Манифест харьковской новой сцены

ПОЧЕМУ!
Мы вступили в полосу кризисов. Самый незаметный для широких масс сегодня, но который может привести завтра к самым страшным последствиям — это кризис культуры. Потому как поднимаемый сегодня на щит рынок без культуры, без таких понятий, как честь, совесть, вера — это беспредел, когда вместо всех известных принципов «каждому — по труду» или даже «каждому — по потребностям» мы сможем воплотить в жизнь лишь принцип, которым нас всегда пугали — «человек человеку — волк». (Хотя, впрочем, мы не помним случая, чтобы волки загрызали друг друга насмерть). Примеров того, что этот принцип уже вживается в наше общество, великое множество, и у всех они на слуху, поэтому приводить их здесь не будем.
Многие причины кризиса культуры те же, что и других областей жизни, но усиленные «остаточным» принципом и самой спецификой деятельности в этой области. Так, например, художница Айя говорит: «Горе в том, что даже немного запачканными руками невозможно ничего создать. Каждому дан выбор, компромиссов тут нет. Это ни легко, ни приятно, но я «вынуждена» жить так, как живу. Компромиссы стоят слишком дорого». А потому, как все (или, скажем, почти все, и то на всякий случай, а вдруг где-то было, хотя…) официальное искусство (т.е. не подпольное) было построено на сплошных компромиссах, то это и стоило нам культуры.
Мы не хотим сказать, что не было честных художников за последние шестьдесят лет. Но они не вписывались в систему и поэтому вынуждены были сначала попадать в лагеря, позднее, когда выбор стал шире, либо постепенно спиваться без дела, либо попасть в дурдом, либо выехать на Запад, который, как известно, «нам поможет», причем последний процесс сегодня усилился.
Сейчас в стране официального искусства переполох. Уходит и не возвращается зритель, слушатель.
Начинается поиск новых компромиссов: чем бы угодить? И люди, которые вчера на сцене и на экране решали «важные производственные проблемы», показывая пример настоящим директорам и рабочим, как надо работать, сегодня, не успевая за быстро меняющейся политической жизнью, за сменой государственных лидеров, спешат побыстрее обнажиться, чтобы хоть чем-нибудь завлечь народ (кстати, даже к этому уже падает интерес).
И все это вместо того, чтобы попытаться выдавить из себя раба, как говорил Антон Павлович, и сделать свободный шаг в сторону к своей душе, к своему внутреннему миру.
К сожалению, людям, покалеченным существующей системой, это уже не под силу. Компромисс закрыл этот путь. А ведь в нашей культуре все уже было. Истоком многих направлений современного западного искусства является искусство России начала века.

КАК!
Исходя из всего вышесказанного, перед нами вырисовывается весьма определенная задача:
1. Восстановить «прерванную связь времен».
2. Объединить усилия всех людей (вне зависимости от видов и жанров искусства, а наоборот — чем шире диапазон, тем больше вероятность достижения каких-то результатов в каждом конкретном виде искусства), занимающихся некоммерческим искусством, работающих на перспективу, способных совершить реабилитацию современного искусства, чтобы хотя бы следующему поколению вернуть веру в могущество культуры.
Иначе нас в скором времени может ожидать печальный и весьма заслуженный конец.
Говоря о прерванной связи времен, хотелось бы напомнить, что в культурном процессе всегда было, как в реке, два берега: один — люди, делающие искусство; другой — меценаты, спонсоры, как говорят сегодня. И не надо забывать, что река с одним берегом — это абсурд…
«НОВАЯ СЦЕНА», Харьков.
Информация С. МЯСОЕДОВА
На фото Владислава УРАЗОВ- СКОГО (Харьков) группа КАЗМА- КАЗМА, представитель «НОВОЙ СЦЕНЫ».


Обсуждение