ЧТО ЧИТАЕМ

Привет, дорогие мои! Достаточно бумаги перелопатил я за минувшее время. Спешу поделиться. На этот раз в последовательности обозреваемых изданий нет никакой последовательности. Одни проекты цепляются друг за друга, другие — стоят особняком. Количество сказанного о том или ином проекте ни в коей мере не отражает его ценности в моих глазах. Самую объективную оценку вы получите, если сами все это прочтете. Не верьте издателям — независимо от того, говорят они о своих проектах или о чужих. Надеюсь, вы со мной согласны. В этом случае прочтение следующих десяти страниц для вас излишне. Итак…
 
ПЕНТАКЛЬ (Дайджест прессы, А4, объем 16 стр., компьютерная верстка). Пилотный выпуск (выпуск № 1(1) 1998г.). Приятно получить издание, подписанное в печать всего десятью днями раньше. И, надо сказать, оперативность — не единственный плюс этого издания. Второй огромный жирный плюс — это широчайший простор для развития этого тольяттинского проекта. Надо сказать, оформление первой страницы обложки меня обмануло. Чего можно было ждать от издания с названием ПЕНТАКЛЬ, с фоновым изображением пентаграммы на обложке, с использованной в качестве иллюстрации на той же обложке картинки с какого-то CD с музыкой, явно гармонирующей с названием проекта? (Какой ужас, совсем разучился писать изящно: в одном предложении, и без того неуклюжем, по два раза фигурируют слова “название” и “обложка”. Надо что-то делать…) Я и подумал: очередная пост-металлическая штуковина. И обманулся. Правда, приятно. В общем, чертовщина в издании тоже присутствует — в материале “Клуб Любителей Таинственного”. Еще здесь есть “Видеополка”, пара полемических вещей “Так нам Россию не обустроить” и “Невыносимая сложность Бытия”), интимстраничка, стихи, объявления и прочее. Вообще-то, пилотный выпуск получился сборником анонсов, в которых намечены дальнейшие цели. Цели, надо сказать, достойные, так что — буду ждать следующих выпусков. Но — не обошлось и без пресловутой “ложки дегтя”, коей явилась та же “Невыносимая сложность Бытия”, опубликованная почему-то под рубрикой “Мое мнение”, хотя в ней приведена достаточно примитивная компилляция мнений множества существовавших и сказочных персонажей — от Екклезиаста до Заратустры — и всех, кто был между ними. На глазах рождается модная “новая философия”, скомпонованная по принципу “с мира по нитке”. Ребята, учитесь думать своей головой!.. А в остальном — все отлично (для пилотного выпуска).
В руках — #2 ПЕНТАКЛЯ. Что было простительно для выпуска пилотного, то уже не простительно для “настоящего” выпуска. Что видим? Большинство обещаний не реализовано. Вообще, для меня лично в № 2 интересным показался лишь материал Бады о “10.С.С.”. “Видеополка” — да не смотрю я целенаправленно такие фильмы! “Интимстраничка” — для озабоченных подобными проблемами существуют всякие “СПИД-инфо”, там и сиськи с письками на картинках, так что вряд ли ПЕНТАКЛЬ отобъет их “читателей”, — а тогда зачем? Вообще, большинство материалов совершенно левые, “К.Л.Т.”, как признался редактор, погибает на корню, стихи на странице 15 — и вовсе не стихи даже… А качество? Краска размазывается по рукам, все материалы набраны какими-то совершенно жуткими шрифтами, текстовые поля затенены — читать глаза сломаешь!.. Надеюсь, добрые советы будут учтены редакцией оного издания, и последующие номера будут более интересными и приятными на глаз и на ощупь. #3: “советы бывалого” оказались учтёнными. Пропало затемнение полей и жуткое разнообразие шрифтов. Номер напечатан красной краской, что тоже в какой-то мере — свежая струя. Первая половина выпуска оказалась совершенно неинтересной (хотя, “Доска объявлений” для кого-то — полезная вещь). Обломало совершенно чтение первой части “молодёжного сериала с продолжением” “Первая Игра” некоего Санти Александра — бред ебанутого толкиниста. Интересными показались три статьи: “Кто ещё армию не пнул?..”, “Кому на Руси стало жить хорошо?” (несмотря на то, что несёт от неё брюзжанием и причитаниями, и сам автор признаёт, что рецептов исправления ситуации не знает — зачем тогда?..) и перевод статьи “THE DOORS: Missing Links (Недостающие Звенья)” Бады. Да ещё стихи того же Бады на стр. 15. Могу только поздравить проект с хорошим постоянным автором.
#4. Приятно видеть, что проект выравнивается на глазах: порожняка всё убывает. “Обмануться подано” — довольно объёмная для этого издания (1/3 всей площади) критическая статья об анархизме. Материалы о Леонарде Коэне и CAMEL всё того же неутомимого Бады, да перепечатка из “Тум-Балалайки” статьи “Памяти 8 Марта”…
И вот — получил # 3(5) ПЕНТАКЛЯ. Был большой перерыв между номерами 4 и 5, было много слов о том, что проект кардинально изменится — и что же? Из редакционной вступиловки к # 3(5): “Мы планируем разработать, наконец, фирменный логотип (как у путевых!), ввести некоторое количество иллюстраций, возможно, создадим свою обложку. Будем потихоньку уходить от “газетности”. Все это, по нашему разумению, должно способствовать популярности ПЕНТАКЛЯ. Ну, и, конечно, строгий отбор материалов.” Милые мои! Если бы все упиралось лишь в логотип и обложку! Возьмите любой official magazine — все и с тем и с другим, — а внутри? Возьмите ЕГИПЕТСКИЙ ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ (речь о котором еще впереди) — ни того, ни другого, пачка рукопистных листов, но внутри — нечто, дающее основание дедушке Леннону заявить, что это издание — единственное за последнее время, которое стоит читать… И о какой “популярности” может идти речь? Ваш обозначенный тираж — 120 экземпляров — дай бог вам найти столько же читателей. Самиздат — это анахронизм, а все вокруг такие продвинутые! Самиздат сейчас не в моде, а в моде модный ОМ. Это — о популярности. А теперь — о наполнении # 3(5). Напрасно я ждал перемен. Все те же около-толкиеновские “Первая игра” и “Посох горных магов”, не оставляющие ничего ни в сердце, ни в голове стихи и “миниатюры”. О цикле “Exercise” S’LedWind’a — разговор отдельный. А из всего выпуска вновь запоминаются лишь материалы Бады — на этот раз о ZOMBIES и FLEETWOOD MAC. Желаю вам, ребята, настоящих перемен.
445044; г. Тольятти, а/я 3819.
 

 
Зато вот буквально одновременно с # 3(5) ПЕНТАКЛЯ получил я САРАНКИН FOREVER — ОПЕРАТИВКА (А5, 8 стр., # 1(1), 1999г.). Платон Саранкин затеял новый проект — и получил первый блин не совсем комом. Впрочем, вся комковатость этого блина исходит лишь из того, что это — ОПЕРАТИВКА, т.е. — оперативная реакция на происходящее в родном городе. В # 1 — отчет о концерте во Дворце Молодежи с участием местных групп ЗЕРКАЛО, КИТЕЖ, ХОРОШО, КЛЕВЕР. Ничего относительно данного отчета сказать не могу, постольку поскольку не слышал ни одного из перечисленных коллективов и не присутствовал на вышеназванном концерте. Саранкин — слышал. Саранкин — присутствовал. Есть ли маза верить Саранкину? Наверное, да — написано все со знанием дела и с некоторым юмором, что оживляет чтение. Жду блина # 2 и рекомендую.
445042, г. Тольятти, п/о 42, д/в Антону Громову.
 
Продолжает радовать ГРИФ (№6, сентябрь 1998г.), но — не своим объемом (6 стр. формата А4). Первая страница — как бы обложка с картиночкой и анонсами материалов, содержащихся в номере. Страницы 2 и 3 посвящены двум событиям, одинаково претендующим на номинацию “облом года”: музыкальному фестивалю “Rock-Line’98” и фестивалю “Рэйнбоу-’98”. И если “Радуге” помогли обломаться ОМОН и прочая шушера, то в обрыве “Рок-линии” повинны лишь ее организаторы. Г-н Новоселов, загнанных лошадей пристреливают. Зачем мучить себя и других? Зачем приглашать на фест, заранее обреченный на провал, группы со всей России, и из “ближнего зарубежья”? Так хочется быть организатором фестиваля? Попытайся организовать его в другом месте, в конце концов… Страницы 4 и 5 отданы под “рецензии от Д_итрия Урюпина”. Хорошо, что к этой опечатке и сводится вся лажа этих двух страниц. Рецензии неплохи, и выбор представляемых альбомов весьма интересен (AD LIBITUM — “В Чужой Стране”, Алексей РЫБИН — “Аsфальт”, VERMICELLI ORCНESTRA — “Anabasis”). Ну, а на шестой, последней странице, можно узреть письмо nostalgie’рующей Блэкснейк Линды и анонс группы ЗОО-ПАРК. К сожалению, как я узнал, #6 ГРИФа оказался последним “бумажным” выпуском: ГРИФ ушёл в виртуальные пространства… Куда мы идём? Скоро ведь тем, кто не имеет выхода в параллельные компьютерные миры, и почитать нечего будет… Скорбь моя не имеет границ…
109651, г. Москва, а/я 12, Ладыгиной Юлии.
 

 
По прошествии года возобновилась связь с Владом Тупикиным, приславшим целый пакет анархистской прессы. Начну, пожалуй, с проекта УТОПИЯ — “нового революционного журнала” (А4, 36 стр., № 1, лето “98г.). Послушаем самого Влада: “История нового моего проекта уходит корнями бог знает в какую старину — год, наверное, в 94-й… Примерно с того времени я мечтал собрать всех недогматичных и более или менее талантливых московских анархистов в одну редакцию. Тогда не получилось — личные амбиции людей клинили… В августе 97-го — впервые после июня 95-го, когда я это делал в последний раз, я решился заново обратиться к товарищам с предложением об интегральном проекте. И постепенно, как ни странно, закрутилось. На 85 процентов номер был готов уже в начале ноября 97-го. Идея была делать довольно тонкий журнал (36-40 стр. А4) 4 — 6 раз в год. Силы и деньги для этого у нас тогда были (двое из шести членов редакции зарабатывали в те времена очень нехуево, так что на 500 экзе. 6 раз в год нам должно было хватить без всяких западных грантов)… Демо-версию УТОПИИ (20 экзе.) удалось сделать только 16 июля 1998, а тираж (еще 300) — 14 августа 1998… Теперь у нас ни сил, ни денег для выпуска 6 раз в год, конечно, нет. Второй номер должен был выйти 20 сентября, 20 октября, 7 ноября… Не знаю, когда выйдет, но планы — до Нового года.” Теперь — о № 1. Содержание несколько пересекается с содержанием “умных” статей в альманахе ЗАБРИСКИ RIDER. “Мы хотим, чтобы этот журнал был нормальным, живым существом: неглупым, независимым, интересным. Мы хотим, чтобы люди охотно знакомились с ним, а познакомившись, завязывали дружбу. Если сейчас он не таков, мы надеемся, что он вырастет и станет таким. Мы надеемся, что выйдя в свет, он найдет не только своих читателей, но и своих авторов. Главное отличие от других молодежных изданий в том , что наш журнал ПОЛИТИЧЕН.” Вот политике и отдана львиная часть журнальной площади. Но политике не отстраненной, а живой, — и поэтому эти материалы читать не скучно. Наиболее интересным в этом плане показался материал Александра Тарасова “Молодежь как социальный бульдозер”. Но — не только политикой жив человек. В УТОПИИ есть место и киноведению, и литературоведению, и музыковедению, присутствует также обзор анархистской и альтернативной печати, а также рецензии на аудиозаписи (другое дело, что все это пропущено опять же через политическую призму). Рекомендуется людям с мозгами.
#2 УТОПИИ ждать долго себя не заставил (А4, 40 стр., зима 1998/99). Всё то же самое, что и в #1. Всё в тему и в кассу. Всё читается на едином дыхании — журнал не рассыпается в восприятии на отдельные темы, а единым блоком входит в головы читателей.
Ходят довольно упорные слухи, что Влад окончательно и бесповоротно свалил за границу, а потому давать адрес УТОПИИ считаю делом зряшним.
 
Cтарая знакомая — газета анархоэкологического движения ХРАНИТЕЛИ РАДУГИ, № 10 (лето’97г.) и, видимо, последний: на последней странице рукой Влада написано: “Этой газеты больше нет. Заместо ее есть журнал УТОПИЯ.” О родстве с УТОПИЕЙ говорит и содержание ХРАНИТЕЛЕЙ — те же имена, тот же диапазон тем: от акций “зеленых” до материалов о музыкальной альтернативе (в этом номере — Борян (ЛИСИЧКИН ХЛЕБ) и Ермен АНТИ, Александр НЕПОМНЯЩИЙ, названный “герольдом грядущей городской герильи”, в № 1 УТОПИИ — Дмитрий АВЕРЬЯНОВ и Ермен, рецензии на того же А.НЕПОМНЯЩЕГО (“Полюс”), УМКУ (“Дожили, Мама!”), УЛЬИ и Веню Д’РКИНА. Прикололи Х.Р. на WWW: “Наши сайты сейчас находятся на реконструкции. Однако, они существуют и с ними можно (если вы умеете фильтровать мусор) ознакомиться.” В WWW я не вхож, мусор фильтровать не умею — потому ознакомился с ХРАНИТЕЛЯМИ РАДУГИ и другими присланными Владом изданиями от корки до корки.
 
Например, ОРГАН, “почти совсем внутренний ОРГАН московских анархистов”, — “личное” издание Влада (№ 3, 22 апреля 1998г.): хроника, полемика с товарищами и отповеди оппонентам…

ТУМ БАЛАЛАЙКА, “антифашистская газета вольных ежей”, № 8 (март-апрель “98г.) и № 9 (май-июнь “98г.). Теория и практика современного антифашистского движения, история Сопротивления, обзор соответствующей литературы, критика соответствующих направлений музыки…
189620, г.Санкт-Петербург, Пушкин-1, а/я 8.
 
АВТОНОМ № 8 (март “97 — апрель “98) — издание федерации анархистов Кубани с двусмысленной аббревиатурой “ФАК”. В номере: местная хроника, телеги по теме…
350001, г.Краснодар, а/я 3472. Е-mail: fak95@usa.net
 

 
Продолжает действовать Иркутск. В конце ушедшего года (’98) с большой радостью получил и с не меньшим интересом прочел очередные выпуски “боевого листка” GIG FLAYER и журнала КУДА ИДЁШЬ ?
 
GIG FLAYER (региональный вестник альтернативной музыки) посвящен фестивалю “Орленок-’98” и поделен на три листочка — по количеству дней фестиваля, был сделан по принципу: днем впитываем (смотрим, слушаем) — ночью выдаем (печатаем, рисуем).
“Мы, редакция, с чувством глубокого удовлетворения сообщаем, что наша оперативность достигла апогея: по крайней мере, насколько нам известно, мы единственные представители прессы, кто в состоянии подать материал буквально через пару часов…” Пары часов хватило на печать и рисунки, а также — на выплеск эмоций, а вот более глубокого анализа “Орленок-’98” дождался в № 4 (контр-ролльном выпуске) КУДА ИДЁШЬ ? (весна-осень 1998г.). Также в номере: ньюсы (с августа по ноябрь); множество материалов (о нем и от него) Игоря Подшивалова, он же — Иван Помидоров, он же — Иван Бездомный; рецензия на УТОПИЮ № 1; материал о Майке Морозе (очень советую почитать апостолам и апологетам хип-движения); несколько интервью (включая интервью с тем же И. Подшиваловым, а так же художником Энди, музыкантом Владимиром Кухаришиным (ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ) и отцом-основателем того проекта, последний номер которого сейчас находится в твоих руках, уважаемый читатель, но почему-то под чужим никому не известным именем). Еще — литературно-философские навороты от Савы и “журнал в журнале” НАС ВЫГНАЛИ’ZINE (тот же Иван Помидоров, тот же Сава, плюс Галина Смирнова и Пта-паразит).
Ну, что сказать обо всем этом? Да только то, что я рад был не обмануться в ожиданиях, — и радует не только содержание, но и оформление проекта. И то, и другое — в высшей степени интересно. Кроме ставших уже традицией для «К.И.?» цветных обложек и вклеек. в оформлении присутствуют вклеенные фотографии, разноцветная (черная и синяя) печать на пиш/маше и компьютере. Кроме того, часть страниц напечатана на оборотных сторонах каких-то бухгалтерских бланков и допотопных черно-белых фотоплакатов, в 70-х годах использовавшихся для оформления идеологически-наглядных стендах в советских учреждениях (“Лучшая комсомольско-молодежная бригада птичниц-операторов”.) Да теперь это раритет!.. К сожалению, при таком оформлении невозможно сделать много экземпляров журнала. Так что К.И. — тоже раритет…
А содержание… Вся эта, на первый взгляд, окрошка, при поступательном вдумчивом прочтении смешивается в блюдо вполне оригинального вкуса и аромата. Пропорции соли и перца соблюдены, а сахара нет вовсе. Итак, планка поднята еще на одно деление. Саня, не оступись (и не отступись)!
666020, Иркутская обл., г. Шелехов, 20 — 89 — 53, Колованову Александру.
 
Совершенно неожиданно пришли ПРОГУЛКИ РАНЕНЫХ #2 (А4, 88 стр., 1999). Есть смысл предоставить слово моему далёкому другу Эду. “Интереснейший журнал. Абсолютно последовательный и логичный в своём развитии (начиная от КАРТАШОВА, ПРИПЛЫЛИ, к сожалению, почитать не удалось). Мне пришла достаточно неожиданная мысль, вернее, сравнение ПРОГУЛОК РАНЕНЫХ и КУДА ИДЁШЬ?.. Казалось бы, совершенно разные издания — по структуре, стилистике, форме и т.д. Но атмосфера!.. Атмосфера декадентства. Только у Стволинского это выражено более зримо, убедительно и направленно. Здесь сказывается опыт, инфраструктура, щедрое информационное поле. А у Александра — сумбурно, рвано, но зато чисто интуитивно и потому более больно и переживаемо… Стволинский потрудился на славу.” Что ещё можно добавить? Я вполне согласен с Эдом. Несколько, правда, покоробило заявление, что ПРОГУЛКИ #2 — итоговый рок?-журнал уходящего тысячелетия, что вряд ли кому-то удастся до конца года выпустить журнал лучше этого, что, возможно, этот журнал окажется итогом всего рок?-самиздата вообще. Позвольте не согласиться. Самиздательство вообще — дело достаточно зыбкое, непредсказуемое, мистическое и мифическое. Может статься и так, что сидит где-нибудь в глубинке человек, никогда не занимавшийся подобным. Сидит, слушает музыку, читает самиздат, что-то пописывает сам для себя. И вдруг — его прорывает, и он создаёт нечто… Не говорите мне, что этого быть не может. И, думаю, если бы это случилось, вы были бы рады не меньше меня. К тому же, до конца тысячелетия остался не огрызок ‘999, а ещё и весь полноценный 2000-й год. Будем живы — поглядим… [Да, конечно, его — прорвет, и это — быть может, but: ничего не может быть путного, когда — так злобно, так агрессивно, так — лживо. И не говорите мне, что это — праведный гнев, и да поразит он… Да поразит он издерганных собственной желчью издателей ПР, и да поймут они, что кровью насыщаются единицы, и если они мнят себя в числе сих избранных — Бог им судья… — Прим. Д. Леннона.] Адреса и телефона ПРОГУЛОК на даю, так как “они и без того известны слишком большому количеству людей”.
 
А я перехожу к изданиям, полученным мной из той самой “глубинки”, тем самым, которые навеяли мне столь радужные мечты. Итак, тульский проект СТАЛИН. Мной получены несколько номеров: # 3 (А4, 32 стр., 1997); # 4 (А4, 20 стр., 1998); # 5-6 (А4, 34 стр., 1998); # 7-8 (А4, 20 стр., 1998); # 9 (А4, 64 стр., 1999). Журнал, в общем, содержит хронику местных, тульских событий, интервью с местными музыкантами, прозу и поэзию местных же авторов, богато иллюстрирован как фото, так и графикой. По мере прочтения этих номеров тульская рок-сцена и происходящее вокруг неё становилось для меня всё более понятным: абсолютно тоже самое, что и везде. Тем не менее, в процессе чтения от первых номеров, оставивших впечатление, что они хотят казаться “толстым журналом” там, где хватило бы и 8 страниц, и непомерно увеличивают размер шрифта — и до #9, который уже несёт впечатление явления в российском самиздате. К сожалению, не могу дать адреса, поскольку он в выпусках не обозначен, а журналы присланы мне человеком, имеющим весьма косвенное отношение к СТАЛИН’у.
 
Также были присланы два номера проекта ЕГИПЕТСКИЙ ПИСЬМОВОДИТЕЛЬ (А4, 40-74 стр., год не указан). Это и проектом-то назвать нельзя: пачка рукописных (!) листков, плод труда одного человека — Романа Леонова, живущего где-то в деревушке под Тулой. Проза, поэзия, рисунки — носят налёт минимализма, примитивизма, соц.реализма и сибирского экзистенциализма. Это нельзя описывать — это надо читать. Адреса нет по вышеуказанной причине.
 
ЛИНИВ, “журнальчик для молодежи г. Кириши” (А 5; 16 стр.; 1998; # 4). Представительница редакторского коллектива Аня Кувакина: “Насчет размытости и попсовости нашего издания… ну, честно говоря, нечего сказать в ответ, кроме того, что все это я вижу и понимаю, но он по самой сути своей не самиздат, а именно претензия на городское популярное издание. Команда у нас собралась довольно разношерстная… Вот и получается такой компот, что-то вроде “у семи нянек дитя без глазу”, каждый видит все по-своему, да еще наша чисто географическая особенность (город на болоте стоит) чрезвычайно вяло и апатично ко всему относиться — настоящие линивцы…” В этом направлении все и выдержано: рассказ о местных событиях и поездках в питерские клубы, интервью, “проблемные статейки”, рецензии на видео и аудио, — в общем, все то, что и должно быть в молодежном журнале. От номера к номеру издание хорошеет — сказывается наработанный опыт…
187110, г. Кириши Ленинградской обл., РУС, а/я 302, “Линив”. E-mail: liniv_mag@mailexcite.com.
 
SE LA — альманах йошкар-олинского реггей-клуба (А 5; 20 стр.; # 11’98; # 12’99). Кажется, этому проекту улучшаться уже некуда. По крайней мере, по оформлению. В отношении же содержания — процесс продолжается. Несколько уменьшилось количество “писем читателей” — и прибавилось число переводов, сделанных специально для этого издания (наряду с публикуемым начиная с # 8 перевода книги “Боб Марли рассказывает о себе”, здесь переводы Оксаны Земцовой “Хранитель великой легенды” из журнала “People”, нарытого в интернете материала о STEEL PULSE, и перевода из “Newsweek” статьи о BEENIE MAN. Вообще, разговор о женах самиздатчиков, их взглядах на “художества” мужей и их вкладе в эти “художества” — разговор особый). Также — масса материалов о российских музыкантах: группах ОСТРОВ, ВЫХОД, НУЖДА и ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ, а также — об Ольге Арефьевой, как всегда (куда ж без нее?). Обрадовала в # 12 новая рубрика “Самиздат” — в ней в этот раз рассказано о # 10 питерского проекта ОСКОЛКИ.
424037, г. Йошкар-Ола, а/я 28, Земцов Иван.
 
Продолжает дело освещения самиздата, начатое в ЧИПП’е и ВОТ!’е Анатолий Чемоданов. Теперь его проект носит название EX-PRESS, это 4 страницы формата А 5, в минувшем году вышло 2 номера и в 1999 — ещё три. Для тех, кто следит за новинками самиздата, и не только новинками — на 4 стр. регулярно публикуются интересные материалы из различных изданий прошлых лет.
427410, г. Воткинск, ул. Павлова, 2 — 42, Чемоданов А.В.
 
Также регулярно попадались (и продолжают попадаться) в руки различные newsletter’ы,- дела ручонок различных металлеров. Ну что сказать о листовочке формата А6, забитой всяческой металлической и деревянной рекламой? — Думаю, и так все ясно.
 
Тюменскую газету АРТЕФАКТ прислали из Калуги — # 3 (А4, 16 стр., сентябрь 1998), “проНИКновенно-патетический”. Совершенно ненапряжное и неагрессивное издание тюменского рок-центра “Белый Кот”, руководимого Ником Рок-н-Роллом. Вдобавок, как я понял, молодежное приложение к региональному “Московскому комсомольцу в Тюмени”. В общем, действительно артефакт. Содержание номера — сплошь тюменско-свердловское: рассказ о свердловских звукозаписывающих студиях, “Что такое свердловский рок” — глазами свердловского же музыканта, “…Друг наш СФИНКС” — это уже свердловский рок-центр, но глазами тюменских посетителей, “Урал-Рок-’98” — опять же свердловские дела. Из тюменских же материалов — только хроника… В целом, как я уже заметил, — издание весьма интересное, да и сделано на уровне (special thanks “MK”? — нет, думаю, все же — местным людям).
Удалось списаться с издателями АРТЕФАКТ’а — и вот мной получены # 4 (А4, 24 стр., ноябрь-декабрь 1998) и # 5 (Ф4, 16 стр., декабрь 1998, январь-февраль 1999). Первоначального впечатления об издании эти номера не испортили. #4 является спецвыпуском и повествует о фестивале женского вокала “Сирин’98”, прошедшем в Тюмени 3-6 декабря минувшего года (Принимали участие Инна Желанная, Рада & ТЕРНОВНИК, Умка, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, а также менее известные исполнительницы из Тюмени, Екатеринбурга, Новосибирска, Рязани и Москвы). Кроме того — тот же набор тем, что и в #3. #5, в общем-то, ничего нового к восприятию издания не добавил, но порадовал двумя материалами: интервью с Умкой (вещь сама по себе редкая) “Дорога пришла к человеку домой” и материалом на историческо-краеведческую тему “Дыра во времени, или Одна из версий того, как возник Тюменский рок-клуб”.
625013 г. Тюмень, ул. Республики, 179, ДК “Строитель”, рок-центр “Белый Кот”, для газеты.
 
В обход, через Питер, были присланы три первых номера волгоградского “самопального альманаха” ОДИНОКОЕ СОЛНЦЕ СЮРРЕАЛИЗМА, с #2 именующегося просто ОД.С. #1 (А5, 16 стр., февраль-март 1998): “Версия внутренней жизни” (очередной танец на могилке “в честь” 10-летия со дня гибели — догадайтесь, кого?), интервью с группой Г.К. из Волгограда, рецензия на альбом С. Галкина (Питер) “То, Что Осталось” (что-то слышится родное…), стихи… Всё это очень мне напомнило ГОЛОС #1 — когда хотелось что-то делать, а как и из чего — было ещё вопросом… #2 (А5, 10 стр., лето 1998): гигантский кроссворд для любителей КАЛИНОВА МОСТА, рецензия на “Гранатовый Альбом” какого-то СПЛИНа, пара фраз, озаглавленные “Константин Кинчев: о наркотиках, церкви и покаянии” (автор заголовка потратил гораздо больше интеллектуальных усилий, нежели К.К. при произнесении этих фраз [Ты сам, козел, наркотик. Не верю я тебе! Щенки несмышленые могут визжать, но я-то уже стар, я видел тебя образца “86-го года… Да, жизнь — это дар. И — ВСЕМ, еб твою мать, не только православным! “Только таким образом и можно выйти из этой болезни”(К.К.) А ты, бедолага, все болеешь. Выздоравливай. Ждем. — Прим. практикующего верующего.]), вновь стихи… #3 (А5, 20 стр., зима 1998/99): НП “ТРИАС”, интервью с лидером самой известной волгоградской группы ХОЗЯИН КЛЮЧА Игорем Еремеевым, статья ко дню рождения Джима Моррисона (опять, опять! почему мы вспоминаем о людях только всвязи с какой-то датой?), “попытка рассказа” о Вене Д’ркине, год минувший глазами некоторых авторов ОД.С. В общем, проект довольно ненапряжный и по-своему милый (да и то: делается всё тремя девчонками). Графика, опять же, фото. Постхиппизм forever!
400137, г. Волгоград, Бульвар Победы, 60 — 235, Катерине, тел.: (8442) 39-17-48.
Контакт в Питере: тел. 393-55-58, Екатерина.
 
Попала в руки странная брошюрка из Челябинска ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ (“Вестник летучего кружка художественной этнографии “Народная польза”) (А5, 12 стр., 1998). По сути, весь “выпуск” является памфлетом в адрес личности Богатенкова Ю.А., которая (личность) при ознакомлении с этим трудом предстаёт в весьма неприглядном свете. Без комментариев.
454084, г. Челябинск, ул. Каслинская, 97Б — 80, Леготин Сергей Николаевич.
 
Наконец-то и в Оренбурге появился свой самиздат. Носит он название ЛЕВЫЙ ШУЗ и делается всё тем же вездесущим Юриком Суецыдом. Ознакомившись с #1 (А5, 24 стр., 1999), я понял, что шуз действительно слегка левоват. В номере: фестиваль в ДК Дзержинского,- собственно, на этом рок заканчивается, но рок-н-ролл продолжается в остальных материалах, которые составляют единый блок литературно-художественнных материалов, носящих оттенок стёбовой психоделии. В общем-то, несмотря на некоторые огрехи технического плана, читать журнал интересно. Только вот под конец случилось — не ложка дёгтя, а целое ведро помоев объемом в одну страницу: стихи некоего В. Петрова, инженера. Понимаю, что вставлено для стёба, только вот таким стёбом полны все “оффициальные” издания — от какого-нибудь областного “Нового Поколения” до “Дружбы Народов”. Зачем же ещё этих козлов пускать в свой огород, Юра?.. Желаю развития. По вопросам приобретения журнала и сотрудничества с ним обращаться лично к Ю. Суецыду или в клуб HAMMERS.
 
Мы долго ждали — и мы дождались. Преодолев все технические препоны, включая виртуальную смерть уже готового макета в недрах злобного компьютера — #10 питерского проекта ОСКОЛКИ появился весной ‘99-го. (А4, 60 стр., лето 1998). На титульной обложке красуется фото некоего фаллического символа времён строительства коммунизма. На последней — обложки девяти ранее вышедших выпусков: “Хрен вы найдёте это в киосках “Роспечати… и слава Богу!!” Вполне согласен — и не только в киосках. Очень мало людей имеют все десять выпусков этого “вестника акустического андерграунда”, принимая во внимание почти неуловимые тиражи первых выпусков… Заглянем внутрь. Фото Свина в чёрной рамке. Вступиловка. Сейшеновая хроника (январь-август “98). Очень интересно читать о том, что произошло где-то год назад? Но — если ты был там? — Хорошая возможность освежить впечатления… “Уик-энд на окраине” — отчёт о “Первой Лестнице, долгожданном фестивале акустического андерграунда”. “Под стеклянным колпаком, или Охота на охотника за ГомоЗавром” — попытка рассказать о творчестве Поля. Огромное интервью с Я-хой. “Обзор некоторых записей”… Мне показались наиболее интересными два материала: “В музее (эстетские размышления и приключения)” — как бы искусствоведческое как бы эссе Оксо, и “Всё идёт вбок” — интервью Е.Б. (куда ж без неё?) с Сергеем Гурьевым (а то!). В журнале АЛГА замечено, что это интервью органично смотрелось бы в журнале “Светский мудак”. Самиздат мёртв — для Гурьева. Гурьев мёртв — для самиздата. Хочется привести фразу С.С. из постскриптума к этому интервью: “Как известно, динозавры вымерли. А с вымерших какой спрос…” Радует то, что редакция проекта стремится выйти из заколдованного круга “Питер-Москва”: в этом выпуске информация о музыкантах из Нижнего и Свердловска. Резюме. ОСКОЛКИ сумели занять свою нишу. Хотя, ввиду отсутствия какой-то борьбы за эту нишу — это было не так сложно. Но удержаться в этой нише, не изменив раз выбранному направлению и элементарному вкусу — это уже поступок.
# 11 ОСКОЛКОВ (А5, 60 стр., декабрь “98) — сделан на едином дыхании, за две недели ушедшего года. Front-cover украшен изображением кого-то тощего на кресте, излишне миролюбивым лозунгом “Экстремистов — на фонарь!” и милой интертрепацией порта приписки “Санкт-Петельбург”. С.С.: ”По-моему, получился самый цельный номер за всю историю нашего журнала… Есть, конечно, в этом номере некий элемент провокативности, может быть, не совсем уместный в изданиях, подобных нашему, но — мне нравится…” Мне тоже. Насчёт “цельности” соглашусь от и до, и добавлю от себя: он (этот номер) — и самый живой из всех ОСКОЛКОВ, несмотря на падаль на обложке. Возможно, сказался краткий период времени, потребовавшийся для его реализации. Судите сами: в номере два интервью (с А Фо Мин’ом и Тохой), оба взяты 12 декабря, причём С.С. и Я-ха успели поучаствовать в обоих. Самый “старый” материал альбома — статья Я-хи “На ком держится мир, или Мёртвые и живые” (тот самый “элемент провокативности”), написанная в “95 году, но настолько органично вписавшаяся в концепцию всего выпуска, что я засомневался: так ли давно она написана? “Сейшеновая хроника” несколько сокращена (“по количеству обзираемых сейшенов: таперича мы пишем только о концертах, чем-то выдающихся” -С.С.). Ещё в выпуске — рецензии на более-менее свежие магнитоальбомы таких людей, как уже упомянутые Я-ха (“Смертоносица”), и А Фо Мин (“Кровавая Акустика”), а также Вячеслав Чистяков (“Бронекартон” и “Чёрный Заголовок”), Алекс Поляков (“Сны Серебряного Века”) и АДАПТАЦИЯ (“На Нелегальном Положении”). Также — “Несколько слов о “книжке про Янку” — и почему она (книжка) такой получилась, воспоминания Елены Филаретовой “О Башлачеве и рыжей девице”, не вошедшие в книжку. (Хотя если всё было так, как описано (я про выпуск книжки), — то откуда взялось “вступительное слово” Е. Борисовой, которое было бы естественным уже после подготовки всей книжки — такой, какой она должна была быть?) В общем — выпуск читается на одном дыхании. Несколько выбивается лишь “эстетские размышления и приключения” Оксо “В Музее”. ОСКОЛКИ продолжают — не измельчаться, не укрупняться — сверкать. Тираж, по моим сведениям, 8 экз. — и “прибавления не предвидится”. Всвязи с чем приколол каталог аудиоальбомов, которые можно записать в редакции ОСКОЛКОВ — выходит, для тех же 8 человек? — Но: мой экземпляр читают, по скромным подсчётам, 20 — 25 человек. Если с каждым так — ОСКОЛКИ можно поздравить: их аудитория составляет — впрочем, все сами грамотные, посчитаете.
# 12 — вновь “литературный выпуск” (А4, 34 стр., 1999). Кажется, С.С. и СО нашли мешок баксов — в выпуске лишь обложка задействована с двух сторон, все нутро напечатано на одной стороне листа, что по нынешним временам слишком жирно. К тому же — цветные (зеленые) рамочки вокруг текста… Постмодернисты хреновы… Содержание — в духе. Все такое ранимое, зыбкое, постмодерновое… Рад новым именам, но — убей, не вспомню, о чем эти имена мне поведали. По прошествии десятка дней после прочтения остались в памяти: “Игры мраморных догов” Натальи Иванишеной, “Письмо кузине” Сэнди, “Ведьма” Светланы Смирновой… Хит выпуска — “Киносценарий” Амадео Минги. Не знаю даже, с чем сравнить. Разве только с соотечественником автора, Данте Алигьери, обсмотревшемся тарантинистых фильмов?.. Интересна новая рубрика — “Рецензии”. Рецензии на “малотиражные (но более-менее все же доступные народу) литературосодержащие издания”. На этот раз — “Заброшенные парки” Мерлина и “По ту сторону ума и сообразительности — урывки из ненаписанной книги” Оксо Витни. И — выше похвал графика Ксении Сэнди. Все.
192071 г. Санкт-Петербург пр. Славы 36-47; тел. 301-01-71, Светлана.
 
Как много неожиданностей приносит жизнь! Вышел вдруг из небытия ХИППИЛЭНД, почивший года два тому как. И вот — # 8 (А4, 56 стр., 1998). Всё те же знакомые черты: литературно-поэтические навороты, навеянные дудками эльфов, письма пиплов, хайрастая хроника, поиски хиппового Грааля… Материал номера — “RAINBOW — все цвета радуги”: всё та же история о разгоне международного лагеря RAINBOW в августе “98 под Мшинской (из всех читанных мной отчётов об этом “событии года” — пожалуй, самый подробный; приведена история движения RAINBOW — как за бугром, так и в России). И, в заключение, — перепечатка из “трёшки”-ГОЛОС’а повествования С. Ветра “Путешествие из Медногорска в Санкт-Петербург” — за какой-то левой подписью (точнее, целыми двумя) и без ссылки на первоисточник. Ай-яй-яй!..
192281 г. Санкт-Петербург а/я 36 Екатерине Владимировой; тел. (812) 176-16-50.
 
Из далёкого зарубежного — и такого близкого Актюбинска добрался до нас новый проект актюбинского панк-клуба АЛГА, сменившего СОБУТЫЛЬНИК’а на боевом посту. # 1 (А4, 62 стр., апрель”99) успешно продолжил собутыльнические традиции. Экзистенциальные излияния о современной жизни в Казахстане, отчёты о проделанной работе (фестиваль в Алма-Ате, хроника выступлений участников актюбинского панк-клуба), перепечатка из СВЯЗИ ВРЕМЁН статьи “Когда святые маршируют прямо в рай” (в ознаменование очередной годовщины смерти Селиванова), обзор самиздата — и всё это на фоне коллажей-нарезок из официальной прессы, — фирменный стиль “нового панк-издата”. Очень живо, искренне и… больно. Если кто-то отважится задаться целью заполучить для прочтения, желаю удачи.
КАЗАХСТАН 463022 г. Актюбинск ул. Айтеке Би 1 — 6 Климонову Андрею.
 
Интересует меня не только самиздат, но и всяческий муз-издат в широком смысле слова. На этот раз имею два издания из разных городов: СВОИ БУГИ-ВУГИ и РОК-ЭН-РОЛЛЕР.

СВОИ БУГИ-ВУГИ (А4, 4 стр.) — “музыкальная молодёжная газета города Нижнего Новгорода” — чрезвычайно информативно-рекламное издание, включающее в себя не только информацию о рок-концертах, но и информацию о “массово-зрелищных мероприятиях” иного плана — от театральных гастролей до шабашей по поводу приезда в Нижний всяких мишек евдокимовых и наташек королёвых. Впрочем, встречаются редкие рецензии на альбомы и обзоры самиздата.
603116 г. Н. Новгород а/я 134.
 
РОК-ЭН-РОЛЛЕР (А4, 4 стр.) — почти то же самое, что и предыдущее, но из Белгорода. Впрочем, у этого издания история гораздо богаче — в “88-”90 годах в Белгороде уже существовало издание с тем же названием. К сожалению, с тем РОК-Н-РОЛЛЕР’ом мне ознакомиться не удалось. “Золотое Подполье”: “Откровенно слабое издание, безлико и неумело освещающее жизнь местных групп…” Нынешний РНР не скрывает своего родства с тем — доказательством тому “вступилка” “Нам 10 лет!” в # 3(4) за ноябрь 1998. Не возьмусь судить о без(?)ликости и не(?)умелости освещения, но в двух номерах, что у меня имеются, я нашёл для себя гораздо больше нужной информации, чем порожняка. # 3(4): интервью с Веней Д’ркиным на целую страницу и впечатления о фестивале “ЭсХар-’98”. В # 1(5) за февраль 1999 это — интервью с Умкой и “Ещё одна история рок-н-ролла”. О том, что газета предназначена также и для заворачивания колбасы и селёдки, говорят отчётно-интервьюционные материалы о белгородских гастролях “Мумий Тролля”, а также поминальник “Родились в феврале” — от Кобейна и Аксла Роуза до Харрисона и Брайна Джонса.
308015 г. Белгород а/я 25 тел.(0722) 25-13-25.
 
Далёкий друг из того же Белгорода прислал литературно-музыкальный журнал БРОДЯЧАЯ СОБАКА в количестве трёх номеров (А4, 8-10 стр., ##1 и 2 — 1998, #3 — 1999). БРОДЯЧАЯ СОБАКА содержит всё, что “положено” для подобных изданий: местную хронику и интервью с местными же музыкантами, перепечатки из других изданий, “проблемные” заметки, стихи и прозу (порой — довольно недурную). В общем — довольно интересное региональное издание. Благодаря таким проектам живо представляешь себе, чем дышат люди в Белгороде…
308015 г. Белгород ул. Чапаева В.И. 24-149 Даниил Колегаев.
 
…или, например, в Астрахани, откуда пришли ко мне выпуски с 8 по 12 тамошней рок-газеты ФЛЭТ (А4, 4 стр., все выпуски — 1999). К ФЛЭТУ относится всё, сказанное выше о БРОДЯЧЕЙ СОБАКЕ (Каждой БРОДЯЧЕЙ СОБАКЕ — по ФЛЭТУ!) То, что ФЛЭТ выглядит несколько перекомпьютеризованным — это беда не только его. Ну, нет у ребят хорошего художника, который незамысловатым росчерком пера оживил бы холодные пространства виртуальнорождённых полей проекта… Слово Стасу Чабыкину, редактору ФЛЭТа: “Газету я делаю с помощью жены, компьютера и Интернета (скрывать не буду). Астраханские новости и статьи о нашей музыке пишу сам, жена проверяет, т.е. служит в редакции корректором. Фотки (если) бывают иногда, так мы их таскаем из Интернета. Печатаем газету ограниченным тиражом (10-12 экз.) в редакции местной рекламной газеты “Проспект”, куда ходим каждую субботу, на халяву лазить в Интернете. Так же на халявном принтере печатаем. Но с каждым разом в кругах работников редакции происходит что-то неладное, и постепенно гайки начинают поджиматься. Так что, возможно, в скором времени выпуск газеты прекратится… Я хотел всегда выпускать газету или писать о музыке в местных СМИ. Я прошёл через местную молодёжку “Комсомолец Каспия”, через газету общегородского значения “Горожанин”, через самиздатовский журнал “СВЕРХ-Я” (50 с лишним страниц А4, 4 номера вышло), один номер литературно-музыкального “Ъ и Ь”, и наконец-то ФЛЭТ (#0 и #1 вышли в машинописном варианте… А нужно мне выпускать газету именно из-за того, что прессы (музыкальной, да и литературной тоже) у нас не хватает. Если у нас в городе появится профессиональная газета и профессиональные корреспонденты, то я просто уйду в тень. А так как этого до сих пор не произошло, то это делаю я, так как, все-таки, это мне нравится и нравится тем, кто читает эту газету. А это для меня главное. И даже то, что это делается абсолютно бесплатно и бескорыстно, и я ни от кого не жду помощи, да и не прошу её. Надо будет, помогут.”
414024 г. Астрахань а/я 3 ФЛЭТ.
 
Ещё один проект из Астрахани: ДВАДЦАТИЛЕТНИЕ. # 1 (А5, 128 стр., 1998) не вписался в мой прошлый обзор в # 2(7) сДМ по тривиальной причине — слишком поздно я получил свой экземпляр. А в начале этого лета мне был прислан # 2 этого проекта (А5, 96 стр., 1999), носящий название СОВЕРШЕННОЗИМНИЕ. В этот “молодёжный литературный альманах” включены продукты творчества молодых астраханцев. В первом — стихи, второй обогащён помимо стихов прозой “малых форм”. Оба богато иллюстрированы, и графика очень гармонирует с текстами, что не удивительно: рисовали всё те же самые люди… “Альманахом молодые авторы представили оригинальный и творческий способ не помереть и не затеряться в нашем агромадном информационном мире.” Не буду выделять особо чьи-то творения — на вкус и цвет, как известно, — но всем интересующимся молодой литературой посоветовал бы связаться с редакцией.
414024 г. Астрахань ул. Генерала Епишева 27 — 3.
 
И напоследок — из жизни монстров. ЗАБРИСКИ RIDER # 8 (А4, 128 стр., зима 1998 — весна 1999). Монстрам и старикам перемены не в кайф — ЗАБРИСКИ все тот же “альманах дедов, отцов, детей и внуков мировой власти рок-н-ролла, настурций, репейника и чертополоха”. Все то же самое, все как всегда. Это плохо? Повторение — мать учения; учитесь быть забрисками. Учитесь просто быть…
121359 г. Москва а/я 29 Тарасов И.Ю.
 
Все еще барахтаемся, что радует. Ведь ни для кого не секрет, что следующее поколение самиздатчиков уйдет в сети “паутины”. Навсегда?
 
Сбор материалов закончен 1 октября 1999 г.
Ваш АРХИВАРИУС.


Обсуждение