ПОЧИТАТЬ что ли?..

За прошедший год появилось несколько книг и сборников (как «официальных», так и «самодеятельных» — термины отмирающие и достаточно условные). Коротко — о некоторых.
МП «Останкино» (Москва) выпустило «иллюстрированную энциклопедию отечественной рок-музыки» под названием «Кто есть кто в советском роке», составленную (в алфавитном порядке) А. Алексеевым, А. Бурлакой, А. Сидоровым. Сразу же напрашивается сравнение с гораздо более нашумевшей и долго ожидаемой книгой под редакцией А. Троицкого «Рок- музыка в СССР» (изд. «Книга», 1990). Сравнения не будет. Скажем только, что в любой подобной книге неизбежен субъективный редакторский подход (что естественно) — есть таковой и здесь. Интересной энциклопедию делают — помимо непосредственно рассказов об исполнителях и дискографий — хронология появления отечественных рок-групп, начиная с глубоко-древних 1963—1966 гг., краткий словарь музыкальных терминов рок-культуры, именной и алфавитный указатели музыкантов и групп.

Другое (помимо выпуска энциклопедий) направление рок-издательской деятельности — сборники стихов и текстов (в последнее время — с нотами, дабы поклонники, взяв «въ руци свои струментъ», могли вообразить себя кумиром). Стихи БГ, известные любителям в ксерокопиях и компьютерных распечатках, выходят книгой «Дело мастера Бо». Московский же Всесоюзный молодежный книжный центр решил не мелочиться и охватить творчество самых-самых единым махом — «Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии». Неплохая идея, «испорченная» несколькими именами. При всем уважении к Алексею Дидурову — поэту, прозаику, человеку, занимавшемуся молодыми рок-поэтами вплотную и одному из создателей группы ИСКУСТВЕННЫЕ ДЕТИ, — он человек не рок-культуры (говоря штампами). Равно как и Маргарита Пушкина — в большей степени поэт-песенник, нежели рок-поэт. Признавая, что термин «рок» (в широком понимании) не обязательно предполагает восприятие мира буквально человеком с гитарой (или, скажем, баяном), хочется все же вместо Дидурова включить в сборник Высоцкого (рок в ипостаси поэта с гитарой, актера с гитарой), а вместо Пушкиной — Федора Чистякова (НОЛЬ), Егора Летова и Янку Дягилеву. Интересно также появление на страницах «Антологии» стихов составителя сборника — П. Бехтина, «несомненно» стоящего в одной шеренге с Шевчуком, БГ, Башлачевым, Мамоновым, Наумовым, Макаревичем, Градским, Цоем, Кинчевым… А в целом книга — неплохое пособие для интересующихся рок-музыкой.

Теперь о двух местных изданиях. Под управлением «автора, идеи» Коли Грахова и составителя Дм. Карасюка Свердловский областной научно-методический центр нар. творч. и культ, просвет, раб. (уф!) издал справочник «Свод-91» — сведения о ведущих группах с контактными адресами и телефонами, информацию о рок- изданиях, радиостанциях,телепрограммах, концертных организациях. Поговаривают, что в сборнике чересчур много ошибок. Не говоря за всю Одессу, отметим только, что кроме почти правильно написанного названия, информация об «ЭНске» некорректна, вплоть до имени редактора. Будем надеяться, что «Свод-92» (а сборник заявлен как ежегодный) будет более точен — ведь нужная вещь-то. А завершим сие обозрение упоминанием о книге нот и текстов последнего («Черного») альбома КИНО, вышедшей в Новосибирске. Автор нотной расшифровки Павел Без- верхний грозится выпустить подобные «нотники» Янкн, Егора (и еще много чего интересного). Кстати, это не первый подобный опыт, на песнях Цоя решили «поиметь вес» еще в нескольких городах. Впрочем, «кинолюбители» от 12 до 18, судя по всему, довольны.
Маргарита ВАНИНА


Обсуждение