноярский, иркутский и магаданский рок последних лет. За эти годы рок перестал быть праздником, превратившись в некую необходимость. Слава Богу, «Рок-Азия» доказала обратное.
(Собств. информация).
На фото С. КОРОТАЕВА: ДИК, КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР. МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН, Б. У. КАШКИН (КАРТИННИК).

С 26 по 28 октября в ДК «Прогресс» — 5-й Новосибирский рок-фестиваль.
В первый день выступили группы: КАПИТАН ДИК, СТВ, КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР (Бердск), ГЕТТО (Бердск). От прошлогоднего КАПИТАНА остался только Вадим Денисов (экс-СТРАХОВОЙ ПОЛИС), остальные участники — это бывшая группа СОВПАДЕНИЕ. Публика хорошо приняла композицию на русском и прохладно — вещи западных групп на английском. Несмотря на это, бывший менеджер ЗВУКОВ МУ Александр Захаров отметил КАПИТАНА ДИКА как одну из перспективных команд.

СТВ хорошо известно посетителям кафе «Джаз-форум», пожалуй, ?первые в фестивале участвовали джаз-рокеры.

КУЛЬТУРНЫЙ БУНКЕР — смесь Востока и психоделии — исповедует философию «Сознания Кришны», музыка — это их путь к Богу.

Жесткий нестандартный рок ГЕТТО чуть, было, не стал историей. Радует, что слухи о распаде группы не подтвердились и ГЕТТО продолжает репетиции.

Дневной концерт второго днв был посвящен хард-энд-хэви. Участвовали: ДИКТАТОР, ЭКС-РЭЙ (Братск), СВВС, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Звукооператор «Студии» и специалист по тяжелой музыке Владимир Сечко выделил ДИКТАТОР и ЭКС-РЭЙ, последние напомнили ему добрые времена ЛЕД ЗЕППЕЛИН.

Вечерами играли ГРУППА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (Омск), ВОЙНА С САЛАМАНДРАМИ (Красноярск), ТЕХНИКА ЛЮБВИ. КЛАССИФИКАЦИЯ «Д» (Кольцове), ПЕТР ТРЕТИЙ.

ТЕХНИКА весьма порадовала приверженцев старого рока, собственного курса, вЗятого давным-давно.
Команда из Кольцова представила короткие оригинальные- композиции, у них интересный вокал, в отношение основной массы слушателей прохладное.

ПЕТР ТРЕТИЙ стал открытием фестиваля. Сложные композиции, замешанные на традициях арт-рока, звуком напоминающие американский КАНЗАС.
На дневном концерте третьего дня яыступили ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ и НЕБЕСНОЕ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО — новая алектронная волна и неохард.
Вечером — панк-бал! Выступление ПУТТИ — массовые танцы и взрыв зрительского энтузиазма, чего не скажешь о последующих исполнителях — ВС и ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ. «Интересная» мысль, что «все козлы» и «все — дерьмо» уже не вызывает интереса. Плохо запомнились и гости бала — ШАГАЮЩИЕ КАТАКОМБЫ (»кс-ДЕТИ ОБРУБА) из Томска. Под занавес снова ПЕТР ТРЕТИЙ.
Краткий обзор Ю. Волчека («Студия-8»), ноябрь 1990.

25 декабря 90 г. в ДК «Калейдоскоп» прошел 1-й рок-фестиваль Академгородка. В двух концертах выступило восемь исполнителей — молодые команды ЛИЧНОЕ ДЕЛО, УШИ. УГРЮМЫЙ КАРЛИК, НЕБОЖИТЕЛИ, КОМПАУНД, WOMANOWAR. ПОХОРОННОЕ БЮРО и Сергей Дьячков. Особых открытий не произошло, но хорош уже сам факт выхода новых групп на сцену. Желаемого выступления БОМЖА и ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ зрители не дождались. Звук обеспечивал Дэн Ершов с помощью Марка Рассадина.


Обсуждение