Авангард с площади павших революционеров

Город Челябинск. От улицы Российской до площади Павших Революционеров пролегает маршрут трамвая № 7. Сев в него и проехав несколько остановок, вы сможете найти группу НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ (НХА) — одно из ярких событий в череде будней отечественного рока.

26 февраля 1989 года зрители, пришедшие во Дворец Молодежи на один из концертов фестиваля «Уральский рок», могли убедиться, что на богатом самородками Урале вспыхнула новая звезда, вспыхнула всерьез и надолго. Такой музыки не было ни в Москве, ни в Питере. Не было ее и в Свердловске, хотя старожилы и вспоминали СОНАНС Александра Пантыкина.
Названия программ НХА звучат завораживающе и интригующе: «Кататония», «Маторика Растущего Женского Организма», «19 Клинических Картин». По-моему, не хуже, чем названия челябинских улиц: Российская, например, или, опять же, площадь Павших Революционеров.
На «Уральском роке» НХА показали программу «Музыка и Тексты Для Праздничных Демонстраций». Большая часть зала такой способ мышления не приняла, но почти никто не ушел — так крепко и профессионально все было сделано.
Программы НХА потрясают великолепной режиссурой и композиционной завершенностью. Каждая программа представляет собой единое целое, колоссальный трагический спектакль, где звук, пространство, свет, музыка, слово работают на чувства и ассоциации зрителей в едином контексте суперзадачи.
Звучание симфонического оркестра неожиданно переходит в соло на саксофоне, а потом… в гудок паровоза Революции, ведущего всех нас в бездну. Богатый нюансами звук распадается на элементарные звучки. Контрастный музыкальный ландшафт создает удивительную атмосферу достоверности происходящего.
Театр абсурда, индустриальный рок сопрягаются с видимым и невидимым. И словно поворачиваются внутрь зрачки, всматриваются в застенки собственной души…
Пожалуй, только ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ может поспорить с челябинцами в продуманности концепции выступления. И не только в музыкальной ее части, но и в области режиссуры, шоу, светотехники.
Свою музыку НХА создают как бы из ничего, из пустоты. Используется целый ряд необычных инструментов. Лидер группы Лев Гу- товский перебирает цепи, дует в бутылку, гитарист водит смычком по грифу гитары. В результате получается жуткая, кровавая атмосфера безысходности.
Все они — прекрасные музыканты, и при необходимости демонстрируют это. Вот безысходность сменяется праздничной эйфорией первомайской демонстрации… И так до бесконечности.

Даже не понимая, не принимая музыкального стиля НХА, нельзя не почувствовать мощной энергетики этой музыки. Кролики и удавы? Может быть. Зал словно подключили к сцене проводами высокого напряжения. Это была сенсация, которая доказала, что пустые залы на концертах в последнее время — вовсе не заговор филармонической мафии, плохо распространяющей выступления некогда гремевших групп, а следствие халявного отношения некоторых наших рокеров к элементарной работе, к профессиональному подходу к себе. Впрочем, об этом разговор долгий, нудный и особый.
А вот что рассказал Лева Гутовский после столь памятного триумфального концерта.

Л.Г.: Группа НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ явилась на свет вместе с первой выставкой авангардных художников в Челябинске, 20 апреля 1987 года. Наша программа называлась «Кататония». Потом была еще одна программа — «Маторика Растущего Женского Организма» — на выставке 20 октября 1987 года. Тогда же в группу пришли Сергей Белов — бас-гитара и кларнетист Сергей Белобородов. 4 июня 1988 года мы показали «Музыку и Тексты Для Праздничных Демонстраций». 25 августа того же года состоялась областная молодежная выставка, где мы выступили с программой «19 Клинических Картин».

— Ты заранее пишешь сценарий программы!
Л.Г.: Я нахожу стержень, а дальше все обрастает само. Многие наши группы используют номерную систему, где каждая песня — новый номер. Мне это не подходит. Я предпочитаю цельный подход. На этом построены все наши программы.

— Что ты видишь сначала — пространство или музыку!
Л.Г.: Это идет параллельно. Музыка становится зримой. Но это- не глухая музыка, за ней обязательно что-то стоит: либо фигуры, либо какое-то пространство.

— У тебя есть музыкальное образование! Консерватория!
Л.Г.: Да. Я проучился пять лет в Свердловске. Правда, очень давно. (Л. Гутовский также «проучился» пять лет в Художественном училище — прим. авт.).

— Кто из отечественных групп тебе нравится!
Л.Г.: ДК! Правда, я не сразу въехал в то, что они делают. ЗВУКИ МУ — не знаю. Наверное, Мамонова нужно смотреть.

— Есть ли на Урале группы, подобные вашей!
Л.Г.: Это надо знать. А я не знаю. Очень мало информации. Нужен фестиваль, который бы помогал открывать такие группы. Пока же говорить не о чем…
Михаил МЕЛЬНИЧЕНКО (Москва)
Материал передан редакции Татьяной ЕЖОВОЙ (Киев)


Обсуждение