Смешно, но факт: в Казахстане есть рок-н-ролл. Собственно, он был и в 70-е, и в 80-е, как-то волнами. Что-то заваривалось. А потом по старой доброй «савецкой» традиции тихо успокаивалось. Или даже упокоивалось.
ДВА ГОДА НАЗАД в Алма-Ате была предпринята третья попытка возродить городской (он же— республиканский) рок-клуб. Под именем Экспериментальной Творческой Лаборатории РУХ (не путать с украинским Рухом. Рух по-казахски — творчество, вдохновение). В центре города был оборудован подвал, в котором каждую пятницу стали тусоваться почти все городские и заезжие независимые группы.
Впервые в Алма-Ате прошли два мощных ночных сейшена с участием составов из Гурьева, Усть-Каменогорска, Омска, Алма-Аты и окрестностей. Несколько выездных и уличных концертов под негласным девизом: «Вперед, из подвалов!» и прочие акции.
А главное — было сделано несколько открытий.
Первое: здешняя публика в массе своей рок не любит, она любит попе. Второе: у нас есть очень интересные команды. Третье: в связи с удаленностью от известных рок-центров и всяких центров никто за пределами республики не подозревает о существовании рока в здешних тьмутараканях. Печально. И четвертое: никто не знает, как изменить ситуацию.
Недавно ЭТЛ РУХ перебралась из подвала в ДК «Баспагер» на 400 мест, где рассчитывает проводить концерты своих штатных команд и делать на этом деньги.
Теперь несколько подробнее о тех, на ком РУХ собирается «делать деньги».
На сегодня самая известная из независимых и самая, на мой взгляд, интересная команда — ТРИУМВИРАТ: А. Словарь — бас, С. Черезов — гитара и И. Перебеев — барабаны — делают ориенталь- но — психоделический джаз-арт-рок. Ребята почти год работали в Питере и других городах России, выпустили на «Мелодии» пластинку, поиграли на различных фестивалях, включая барнаульскую «Рок-Азию». Это команда из разряда тех, кто обречен на пожизненную непопулярность из-за своей абсолютно некоммерческой музыки…
Хардовая традиция представлена весьма широко.
Номер один — раскрученный по местному ТВ и собирающийся по вызову на гастроли в Англию ФОРПОСТ. Саша Кириченко (ростом, голосом и повадками напоминающий Дио) — лидер пятерки, утверждает, что недалек тот день, когда в Алма-Ату хлынут рокеры всех стран и народов. Шутить он умеет, равно как и заводить публику.
ТЕРМИНАЛ. На сцене «засветились» год назад. До этого были известны в парке Горького, где с энтузиазмом играли махровый попе, чтобы заработать на жизнь. Кажется, все-таки заработали. И теперь известны тем, что качают классный драйв благодаря мощной ритм-секции — барабанщику и лидеру состава Олегу Киму и басисту Саше Трибунскому. Оба, кстати, иногда работают в трио ДОС (по имени одного крутого гитариста, фанатеющего от Джими Хендрикса).
И наконец, Трибунский басит в оголтело трэшнутом АКЦЕНТЕ. Тут звезда — некий Швед с весьма темным рок-н-ролльным и житейским прошлым.
Еще одна крутая группа — ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ под водительством Славы Верещагина. Прямая, с безудержным панковым стебом и приколами, безудержно веселая, однако без мата и прочих крайностей.
Вы бывали когда-нибудь в дурдоме средней руки? Нет? Рекомендую посмотреть АЛЛЕРГИЮ. Мало не покажется. Лидер — вокалист и просто лидер Саня Антропов очень натурально изображает страдающего падучей, помутнением рассудка, эпилепсией и прочими эффектными штучками. Музыка — грубый и неотесанный хард, панк, в котором немало намеков на джаз, арт и психоделию. Квартет лучше видеть, нежели слышать — Антропов вытворяет нечто одновременно напоминающее Мамонова, Гаркушу и Сукачева… Возможно. Но идиотия здесь особого казахского розлива.
Еще одна — постпанковая команда БРОЙЛЕР БУНТ — хотя и имеет уже два полноценных альбома, до сих пор не определилась с составом, переиграло в ней человек сто. Или несколько тысяч. Музыка — что-то «киноподобное» и «цоеобразное», со смачными и злобными текстами.
А самым панковым составом в Алма-Ате давно признан МАКСУС под началом бесшабашно — отчаянного скрипача Макса Гуселыцикова. Утонченно — буйный МАКСУС делает чумовой полуакустический панк с джазово — кабацкой начинкой. Представьте себе 11-минутную композицию «Окно», сделанную скрипкой, виолончелью, бас-гитарой, барабанами — и все ясно.
Арт-рок в Казахстане никогда не выходил из моды. Более того, сейчас он шагнул на новую ступень, вбирая в себя всякие ориенталистские влияния. Среди самых интересных и крепких составов — ветераны местного рок-н-ролла ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД, в свое время ставший дипломантом первого конкурса фонограмм журнала «Аврора». В Москве в начале года состоялась премьера балета Булата Аюханова на музыку последнего альбома ЕВ — «Состояния». Лидер и автор большинства текстов и музыки Алексей Островной раньше «работал крутой тяжеляк», теперь же он именует собственный стиль «предлостпинкфлойд» (!—Ред.).
Молодая ИМПЕРИЯ начала с бессовестного подражания НАУТИЛУСУ, но быстро одумалась и теперь играет не менее чем десятиминутные многочастные композиции с переменой ритма, гармонии и тем. Причем вкладывает в это дело вкус, душу и свободное от танцев время (ребята учатся в хореографическом училище). Потенциал у них проглядывается приличный.
Еще две серьезные арто- вые группы — ПЕРЕХВАТ и ВИСТ — известны пока лишь небольшому кругу любителей. Играют в них битые профи, и идей вполне хватает, чтобы не просто «работать в стиле», но и раздвигать его рамки.
Трудно пока определить, чем занимается англоязычный и битлоподобный РЕФЛЕКШН. Мягкий и красивый саунд, приятные голоса… Аккуратная группа.
САНКИРТАНА — ЯГЪЯ. Бывшая КРАСНАЯ ВОЛНА, она же бывшая АНАНДА АТМА. Говорить о том, что делает этот состав — абсурд. Короче, это мантры, мантры, мантры, ман… Но троица под командой Бахыта Изъящева заводится так, что вся эта буддистика моментом превращается в неистово кипящий фолково — индусский джаз-рок.
Самую же авангардную чуму, гранд-стеб демонстрируют вынырнувшие на голом месте ДЕТИ ПАРИЖА. Парики, камзолы, подтяжки, французский язык и жеманные телодвижения, стоптанные туфли и полная отвязанность. Изаура и Костя творят на сцене милые идиотические картинки. Музыка, грубо говоря, — авангардно- психоделический шансон. Со сдвигом. Ходят слухи, мол, Костя организовал параллельную группу с английским названием что-то вроде «реактивно — понедельничный дядя». Но «дядю» пока никто не слышал.
Собственно, я перечислил наиболее примечательные составы Алма-Аты. Остальные — кто больше, кто меньше — достаточно традиционны, и сказать, что они отличаются «лица необщим выраженьем» — значит, соврать. А быть похожим на кулика, который, сами знаете, что хвалит…
Приезжайте в «солнечный Казахстан». Рок-н-ролла на всех хватит. Искать проще простого — ДК «Баспагер» — на углу Абая и Гагарина. Подвал «Рухани», в котором тусовался даже Питер Дженнер,— на углу Горького и Маркса (вход со двора). Телефоны : 33-09-84 (Сергей),
32-50-36 (Вася), 53-45-32 (Камилла).
Сергей ТУНИК, редактор Казахстанской независимой газеты «ТУТТИ-НЬЮС» — специально для «ЭНска».
Апрель 1991.