Toltreck video: маленький орган, с которым не зазорно сотрудничать.

интервью с автором видеожурнала Игорем Мосиным)
— Сначала давай поговорим об истории появления видеожурнала, каковы были его цели и задачи?
— Первый видеожурнал появился, по-моему, в сентябре 90- го года. И идея была — ну, обычная идея, совершенно стандартная: издание, в котором должны быть показаны концерты, а также клипы групп, которые не участвуют в официальном телевидении, в официальных средствах массовой информации. Я думал, что это будет достаточно интересно. И мы вместе с Кириллом Утешевым сделали первый видеожурнал. Там были собраны клипы групп, начиная, по-моему, с 88-го года, — 16-миллиметровые, это было, я помню, достаточно популярно в 88—89-м, потому что очень многие группы снимали вообще просто для себя. Это был как бы сборник, вошло групп семь, которые не имели никакого отношения к официальной сцене, и были достаточно интересные материалы. Многие группы после этого начали уже подниматься: SWINDLERS, MEANTRAITORS… MEANTRAITORS, насколько я знаю, сейчас участвуют в очередном выпуске панковского сборника «Психоатака на Европу». Кроме того, была группа НЕ ЖДАЛИ, была еще совершенно никому не известная группа МОНУМЕНТ СТРАХА, которая еще ни разу не выступала, они только дома сидели и писались (и также снимали на 16 мм), была группа ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, тоже старый ролик, ДВА САМОЛЕТА,— еще до всяких своих взлетов популярности, еще не было сказано, что эта группа — «открытие 90-го года». На VIII фестивале они участвовали в одном концерте с АКВАРИУМОМ в «Юбилейном» и поднялись достаточно высоко, так что сейчас в Нант съездили, куда-то еще их приглашают. А тогда мы выбрали из концерта в Вильнюсе — это был один из их первых туров,— самую нестандартную для них песню… Они там играли какой-то хип-хоп, мы с Кириллом выбрали маленький кусочек и вставили в видеожурнал.
Целью было каким-то образом делать это достоянно, то есть постоянно снимать, найти средства для монтажа и постоянно выпускать журнал, чтобы была информация. И ни в коем случае не давать в официальные средства массовой информации. Все это должно было распространяться наложенным платежом или продаваться в специальных магазинах, которые сейчас начинают появляться. Но все оказалось намного сложнее, чем мы думали: нужно было искать постоянную камеру… Сложности все так и остались, но их не хочется, честно говоря, обсуждать. Хотя вот сейчас, вроде бы, наладился монтаж…

— Ты поддерживаешь контакты с режиссерами?
— Да, конечно, контакты с режиссерами, которые снимали? В первом выпуске там есть Андрей Венцлова, незабвенный, который сейчас живет в Америке. Там есть маленькое обращение от него. Он представляет ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, НЕ ЖДАЛИ и Владика Монро. Он достаточно интересный режиссер, очень непосредственный, очень много снимал на 16 мм, у него несколько интересных фильмов, сюжетов, в общем, было интересно с ним работать. Я с ним тоже снимал кино давным-давно, чисто как режиссер…

— У тебя были собственные киноопыты?
— Да. Это был фильм, он назывался «Невинная жертва». Он был снят, Кажется, в 87-м году, на 16 мм, и в нем главную роль, кстати, играет Вадик Покровский из ДВУХ САМОЛЕТОВ, который тогда еще вообще практически не занимался музыкой. Он только дома играл на гитаре.
Кроме того, был Андрей Учитель, тоже режиссер, но не тот, не Алексей Учитель, а Андрей Учитель, который также являлся оператором НАРОДНОГО
ОПОЛЧЕНИЯ в свое время и сейчас отчасти им помогает, — вот он тоже занимался кино, и клип МОНУМЕНТА СТРАХА, — это его рук дело.

— И вот наконец вышел второй выпуск видеожурнала…
— Второй видеожурнал вышел в ноябре 91-го года, с большим трудом мы его все-таки довели до конца. В него вошел фрагмент фильма СТЕРЕОЗОЛЬДАТА (это достаточно большой фильм, он длится около часа, а мы взяли фрагмент минут на 12 —15), концерт группы Л. Ю. К. И. в особняке Аникушина (там была «квартирная дискотека»), концерт группы ИВАНОВ ДАУН, который проходил в Киеве на фестивале «Полный Гудбай», и мультфильм Инала Савченкова. Инал Савченков — его, наверное, многие знают,— это известный художник, а тут такой мультфильм-коллаж. Его надо смотреть, сложно описать: очень динамичный, там разные фигуры используются, вырезанные из журналов, — различные животные, различные структуры, которые постоянно передвигаются, и все это под музыку группы Л.Ю.К.И. первого периода (группа Л.Ю.К.И. первого периода отличалась от последних Л. Ю. К.-ов немножко более тяжелым звучанием, как мне кажется).

— Третий выпуск уже готовится?
— Честно говоря, еще не задумывался. Как мне кажется, сейчас уже нужно выходить на какой-то другой уровень. Сейчас очень нужен человек с камерой, который бы не просто снимал это за деньги, а чтобы был заинтересован в какой-то последующей отдаче. Если есть люди, которые взяли на себя дистрибьюшн, то людей, которые снимают, найти очень сложно. Я считаю, что сейчас как можно больше нужно снимать концертов, потому что происходит, очень много интересного в связи с тем, что открылся «Там-Там», например. Мне кажется, возвращается какое-то музыкальное оживление и возникает огромное количество интересных групп. Многие об этом говорят. По крайней мере, период упадка миновал.. Чем хуже мы живем, тем больше возникает всего опять… В «Там-Таме» каждый вечер, каждую субботу можно снимать. И я думаю, что через субботу там были бы интересные материалы.

— Не мог бы ты назвать имена потенциальных участников следующих выпусков?
VIDEO
— SOLUS REX. Не знаю, существует ли эта группа сейчас, потому что девушка Аня уехала в Канаду. Клип, я знаю, уже существует: съемки в «Там-Таме», есть несколько песен. Группа КИРА ЭКСГУМАТОР. Потом, мне рассказали, что есть какая-то группа THE ОВА, индустриальная. Надо послушать, говорят, что у них вообще нет традиционных инструментов. Что еще? Наверное, надо ПУПСОВ, потому
что сейчас они все-таки поднимаются на какой-то уровень интересный. Хотелось бы, конечно, все-таки доделать ЗГУ как-нибудь. Группа из Смоленска ДИСЦИПЛИНА очень хочет участвовать. Наверняка очень много нового будет. Пока не было таких конкретных мыслей.

— А какие-то интересные западные группы из приезжающих сюда ты собираешься включать?
— Обязательно. Конечно. Но западные группы интересны тем, что хотелось бы еще давать элемент беседы. Какой-то видеосюжет маленький.

— И как часто в идеале должен выходить видеожурнал?
— Как мне кажется, он должен выходить… раз в месяц точно. Но на самом деле, это совершенно не принципиально — все должно зависеть от информации. Если накопилась и есть деньги, то пошел и смонтировал.
Изначально мы рассчитывали, чтобы было вообще без денег, но если заниматься более крупным распространением, что сейчас становится возможным, то есть, например, выставлять в магазинах, то хотелось бы платить музыкантам. Я думаю, что музыкантам было бы нелишне получать какие-нибудь деньги с каких-то изданий, это тоже, по-моему, важно. Ну, и реклама, конечно, им хорошая тоже. Такое монументальное издание получается: ты его можешь купить, сохраняются все ранние издания — первое, второе, какое-то еще,— их можно с матрицы записать в любое время. Я считаю, это должно быть как коллекция кассет Фирсова, она должна так же пополняться: огромный список, чтобы это можно было бы записать или просто купить.

— Групп, обойденных средствами массовой информации, довольно много. Где бы ты провел черту стилистически?
— Ну, эта черта очень размыта, сейчас все имеют доступ к средствам массовой информации, если это не какой-нибудь дикий криминал или, например, мат сплошной, то сейчас, мне кажется, все имеют возможность попасть на телевидение. Может быть, одна группа не имеет возможности, другая не имеет большого желания участвовать в этом. То есть у них есть какие-то свои наезженные каналы: они периодически дают концерты, работают, ездят за границу, вы-
ступают, то есть живут своей жизнью. Вот, а здесь какой — то такой маленький орган, этот видеожурнал, с которым, в общем — то, я считаю, не зазорно сотрудничать. Мне так кажется.
Беседовал Сергей Чернов,
Санкт-Петербург, ноябрь 1991.


Обсуждение