ФЕСТИВАЛЬ «ЛЕСТНИЦА» — ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Привет из Питера!
Твоя просьба по поводу рассказа о «Лестнице» пришлась не то, чтобы некстати – просто был момент, когда я полностью разочаровался в этой идее. Поэтому и тянул время, пытаясь разобраться в собственных ощущениях. Можно было бы вспомнить и такую пословицу: «Хотелось, как всегда, а получилось – как хуже». Прошло четыре фестиваля, а удовлетворения – никакого. Может, я слишком многого хочу? Так ведь если не желать этого, то зачем вообще заниматься?
Быть организатором – абсолютно неблагодарное занятие. За два года существования «Лестницы» я умудрился испортить отношения с громадным количеством народу. Тут стоит, наверное, вспомнить весьма поганенькую историю, предшествовавшую «Третьей Лестнице»… Впрочем, обо всем по порядку.
В конце 1997 года с подачи Екатерины Борисовой, знакомой многим по публикациям практически во всех рок-изданиях пост-советского пространства, я познакомился со Светланой Смирновой – главным редактором самиздатовского Вестника Акустического Андерграунда «Осколки». Вокруг «Осколков» сложилась устойчивая тусовка музыкантов и их поклонников, которые существовали своим замкнутым мирком, практически не имея выхода наружу. Да и сам журнал выходил с диким опозданием, мизерными тиражами и распространялся почти исключительно по тусовке. Хотя по степени освещения событий и имен так называемого акустического андерграунда равных «Осколкам» не было, по крайней мере, в Питере. Журнал «ФУЗЗ» поменял политику из-за финансовых сложностей, и все меньше в нем стало материалов, посвященных новым и нераскрученным музыкантам. Если учесть, что из-за закрытия большого количества клубов («Десятка», «Там-Там», «Инди», «Перевал» и др.) серьезная живая музыка снова стала перемещаться в квартиры и на кухни, то необходимость радикальных шагов по улучшению ситуации явно назрела и не оспаривалась почти никем.
Беда в том, что тусовка – понятие само по себе весьма консервативное. Когда люди общаются в узком кругу достаточно долгое время, они начинают попросту привыкать друг к другу и к подобному образу жизни. Растрясти это болото изнутри практически невозможно, особенно, если это – тусовка творческих людей. Все друг друга знают практически досконально, все друг другу надоели, и никто не хочет менять устоявшийся образ жизни.
В апреле 1998 года «Осколкам» исполнялось 2 года. В честь юбилея готовился такой же юбилейный 10-й номер журнала. И, самое главное – пришла идея организовать музыкальный фестиваль с участием музыкантов, о которых рассказывал журнал «Осколки». Планировалось все это безобразие в помещении кафе «Анна», где регулярно проводились акустические концерты. Но перед самым фестивалем в «Анне» поменялся директор, и фестиваль обломался.
Меня пригласили участвовать в фестивале в качестве музыканта, и мне стало попросту обидно. Как же так: довольно редкая возможность выступить перед серьезной публикой исчезает просто на глазах из-за организационных проблем. Через своих друзей я познакомился с Максимом Морозовым, который предложил провести фестиваль в клубе «Корабел» Я обзвонил музыкантов и сообщил, что фестиваль все-таки будет. «Осколки» по неизвестным мне причинам решили от организационной работы устраниться, ограничившись журналистикой и информационной поддержкой фестиваля.
А название «Первая Лестница» для фестиваля пришло случайно: у меня есть цикл песен с подобными названиями. Мне показалось, что это неплохое имя для новорожденного фестиваля.
Итак, 13 и 14 июня 1998 года, Санкт-Петербург, клуб «Корабел», долгожданный фестиваль акустического андерграунда «Первая Лестница».
Выступают: Илья Семкин, группа «А» и Сергей Шутилов, Большой Медведь (Валерия Гура), Антон Коромысличенко, Мерлин, Алекс Поляков, Кирилл Комаров, Олег Дегтярев, Борис Чистый, Леда, Лариса Винарова (Москва), Сергей Галкин. В последний момент решили поучаствовать Михаил Башаков, Евгений Феклистов, а Ольгу Харинскую Катя Борисова вытащила на сцену прямо из фойе клуба, где та сидела в уголочке и пела песни Янки.
Фестиваль понравился, но в организационном плане был провальным. Публики пришло мало, так как из-за нехватки времени, опыта и связей не удалось провести полноценную рекламную компанию. Тем не менее, опыт – это всегда полезно.
О фестивале писал «ФУЗЗ» (№ 7/8 ”98), «Осколки», «Гриф» (Москва), «Хвост» (Выборг).
Невзирая на все провалы, желание и дальше продолжать в том же духе не пропало. Появилась идея сделать фестиваль регулярным – 2 раза в год. Да и организацию хотелось прочно поставить на ноги и получить юридическую базу. Необходимо было отделить административные вопросы от музыкальных и творческих. Я стал постепенно готовить заинтересованных людей к созданию некоммерческой организации, которая и будет заниматься всей администрацией.
Мы собрались в середине июля 1998 года: Сергей Галкин, Алекс Поляков, Михаил Башаков, Андрей Радченко и Анатолий Платонов. Двух часов обсуждений оказалось достаточно для создания Некоммерческого партнерства деятелей музыкальной культуры «ТРИАС». Сейчас я признаю, что идея привлечь к созданию организации только музыкантов была ошибочной, но это станет ясно позже.
В конце сентября 1998 года нам удалось договориться с Дмитрием Шагиным и творческим центром «МИТЬКИ ВХУТЕМАС» о сотрудничестве. 3 октября состоялся небольшой фестиваль у них в галерее на улице Правды, д. 10, а потом там же –проходили сольные концерты участников «ТРИАСА».
Тем временем, подготовка ко «Второй Лестнице» продолжалась. Я постарался уделить больше времени контактам с прессой, и эта затея принесла свои плоды. Состав участников тоже определился в срок. В общем, подготовка не принесла особой головной боли, и фестиваль прошел «на ура» 17-19 октября. Рекорд посещаемости нами не побит до сих пор – 130 человек за один день (92 человека – по билетам). Надо заметить, что «Корабел» имеет довольно маленький зал: примерно на 60 сидячих –мест. Отчеты о фестивале были напечатаны в таких крупных питерских изданиях, как «ФУЗЗ», «Вечерний Петербург», «Стиль», а уж самиздат проявил просто сумасшедшее внимание. Есть, что вспомнить, одним словом. Это, кстати, был последний фестиваль, где я выступал на сцене.
Этот фест уже не был андерграундным ни по названию, ни по сути – не хотелось опошлять понятие андерграунда всякими там административно-организационными заморочками, да и состав участников был другим.
17 октября: БАНДА ЧЕТЫРЕХ (Москва), Борис Чистый, Федор Маяцкий, Олег Пустовалов, Илья Семкин, АВАРИЯ, Ольга Першина с друзьями, Олег Гаркуша, Гавриил Лубнин, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ.
18 октября: Алекс Поляков, ПТИЦА СИ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, Кирилл Комаров, Дмитрий Ефименко (Екатеринбург-Москва), Юрий Ощепков (Екатеринбург-Москва), ПЭХ, Леда, МАШНИН БЭНД, Сергей Галкин.
19 октября: БАШАКОВ БЭНД, Мерлин, ИЗВНЕ, КЛЮЧ, Zmiy, ГЕРАЛЬДИКА (Выборг), Антон Коромысличенко. Был заявлен также Андрей Вершинин, но продинамил.
На выступлении БАНДЫ ЧЕТЫРЕХ произошло очень неприятное событие: мне пришлось им вырубить аппарат во время выступления. Согласен, мера весьма непопулярная. Но эти ребятки ни за что не хотели уходить со сцены и игнорировали все попытки культурного воздействия и взывания к совести. Дело в том, что время фестиваля было ограниченным и строго регламентированным: мы должны были закончить до 22-х часов, поэтому на выступления отводилось по 15-20 минут. А БАНДА, изрядно нагрузившись портвейном и удолбавшись вусмерть (на ногах держались всего двое), при поддержке нескольких человек из собственной экстремистской тусовки затянули свое выступление на полчаса и хотели продолжать. Я их предупредил раз, другой, а потом дал команду звукооператору, и тот убрал звук. После этого на сцену вышел А Фо Мин и стал разглагольствовать о том, что, мол, он всегда считал Питер культурным городом и не подозревал, что у нас могут так не уважать музыкантов. А эти музыканты уважают своих собратьев, которым могло просто не хватить времени на выступление? То-то же. Фомин был публично послан со сцены бессменной ведущей нашего фестиваля, Катей Борисовой. Кстати, директор БАНДЫ, мой однофамилец, потом принес извинения от лица всей группы за такое поведение, но это случилось уже после фестиваля.
Может, я был не прав – пусть история рассудит.
«Третья Лестница» (8-10 апреля 1999 года) вызвала повышенный интерес у пишущей братии: было аккредитовано около 20-ти журналистов разного ранга. Даже с питерского телевидения пришли. Состав участников тоже был самым сильным: КАФЕ, ПИЛОТ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, БАШАКОВ & БЭНД, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, ГАНДИ (Москва), БЕЗУМКИ, КЛЮЧ, THE DARTZ, Силя, Ольга Улуснова (Тверь), Чистый & Шенкер и многие другие, не столь известные, но столь же интересные. Были гости из Калуги, Нижнего Новгорода, Кургана, Екатеринбурга. Правда, в первый день фестиваля возникли неожиданные проблемы со звуком из-за раздолбайства местной администрации, но благодаря «виртуозу звукоизвлечения и словесных игр» Алексу Полякову следующие два дня прошли благополучно.
Но непосредственно перед самым фестивалем произошли довольно неприятные события, не позволяющие назвать его прошедшим без сучка и задоринки. Во-первых, мы с Катей Борисовой взяли на себя комплектование списка участников, что вызвало бурю негодования у некоторых членов НП «ТРИАС». Мы же с Катей, не дождавшись абсолютно никакой поддержки от совершенно инертной тусовки, взяли всю организацию на себя. Правы мы были или нет – теперь уже не важно.
Во-вторых, из-за халатного отношения одного из учредителей НП «ТРИАС» не состоялся гала-концерт фестиваля, запланированный в самом популярном зале Питера – лектории Ленинградского зоопарка.
Подготовка к очередной «Лестнице» началась еще в июле. Я пытался сделать фестивальную веб-страницу, но человек, пообещавший помочь с ее размещением в Сети, потом куда-то пропал, и идея осталась идеей. Зато за время моего сидения в Интернете я познакомился со многими интересными людьми.
Из-за непрофессионализма администрации «Корабела» начало фестиваля постоянно переносилось, и в результате вместо середины октября 1999 года он состоялся в начале декабря. Потом буквально за день до феста вдруг выяснилось, что нет нужного количества микрофонных стоек и самих микрофонов, а концертная аппаратура полной грудью дышит на ладан. Спасибо ребятам из ВОКИ-ТОКИ БЭНДА, которые не только помогли с недостающим аппаратом, но и предоставили собственного звукооператора.
Последняя «Лестница вообще была фестивалем обломов и разбитых надежд. Был заявлен тюменский ЧЕРНОЗЕМ – но потерялся где-то на бескрайних просторах страны. У PARA BELLUM’а заболел лидер, Гавриил Лубнин пришел, спросил о времени своего выступления и… исчез. А Машнин, сначала согласившись выступить, потом вдруг отказался «играть с бардами». БАШНЯ ROWAN притащили с собой тусовку – человек 20 хипов – и требовали, чтобы мы всех пустили на халяву, а иначе они откажутся выступать. Но в результате тусовка все же оплатила проход (кто захотел, конечно), а БАШНЯ таки выступила, хотя мне было совершенно по фигу их участие – лучше бы Чернецкий или Комаров подольше попели.
Итак, участники.
2 декабря: Надежда Юхова, Константин Арбенин (ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ), Евгений Дятлов (экс-АТЫ-БАТЫ), ЛАБОРАТОРИЯ ВЕТРА (Лысьва), ВОЗДУХ! (Тольятти), НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, ЛАДОНЬ (Конаково).
3 декабря: ИСТИННЫЙ ОБЛИК (Петрозаводск), THE DARTZ, Михаил Башаков, Андрей Лобашов (Нижний Новгород), Сергей «Силя» Селюнин (ВЫХОД), Евгений Феклистов (КОНЕЦ ФИЛЬМА), ГАНДИ (Москва), Чистый & Шенкер.
4 декабря: Дмитрий Волканов, Кирилл Комаров, Александр Чернецкий (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, Харьков), БАШНЯ ROWAN, БЕРЕГА (Сегежа), ВОКИ-ТОКИ БЭНД.
К этому фестивалю с помощью «Осколков» наконец-то был выпущен буклет с рассказом обо всех участниках, да и качество афиш, благодаря Кате Борисовой, было на уровне. Но нам запретили торговать всякой полиграфической и аудио продукцией во избежание конфликтов с налоговой инспекцией. Народу тоже было немного (я имею в виду – по билетам, ведь именно это является показателем популярности фестиваля).
Все четыре фестиваля мы провели без всякой финансовой поддержки со стороны – деньги вкладывал я сам. «Первая Лестница» в этом плане была полностью обломной, и я потом почти месяц сидел на хлебе и воде, ведь надо было оплатить аренду зала и аппаратуры, работу звукооператора, изготовление афиш и т.п. Следующие фестивали были прибыльными, и я мог кое-кому из музыкантов оплачивать или частично компенсировать дорожные расходы. Сейчас, когда я остался без работы, я уже не могу заниматься подобной благотворительностью, поэтому дальнейшая судьба «Лестницы» под большим вопросом. Надо искать спонсоров и выводить организацию на серьезный уровень. Но сама идея жива – просто сейчас трудно что-либо обещать. Есть мысль вернуться к андерграунду: сделать один день полностью коммерческим, другой – неформальным, а третий – смешанным. Хотелось бы гарантированно оплачивать дорогу иногородним, но это самый больной вопрос.
«ТРИАС» тоже жив пока, хотя проблемы те же самые.
Вообще-то, я мало что могу рассказать о том, что происходило на фестивальной сцене: у меня были другие обязанности, и в зале я присутствовал редко. «Осколки» регулярно освещали фест, и я надеюсь, что эта информация доступна. Правда, у Сэнди свое субъективное мнение об участниках, основанное на собственном вкусе, а о вкусах обычно не спорят.
Есть интересный адрес в Интернете:
http://www.radionet.cl.spb.ru – весьма рекомендую посетить: отчет о «Третьей Лестнице», интервью с музыкантами, песни с фестиваля в формате Real Audio.
Все фестивали «Лестница» проходили в клубе «Корабел», что в общежитии Кораблестроительного института.
 
Сергей Галкин.
Санкт-Петербург, май 2000 г.
 
P.S. На всякий случай сообщаю условия подачи заявки на участие в «Лестнице». Надежда еще жива…
Требуется:
1. 1.     Пресс-релиз с рассказом об истории участника и его достижениях.
2. 2.     Качественное фото.
3. 3.     Демо-запись – 5-6 песен приличного качества.
Фестиваль будет акустическим процентов на 80-90, поэтому и записи следует присылать в акустике.
Адрес:
197372, Санкт-Петербург, а/я 133, Галкину Сергею.
 
Сейчас мы не можем гарантировать оплату дороги, но будем всячески к этому стремиться. Вписка музыкантам практически стопроцентная. Ориентировочно фест состоится в середине октября.


Обсуждение