КРЕЙZИ ХАУZЪ (Псков) «Скользящие Камни» (1988)

“Мои дела и слова без затей,
Я сам в себе, я невыходной.
Мы стали объектом для грязных статей,
Стебутся черти над моей головой.
Но они не настоящие…”
(С.Печкуров, “Не Настоящие”)

Если бы Марк Болан играл реггей; если бы Дэвида Боуи застукали в постели с Бобом Марли, а не с губошлёпом Джаггером; наконец, если бы мэйнстрим британского рока пошёл по стопам MUNGO JERRY, а не ломанулся — кто за DEEP PURPLE, кто за PINK FLOYD,- к 1992-му году в шоу-бизнесе мог сложиться именно тот климат, который породил бы КРЕЙZИ ХАУZЪ. Поскольку всего вышеописанного не произошло, музыкантам из Пскова для записи альбома “No Revolution” пришлось, похоже, самим сочинить историю рок-культуры — и вышло неплохо. Полистилистика, развязный вокал — в духе Науменко, но гораздо более злобно-манерный, блистательные манифесты — “Давай напьёмся — и мы будем пьяными”, мастерское паразитирование на идеях T.REX — всё настолько органично, что с первого прослушивания хочется не анализировать музыкальный материал, а перемотать кассету и послушать ещё разок.

Так вот перематывали и слушали — целых шесть лет — и вдруг — новый альбом, блин, 1998-й год, ядрёна корень, С. Ветер рецензию трясёт, туды его в качель!

Приступим. Если музыканты тешат себя ожиданием, что все кинутся расспрашивать, откуда “странное” название альбома и одноимённой песни, напомню о поносной американской группе ZZ ТОР, которая уже четверть века “интригует” своим названием журналистов — “а это наша персональная тайна”… Мужики, меньше претензий — вам на каждом шагу может встретиться человек умнее вас — и каково вам будет тогда?

Новый альбом снова заставил вспомнить Марка Болана, но не дразнилки и дрочилки T.REX, а чуть более ранние годы, когда Марк только-только эмигрировал из страны эльфов на молодёжную сцену, пытаясь состыковать жиденькие феерические хипповские гитарки и рваные мелодийки глэма. К этой же музыке обратился не так давно и БГ на альбоме “Гиперборея” (“Посвящается акустическому воину”) — интересно, а псковичи сами дошли до эстетики “A Beard Of Stars” или опосредованно, через “Гиперборею”? (И не пойдут ли они дальше к корням, записав следующий альбом под две акустические гитары и бонги, под стать ранним вещам TYRANNOSAURUS REX?). В подростково-романтических песнях “Беладонна”, “Имя”, “Скользящие Камни”, “Ветром”, можно угадать гармонии обоих предшественников, и, если музыканты честно признают влияния — молодцы.

А спекуляция на безотказном слове “рок-н-ролл” — это уже от Гэри Глиттера. Банальненькое буги, припанкованное и припопсованное одновременно, сильно напоминает худшие из британских же глэм-групп — SWEET и MUD. Особенно глупо звучит песенка “Страсть”: нынешние альбомы МАШИНЫ ВРЕМЕНИ молодым рокерам уже, кажется, и ругать надоело — в упор игнорируют, но песенку “Проводница” до того загоняли по радио, что, похоже, в кровь въелась. И смотри-ка: похожая мелодийка у псковичей, только текст перегружен символами приподъездных тусовок (али енто, по-ихнему, и есть андеграунд?) — и батяня что-то помер, и маманя-то повесилась, а уж сколько веществов герои выкуривают — не сосчитаешь.*

Вообще, с текстами туговато стало у ХАУZА — взрослыми себя считают, что ли? Ёмкие и ёбкие определения — “Если ты рваный — значит, ты равный”, признания “Выпей за меня ещё одну — я иду на улицу, как на войну”, умение ненавязчиво блеснуть знакомством с прозой Аверченко (сколько-то там “ножей в спину революции”) — всё это, так влюбившее меня в альбом “No Revolution” — вдруг куда-то делось, а на смену ничего не пришло. Красивые мелодийки плюс тексты, в лучшем случае от них не отвлекающие (велика ли похвала для группы, уже давно сделавшей заявку на “текстовое” начало?). Инструктаж для вокалиста: милый, перестань самообманываться — петь ты так и не научился, и твой “интеллигентный” и “прочувствованный” вокал не идёт ни в какое сравнение с былой развязностью. Директива для группы: кроме собственных демо-записей, есть смысл слушать что-нибудь ещё: битловского ли “Пеппера”, флойдовского ли “Пайпера”, а можно — альбом “No Revolution” одной, забытой вами, группы из вашего же города. Привет.

P.S. Автор рецензии никого не хотел обидеть, просто он — убеждённый западник, а английский язык имеет дурную привычку называть вещи своими именами, и “обозреватель” по-ихнему — “обсервер”. Я всего лишь сделал своё нехитрое дело. Искренне ваш –

Онаним (г.Арасьма)

 

* Ещё одна загрузка: рядом с песней “Страсть” указано авторство — Н. Медведева. Енто которая такая Медведева — которая из-под Эдички Лимонова, али своя какая нашлась? Если своя — так вы, ребятишки, шоколадок бы ей больше покупали, чтобы у неё настроение хорошее было и песен чтобы больше не писала. Если из-под-Лимоновская, то я вообще не при делах.


Обсуждение