Гранд-дебют-91

Пробиться в области рок-музыки подчас бывает гораздо сложнее, чем где-либо еще, и даже талантливые музыканты годами прозябают в безвестности лишь потому, что у них нет толкового, пробивного менеджера, а хорошие организаторы на дороге не валяются, и далеко не всем удается такого найти. В этой ситуации особую ценность для команды приобретает любая возможность «засветиться», попасть па люди, стать известной и, быть может, популярной. Именно такой великолепный шанс прорыва дает молодым музыкантам ежегодный фестиваль «Гранд-дебют», состоявшийся в Харькове 9-10 ноября уже второй раз.

Сначала маленький экскурс в историю… Идея проведения подобных фестивалей принадлежит Олегу Белинскому, шефу Музыкального объединения оркестров ДК ХЭМЗ, а по совместительству — директору еврейского музыкального театра «Унзер винкл».
Первый «Дебют» Олег организовал в конце 1990 года. Это было весьма своевременное мероприятие, поскольку после тихой и незаметной кончины харьковского рок-клуба, умершего естественной смертью, не оставив завещания потомкам, в городе наметился серьезный спад концертной деятельности и запахло болотцем.
В «Дебюте ’90» приняло участие 14 молодых команд. Фест прошел без особого ажиотажа, но довольно результативно: Харьков узнал такие, ныне достаточно популярные группы, как РОДЖЕР МИЛЛЗ,’ НОЧЬЮ БУДЕТ ДОЖДЬ, LONGWAY (экс-ПИОНЕРЫ), УНИЖЕННЫЕ ОСКОРБЛЕННЫЕ и ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ.
В феврале нынешнего года состоялся большой концерт лауреатов первого фестиваля, а в мае «Дебют» (который к тому времени оформился в своеобразное творческое объединение) и ТО «Новая сцена» провели совместный фест «Новая волна», который из-за нарочито некоммерческого подхода его организаторов и полного отсутствия рекламы вряд ли можно назвать успешным: не думаю, что музыкантам очень приятно играть в полутысячном зале, заполненном примерно на одну десятую. А может быть, и в этом есть свой кайф…

Нынешний «Гранд-дебют ’91» порадовал необычайным стилевым разнообразием: от ритм-н-блюза и фьюжн до панк-рока и трэша — впрочем, харьковская рок-сцена всегда этим славилась. Всего на втором «Гранд-дебюте» выступило шестнадцать харьковских команд и две из Киева, плюс несколько гостевых групп, в конкурсе участия не принимавших. Ехавший в Харьков ГРОБ ГОСПОДНИЙ из Рос- това-на-Дону затерялся, видно, где-то по дороге — оказывается, не только пути, но и гробы господни неисповедимы…
Преследуя уже упомянутую выше цель «засвета» групп, перечислю всех участников в том прядке, в котором они выступали согласно жеребьевке в первый день феста: СИНДРОМ, ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ, СУМСКАЯ-40, ZOHA ZHTZArAz, ВЕТЕР, ВИЙ (Киев), ТРЕТЬЕ КРЫЛО, ДЖД, ЮССИ, ПРОГУЛКА, КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА, МВД (Киев), ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС, ЗНАМЕНИЕ, ШАРЛАТАНЫ, ОРКЕСТР ГУСЕВА, АРИТМИЯ.
Из первого концерта прежде всего хочется отметить ZOHy ZHTZATAz с ее добротным блуз-роком и стильно выдержанным хипповым прикидом, что для создания имиджа группы, безусловно, имеет немалое значение. Вдохновляет уже и то, что в городе появилась еще одна, вторая после ДОЖДЯ, блузовая команда, и обе группы принимаются публикой очень тепло. Наконец-то наш пипл начал врубаться в БЛУЗ (орфография автора — Ред.) — основу основ и квинтэссенцию джаза и всего того, что мы называем рок-н-роллом.
К сожалению, ZZZz быстро выдохлись, и в финале, на второй день, они отыграли свою программу вяло, серо, без драйва, а ведь блуз без драйва это все равно что водка без спирта, половой акт без эрекции, это смерть без рождения…

Заметное веселье внесли в атмосферу фестиваля киевские панки МВД, благодаря чему, видимо, они и стали обладателями приза зрительских симпатий. Но, на мой закоснелый взгляд, для того, чтобы считаться интересной группой, мало вздрючить на голове ирокез и лихо скакать по сцене, истошно вопя скороспелые тексты. Все-гаки желательно, чтобы имелось хотя бы самое приблизительное понятие о том, что нужно прижимать пальчиками на штуковине под названием «гитара» и каким образом ударять по фиговинам, называемым «барабанами». Харьковские панк-рокеры ДЖД отличились в лучшую сторону по сравнению со своими киевскими собратьями: они вели себя тише и скромнее, зато завода в их вещах было больше.
Вообще, в последнее время складывается впечатление, что когда музыкантам не хочется откровенно признаться в своем низком уровне, часто употребляется фраза-эвфемизм: «мы играем панк-рок». И все, и не придерешься — жанр, мол, требует вот именно такого исполнения. Ну да ладно, у панков, как и у богатых — свои причуды.

А сейчас я позволю себе высказать мнение, несколько расходящееся с общей оценкй жюри. Группа, на которую я хотел бы обратить внимание, не заняла ни первого, ни второго, ни даже третьего места, тем не менее, на мой взгляд, это самая интересная команда фестиваля и одна из самых перспективных групп Харькова, если, конечно, ее члены не будут распи… короче, если ребята будут много и усердно работать. Речь идет об АРИТМИИ. Лидер группы — Александр «Бананан» Канищев (гитара, сакс, вокал). Еще совсем недавно Бананан был обычным тусовочным мальчиком, шлялся по
сейшенам, бренчал на гитаре, выдувал из раздобытого невесть где старого саксофона нечто весьма смурное, и вот, буквально несколько месяцев назад, Саша собрал АРИТМИЮ. Дебют трио состоялся летом на сцене клуба «Осколки» (ныне почему-то переименованного и носящего крайне неуклюжее название «Music People Club»).

На «Дебюте» АРИТМИЯ выступала лишь в третий раз за всю свою историю. Группе пришлось завершать первый день фестиваля, отыграла она не очень удачно, но все же попала в финал, и на второй день выдала очень сильный блок из трех композиций. Причем, в отличие от большинства остальных участников, которые повторили свои программы, сыграные накануне, АРИТМИЯ пошла на риск и исполнила совершенно новые песни, не знакомые публике. Преподнесли их ребята с энергией и драйвом, с хорошим саундом. Бананан не продемонстрировал заоблачных вершин гитарной техники, которых он, впрочем, пока и не достиг, но показал прекрасное владение приемами фндбэк боттлнек, его гитара звучала ровно, томно и очень сочно. И вообще, в этом парне чувствуется искра божия, хороший вкус и изящество проявляются во всем — и в стиле игры, и во внешности, и в манере держаться на сцене. Гитару и сакс Саши Бананана великолепно дополняет классный барабанщик Олег Альвинекий.

Довольно сложно однозначно охарактеризовать стиль АРИТМИИ: с одной стороны, это старый добрый ритм-н-блуз, с другой — Бананан вносит в музыку группы элементы авангардного джаза. Совершенно справедливо трио получило специальный приз «За соединение традиции и новаторства в рок-музыке». Кстати, на 15—16 ноября в Курске намечен рок-фестиваль, где АРИТМИЯ вместе с группой РАЗНЫЕ ЛЮДИ будет представлять Харьков. Ни пуха!
Настоящим открытием «Гранд-дебюта ’91» стал великолепный гитарист Владимир Бугай. Он работал сразу с двумя группами: со своим составом ТРЕТЬЕ КРЫЛО и как приглашенный гитарист с КОРОЛЕВСКОЙ ОХО’ГОЙ. Володя играет легко, непринужденно, очень технично, играет и, похоже,- наслаждается’собственным звучанием, и его кайф передается всем сидящим в зале. В манере игры Владимира Бугая мне послышалось что-то от. Эрика Клэнтона: та же интеллигентная сдержанность, чувство меры. Удивительно, откуда у совсем неизвестного молодого музыканта такая школа. К сожалению, общее приятное впечатление было несколько смазано блеклостью и невыразительностью композиций ТРЕТЬЕГО КРЫЛА и КОРОЛЕВСКОЙ ОХОТЫ, но их хиты, думается, еще впереди.
Офицальный итог фестиваля «Гранд-дебют ’91» выглядит так:
ZZZz — 1 -е место;
ТРЕТЬЕ КРЫЛО — 2-е место;
ШАРЛАТАНЫ — 3-е место.
«Лучшими по профессии» были признаны: гитарист — Владимир
Бугай; барабанщик — из группы ВИЙ; лучший басист — Игорь Некрасов (ТРЕТЬЕ КРЫЛО). Конкурсные концерты показали, что практически у всех плохо обстоит дело с вокалом. Особый приз «надежды» (сума с сухарями) был вручен Сергеем Мясоедовым (ТО «Новая сцена») акустической группе ВЕТЕР. Кроме того, ZZZz в качестве лауреатов получили возможность выступить на разогреве известной киевской группы ПИКНИК, концерты которой пройдут в ДК ХЭМЗ 4—5 декабря. ПИКНИК будет играть свою новую программу «Харакири».
После заключительного концерта я спросил усталого, но довольного Олега Белинского, каким образом можно попасть в участники следующего фестиваля. Он ответил:
— Главный критерий и для местных, и для иногородних музыкантов: группа должна быть
неизвестна в Харькове, а если известна, то не более полугода. Необходимо представить в оргкомитет живьем или на демозаписи свою программу, состоящую минимум из трех композиций. Связаться с нами можно по контактному телефону (0572) 21-29-35.
Ник КОБРИН
(Харьков, «Джем») На фото Вл. Уразовского — ZZZz и Владимир Бугай (ТРЕТЬЕ КРЫЛО)
P.S. Во время феста среди музыкантов участников был проведен опрос, результатом которого стал своеобразный парад популярности харьковских групп, состав- леннный их сменой:
1. РАЗНЫЕ ЛЮДИ
2. ДОЖДЬ
3. НОЧЬЮ БУДЕТ ДОЖДЬ
4. ТЯЖЕЛЫЙ РАЙ
5—6. КПП и РОДЖЕР МИЛЛЗ
7. КУ-КУ
8. КАЗМА-КАЗМА


Обсуждение