СКАЗКА О СИЛЕ

«Если падают звезды, подставишь ли ты им ладонь?»

Слабость велика, а сила ничтожна: когда дерево рождается, оно мягко, и гибко, когда юно крепко и черство — оно умирает. ; Крепость и черствость — спутники смерти, слабость и гибкость выражают свежесть бытия, ибо то, что отвердело, то не победит.
Лao цзы (Дао де цзин).

Ждали выступления БГ. Действительно ли «обеспечен и стар», действительно ли «самоповторы»? В самом деле? Еще после огоньковского интервью, снискавшего столь пессимистичную славу, раздалось: «умер», «исписался». К счастью, как я и полагал, ничего подобного не случилось. брехня все это.

Следы, оставляемые на снегу,
Почему они не мои?
(Загадка).

Обычно о БГ (если в положительном смысле) пишут, что он пережил свою славу. Я бы сказал по-другому. На Востоке есть такое понятие — «неделимость пути». Вот это действительно о творчестве и личности Бориса Гребенщикова. Поступательное движение, без оглядки на предыдущее. Слияние жизни и творчества. Каждая минута есть делание мира — личного, своего и в то же время поразительно узнаваемого.
Пресловутая слабость, ненавязчивое, бережное отношение к миру.
Ответ на загадку: и снег не мой, и след не мой. Так-то.

«Я брошу в огонь душистый чабрец,
Дым поднимается вверх,
И значит я прав»

В песнях БГ есть одна удивительная тонкость — они поразительно живописны. Будто затерялся где-то в дебрях большого художественного музея. Слова моментально рождают образы, зарисовки, картины. Мы даже не успеваем задать себе вопроса о наличии или отсутствии логической взаимосвязи. (Сегодня в магазине продают лук. Хорошо сказано, логично, но никаких тебе картин). А еще — картины эти живые. Они меняются, пульсируют, в них происходит непрерывное движение.

Бывает многословность, бывает немногословность, а бывает молчание. Путь образов БГ устремлен в молчание, безмолвие. Песня о «теплой звезде» — это молчание. И концерт был камерным, как бы домашним. Говорить не надо, все и так понятно, можно поделиться чем — то иным; слова — кирпичики, здание из них — это настоящее. Он просит поверить ему на слово. и ему… верят. Недаром говорят, что настоящий друг — это не тот, с кем можно хорошо поговорить, а тот, с кем можно хорошо помолчать.

«Серые камни
на зеленой траве».

БГ — король метафор. И метафоры эти имеют странную природу — они двойственны. С одной стороны, дают многочисленные обертоны, уходящие далеко в глубь души, с другой стороны — пробуждают чувственность. Золотая середина, рождающая поэзию, действительную во всех образах и смыслах. Вода — зыбкая и прозрачная. вечно меняющаяся и вечно одна и та же: «Цвет глаз моей любви — камни в холодной воде».
Ассоциативность — удивительная вещь и… громадная сила. Она разрушает стену, стоящую между двумя реальностями. И тот мир совсем рядом, как теплая звезда, — рукой подать.
Однажды из дома вышел человек и пошел к этой стене. И он идет до сих пор. Может, дойдет, наконец, перешагнет легко и незаметно, соединив в себе безумие и красоту. Может, в лесу ночью, может. среди улицы, может, и… Ведь главное — только почувствовать, осознать…

«Но когда все уйдут.
Господи, оставь мне
Серые камни на зеленой траве».

И одинокая фигура, бредущая не разбирая дороги и не глядящая назад — туда, к горизонту.

«Ты знаешь, о чем я пел.
Белые лебеди движутся в сторону земли».

Мир песен БГ имеет широчайшую и вместе с тем чрезвычайно сложную мифологию. Все влияния преодолены, и рождается Мастер. Он дает нам возможность почувствовать. войти внутрь и в то же время мягко и негромко окликает по имени. Как эпилог «Леса» — негромко, уютно и камерно. Почувствовать красоту. Дать — понять, что есть покой и гармония и в то же время то, что даже полный покой никогда не излечит. Все потому, что должен растаять след, оставленный позади.

«Слишком рано для цирка,
Слишком! Поздно для начала похода
к Святой земле.
Мы движемся медленно,
словно бы
плавился воск.
В этом нет больше смысла;
Здравствуйте, дети.
бесцветных дней.
Если бы я был
малиново-алой птицей,
я взял бы тебя домой…».

— Почему группа называется «АКВАРИУМ»?
— Это тайна. Для нас тайна.
Погодите, я знаю, о чем это. Напойте мотивчик, и я расскажу…
— Т-с-с! Не будем об этом…
А. ЖУРАВЕЛЬ. Фото С. Коротаева.


Обсуждение