КАЛИНОВ МОСТ: подлинная звукография

обложка диска "Узарень" группы КАЛИНОВ МОСТ
обложка диска «Узарень» группы КАЛИНОВ МОСТ

Началом активной концертной и звукописательской детельности группы можно считать 30 марта 1986 года. В этот день в Актовом зале НЭТИ состоялся фестиваль рок-музыки под названием «Музыкальная весна», где КАЛИНОВ МОСТ (Ревякин, Селиванов, Щенников, Чаплыгин) дал жару на 35 минут к полному восторгу публики. Счет зальникам был открыт. Записи с этого концерта широко разошлись по Нску и окрест.

По осени буквально перед самым концертом в ДК «Сибтекстильмаш» вместо Селиванова приходит молодой Вася Смоленцев. Один из блюзов этого выступления, «Пробраться ночью к роднику…», позднее нигде не исполнялся.

Примерно в то же время в Нск с «левыми», по тем временам жутко стремными акустическими концертами прилетает Панфилов-Кинчев. Ввиду комсомольско-оперативной облавы на клуб-кафе «Электрон» НЭТИ Костя последние сутки гастролей конспирировался на квартире Валеры Мурзина, где с ним знакомится МОСТ и записывает на 8-мм кинопленку сейшн (4 кинчевских хита, в том числе «Время менять имена»).

В декабре буквально за три дня в подвале ГРТУ, где звукобосс группы Саша Кириллов официально работал оператором единственного на весь Нск звукового комплекта «Метроном», записывается первый «студийный» — а на самом деле репетиционный — альбом «Калинов Мост». Писалось несколько дублей каждой песни, из которых затем выбирался лучший, так что фактически это тоже «live». Из 60 минут записанного материала в альбом вошли 45.

8 февраля 1987 года, ДК им. Чкалова — совместный улетный концерт в паре с крутыми духарными панками из ПУТТИ. Копия осела в студии звукозаписи дворца и имела успех.
В буквальном смысле чумовыми стали выступления, на 1 Нском рок-клубовском фестивале. Дважды, 11 и 12 апреля, при скоплении народу более тысячи человек группа отыграла так мощно, что вопрос лауреатства был предрешен. ЛИТО робко просит пригладить строчку «Вы сосали из нас столько лет — пришло время отдать!». На какое-то время спрос на эту запись в студии ДК Чкалова затмил даже попс во главе с пресловутым МИРАЖОМ.

Не менее ломовым стало майское выступление в Академгородке, где впервые прозвучал хит «Кто нас воспитал» из репертуара перманентно-мифической группы ОСИНОВ КОЛ (точнее это — МОСТ, друзья и К).

После летнего «поста» в жилу пошел мостовой концерт на открытии сезона рок-клуба. Это было в октябре. А в конце января 1988 года в общежитии № 1 НЭТИ за одну резиновую ночь МОСТ «сотоварищи» сотворил сразу две ленты под кодовыми названиями «Всякие разные песни» (60 мин.) и «Обломилась доска» (43 мин.). Каковые под маркой ОСИНОВА КОЛА крайне популярны в прилегающих слоях.

6 февраля в ДК «Прогресс» записан очередной зальник на 75 минут, включающий цикл новых песен «про быдло». 13 февраля в НЭТИ — акустический концерт основателей Нского рока и день рождения Ревякина. На следующий день (ДУ ВАСХНИЛ) — концерт по понятным причинам несколько тяжеловатый.

70-минутный концерт 13 марта в ДК Чкалова отмечен классной работой звукооператора Кириллова и исполнением песен на темы медитаций Гуру Совы: «Ек-макарек», «Я сижу в клоаке».

30 марта начался Первый московский ледниковый период. Концерт в МИФИ: все, что было возможно и невозможно выжать из удивительно советского аппарата.

28 мая очередные 70 минут в «Чекалде» на закрытии сезона Нского рок-клуба. Отличный звук, отличный прием и 3 новых вещи в акустике.

Алеша Вишня присылает из Питера развеселую дисковерсию «Сансары» под вишневым соусом — то бишь в собственном исполнении и соответствующей аранжировке. Прослушав пленку, Ревякин зверски улыбнулся, и хит надолго исчез из репертуара группы, будучи реабилитирован только на праздновании 5-летия МОСТА.

8 октября уставший от столичных скитаний «по квартирам чужих друзей» МОСТ дает под эгидой SNC концерт в ДК ГУВД г. Москвы с новым гитаристом Владимиром Бугайцом. В этом же составе впервые студийно записываются 3 песни — к сожалению, этот альбом так и не был завершен. Венцом и концом периода стали 4 аншлаговых выступления в концертном зале Нской филармонии; очевидцы проводили смутные параллели со взятием Бастилии. Впервые прозвучала композиция «Останься здесь». Ревякин уезжает восстанавливать нервную систему домой и к апрелю записывает на кассетник потрясающий «Больной альбом» с полностью новым материалом. Инструментальный состав МОСТА тем временем с не меньшим успехом играет сессии под названием ПОВИДЛО, где солистом-шоумэном блещет неподражаемый Кока со своим сардоническим репертуаром, перемежаемым р’н’ролльными стандартами. Записи не дают достаточного представления об этом хэппенинге. Смоленцев записывает несколько собственных сольных номеров («Хлебушек» и др.).

В июне Ревякин со Смоленцевым пишутся на SNC: 5 старых песен в акустике; спасибо патрону А. Градскому за любезно предоставленную акустическую Hi-Fi гитару.
29 октября в ДК «Прогресс» — новая 120-минутная программа КМ в хрестоматийном составе Ревякин — Смоленцев — Чаплыгин — Щенников. Следующий месяц — запись широко известного ныне «Выворотня» на SNC: начало Второго московского ледникового периода. Сингл «Облако над Кремлем» в вышедшую пластинку не вошел (?!). Вернувшись в Нск, группа с разгону пишет в стенах родной «копейки» — общежития НЭТИ — акустический «Заворотень» (Ревякин-Чаплыгин- Щенников). А 15 февраля на родине Ревякин — в Первомайске — записывают зальную акустику «Прочижень за Байкал».

23 марта в ДК «Юность» Нск а — живой «Выворотень» и много новых вещей; 75 минут. А 30 марта — большой праздник под названием «Громовень», посвященный пятилетию активной творческой деятельности МОСТА, все в том же Актовом зале НЭТИ. 1 отделение — сплошная ностальгия, череда старых хитов, включая даже «Санса’ру». 2 отделение — песни нового периода.

Апрель-май — запись нового материала в альбомы «Узарень» (SNC Rec.) и «Дарза» (ВПТО «Видеофильм»), В записях и концертах того времени звучит флейта Алексея Калябина. Стоит отметить, что альбомы эти, как и «Выворотень», уходят корнями в «Больной альбом». Конец Второго московского ледникового периода. Хотелось бы надеяться, что третьего не будет, и студийные сессии перестанут заканчиваться мостотрясениямн, перекрывающими движение по МОСТУ чуть ли не на год.

9—10 апреля 1992 года — презентация «Дарзы», выпущенной под патронажем МП «Экокультура» благодаря усилиям Германа Четина. На 65-минутном концерте в ДКЖ Нск впервые услышал и узрил «литературно-музыкальную композицию» с гарниром из саксофона и клавишей.

20 апреля все в той же легендарной «копейке», ныне заметно обнищавшей духом и вообще, родился получасовой акустический ревякинский сольник «Оябрызгань» с десятью (!) новыми песнями. 29 апреля — презентация «Дарзы» в Барнауле, где группу любят не меньше, чем дома; отличный прием при плохом звуке. И наконец запись 26 мая одновременно на «цифры» и на «видео» альбома «Вероянь» прямо в студии SNC с перспективой выхода лазерного диска.

Остается добавить, что существует (и готовится к выходу) ряд сборников, в коих присутствуют песни КАЛИНОВА МОСТА: сборник рашн-рока французской фирмы «Антенн», двойник «Рок против террора» и др. А также упомянуть не поддающееся учету число «левых» фонограмм, ибо люди с магнитофонами присутствуют практически на каждом концерте.

Пока — так.

Информация: А. Атюков, В. Банев.


Обсуждение