БАЛТИЙСКИЕ ВЕСТИ

Упоминавшийся в ЭНске № 12 ЕР таллиннской группы J.M.K.E. называется «Savist Saar» и выпущен в октябре 1991 хельсинкской фирмой Stupido Twins (Stupido 015 (016)). 12-дюймовая пластинка включает 4 песни, написанные вокалистом/гитаристом Villu Tamme и аранжированных всей группой, в которую сейчас также входят Lembit Krull (бас) и Arto Poder (барабаны). Лицевую сторону конверта Виллу оформил сам. Одна из песен ЕР, «Sudames Oleme Migrandid», также вошла в промо-кассету «Twin Peeks & Silent Moments» (совместное производство компаний Stupido Twins и Hiljaset Levyt) (HIST-002), на которой представлено 17 номеров групп, записывающихся на этих двух финских фирмах.

Фирма Stupido Twins совместно с первой в Эстонии частной фирмой звукозаписи «Forte» (бывшая «Мелодия») готовит к выпуску дебютный альбом эстонской группы ROOVEL OOBIK. Его появление ожидается весной. До этого группа выпустила в Финляндии два семидюймовых сингла — «History Of The USSR» (Stupido 003, 1989) и «Mamma Mia»/«Outta Myself» (Stupido 008, 1990), а дома — кассету «Пи» (кооператив Kuldnokk, 1989). В альбом будут включены новые версии нескольких песен из этой кассеты. Сообщается, что звучание ROOVEL OOBIK претерпело существенные изменения: их гитарный поп уступил место более бескомпромиссному подходу. Группа, на счету которой выступления в Финляндии, Венгрии и на нью- йоркском New Music Seminar (1990), работает в составе: Tarvo Varres (бас), Raul Saaremets (барабаны), Tonu Pedaru (вокал) и Allan Hmel- nitski (гитара). К числу их достижений относится обещанная им Джоном Пилом сессия на Radio One в случае их приезда в Англию, который, по-видимому, не за горами.

Рижская группа ZIG ZAG выпустила кассету «Even So…», включающую 12 новых композиций. В составе: Juris Lasinskis (ведущий вокал, гитара), Amis Zunde (клавишные, вокал), Gat is Bitenieks (фагот), Uldis Timoshko (барабаны, вокал).
Сергей Чернов, (СПб.)

Радио «Эн-Эр-Жи» (NRG) отпраздновало первые десять лет своего существования концертом на парижской площади де ля На- сьон, посвященным жертвам августовского путча в СССР. Решение об этом было принято всего за несколько дней до юбилея, тем не менее Борису ГРЕБЕНЩИКОВУ и Сергею КУРЕХИНУ успели оформить документы. Они прилетели на концерт вместе с телевизионной бригадой Артемия Троицкого. Воспоминаниями поделился из Парижа Алексей УИЛБУРН.

Двадцать первого сентября тысяча девятьсот девяносто первого года, в субботу вечером, я боролся с искушением уснуть. Из приемника времен последней из Мировых войн, сквозь привычный грохот едва пробивался голос диктора. Голос вешал про Югославию. Люди, как обычно, убивали люден. Экран работавшего без звука телевизора сей факт успешно иллюстрировал. В восемь тридцать на экране появилась блаженно улыбающаяся небритая физиономия. В левом верхнем углу зажглась надпись: «Сейчас Пляс де ля Насьон. Концерт NRG». Почему-то прочтя именно эту надпись, я осознал, что это был Борис Борисович Гребенщиков, и пора вставать. Нацепив домашние тапочки, я поспешил к метро.

Триста тысяч зрителей и бесплатный вход на концерт с участием среди прочих EUROPE, Boy George, Chris Rea, ASWAD, Jimmy Somerville, Paul Young, Lloyd Cole, Bob Geldof. Dave Stewart & THE SPIRITUAL COWBOYS, TIN AAACHINE — все это заставило заботливых организаторов нагнать такое количество ментов, что попадание backstage выглядело совершенно нереальным. Тем не менее, показывая всем потрепанное удостоверение члена Петербургского Рок-Myoa и разговаривая исключительно по-русски, я успешно преодолел бесчисленные кордоны, оказавшись в результате перед дверью с надписью: «BORIS GREBENSCHIKOV & SERGUEI KUREHINE». В коридоре — не протолкнуться. Толпы девушек в ядовито-синей униформе, снова менты, тусовщики, в общем,— все ужасно знакомое.

Я вошел. За столом, уставленным бутылками и закусками сидели молча те двое, чьи имена значились на двери. В последний раз я видел их вместе в 1986-м. С тех пор каждый шел своим путем и пересечение путей казалось» маловероятным. После распада АКВАРИУМА в марте 1991 года, они, однако, неожиданно «встретились, выпили, и пошли записывать пластинку».

Гребенщиков был на редкость дружелюбен и разговорчив. «Закончи ш Историю АКВАРИУМА. том 3. Архив, выходит на пластинке альбом «10 Стрел», путч, сибирские гастроли, новая группа».

Курехнн, как всегда, поглощен наукой. Институт Космических Исследований. Самая Насущная Проблема сейчас — это Проблема Оптического Обмана. Пространство и его Искривленность.
Нашу дискуссию прервал вошедший без стука Дэвид Боуи.

Рукопожатия, представление друг другу, непременные разговоры про Ельцина и Горбачева, про то, как и когда лучше звонить в Петербург. Дэвид рассказал, что встречался недавно с Джоанной Стингрей, что хочет приехать где- то после Нового года в Россию. Появившийся тут же Артемий Троицкий получил право на исключительное интервью «для Советского Телевидения». Пол Янг зашел. «А вот. Пол, мой старый русский друг Борис»,—представил Гребенщикова Боуи…
Посидев минут десять и послушав разговоры про то. что рок-н-ролл — мертв и что совершенно необходимо именно сейчас держаться корней. Пол ушел петь «Seriza Una Donria». Вскоре за ним поспешил и Дэвид.
В ярчайшем фиолетовом пиджаке и черных обтягивающих джинсах, улыбка, как всегда до ушей, Боуи произвел самое приятное впечатление совершенно счастливого человека. Про музыку его нынешнюю сказать, в обшем-то, нечего. Сопротивляясь долгое время очевидной возможности стать всего лишь еще одним динозавром рок- н-ролла, теперь он наконец-то стал им. И, похоже, смирился с этой мыслью. И просто играет рок-н-ролл.

Оставшись наедине, БГ и Курехин начали обсуждение — что бы такое сегодня сыграть?

На программке концерта напротив фамилий исполнителей были указаны названия песен и хронометраж. В графе Artistes Russe было пусто. Bowie & TIN MACHINE, под фонограмму, заканчивали исполнение нового хита с очевидным названием «You Belong In Rock’n’RoIl». Следующими выступали русские.

На сцену меня не пустили, несмотря ни на какие удостоверения, ходатайства и даже наклейку «Особо Важная Персона» — очевидно, из-за домашних тапочек. Пристроившись у монитора, я наблюдал то, что мои соотечественники смогли увидеть спустя две недели (5 и 6 октября — ред.) по Российскому ТВ. За одним исключением. Перед исполнением песни «Серебро Господа Моего» Гребенщиков произнес речь по-английски. Рассказав публике про убийство французской королевской семьи и убийство семьи Николая Второго, он закончил ее словами: «Fuck the revolution». Недоумевавшая поначалу публика слово «luck» восприняла с должным энтузиазмом.

Курехин и БГ играли не под фонограмму, и звук был ужасным. Кроме этого было очевидно, что Курехин не имеет ни малейшего представления, что играть, или просто не слышит ничего. Гребенщиков, казалось, постоянно забывает слова собственной песни и думает о чем-то совершенно ином.
В общем, если закрыть глаза, с трудом можно было поверить, что ты — в Париже.
Следом выступал Bob Geldof, а в заключение вечера Dave Stewart спел про то. что «Love Shines» После русских и мониторы барахлили, и микрофоны заводились.

По окончании мы еще долго сидели втроем и смотрели трансляцию по «Антенн-2». Здесь тоже все было забавно перед самым выступлением «русских артистов’ взорвался какой-то питающий кабель и передача прервалась, а при повторной трансляции оставили только «речь» и пустили титры. Где-то к часу ночи подали лимузин и развезли всех по дома м и отелям

В понедельник. 23 сентября, газета Liberation напечатала краткое интервью с БГ и Троицким. Первый признался, что «за три года жизни на Западе утратил способность думать. Сейчас я функционирую инстинктивно, как животное… Русского рока не существует. Россия слишком отличается от всего того, что существует вокруг. Страна управляется чудесами и наша музыка должна быть мистической и религиозной». Артемий предположил, что «через 2—3 года… Warner Bros., CBS-Sony, Polygram утвердятся в Москве и будут производить стандарты, столь же легко усваиваемые, как и сейчас на Западе, финансируя побочно небольшую независимую сцену». (В обратном переводе).

В понедельник и вторник мы с БГ бродили по Латинскому кварталу. пили греческое вино, ели сувлаки, съездили к русским художникам, в «Гараж». Алеша Хвостенко, автор «Города», отметил, что в исполнении АКВАРИУМА песня звучит очень хорошо, вот только в первой строчке следовало бы петь «Над небом голубым…»
Говорят, что потом в России концерт ругали ужасно. Точнее, ту его часть, где выступали соотечественники жертв московского путча. Я бы поостерегся судить. Сказано ведь: «Наша музыка должна быть мистической».

Алексей УИЛБУРИ (Париж)
Архивное фото С. Курехина — В. КОНДРАТА
Автор фото Б. Гребенщикова редакции неизвестен.


Обсуждение