М. МОРРИС:   «Я КОГДА-НИБУДЬ СДЕЛАЮ КОНЦЕРТ ДЛЯ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

— В Иванове как музыкант ты уже известен больше десяти лет. Расскажи, как у тебя все начиналось.
— Музыку слушаю (осознанно) лет с двенадцати, наверное. А пробовать сам начал году в восемьдесят третьем. Играть еще не научившись, с приятелем сидели и записывали, песни пели, эффекты звуковые производили: булькали чайником, звенели чем-то, гремели… С восемьдесят четвертого стал на гитаре поигрывать чуть-чуть. Дальше – больше.
— А когда появилась мысль создать свою группу?
— Свою группу – еще до того, как начал играть. В школе на уроках картинки рисовал, изображал мужественных волосатых героев с гитарами, обложки для альбомов, списки песен каких-то.
— Твоя первая группа – ТРОИЦА?
— Да, только на первых порах без названия. А команда существовала с восемьдесят пятого года, тогда с Deuce’м начали вместе играть. Как ТРОИЦА – с августа восемьдесят восьмого. А закончилась ТРОИЦА в девяносто седьмом.
— А ТРОИЦА почему распалась?
— ТРОИЦА не распалась. Просто появились две другие группы с таким же названием. Одна в Москве – обнаружил я их композицию на каком-то «Союз»’овском сборнике, а другая в Минске (или Брянске?). Поэтому, дабы избежать путаницы, я прекратил распространение альбомов и выступления под этим названием.
— Но все эти годы ты был участником других групп.
— Да, естественно. HOLLAND – была такая команда дивная, Bagie оттуда в общем-то вышел. Потом – ДЕГЕНЕРАТОР, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ПРЕДАТЕЛИ, BIKER HOLY. Эпизодически сотрудничал с группами СЕНТЯБРЬСКИЙ ПРОЕКТ, СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, WHITE RABBIT, ЧУЖИЕ, с Непомнящим, с Андреем Бойцовым.
 

 
— ТРОИЦЫ больше нет. Чем ты сейчас занимаешься?
— Скажем так: больше не употребляется название «Троица». В принципе, как группа она существовала очень периодически. ТРОИЦА – это альбомы, в которые я включал написанный мной материал и на которых я пел. А состав мог быть любым. Для концертов собирались люди совсем разные, были случаи, когда мы играли вдвоем-втроем. В последнем выступлении, которое проходило под этим названием, были задействованы девятнадцать человек. Mikle попросил выступить на каком-то юбилее писательской организации ТРИ ПАРОВОЗА. Так вот: я на балалайке играл и пел, Света с Милой пели back-вокал, пианино в четыре руки терзали Леночка Карпова и С.О.Ратник, да еще Макс Перлов – супергитарист наш местный – крышку фоно откинул и какой-то железякой по струнам водил. Плешаков – барабанщик ДЕГЕНЕРАТОР’а самый первый – на бонгах играл, Pooh в бубен бил, Pascal и Mizzie гитарные дела обеспечивали, а Крюков хором дирижировал – Sal там пел, Француз, Филин, еще люди… В общем, веселились, как могли.
— Ты один или вас много – это все равно ТРОИЦА?
— Да. Есть альбомы, где я один играю.
— Расскажи об альбомах.
— Сейчас будет долгое перечисление. По порядку, значит: «Бараний Рок» (M.Morris & Deuce, ’89); «Январский Мудеж» (M.Morris & Pooh, ’90, фонограмма утеряна); «Супердешевка» (M.Morris, Pooh & Bagie, ’90); «Антология» (M.Morris, ’90); «Starый Проект» (Starый, Deuce & M.Morris, ’90 — все песни сочинил и пел Starый, исключение для подтверждения правила); «Живая Рыба» (M.Morris, Deuce, Pooh, Bagie, ’90); «Скала и Булочка» (M.Morris, Deuce, Pooh, Bagie, Mikle, ’91); «Все Дядьки-Тетки» (M.Morris & Starый, ’91); «2/3 Троицы» (M.Morris, Mizzie, Шrick, Bagie, Alice, Непомнящий, О.Николаева, ‘92); «Апофеоз Пессимистического Плагиата» (M.Morris, ’93); «54Е» (M.Morris, Pooh, Mizzie, Е.Карпова, Баюн, ’94); «Конецерт» (M.Morris, Deuce, Pooh, Bagie, Крюков, С.О.Ратник, Е.Карпова, Мила, ’95); «Мандаты» (M.Morris, ’96). Вот. Что касается альбомов, сделанных мной в одиночку… Сейчас, наверное, можно было бы сотворить что-нибудь в таком же качестве или даже лучше (я «Мандаты» имею в виду). Поскольку хлам этот (смотрит на всевозможные магнитофоны и усилители) стоит и из него еще можно что-то выжать. Только я решиться никак не могу; дело в том, что это очень большой, как сейчас модно выражаться, «рак мозгов». Самому дергать струны, петь, нажимать кнопки, крутить ручки… Причем в самый неподходящий момент звонит телефон, который заранее отключить всегда забываешь, или в дверь начинают ломиться, а то – гитара расстроится либо окажется, что магнитный слой с ленты осыпался, и надо другую искать, причем лучше не в ‘89-м году произведенную, а поновее… Из альбомов распространялись «Апофеоз Пессимистического Плагиата», «2/3 Троицы», «Конецерт» и сборник «Great As T-Shits». Суммарный тираж – экземпляров 120 по городу. Что-то куда-то уехало… В Москве есть, в Питере… еще где-то. В девяносто втором хохма была. Ромычъ передал в Приволжск кассету, а коробки перепутал. Pascal с ВПР’ом слушали ТРОИЦУ, а думали, что это альбом Свина «Король Отрыжки». Им очень понравилось. Когда Pascal в Иванове поступил в универ, для него шок просто был – нас познакомили, сидим, чай пьем, он и говорит что-то типа: «А вот у Свина песня есть про ракету из консервных банок…» Alice, он при этом присутствовал, так со стула и покатился…
— Ты стихи давно пишешь? Или это тексты песен?
— Стихи… Да года с восемьдесят третьего… Пытаюсь писать. А сейчас уже и пытаться, пожалуй, бросил. Был период «почти стихов», где-то с восемьдесят восьмого по девяностый. Их довольно много осталось, так, лежат… Песен из них не получится – слишком уж самодостаточны, но для настоящих стихов слабоваты. Так что сейчас – только тексты.
— А любимые поэты?
— У меня нет любимого поэта.
— Кто нравится, что читаешь?
— Поэзию читал много в свое время. В основном «серебряный век». Еще… Пастернак, Бродский обязательно. Из англоязычных – Blake, Auden, T.S.Eliot… Это то, что я могу в оригинале более-менее понять. Я стараюсь в оригинале читать – по крайней мере, англоязычные вещи. В основном, правда, прозу: Vonnegut, Adams… Tolkien… Битники мне интересны.
— Что ты слушаешь?
— А слушаю все. Проснусь утром, хочется мне MOTORHEAD – слушаю MOTORHEAD. Вечером брат принесет PROPRLLERHEADS – их послушаю. Но действительно люблю очень немногих. Если каких-то столпов называть, «идеалы» какие-то… Bob Dylan, DOORS, Peter Hammill, T.REX, Tom Waits, Zappa… такие вот вещи.
— А у тебя еще есть запись компьютерной музыки. Что это?
— Скажем так: я в этом просто поучаствовал. Я звонил основному «создателю», но он не дал санкции на то, чтобы я называл его имя. В общем, один из бывших участников одной из известных ивановских групп, используя компьютер, что-то такое насочинял, а мы с Deuce’ом немножко поучаствовали. Альбом называется «Pyrzqxgl». Мной там почти полностью сочинен bonus-track. Распространялось всем, кто просто захотел послушать.
— О планах на будущее…
— О «творческих планах»? Тут все дело в теории. Я ведь человек очень щепетильный, может даже мелочный в чем-то. Мне нужно всегда точно знать, что я сам перед собой честен в том, что я делаю. Я уже заканчиваю «наработку», скоро надеюсь взяться за что-то реальное. У меня, скажем так, «бзик на идее непродажности». А пока между делом с ДЕГЕНЕРАТОРОМ вот взялся поиграть.
— Насчет ДЕГЕНЕРАТОРА. Все песни на альбоме «Девочкам Не Нравится» написаны в 1990 году. А записан альбом только через восемь лет.
— Это Bagie так решил. По идее, это надо было записывать тогда, мы пытались даже – фонограмма, правда, утеряна. А Bagie, уже в «новое время» взявшись писать альбом, просто выбрал те вещи, с которыми меньше возиться нужно.
— Как относишься к фестивалям?
— Не любитель.
— Ни «Рок-февраль», ни какие-то другие конкурсы?
— Я участвовал в «Рок-феврале» в составе ДЕГЕНЕРАТОРА и BIKER HOLY. Но сам – нет, никогда. И не буду.
— Когда ты выступаешь на сцене, ты всегда в темных очках и как бы в стороне.
— Откровенно говоря, я приберегаю то, на что я считаю себя способным на сцене, для собственного проекта. Хотя не знаю, появится ли он когда-либо в сценическом, именно «роковом» воплощении, для больших залов.
— А в других городах концерты были?
— У ТРОИЦЫ?
— У ТРОИЦЫ или у тебя одного.
— Концертов как таковых не было. Может, пара-тройка квартирников. Я ведь домосед. Я Непомнящему всегда завидовал и ВПР’у. Просто я немножко к другому стремлюсь. Они каждый тоже мечтали о своей команде. И Непомнящий, еще в девяносто первом, когда мы познакомились, и ВПР, но они не могут без дела сидеть и ждать, так что решили ограничиться гитарным аккомпанементом. А мне этого маловато, поэтому я сижу и жду, пока появятся два-три человека, чтобы можно было тембровый спектр разнообразить.
— Твой близкий круг людей, с кем общаешься?
— Часто бывает, что я мало общаюсь с теми, с кем выступаю, то есть мы встречаемся на репетициях и концертах. А здесь, в гостях бывают совершенно другие люди.
— Что думаешь о музыке в Иванове?
— Загадочная вещь рок-н-ролл, да и вообще музыка в Иванове. С одной стороны, есть независимая группа BIKE & HOLLERS, которая играет, когда и где захочет. Я жалею, что Р.Е.М.О.Н.Т. так недолго просуществовал – отличная была команда. С другой стороны, есть «Рок-февраль», где раз в год собираются все и отовсюду, чтобы друг для друга поиграть. И есть слабенькое подполье. Здесь беда в том, что выступать новым нераскрученным командам негде. Кроме «Ювенты» и «Студии-3» залов больше нет. Причем это просто залы – наличествующей там аппаратуры для выступлений не достаточно. Я был в «Ювенте» на концерте ХОЛМА С КУЛЯМИ – просто обидно, звука никакого. В Иванове очень много «людей» и очень мало групп. Сочинителей, музыкантов – предостаточно, но в мало-мальски долговечные проекты они объединяются очень редко. «В народе» считают, что в городе сейчас три «супергруппы»: AZE, BIKE & HOLLERS и ДЕГЕНЕРАТОР.
— А что ты больше любишь, квартирники или залы?
— Если это мой собственный проект, я всегда предпочитаю камерную обстановку. Чтобы люди действительно слушали музыку, нужно собрать человек пятьдесят-семьдесят, и концерт должен проходить в более-менее уютной обстановке. В теории, о которой я упоминал, и эта тема разрабатывается. Может, я когда-нибудь сделаю концерт для одного человека. Для одного человека.
 
Интервью взял Женя Зуйков.
Иваново, 11 декабря 1999 г.
 
Заинтересовавшимся творчеством М. Морриса писать по адресу:
153037, г. Иваново, ул. Дунаева, д. 75, кв. 27, Васильеву А. К.


Обсуждение