ЭНДИ УОРХЕЛ – ХУДОДЖНИК РОКА

ЧУТЬ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ лет Ч назад, 22 февраля 1987 года, I в Нью-Йорке в возрасте 59 лет в результате сердечного приступа умер художник и кинорежиссер Энди Уорхол. Его жизнь была тесно связана с миром рока. В своей статье архивариус «Нью Мюзикл Экспресс» Фред Деллар вспоминает некоторые факты.
«Andy Warhol looks’ a scream», — спел Дэвид Боуи в 71-м. Он включил эту песню в альбом «Hunky Dory» и написал на обороте конверта имя «Andy Monument», потом перечеркнул «Monument» и надписал фамилию Энди.
Боуи почитал Уорхола и тех, кто был с ним связан. Годом позже он продюсировал переработку песни ВЕЛВЕТ АНДЕРГРАУНД «Andy’s Chest», записанную Лу Ридом для альбома «Трансформер».
«Звезды» уорхоловской студии «Фэктори» — Холли Будлон, Джеки Кертис были трансвеститами и носили женские наряды, а Джо Даллессандро был супермужчиной студии. К этому списку вполне можно было добавить имя Моррисси (Пола), с которым Уорхола в свое время познакомил Боб Дилан, рекомендовав его на роль технического ассистента.
Здесь прослеживается тематическая связь с дебютным альбомом группы СМИТС, ибо конверт пластинки украшал кадр из фильма Уорхола «Flesh*, изображавший Даллессандро.
Собственный подробно документированный набег Уорхола на рок начался в 1965 году, когда он, несчастливая звезда «Фэктори Иди Седжуик и другие люди из его окружения посетили концерт ВЕЛВЕТ АНДЕРГРА
УНД. Очарованный подходом группы, в какой-то мере отражавшим его собственный своевольный, анархический подход к изобразительному искусству, он предложил свои услуги в качестве менеджера, одновременно уговорив их связать себя с Нико, певицей и актрисой, только выпустившей сингл на фирме «Иммедиэйт», принадлежавшей менеджеру РОЛЛИНГ СТОУНЗ Эндрю Луг Олдему (о Нико «ЭНск» писал в № 6).
Единственным результатом этого союза был «The Velvet Underground And Nico*, классический альбом, на котором Уорхол был указан в качестве продюсера. Его широко обсуждавшимся вкладом в альбом был, однако, конверт с изображением банана — первоначально изготовленного таким образом, чтобы покупатели могли его очистить.
Это легендарное изображение, подобно образу банки с супом «Campbell», было многократно повторено другими. Последний пример — «Bananas», сборный альбом фирмы «Родни Родни».
К несчастью для Уорхола, задняя сторона конверта альбома АНДЕРГРАУНД и НИКО привлекла внимание Эрика Эмерсона, звезды фильма «Chelsea Girls». Он заметил, что на ней использована фотография, опубликованная без его разрешения. Эмерсон пригрозил судом, и фирме «Эм-Джи-Эм» пришлось изъять альбом из продажи. И на этом этапе Уорхол потерял интерес ко всему предприятию.
Однако он не утратил интереса к оформлению конвертов. Сингл РОЛЛИНГ СТОУНЗ «Brown Sugar» представил нарисованное Уорхолом лого THE ROLLING STONES с джеггероподобными губами и языком, конверт альбома «Sticky Fingers» снискал некую дурную славу благодаря завлекательной молнии, разработанной Энди, «Love You Live» 1977 года также имел уорхоловскую обложку, хотя она удостоилась не многих похвал.
В 1971 — год выхода «Sticky Fingers» — разрушенная наркотиками актриса студии «Фэктори» Иди Седжуик сказала свое последнее прощай миру и превратилась в легенду, впоследствии увековеченную в песнях благодаря группам ADULT NET (композиция «Edie»), PRIMAL SCREAM («Velocity Girl») и THE CULT («Edie/ Ciao Baby»).
Из других звезд Уорхола Нико, снявшись в таких чудесах «разъятого экрана», как «Chelsea Girls» и 24-часовой фильм «Four Stars», вернулась к карьере сольной певицы с альбомом «Chelsea Girl», включавшем в основном песни, написанные Лу Ридом, Джоном Кейлом и Джексоном Брауном, в то время как Черри Ванилла, сыгравшая заглавную роль Аманды Порк в пьесе Уорхола «Pork», стала пресс-агентом Боуи, а потом гастролировала с некоей группой, включавшей Стинга и Стюарта Коупленда. После этого она записала для фирмы «Ар-Си-Эй» пару альбомов, «Bad Girl» и «Venus D’Vinyl», и ушла в тень.
Одно время казалось, что Уорхол вернется в сферу звукозаписи. Он начал работать с Уолтером Стедингом, скрипачом, начавшим карьеру в клубе «CBGB’s», и был указан в качестве исполнительного продюсера на альбоме Стединга «Dancing In Heaven», сделанном для фирмы Криса Стайна «Энимэл». Но 15 минут славы Стединга оказались короче, чем у большинства других, несмотря на концерт в Сентрал-парке, где он выступал перед группой БЛОНДИ.
В скором времени Энди вновь обратился к музыке: он пришел в восхищение от ДЮРАН ДЮРАН, которые после его смерти написали в его честь «Do You Believe In Shame».
Порою кажется, что все случившееся в музыке после середины 60-х как-то связано с Уорхолом. Особенно если перебираешь такие названия, как «Chelsea Girls» СИМПЛ МАЙНДЗ и «Andy’s Dead» ТРАНСВИЖН ВЭМП, или вспоминаешь, что Ли Блэк Чайлдерз, сценический менеджер пьесы «Pork», впоследствии стал менеджером группы ДЖОННИ ТАНДЕРЗ ЭНД ХАРТБРЕЙКЕРЗ, что приятель Дилана Боб Нойвирт одно время был любовником Иди Седжуик, или что Боб Дилан упомянул об Уорхоле как о «Наполеоне в лохмотьях» в известнейшей песне «Like A Rolling Stone».
В довершение ко всему, Уорхол должен был включить портрет Дилана в цикл «Десять портретов евреев в XX веке», когда кто-то сообщил ему, что Боб принял христианство!
Истинный поп-монарх Уорхол в то или иное время был связан с такими людьми, как Грейс Джонс, Бой Джордж, Дебби Харри, Мадонна, Джон Леннон, Йоко Оно, Джейн Ка- унти… Кажется, со всеми, за исключением Майкла Джексона. Впрочем, единственная законченная картина из его «телевизионного» цикла 1987 года называлась «Moonwalk», а его последний фильм именовался «Bad», так что… кто знает?
«Нью Мюзикл Экспресс».
Перевод С. Ч. (с сокращениями).


Обсуждение