«ЧОКНУТЫЕ» ИЗ РОССИИ — ЗДЕСЬ! (ФЕСТИВАЛЬ LES ALLUMEES В НАНТЕ, ФРАНЦИЯ)

Фестиваль Les Allumees во французском городе Нанте впервые состоялся в 1990 году. Тогда он был посвящен Барселоне. В 1992 в Нант приедут музыканты и художники из Буэнос-Ай- реса. А с 14 по 19 октября 1991-го там находились 250 «деятелей искусств» из Петербурга. В их числе — АВИА, АУКЦЫОН, ДВА САМОЛЕТА, КОЛИБРИ, ЛЭМ, НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ, НОЛЬ, ПОП-МЕХАНИКА, ТРИЛИСТНИК. В программу
фестиваля также были включены два выступления саксофониста Владимира Чекасина.

Концерты петербургских музыкантов привлекали неожиданно много (по сравнению с обычными выступлениями за границей) зрителей — от 2 до 3 тысяч человек. Самый большой зал собрала ПОП-МЕХАНИКА, закрывавшая фестиваль: на Курехина пришло около 5 тысяч французов.

«…Мы не ждали такого успеха. Он нас буквально ошеломил!..»— сказал главный консультант фестиваля Ришар Масс -в интервью газете «Невское время» (2 ноября 1991),— «Зажженные» (на самом деле название «les allumees» означает «чокнутые» или «эксцентрики») собрали более 70 тыс. зрителей. Если учесть, что в Нанте и его округе живет около 500 тыс. человек и что по своим привычкам они достаточно консервативны, цифра эта впечатляет».
Вице-мэр Нанта Патрик Марешаль (там же): «…Спектакли фестиваля в самом деле посетило рекордное для наших мест число горожан… Очереди за билетами порой сильно напоминали очереди за продуктами на Невском проспекте в Санкт-Петербурге».

«ЭНск», в свою очередь, поинтересовался мнением другой стороны — петербургских музыкантов.
Рассказ Антона Белянкина (ДВА САМОЛЕТА):
— Шесть дней плыли: шесть дней туда, шесть дней обратно, кошмар! Огромная компания…
Приплыли… В городе 450 тысяч населения, но встречало человек сто. Я был расстроен,-потому что по моим представлениям это очень мало.

Но как мы все поняли потом: это была политическая акция. Тут культурного обмена никакого быть не может. Политиканы договорились между собой — и все. О музыке речи не было. Так, были какие-то концерты… Можно сказать, что фестиваль, но не было фестивального ощущения. Ну, обычно все, очень обыденно…

Я был на концертах всех наших друзей: АУКЦЫОНА, АВИА,— всех, кто с нами приплыли. Классная была ПОП-МЕХАНИКА… Единственное, расстроил очень ЛЭМ, показ мод. Это занудно очень: слишком часто произносятся слова «Калашников», «коммунизм», долго — два с половиной часа, по-моему. Неинтересно.

Мы были в необыкновенных местах. В замке, например… Наш знакомый— хозяин замка,он нас туда привозил. Удивительно: как будто попадаешь в фильм Бунюэля, на Бунюэля больше всего похоже…
Трудно рассказать: все было очень здорово. Кроме самого фестиваля.

Рассказ Владимира Веселкина (АУКЦЫОН, ОРГАН ВНУТРЕН- НЫХ ДЕЛ):
— Ну, фестиваль говенный. Все это больше политика, нежели музыка. Санкт-Петербург и Нант — города-побратимы, поэтому наши мэрии и культурные атташе между собой сошлись и устроили этот фестиваль. В результате всех артистов «накрыли»; в принципе, артистам могли бы заплатить больше и отношение к ним могло бы быть лучше. Они хотели просто получить 250 звезд андерграунда по всем сферам: рок-н-ролл, поэты, религиозные деятели, которые занимаются пропагандой Бога в каких-то новых формах, художники, кинодеятели и все, что угодно.

Фестиваль, конечно, был грандиозный по размаху, много было сделано полезного. С мелкой администрацией у нас проблем не было. А с крупной возникли сразу. Когда нас с Миллером и еще нескольких музыкантов выперли из-за стола, на наших глазах написав, что «зарезервировано», и с милыми улыбочками посадили представителей из нашего управления культуры, мы устроили скандал. Написали на майке по-французски: «Это фестиваль не артистов, а администрации» и ходили с этой майкой, давали интервью всякой оппозиционной прессе. Это было 19-го числа, закрытие фестиваля. Я пообещал руководству очень большой скандал, но они не вняли нашим мольбам и сразу же после конкурса красоты я выскочил на сцену и под Высоцкого станцевал жуткий совершенно танец, страшный — с разрезанием тела, кровопусканием, поджиганием кожи, разламыванием столов, разрыванием простыней и оголением задницы. Я уже год задницу не показывал, 3 тут была такая декларация настоящей сути фестиваля. Все артисты поддержали эту акцию, потому что чувствовали мы себя совершенно униженными.

АУКЦЫОН очень успешно выступил, все было хорошо. Очень круто выступили КОЛИБРИ, они сейчас напрямую работают с Мариной Влади. Она им сделала официальное приглашение на совместную работу, потому что та традиция русского кабаре, которую возрождают КОЛИБРИ, пришлась по душе французам, и они с грандиозным успехом там выступали. И практически все группы хорошо принимали. Особенно потряс всех Курехин. Он устроил там ПОП-МЕХАНИКУ. Хотя Гаркуша не выступал, но основным аккомпанирующим составом был АУКЦЫОН. И это был звездный час нашего барабанщика Бориса Шавейникова, он тащил фактически всю музыку. Французы просто визжали. Курехин, конечно, хороший дирижер, руководитель, его стараниями и мастерством артистов удалось создать эту музыкальную феерию. Никто не верил, что это импровизация — все были убеждены, что все это тщательно и сложно отрепетировано. Было исполнено очень сложное полифоническое произведение.
Но у всех музыкантов совершенно отвратительное отношение к фестивалю. Куда растрачены деньги мэрии, непонятно. Ни с французской, ни с русской стороны. Почему к музыкантам такое отношение, тоже непонятно. В общем, действительно, политическая фигня собачья.

РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ:
14.10.91 — ЛЭМ/АУКЦЫОН(La Tchaika)
КОЛИБРИ /В. Чекасин(Salons Mauduit)

15.10.91 — ЛЭМ/АВИА (La Tchaika)
КОЛИБРИ/В. Чекасин (Salons Mauduit)

16.10.91 — ЛЭМ/НОМ (La Tchaika)
КОЛИБРИ/ТРИЛИСТНИК(Salons Mauduit)

17.10.91 — ДВА САМОЛЕТА/ТРИЛИСТНИК (La Tchaika)
КОЛИБРИ/НОЛЬ (Salons Mauduit) НОМ (Cafe Le Scribe)

18.10.91 — НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ/ АУКЦЫОН (La Tchaika)
КОЛИБРИ/НОЛЬ (Salons Mauduit)

19.10.91 — ПОП-МЕХАНИКА(La Tchaika)
ДВА САМОЛЕТА (Cafe Le Scribe)


Обсуждение