ЭТОТ ДЖАЗ-НО НЕ ВЕСЬ

«ЭНск» готов опубликовать любую информацию для музыкантов, меломанов, поклонников: обмен, переписка, совместные проекты и прочее. Тел. 35-08-14 (с 9 до 10 утра).
Этой заметкой «ЭНск» пытается рассказать о джазовых событиях начала года в Новосибирске. Если этот опыт окажется удачным, редакция продолжит работу над темой.
За последние два-три года Новосибирск стал настоящей сибирской джазовой Меккой. Вспомним ставшие уже традиционными международные фестивали «Джаз-Вега», концерты ведущих советских и зарубежных исполнителей и. наконец, единственное в Сибири кафе «Джаз- форум» (в феврале вновь открывшее свои двери для любителей джаза).
В конце января любители джаза могли познакомиться с биг-бэндом В. Толкачева «Евросиб интернейшнл». Я не оговорился, сказав «познакомиться», так как оркестр известен больше за пределами родного города.
Программа} представленная В. Толкачевым, в полной мере подтвердила слова, сказанные В. Калужским в книге «Советский джаз»: «В. Толкачев является тем редким джазовым исполнителем, который одинаково свободно чувствует себя в любой стилевой манере». Оркестр играл и классику (Д. Эллингтон, К. Бей- си), и свободный джаз (интересна композиция на тему Дж. Гершвина, в которой оркестр продемонстрировал не только умение импровизировать, но и петь).
А 22 февраля в ДК им. Октябрьской революции увидели мы биг-бэнд В. Толкачева вместе со знаменитым саксофонистом и композитором В. Чекасиным (Вильнюс) в программе «Super loft session».
Во вступительном слове А. Мездриков, руководитель Новосибирского джазобъединения, сказал, что Чекасин считает свою музыку не джазовой, а классической. Это верно, на мой взгляд, лишь отчасти. Как всякая «теория суха, а древо жизни вечно зеленеет», так и композиции Чекасина сложнее и богаче его теоретических посылок. Он творит где-то на грани жанров, стилей, постоянно балансируя между комическим и трагическим, иронией и грустью.
Неистощимый выдумщик, блестящий импровизатор, Чекасин на наших глазах создает неповторимый спектакль, шоу. Чекасинские композиции — постоянный диалог саксофона, оркестра, ударных, фортепиано. Особенно хорош дуэт саксофонов Чекасин—Толкачев. К нему вполне приложимы слова Лео Фейгина, продюсера фирмы «ЛИО Рекордз», сказанные о дуэте Толкачев—Юкечев: «Их музыка — это диалог двух чувственных рассказчиков, развивающийся как захватывающий роман, при этом каждый музыкант добавляет деталь, зацепку к главной фабуле. И напряжение спадает лишь только когда умирает последняя нота. Их музыка личностна и интимна…».
Этот концерт Чекасина стал настоящей джазовой феерией… с фейерверком. «Накал» музыкальных страстей был настолько высок, что не выдержали осветительные приборы. Оглушительно взорвалась лампа, но маэстро этот факт ничуть не смутил.
Чекасин не только играет, он еще и поет. Играющий Чекасин — это здорово! Поющий — бесподобен!
Тот же состав плюс джаз-балет Натальи Фик- сель завершал семинар-фестиваль современного балета в Академгородке 8 марта. В этом году новосибирскому джаз-балету исполняется 10 лет. Эта балетная группа, как и гарлемский балет Элвина Эйли, танцует только джаз. У них большой опыт совместной работы с такими музыкантами, как С. Летов и А. Кувшинов, ну
и, конечно же, В. Чекасин, с которым балет выступав еще в 1988 году на симпозиуме новоджазовой музыки «Золотая долина», их мож но было увидеть в недавно показанном по ТВ фильме «Джаз в кармане». Я бы назвал это действо пародийно-гротесковым музыкально-хореографическим спектаклем.
И наконец, последнее событие джазовой весны — выступление дуэта С. Манукян (Таллинн) — Ю. Кузнецов (Одесса) в кафе «Джаз- форум». Оба музыканта — признанные мастера. Достаточно сказать, что Манукян был признан лучшим джазовым вокалистом в 1989 году, гастролировал в США, Финляндии, Венгрии. Германии. Одесский пианист Ю. Кузнецов выступал в трио с Чекасиным, О. Молокоедовым, с И. Галениексом и нашим С. Беличенко, достойно представлял джазовый авангард на фестивале в Цюрихе в 1989 году.
Когда Сергей Манукян перед выступлением сказал, что «он не знает, что они будут играть, плакать или смеяться», в первом случае он
« слукавил». Играли они ту же композицию, что и на фестивале джазовых вокалистов «Джаз- Вега-90». Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинств этой лирической пьесы, заигравшей в последнем исполнении новыми оттенками иронии и комизма.
Надеюсь, лето подарит нам еще не одну встречу с прекрасной музыкой по имени «джаз».
В. СМИРНОВ.


Обсуждение