TRANKWILLYZATOR BAND: «Плевки»

TRANKWILLYZATOR BAND: «Плевки»

1. Бабище Изабель
2. Они чисты
3. Веселился На Беду
4. Лишний Человек
5. Про Это N 2
6. Эпитафия Диссиденту
7. Кабацкая Теребень
8. Falls The Shadow
9. Стафилококк
10. Ночь (посвящается К. Кинчеву)
11. In Vino Veritas
12. Fuckin’ Gopniks

Тексты пахнут травяным дымом, а музыка отдаёт кислотой…

Рецензия эта получилась лишь после десятка прослушиваний самого альбома, да ещё акустических версий нескольких песен из него.

В общем – альбом оставил очень неоднозначное чувство: с одной стороны – слушая песни, можно с уверенностью говорить о том, кто повлиял на творчество ребят. В текстовом плане – Б.Г., Кинчев, Башлачёв, меньше – Летов, Ревякин, Цой (под словом «ребята» здесь подразумеваются Jess, Acid, Psych, но не Элиот и не Байрон). В музыкальном – BEATLES, психоделическая музыка (JEFFERSON AIRPLANE в первую очередь), музыка Западного Побережья (Америки, если кто не в курсе), и – слегка – этот… как его… в общем, автор музыки к совковому фильму «Приключения Буратино» с Этушем, Басовым и Риной Зелёной в главных ролях. Очень радует, что не КИНО и не СЕКТОР ГАЗА.

Хотя тексты порой несут в себе прямые параллели с вышеперечисленным, в большинстве случаев это выглядит как беззлобный стёб и огрызание на старших (старых?). Если это и панк – то очень интеллигентный и интеллектуальный, как у того же Б.Г. году в ’80.

Качество записи – не фонтан, однако притягивает владение инструментами, для наших мест – явно выше среднего. Конечно, не Зинчуки – но и не трёхаккордное убожество. Чувствуется хорошая школа классической акустики и джаза.

Это в общем. А теперь попесенные частности. Начинается альбом со светлой «Бабищи Изабель». Весьма смахивает на АКВАРИУМ прошедших (лучших?) времён – как музыкально, так и поэтически:

Бабище Изабель – пожирательница змей.
Она сидит на земле у закрытых дверей.
Она вся во власти прозрачной мечты,
И слушает шёпот ветров у стены.
Она позабыла все краски и тени,
И каждый вечер встаёт на колени
Сама перед собой и чердачным окном,
Не слушая сплетен мышей за углом.

Она отправилась в полёт. Ей было плевать
На то, что кто-то устал кого-то жрать.
На то, что кто-то встал, на то, что кто-то сел,
На то, что кто-то умер – ей было плевать.

Она произросла на колючем песке,
Её отец и мать всегда распяты на кресте.
Сонные ветра о ней замолвили словцо,
Она вернулась в отчий дом, чтоб рассмеяться вам в лицо.

Она разбилась в пух и прах, сломала крылья о плетень.
Искавши деньги на похмелье, укоряла злую тень.
За то, что кто-то врал, за то, что кто-то жрал,
За то, что кто-то пел – ей было не лень…

«Они чисты». ГО-подобный (не «го…оподобный»!) саунд, где очень-очень много грязного самопального фузза, открытый вокал. Текст – ближе к Цою, его вечное противопоставление «они-мы»:

Они чисты, а мы снова на дне.
Они чисты, а мы снова в дерьме.
И там, где ты видишь солнце –
Они наблюдают свет дневных ламп.
И там, где ты чувствуешь ветер –
Они видят холодный штамп…

А вот «ветер» и «штамп» пришли, скорее, из кинчевской лирики. Ну, любят ребята АЛИСУ, а особенно Acidum.

«Веселился на беду» уже без фузза, но сильнее, сильно влияние Летова – а в текстах как-то проскакивают образы и обороты, свойственные скорее СашБашу:

…Застремалось сердце, распахнулась дверца,
Из дверцы на крыльцо вышли трое молодцов.
Выходили трое, выпивали море,
Заедали небом, словно чёрным хлебом.
Один был весел, а другой несветел,
А был ли третий – никто и не заметил…

«Лишний человек» начинается «стихотворным-в-прозе» то ли прологом, то ли эпиграфом. Тоже, наверное, от Летова – вселенская грусть и скорбь о ненужных людях:

Лишний человек улетел в окно не имея крыльев.
Да подзаборные кресты.
Полегло лицо на перекрёсток –
Вот окончен бал несбывшейся мечты.
Хорошее занятие – думать и мечтать,
Хорошее занятие – ждать того, кому на тебя плевать…

«Про это N 2» и «Эпитафия диссиденту». Вновь Б.Г.-образная лирика. В силу некачественной записи текст, сам по природе своей заумный, местами неразборчив. Лет 15 назад, слушая по двадцать раз переписанные МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и АКВАРИУМЫ на затёртых плёнках, не будучи в силах разобрать слова, мы что-то домысливали, отчего легковесные сочинения Макаревича и Гребенщикова приобретали какую-то глубину – или же наоборот: там, где была бездна смысла, слышалась песенка о попе и собаке (иными словами – там, где у гребенщиковского Иванова был Сартр, мы находили лишь прозаический сахар). Ну, это я отвлёкся. Песня ностальгию навеяла. Впрочем, Psych подарил текст «Эпитафии диссиденту»:

Давай пройдём, минуя атмосферу,
Тропу беспечной праздности Весны,
Где космонавты долбятся в фанеру,
Где астрономы видят сны.
Подай мне знак, безудержный татарин,
Поющий песни в собственном соку.
Полдневный жар в долине готовален,
Хмельной Аввакум на суку.
О, помогите мне, слепые Боги!
В моей бездарной верховой езде,
Где кочегар перевербован в дроги,
И Архимед, запаянный в слюде.
Я не хочу быть просто человеком,
Не симпатичен мне глупец-тростник,
Я не горжусь, что жил в ХХ веке,
Где не оставил никаких улик.
Освободи меня от груза плоти
И, если хочешь, назови козлом,
Ведь мной убиты пчёлы на охоте
И все амёбы споены вином…

«Кабацкая теребень». Опять же – отрыжка ГО. И вновь – о лишних людях. С тем же СашБашем в текстах:

Мы будем пить своё мутное пойло
И ждать дождя,
Мы будем тупо смотреть в небеса –
И ждать любви.
Уродили иродов да на свою голову,
Да не поделили добычу поровну.
Забыли назвать человеческим именем,
А имя нам – кабацкая теребень…

«Falls the Shadow». Песня, как и название, на английском языке. В силу своей плохой отметки по данной дисциплине в средней школе, понимаю плоше среднего. Всё «между» да «between» – то ли ребята попасть не могут, то ли я не догоняю?.. А вообще – красивая мелодия, и поют красиво, как на каком-нибудь калифорнийском флэту в ’67, где я не был, но очень хотел бы быть…

Хитрый друг стафилококк,
Ты зачем рассеял смог? –

см. рассуждения по поводу NN 5 и 6.

«Ночь» наверняка написана Acidum’ом – это я понял сразу же, как её услышал, ещё не зная, кому она посвящена. Она настолько насыщена кинчевизмами, да и музыка – та самая:

Смотри, как играет, зовёт за собой, манит взглядом,
Смотри, как рвёт душу печальным нарядом,
Из сердца глубин поднимает коросту,
В волосы ив вплетает звёзды,
Как водит туманом лесов хороводы,
Как кружит обманом небесные своды,
Как гонит из дома на лунное поле,
Где чаши бездонны, где вера да воля,
Смотри, как росой умывает дороги,
Смотри, как слезой наполняет тревоги,
Смотри, как землю оденет в латы,
Смотри, как в рассвет уйдёт запахом мяты…

«In vino veritas». Исполняется на русском языке. Песня о том, как здорово, что придумано вино. Звучит под одну акустическую гитару в три голоса – желательно, как можно менее трезвых.

«Fuckin’ Gopniks» – панковский стёб с англицким рефреном, вынесенным в заголовок, и ритуальным кличем в самом конце песни: «Хой!».

Хочется пожелать ребятам не останавливаться на достигнутом. Конечно, рецензия получилась «сравнительной», но… им всего-то по 17-18 лет, и у них ещё всё впереди. По крайней мере, перед тем же Б.Г. у них большой козырь: они знают, кем он был, и видят, чем он стал. При гребневской многозначности и интересности текстов играют они уже не хуже, чем тот же АКВАРИУМ в том же ’80 (Боб уже икает).

Эй, ДЕТИ СОЛНЦА! Я вижу ту самую молодую шпану, которая сметёт вас с родных тротуаров! Если, конечно, ребята останутся шпаной, а не решат вдруг музыкально остепениться и встать с вами в один ряд, тем самым уподобившись вам.

С. ВЕТЕР

 

ЕЩЕ ОДНА РЕЦЕНЗИЯ

Прежде всего – ряд претензий по качеству. Безусловно, можно долго оправдываться бедностью и т.д., но стоит вспомнить, что «100 лет одиночества» Летов писал на дому, и результаты, в общем-то, несколько превосходят ТВ. На большинстве вещей вокал бесстрашно выдвинут на передний план, что вкупе с не шибко широким диапазоном голосов вокалистов производит несколько удручающее впечатление. Полное отсутствие хоть какого-либо ревера – тоже не идёт на пользу. А учитывая электрическую направленность группы, оч-чень хочется барабанов. Ну хоть драм-машинку какую-нибудь! Ведь клёвше же будет!

«Бабище Изабель» – приятная (в самом деле) музыка, ненапряжный текст – всё бы хорошо, но спето как-то неуверенно. И без особой мысли.

«Они чисты – по музыке, по интонациям (да и по тексту) – песня для Рикошета из ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК (на мой взгляд – слишком по-лобовому и слова в такого рода песнях должны рифмоваться жёстче).

«Веселился на беду» – потенциально мощная песня, но убита исполнением. Проще надо. Без изъёбов. И текст чуть подправить.

«Лишний человек» – хорошая песня. На ВОСКРЕСЕНЬЕ чем-то похожа – но по-хорошему. Гитара хороша. Правда. Барабанов хочу!

«Про это N 2». Музыка – класс! То ли старомодно (a’la танцплощадка), то ли супермодно (a’la BLUR, OASIS & etc). Текст – кайфовен (и спет правильно, без надрыва, ровно, чуть отстраненно). Не то чтобы психодел, а скорее — рок абсурда. А музыка — психодел, really.

«Эпитафия диссиденту» — см. выше + хорошие клавиши (в смысле — потешно, к месту). Вещь серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Настроение передает — на раз!

«Кабацкая Теребень. Опять — к музыке претензий нет (нет, как записано — хуево, и сыграно не очень, голос выперт на передний план — несколько неубедительный и неумелый), текст (в части припева) не самый блеск.

«Falls — The Shadow» — оч-ч-чень хорошо! Текст — говно, но он не важен абсолютно! Этакий Lenny Kravitz, очень красиво, черт меня подери. Прямо 60-е в натуре! Гитара, опять же, интересно звучит.

«Стафилококк» = равно как и «Про это № 2» и «Эпитафия» — в какой-то степени можно считать развитием идеи аквариумского «Треугольника» (см., например, «Мой Муравей»). Классно. Музыка чем-то похожа на «Comfortably Numb» PINK FFLOYD, но до вступления соло-гитары. Соло-гитара — пиздец! Вообще с музыкой у ребят куда лучше, чем с текстами.

«Ночь». Ну да. Похоже на Кинчева. И весьма. Но текст хуже — есть ляпы.

«In Vino Veritas». Не очень. И отпето хуево. Голос человека, который, пожалуй, смог бы это спеть, задвинут в самый зад, а на переду — два ора — мимо.

«Fuckin` Gopnik`s» — наверное, очень актуально, но зачем — по-английски? и сыграно не ах. Панк-то панк, но… И back vocal задвинут в жопу. Но весело.

И ваще. Ребятам сильно повезло с гитаристом и с гитарными примочками — звуки просто «фирменные». И интересные. Вот бы барабанщика еще… И ОТК на тексты…

Я-Ха, декабрь, 96г.

 

Спасибо, Я-Ха! Смотри на следующей странице рецензию на свой релиз. Остается добавить только, «Плевки» ТВ — не более (но и не менее), чем просто запись на память. И не зря: в настоящее время группа существует в другом составе. Так иногда происходит: была одна хорошая группа — стало две. Acidum играет теперь в АПОФЕОЗЕ. К оставшимся транквилизаторам присоединились еще два гитариста и ударник (получи, Я-Ха, свои любимые барабаны!). Я был на их концерте в конце февраля. Все было в кайф. И песен прибавилось. Так что, ребята, мы ждем нового релиза, и надеемся, что он будет записан чище, лучше, грамотнее, кайфовее…

С. Ветер.


Обсуждение