РОК БУДУЩЕЕ?

Техно-колдуны заполнили мир: возьмите африканский бит, добавьте островной ритм, синтезируйте – и вот вам ХИТ!

Гарри Кристиан (группа КРИСТИЭНЗ): Молодежь вновь экспериментирует. Во всем этом есть энергия шестидесятых!

Джим Керр (вокалист СИМПЛ МАЙНДЗ): Циничная музыкальная пресса говорит: «Рок-н-ролл мертв. Все кончено». Я не верю, что рок мертв. Он просто вырос.

Пит Тауншенд (рок-гуру и лидер ХУ): Поиски определений закончены. Рок сегодня — это истеблишмент. Рок-аудитория стала глубже, шире, моложе и старше — и все это — одновременно.

УОРЛДБИТ
Робин Кэмпбелл (ЮБИ-40): Влияние африканской музыки было подобно дыханию свежего ветра.

Сочетание «WORLDBEAT» явилось своеобразным «зонтиком», под которым оказалось огромное разнообразие музыкальных форм всего мира: такие стили, как африканские «зук», «рха» и «джит», островные «рэгги» и «сальса» и даже комбинация индийской «домашней» музыки и традиционного пения «бханлра». Стюарт Лэйн, лондонский промоутер, немало способствовавший проникновению «уорлДбита» в Великобританию, считает расцвет нового стиля прямым следствием неудовлетворенности корпоративной компьютерной музыкой, наполняющей радиоэфир.

У групп «уорлдбита» большая потенция. Музыканты из Африки — не соперники друг другу, и как следствие — они более ориентированы на творчество. «Уорлдбит» заставляет британский истеблишмент прислушиваться к себе. Пит Тауншенд, лидер ХУ, видит причину увлечения молодежи новой музыкой в попытке «уорлдбита» вернуть рок-н-роллу «мускулы и душу», его изначальное «движение», «драйв», в стремлении к раскрепощению и свободе блюза и общинной музыки. Этого, кстати, может и не произойти, если парни, не умеющие играть, будут продолжать сочинять музыку с помощью драм-машины и нескольких нот на синтезаторе.

Джим Керр (вокалист СИМПЛ МАЙНДЗ): Я предвижу возврат к корням.

Создание музыки всегда было жизненной основой коллективной памяти. Керр предсказывает возврат к фок-музыке прошлого: «Настоящее искусство рассказывает о времени, в которое она создается, отражает социальные тенденции, служит общению и просвещению».

«Люди устали от монотонного синтезированного звука, — говорит Генри Пристмэн, клавишник КРМСТИЭШ. По-моему, в 90-х годах произойдут большие изменения — меньше компьютеров, больше мелодизма. Дальше некуда идти, единственный путь — возврат назад, к сердцу и душе. Если мы сделаем это — миры распахнутся перед нами».

ТЕХНО — КОЛДУНЫ
Стефан Моррис (группа НЬЮ ОРДЕР): «Успеха достигнут те, кто понимает технологию. Не нужно быть музыкальным, в действительности музыкальность — это очень неудобно».

Мартин Рашент, один из ведущих панк-продюсеров, работавший с БАЗЗКОКС и СТРЗНГЛБРЗ, и чей успех 1982 года с ХЬЮМ ЭН ЛИГ большинство рок-историков рассматривают, как конец традиционного рок-нчролла и начало техно-поп-музыки, разделяет взгляды Морриса. Новая технология, по его словам, будет альтернативой таланту молодых: «Крупные скачки в области студийной технологии всегда способствовали новому в музыке. Они открывают огромный созидательный потенциал».

Стефен Моррис: «Я не музыкант, я дилетант. Мы пытаемся имитировать то, что слышим, у других групп, а так как мы некомпетентны, оригинал меняется до неузнаваемости и получается «наше звучание».

Пит Тауншенд считает, что он в более выигрышном положении по сравнению с «компьютерщиками»: «Я ведь умею играть на гитаре. Я знаю, как петь. Знаю, как открывать сердца. Я делал это столько раз, что знаю — получится или нет». Тауншенд уверен, что все дело — в способности взаимопонимания со слушателями.

ЖИВЫЕ МЕРТВЕЦЫ?
В настоящее время существует еще один способ «создания» музыки, называемый «сэмплинг» — работа по образцам. Если раньше, чтобы звучать на диске, музыкант должен был присутствовать в студии, то сейчас его вообще может не быть на этом свете — стоит только «снять образец» фирменного звука Джона Леннона, Кита Муна или Элвиса и «заложить» в программу.

Один британский критик едко заметил, что в результате «сэмплинга» барабаны покойного Джона Бонэма можно сейчас услышать чаще, чем с ЛЕД ЗЕППЕЛИН.

«Сэмплинг» работает просто. Если, например, продюсеру нужен жесткий ритм ударных для придания «веса», он — вместо того, чтобы приглашать музыкантов в студию — вычленяет партию ударных («образец») из записи, окажем, ЛЕД ЗЕПЛЕЛИН и микширует ее с партиями других инструментов — получается совершенно новая композиция.

Компьютерная система МИДИ — важная составная «сэмплинга» — представляет собой цифровую технологию, которая считывает не звук инструмента, а его характеристики. Каждая нота может быть принята системой, изменена и эффектно скорректирована.

Хотя преимущества очевидны — скорость, экономия, Стюарт Стомэн. инженер лондонской «Уэссекс Стьюдиас», работавший с Лондонским симфонии аским оркестром, ДАЭР СТРЭЙТС и Тиной Тернер, подвален негативным влиянием «сэмплинга» на музыку и музыкантов: «Это похоже на звуковое изнасилование. Создаются какие-то громадные «библиотеки звука» — гитарные пассажи, барабанные риффы, пение птиц — что угодно. По сути музыкантам не нужно играть в группе или записывать альбом — он должен только «произвести звук», который будет законсервирован и использован в будущем».

Робин Кэмпбелл (Ю-БИ-40) придерживается другой точки зрения: «Сэмплинг» позволяет сделать то, что вы сделать не в состоянии. Например, чтобы записать африканское звучание, вовсе не надо ехать в Африку, покупать традиционные инструменты, учиться играть. Это здоровой»
РОК — БУДУЩЕЕ?
А. БЕЛИКОВ — по материалам журнала «ОМНИ».

ОПЕЧАТКА. В № 5 допущена опечатка в статье «Завтрак нагишом в черную субботу». Строку «К перечисленным добавим еще «хард-рок»…» СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ «К перечисленным добавим еще «хард-кор»…». Приносим извинения.


Обсуждение