99%

Группа «99%» появилась (если считать «появлением» первый концерт) в 1979 году в Москве, став своего рода провозвестником будущей популярности тяжелого рока. В качестве образцов использовалась классика «харда» 70-х. В 1983 ПРОЦЕНТЫ переориентировались на «хэви-метал» и записали самые, йожалуй, удачные композиции, дебютный магнитоальбом широко разошелся по стране. Группа интересна как вполне профессиональный коллектив, не изменяющий стилю на протяжении десятилетия.

Андрей Суздальцев начал играть рок еще в 74-м году на самодеятельном уровне, когда с друзьями учился в ПТУ-154 г. Москвы. Старались играть «хард», что-то там под ДИП ПЕРИЛ и пр., но было это, сами понимаете, кустарщиной: играли свой пэтэушный рок перед такими же пацанами, как и сами. «В то время за счастье считали все концерты, которые удавалось показать друзьям. Теперь к этому относимся более спокойно»,— рассказывает, не скрывая наслаждения от воспоминаний, Андрей Суздальцев. В 78-м году ребята начали репетировать как группа «99%» и пели исключительно собственные песни на русском языке.
Первый концерт был подпольным. В репертуаре присутствовали длинные, хардовые вещи: модно было делать композиции минут по 10, вот и делали. Свой первый публичный концерт квартет «99%» дал в ноябре 79 года возле железнодорожной станции «Зеленоградская». В тамошнем ДК выступали «99%» и группа КАТАРСИС, а билеты были проданы якобы на концерты ансамбля МАШИНА ВРЕМЕНИ. Когда на сцене заиграл КАТАРСИС, исповедующий что-то вроде джаз-роковой музыки, публика начала бросать в них окурки и браниться. После выступления этой группы на сцену вышел клавишник «99%» в рыжем парике, зрители поначалу приняли его за Андрея Макаревича, но когда появились остальные музыканты, публика погрузилась в недоумение: «Кто такие?». Однако после нескольких первых песен начали поговаривать, что «99%» получше всякой «Машины» и играют то, что надо. «99%» пели «Исповедь наркомана», «Четыре стены», «Берег моря», «Золотая страна», играли инструментальную пьесу «Нервы». Состав выглядел так: Андрей Суздальцев — гитара, вокал, Стас Боро- дуля — бас, Николай Екомасов — клавишные и Андрей Зотов — ударные. В 79-м в большинстве случаев сочинял А. Суздальцев, но также предлагали свои вещи клавишник и басист.
После дебютного концерта появились афиши с возвещением о концертах именно «99%», причем были застойные времена, а афиши висели везде. Выступали в ДК, в которых приблизительно 700-800 мест, но залы были полные. Тогда концертами не так баловали, как сейчас, тем более полуподпольными, и команда «крутилась» в Москве и Подмосковье, где ее всегда хорошо принимали, поскольку концерты были «заводные».
Когда клавишник ушел, появился гитарист Сергей Филипов. Запись, что вышла в 84-м году, сделана именно с ним. Возможно, многие помнят магнитоальбом по первым — строчкам бит-композиции «Быть может, я смогу тебе помочь в эту ночь», также звучали там композиции «Серпантин», «Алкоголик», инструментальная пьеса в стиле «кантри» и лирическая рок-баллада «Берег моря». Сей магнитоальбом до сих пор котируется в тех студиях звукозаписи, которые не подвержены влиянию моды, а собирают истинно интересные записи, так сказать, «классику» тяжелого рока. Это была самая удачная запись группы «99%», хотя записаны еще программы 81, 86, 87 гг., но еще больше вещей «похоронено». С концертами в тот период было не так легко, но если они проходили, то, как правило, народ шел и таких пустых залов, как на сегодняшних концертах, тогда не было.
С тех пор много песен пето-перепето. Но и по сей день Андрей Суздальцев самым лучшим считает состав образца 84-го года, когда в коллективе играл гитарист Сергей Филипов. Человек он был талантливый, но парня сгубила страсть к алкоголю. В 85-м году он ушел из жизни в возрасте 22 лет…
На место С. Филипова пришел Роман Лебедев, который, проработал в «99%» почти год и затем перешел в КОРРОЗИЮ МЕТАЛЛА. С Ромой было отличное шоу, а музыка слегка утяжелилась.
Влияние его было велико, отсюда появился «бицепский» акцент в музыке.

В 85-м году у «99%» был пик популярности в столице. Волна «хард рока» возобладала над остальными музыкальными поветриями и группа оказалась на гребне успеха. После ухода Р. Лебедева на его место заступил Игорь Чумычкин со своими «заморочками». С ним музыка команды приобрела «камерное», несколько занудное (заунывное) звучание, а тексты стали довольно печальны и мрачны. Каждый, разумеется, оказывал свое влияние на музыку «Процентов» и, благодаря новым музыкантам, изменялось звучание, характер музыки в целом, появлялись свежие краски. Но на этот раз столь резкий переход от экспрессивных номеров к более «тягучей» музыке серьезно сказался на популярности. Слушатели не поняли экспериментов рок-бэнда. В итоге, группу бесславно покидает гитарист И. Чумычкин, а через год—и вокалист В. Соколов. Общее неустройство, бесконечные изменения в составе — все это привело к тому, что последние 3 года о группе практически ничего не было слышно. Тем не менее, команда вновь заявила о себе в начале 91 года, дав первый и пока единственный концерт после нескольких лет застоя. 20 января во дворце культуры им. Владимра Ильича, что на Павловской-6, группа «99%» выступила в одном ряду с группами «тяжелого андеграунда» МАФИЯ, ЛЕГИОН и КАНТОР. Как и остальные команды, «99%» выступили не совсем удачно, хотя музыканты старались на всю мощь. Тем не менее, отсутствие качественной аппаратуры, монитора, «завал» бас-гитары С. Бородули, частая смена барабанщиков дали о себе знать. Вокал В. Казакова также не был достаточно четко подан и шел без эхо-извлечения, как задумано в оригинале. «99%» стремились изо всех сил компенсировать неполадки и плохую организацию тусовки своим упорством и великолепной музыкой и, несмотря на откровенно слабый концерт, группа в целом выглядела лучше остальных, а динамику квартета можно сравнить разве что с ураганной «трэш спид метал» — музыкой группы МАФИЯ — явный признак того, что даже под некачественной аппаратурой не скроешь талантливую музыку. Концерт имел положительный момент также в том, что это первый показ новой программы на сцене перед публикой, пусть и не большой по количеству.
«Новая программа на английском языке,— рассказывают музыканты группы «99%».— В текстах мы избегаем социальных вопросов полностью — мы в этом менее серьезны, поэтому программа расчитана на более широкую аудиторию, так как она является для нее более доступной, что ли… Мы напали на новую золотоносную жилу, долбим ее и добываем. Хотим закончить XX век не на миноре, а на мажоре — повеселее и погромче! Последняя программа полностью новая, отличаться от предыдущих она будет, наверное, тем, что немного изменится стиль. Считаем, что аранжировки стали более интересными, да и творчески мы растем. Нынешняя программа в какой-то степени оригинальная. Она, пожалуй, более мощная и напористая. Идея на то и идея, что принимается внезапно, но мы пытаемся эту идею нести в определенном русле — в хард роке.»
Сейчас А. Суздальцев слегка остепенился и занимается тем, что разводит собак, кошек и детей, благо жилплощадь позволяет. Но о рок-н-ролле не забывает, ибо, по его мнению, рока сегодня много, но мало хорошего… Как результат, нынешняя музыка коллектива может в равной степени нравиться и поклонникам легкой танцевальной музыки, и фанатам самого крутого «металла». Другими словами музыка ПРОЦЕНТОВ не знает границ, что является несомненным плюсом в творчестве рок-бэнда.
«Ребята! Если вам будет тоскливо — приходите на наши концерты и послушайте настоящий рок-н-ролл!» — рекомендуют вам участники легендарной рок-группы Андрея Суздальцева «99%».
Андрей Тарасов


Обсуждение