Искусство (и искусство самиздата тоже) –
это то, за что душа должна зацепиться,
когда тела не станет.
Иван Земцов.
Привет, дорогие мои!
Вот прошёл ещё год. Принёс мешок разных бумаг. Сейчас попробую разложить их по полочкам. Итак, начнём?..
Давно был наслышан об издании из Сибири под названием ЭКЛЕР (Ж). И вот наконец удалось ознакомиться с одним из номеров лично (№ 16, январь-апрель 1999, А4 Х 51 стр.). Редактор этого «эклектичного рок-журнала» постарался оправдать свое название, в результате чего на страницах ЭКЛЕР’а панк соседствует с мейнстримом и откровенной попсой. Содержание номера: новости из Пскова, Свердловской области и Челябинска; пара увесистых материалов о псковичах КРЕЙZИ ХАУZЪ (басист этой группы состоит и в редакции «сДМ» региональным представителем – не хочу сказать ничего плохого, но его активная вездесущность меня начинает пугать); интервью с Дэсом (и кто такой Дэс?); интервью с Андрюшкиным (и кто же не знает Андрюшкина?!); пара стебно-претенциозных статей («Почем пародия для народа?» и «В помощь рок-критикам»); и то, что меня несколько обломало,- «трэкодром», то есть рецензии на альбомы: вот тут уж эклектика прет вовсю! Ничего не буду говорить, достаточно перечислить рецензируемые группы: ВОЛОСАТЫЕ НОГТИ, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, сб. «Восточно-Сибирский Панк», Гарик СУКАЧЕВ, Алексей ХВОСТЕНКО, ПУРГЕН, КРЕЙZИ ХАУZЪ, АЛИСА, сб. «Московский Punk-обстрел», ТЕРРОР, ТОЧКА РОСЫ, РЕАНИМАЦИЯ, Вячеслав БУТУСОВ, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, Валерий СКОРОДЕД, ХМЕЛИ-СУНЕЛИ, СОЛДАТ СЕМЕНОВ, БАХЫТ-КОМПОТ, Александр Ф. СКЛЯР, ИВАН-КАЙФ, АЛЕТЕЙЯ, ДДТ, РЕВЯКИН И СО-РАТНИКИ. Такой вот эклектизм а-ля “FUZZ”. И все это обрамлено обложкой, на первой странице которой красуется девиз «Пропей в себе государство…», а на третьей – «Хайль, Литр!!!»
Удалось списаться с редактором «Эклера» Владимиром Колотовым, и вскоре я получил очередной номер его проекта с письмом, содержащим ответы на мои незамысловатые вопросы.
«Журнальчик как таковой стал выходить с января 1997 года. Первые три номера назывались “ШКОЛ’а”, “Шедевры Колес’а”. “Колесо” – это название мифической студии, состоящей из моей и моего товарища фонотеки. Журнальчики состояли из различных наших ТОПов, рецензий на вновь приобретенные записи и робких аналитических статеек. Вообще, журнал появился вовсе не из-за книги Кушнира, а вследствие переполненности вашего покорного слуги от прослушанных с 1983 года разных рашн-роковых музык. Более того -–еще в ’95 году вышла брошюрка (ксерокс, компьютер), составленная из наших ежемесячных хит-парадов с различными комментариями к тому или иному исполнителю. Две книжонки отправились в архивы ко мне и моего друга Володи Ванёкова. Вот с ним же мы и начали заниматься “Школой”.
С 4-го по 7-ой номера проект назывался “ЖОПА”. Абревиатуре давались различные расшифровки, пока я не узнал из “Евангелия от Кушнира”, что проект с таким названием уже существовал на Украине. С 8-го номера мы именуемся “ЭКЛЕктичный Рок-Журнал” – “ЭКЛЕР Ж”. Кстати, о “мы”. Друган где-то после 10-го номера перестал что-либо писать для ж. Сперва он еще занимался копированием у себя на работе, но потом и это прекратил. Так что в рЭдакции остался я один.
В ’97-ом году журнал, в силу его бесхитростности и мелкомасштабности, выходил раз в месяц. В ’98-ом вышло три номера (13-15), и вот в ’99-ом уже два.
Все номера набираются на рабочем компе, там же и распечатываются. За теми редкими исключениями, когда Ванёкову удавалось скопировать несколько экзов на работе. Сначала был доступ к различному «Hewlett-Paccard’»овскому лазерному принтеру. Потом начались трудности с тонером, и меня выгнали в шею со своим журналом. Сначала и на рабочий ксерокс был довольно свободный доступ, но и его не стало. Короче говоря, обложили. Но удалось раздобыть очень старый, разваливающийся на глазах лазерный «Quame», на котором в последнее время и распечатывается тираж ж. Тираж ж., начиная с 13-го номера 23-25 штук, т.е. по классификации Raven’a (ДМ # 1/6) – это цех. До 13-го номера – не более 12.
В целях экономии тонера иногда печатаю на матричном принтере, но это так нудно и нечетко, что стараюсь этого избегать. В последнее время «Quame» совсем стал плох – сыпется тонер, испорчен оптический барабан, поэтому вид «Эклера» не очень презентабельный. А если еще учесть, что половина тиража печатается на чистых сторонах всяких белобумажных макулатурных документов, то можно вообще сказать, что «Эклер» – это настоящий панк по своему дизайну. Эти обстоятельства меня сильно угнетали в свое время, но сейчас я плюнул на все и решил: “Пусть все будет так, как оно возможно в настоящих условиях!”
Говоря о тематической направленности ж., можно отметить лишь два характерных признака – субъективное обсирание и, по возможности, смешной цинизм. Политики я стараюсь не касаться, а если она и присутствует в журнале, то только на уровне декорации, равноправной с другими – с теми же пивом и бытовухой, но взгляды свои я особо-то не скрываю – национализм там, расизм, антисемитизм, антикоммунизм и прочее черносотенство. Хочется делать очень будничный, “приземленный” проект. Хочется писать о рок-н-ролле без малейшего пафоса и патетики, как о каком-то приятном, но немудреном деле. Ну, и чтоб смешнее все это выходило.
Упор делается на прослушивание и дальнейший анализ рокового добра. В последнее время стал публиковать материалы других авторов, особенно богатым на подобные материалы стал 17 номер. Он вообще во многом экспериментальным оказался. Доступ к интернету на работе иногда случается, чем я стараюсь пользоваться. Хотя, кроме Умки никто не откликнулся, все деловые – как бы не обосраться!
Ну, вот вроде бы и все по журналу. Зачем я это делаю? Знаешь, как в тех телевизионных опросах – “Да”, ”Нет”, ”Затрудняюсь ответить”.
Итак, ЭКЛЕР-Ж № 17 (май-сентябрь 1999, А4 Х 70 стр.). В общем и целом, этот номер показался мне более интересным и разнообразным, чем предыдущий. Те же рецензии; те же новости; отец Михаил рассказывает о серии магнитоальбомов своей группы ВОЛОСАТЫЕ НОГТИ под общим названием «Изхуйства»; интернетовское интервью с Умкой, добитое (во всех смыслах) кратким путеводителем по ее творческой истории; отчеты о далеких фестов «Возвращение» (Великие Луки) и «Псковская весна» (отгадайте порт приписки в трех раз); зачем-то перепечатка выпуска ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ (см. «сДМ» # 3/8) о Юрии Богатенкове с добавкой bio гр. РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА, в которой тот же Ю.Богатенков принимал действенное участие; зачем-то спизженная с того же интернета расшифровка пресс-конференции группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, состоявшейся 20 мая 1999 года в офисе фирмы «ХОР»; рассказ о группе КАРАМАЗОВ ДРАМС; опять же зачем-то (ради смеха, наверное) статьи «Зачем нам сейчас об этом думать» человека с говорящей фамилие6й Шафаревич из газеты «Завтра» (как он туда попал?); письма-отклики… Мне же более всего запомнилась колючая статейка «Бедный Йурик», повествующая об одиссее человека, адрес которого вы можете встретить во множестве муз.изданий – то он предлагает записать несметное количество концертов и альбомов АКВАРИУМА, ГО и других не менее конъюнктурных групп, то предлагает конверты с негашеными марками за полцены, то открывает фан-клубы всяких агат кристей и мумий троллев, то – вообще неизвестно что, но всегда за деньги. (Вспомнили? г.Барнаул… Косогову Юрию Федоровичу.) На самом же деле этот человек не кто иной, как почтовый проходимец, пользующийся удаленностью Барнаула от своих корреспондентов (но, тем не менее, скрывающийся в а/я -–от земляков, наверное, которые не хотят, чтобы Барнаул считался гнилым городом), и избравший в своем бизнесе нехитрую схему «деньги ваши станут наши». Одиссея Йурика длится с начала 90-х (сам я впервые наткнулся на его адрес еще в незабвенном «ЭНСКе» – да вовремя пробил ситуацию: помогла некомпетентность уважаемого Юрия Федоровича в вопросах даже датирования записей, которые он предлагал, и их хронометража). Но по сей день я продолжаю получать стабильно два-три раза в год конверты с треугольными штемпелями Вооруженных Сил России, под завязку набитые его убогими «рекламными флайерсами», обещающими меломанам рай на земле и слезные просьбы распространить сии поделки среди моих друзей. Присоединяюсь к ЭКЛЕР’у: люди, будьте бдительны! Держите тварей на дистанции!
№ 18 (октябрь “99 – май “00, А4 Х 62 стр.). Кажется, ЭКЛЕР постепенно съебывается в витруальность – почти весь номер сделан с помощью e-mail’a. Хорошо, если электроника- это только средство… В целом – номер монолитный и добротный. Интересными показались: рассказ Умки о своих новых альбомах, «самый полный портрет» группы ХУЙ ЗАБЕЙ и «проблемная статья» «Письмо для друга, который любит бард-рок» («кто такие рок-барды, и почему они любят петь про Родину»), с некоторыми положениями которой я бы горячо поспорил, а с некоторыми – с радостью соглашаюсь. Как всегда – поражает продуктивность Владимира в деле освещения аудиорелизов. Обламывает одно: тираж столь интересного проекта постепенно скатывается к нулю. Будем надеяться, это временные трудности.
В общем, на основании трех имеющихся у меня номеров ЭКЛЕР’а смею утверждать, что проект этот достоин всяческого внимания.
665832, Иркутская обл., г. Ангарск, 6 м-н, 2 – 35, Колотов Владимир.
E-mail: ekler-j@mail.ru.
В самом конце 1999 года мной был получен № 4 проекта Од.С. (весна-лето 1999, А5 Х 32 стр.). Издание остается на прежнем уровне, пытаясь балансировать на узкой грани между кондовым самиздатом и фуфлом типа FUZZ’а. В номере – обзор муз.событий весны-лета 1999 года, ограниченный в географическом плане треугольником «Волгоград-Липецк-Питер» и рассказывающий о гастролях в этих городах КРЕМАТОРИЯ, КАЛИНОВА МОСТА, ДДТ и Константина НИКОЛЬСКОГО, а также о питерском фесте «Третья Лестница», отчет о котором оказался для меня наиболее интересным; рецензии на аудиорелизы (опять же – стилистический разбрызг от ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ до ЕРМЕНА АНТИ); «стихи читателей» (включая вездесущего Д.Галя); интервью с Вадимом МАКАШЕНЦЕМ – автором текстов группы ТЕПЛАЯ ТРАССА (самый интересный и спорный материал всего выпуска – опять же, субъективно); интервью с группой СЛУХИ; интервью с Кириллом Комаровым… Такой вот нумер.
С выпуском # 5 (осень-зима 1999-2000, А5 Х 64 стр.) редакция Од.С. отпраздновала двухлетие своего детища. Девчонки на меня очень обижались, что в прошлом своем обзоре я назвал их девчонками. Хорошо, девчонки. Больше не буду!.. Первые три номера (см. сДМ # 3/8) я воспринял всего лишь как еще один проект, подающий надежды. Получив # 5, я рад, что надежды мои не обломаны. Альманах, продолжая оставаться искренним и свежим, набирает обороты. В этом номере – уже традиционные для Од.С. обзор концертов в Волгограде, Волжском, Питере (в Питаре выступают только Комаров, Арбенин и ЗИМОВЬЕ – шучу!), а также рецензии на аудио – имена традиционные и не очень. А вообще, радует, что девч… (пардон!) авторы не зацикливаются на чем-то одном, и в этом номере кроме рецензий, скажем, на релизы Абакшина или ЛАБОРАТОРИИ ВЕТРА я смог прочесть о новых творения АЛИСЫ, АКВАРИУМА & Co. Несомненные удачи номера: интервью с Алексеем Абакшиным и Александром Чернецким. Интересно и полезно: интервью с Дмитрием Волкановым и Андреем Никинчаем, «Манифест фанклуба группы ПИК & КЛАКСОН». Жопа номера: распечатка пресс-конференции Юрия Шевчука в Ярославле. Особо хочу отметить художественно-графическое оформление проекта – мало того, что каждый номер оформлен в едином стиле, еще и все пять выпусков проекта выдержаны в нем же, родимом.
Вот что Волга ответила мне на вопрос, зачем ей это нужно – издание своего проекта? «…Я всегда теряюсь, когда меня об этом спрашивают (а спрашивают нередко). Сейчас я просто знаю, что нужно. Лично мне… Раньше, конечно, все несколько по-другому было, мотивация «производства» Од.С… Обычно как – народ начитается «Золотого подполья», какого-нибудь маститого издания типа «КонтКультУр’ы»… Здесь же ничего этого не было. По крайней мере, до нас не доходило… Все наоборот получилось – после производства Од.С. № 1 я стала интересоваться самиздатом серьезно. (Кстати, прошло-то всего нет ничего – два года!) Нет, понятно, что и раньше какие-то редкие номера некоторых изданий доходили. Но очень мало… И вот по всему этому несколько «надавил» тот факт, что вокруг-то ничего нет подобного (в Волгограде, то есть). Вакуум сплошной! Ничего не происходит. Все так серо и пассивно… Конечно, было бы слишком нагло заявить, что мы Од.С.’ом пытались заполнить этот самый вакуум. Но что-то подобное все-таки было. Теперь-то я могу сказать, что «заполнять вакуум» – не дело. Это равноценно «игре в самолетики под кроватью»… Ну, да сейчас уже все это не важно. А еще мне Од.С. нужен ради общения. Настоящего. Человеческого… У меня всегда была какая-то хроническая нехватка оного. А Од.С., он так или иначе объединяет вокруг себя всякий народ. Настолько разный, что образование т.н. «тусовки» исключено (что, по-моему, хорошо)… Но живой, что главное. Ну, и, естественно, занятия Од.С.’ом для меня сродни этакому «самовыражению» (не люблю это слово, но другого не подобрать). Способность донести именно свои идеи, мысли и чувства до многих… Думаю, понимаешь? Я ведь и стихи, и песни пишу, и рисую – поэтому могу с уверенностью сказать, что Од.С. – творчество. (Для меня, по крайней мере.) То есть, и стихи, и живопись, и Од.С. – это все как бы одно… Наверное, я так и не ответила толком на вопрос «зачем» (самый сложный, кстати, из всех существующих). Я не знаю… Но я чувствую – надо.» Её «подельница» Катерина Соколова: «Зачем? Да не знаю я. Всё это в какую-то глобальную идею никогда не формулировалось. Просто так случилось, что был у меня период в жизни, когда мне нечего было читать и слушать. Я находилась в тупике. Вокруг такой жуткий информационный и духовный вакуум. Помыкавшись так с годик и испробовав сотню путей, я поняла, что лучший способ активизировать жизнь – это начать делать что-нибудь самой. Надо куда-то девать энергию и душевные силы (иначе я сама себя сожгу впустую и людей вокруг достану своей неугомонностью). «Од.С.» сильнейшим образом в этом помогает. Да, наверное, это эгоизм…»
400137, г. Волгоград, бульвар Победы, 60 – 235, Ишкова К.; тел. /8442/ 39-17-48. Контакт в Питере: 197341, д/в Соколовой Е.С.; тел. 393-55-58.
В феврале почта принесла сюрприз с подъёбкой: на большом конверте была наклейка «! – В ЭТОМ НОМЕРЕ НАПЕЧАТАНО ВАШЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»,- и за этот пакет мне предлагалось заплатить 40 рублей. Так напомнил о себе «литературно-художественно-публицистический журнал» ХИППИЛЭНД (# 9, 1999, А4 Х 56 стр.). Что поделать – заплатил, похоронив в себе вздох о том, что во всём мире существует понятие «авторского экземпляра». Видимо, у русских хипов и в этом отношении не как у людей, и в голове сплошной «легалайз ит». Другая наклейка на конверте гласила: «цветной». Ближе к истине было бы: «цветная обложка». Давно уже не жду ничего нового от этого издания, как и в целом от постхиппизма с уклоном в коммерцию. Как всегда, половину номера составили толкинистские бредни и «литературно-поэтические навороты». Что-то полезное – материалы главного редактора издания Екатерины Владимировой «Фильм без плёнки или шагающее чаяпитие» и «Университет хиппи» (даже здесь они поперёк планеты всей). О «Путешествии из Медногорска в Санкт-Петербург», перепечатанного из «трёшки»-ГОЛОС’а, разговор отдельный. Каюсь, спорол косяка в прошлом обзоре (# 3/8 «сДМ»), сказав, что публикация была несанкционированной. S’Ledwind с радости, выпустив # 3 ГОЛОС’а, разрешил перепечатку и благополучно помер, а мне – разгребай. Да и вряд ли он санкционировал публикацию аж под двумя именами: одним совершенно левым, а другим – переиначенным и выглядящим как “Ledwind”. Ну да бог с ними, с хипами.
192281, г. Санкт-Петербург, а/я 36, ХИППИЛЭНД; тел/факс (812) 176-16-50; 2:5030/262.18@fidonet; e-mail: hlspb@rednet/ru;
www.rednet.ru/hlspb. (Окопались, однако, буржуи! Картинка из старого «З.Rider’a»: «зажиточные хиппи в своём доме».)
Событие, которое я так долго ждал, наконец произошло: удалось воочию лицезреть два последних номера проекта PLAY HOOKY! (# 8, 1997, А5 Х 32 стр., # 9, 1998, А5 Х 36 стр.). Впрочем, говорят, # 10 уже появился. Надо сказать, получил я совершенно то, что и ожидал: 100 %-ный D.I.Y.-punk-hc-zine. Рукописные и машинописные строчки, наклеенные на «сплошной коллаж», картинки из журналов для дебилов вперемешку с флайерами – в общем, веселуха. Наряду с расейскими и пост-советскими – наблюдается множество зарубежных команд. На любителя.
610011, г. Киров, ул. Свердлова, 15 – 14, Киреев Эдуард.
ОСКОЛКИ # 13/»99 (А5 Х 80 стр.). Очень затруднительно сказать что-либо, кроме как поздравить редакцию проекта с еще одним удачным выпуском. Все материалы настолько скомпрессированы одной темой, что выделить что-либо особо как более или менее удачное не представляется возможным. Итак, в номере: отчеты Я-хи и С.С. о поездке в Москву с дружественным визитом; «География белых пятен, или Некоторый самиздат в зеркале моих очков» от Сэнди (перемыты косточки КОРЕ ДУБА, КУЛЬТУРЕ ВОСЕМЬ, СВЯЗИ ВРЕМЕН и ПРОГУЛКАМ РАНЕНЫХ); два интервью с Умкой; Интервью со Светланой Чапуриной; интервью с Юлией Теунниковой; «Сейшановыя хроники»; «Прозекторская» (Рецензии на аудиорелизы); Митрофан Насосов: «Сватэнкина любовь»; Еще всякое-разное (записки редактора, письма, прочее…). Редакция ОСКОЛКОВ продолжает делать хороший журнал и продолжает думать, что это, в общем-то, никому не нужно. Возможно, # 14 выйдет тиражом 5 экземпляров: по экземпляру в разные дружественные города.
И вот — он появился, #14 (апрель 2000, А4 Х 52 стр.). Смерть продолжается. Очередной последний номер. Теперь, видимо, действительно последний. Жаль. Ну, да эти люди сидеть сложа руки не станут. Значит – будем ждать чего-то нового. А пока — № 14: фест «Четвёртая Лестница», два интервью с представителями «конаковской формации», рефлексирование КБ и антирефлексирование С.С., очередной экзи-шедевр задним числом Я-хи, попытка анализа творчества Ермена (хорошо, что ДО, а не ПОСЛЕ), обзор аудио и издата, каталог «осколки звукопись», краткий путеводитель по клубам двух столиц от Галкина (Серёга, а в московском ОГИ ты бывал?), и – буду неоригинальным – лучший материал номера «Ура, мы обосрались!» – восемь с третью строчек, достойная кода как № 14, так и всему проекту в целом… Мысли по поводу: «Живым – это лишь остановка в пути…» – или, всё же, «Мама сказала – домой!»???
Благодарности и пожелания всего самого наилучшего просьба направлять по адресу: 192071, г. Санкт-Петербург, пр. Славы, 36 – 47.
Из Карелии добрался долгожданный ИNАЧЕ # 3 (1999, А4 Х 112 стр.). Внешний вид этого «журнала альтернативного настоящего», а тем паче его прочтение повергло меня в шок. Тем, что не все так уж плохо – есть в этом мире еще и люди умные, и вариант «светлого будущего» тоже существует. Не буду отдельно разбирать какие-то материалы – весь журнал представляет собой сплошной монолит, точнее – конгломерат мнений, но не различных, а разделяющих единую концепцию. Где-то сквозь излишнюю (но не надуманную) серьезность просвечивает стеб, где-то – наоборот, под внешней легкой формой видятся темные глубины… Слегка обломало и затруднило чтение некоторых статей лишь жонглирование авторами терминами не совсем русского происхождения. Но – это мое личное мнение: академиев не кончали, да и единственный в доме «Словарь иностранных слов» выпущен в свет в 1958 году, что тоже не облегчило мой скорбный труд чтеца. Ну, да, будем надеяться, найдутся читатели и поумнее меня, и все поймут, и будут рады, что может еще собственных Платонов и быстрых разумом…
Издание очень сильно повязано паутиной, множество материалов имеет ссылки на сайты авторов – и это не есть плохо, на мой взгляд. Вот что главный редактор ИNАЧЕ, Вадим Штепа, пишет по этому поводу: «… сейчас “андеграунд” – это что-то совсем непонятное… Особенно с развитием Интернета, напрочь сметающего –границы между городами, странами, жанрами и т.д. Наш ИNАЧЕ держится в сетевом рейтинге в первой двадцатке российских журналов, обгоняя по количеству посетителей всякие попсовые глянцевые издания. Но в “бумажном” мире ситуация пока другая, хотя, надеюсь, и она скоро выправится. Не то, что попсы станет меньше, просто достойные и самостоятельные творческие проекты неизбежно пробьют себе дорогу… Сейчас готовим следующий, 4 номер, надеемся издать его на более качественной типографской базе (у нас в Карелии это не слишком дорого, к счастью). Но главное – развиваем множество сетевых проектов, уже налажен колоссальный информационный обмен с интересными и самостоятельными творческими людьми отовсюду.»
185035, Карелия, г. Петрозаводск, а/я 370, Вадим Штепа. Электронные версии:
http://inache.karelia.ru (Альтернативное настоящее).
http://kitezh.onego.ru (Традиция в мире Постмодерна).
e-mail: inache@karelia.ru.
КУЛЬТУРА ВОСЕМЬ # 2 из Колтушей (2000, А4 Х 60 стр.). Собственно, прочёл одновременно с предыдущим номером (декабрь 1998). Как бы не уверял Аверьянов, что СВИРЕПЫЙ ЁЖ и ЦУКЕНГ «радикально отличаются друг от друга и по форме, и по содержанию» – К8 является их общим наследником и по тому, и по другому: тот же самый аскетизм в оформлении (пишмаш, коллаж, фото), та же самая роскошь (полезная площадь находится только с одной стороны листа), те же темы… Лучший материал обоих номеров и единственный, ради чего стоило наводить тень – «Летние мысли нирванического существа, или Легенды русского рока». Остальное – прогретое солнцем банальностей пресное застоявшееся мелководье, бедное кислородом и загнивающее. Как и прежде – дутый «фашизм», каннибализм, копрофагия, некрофилия и безудержное мародёрство… Впрочем, есть и другие мнения. «Аверьянов достаточно умный человек. Несмотря на все его метания. Мне кажется, он земной такой…» Вот так-то. Подход к тиражированию и распространению собственного проекта: если кто заинтересовался – ищите, ксерьте…
СИБИРСКИЙ ТРАКТ № 3 (1999, А5 Х 88 стр.). Начальник проекта Владимир Скращук: «Хотелось делать исторический, агитационный и еще где-то философский журнал, но поскольку мы всегда шли по пути наименьшего сопротивления и ставили в номер только то, что могли прямо сейчас, без дополнительной обработки, то и получили такую вот музыкально-литературную фигню». Спасибо за откровенность, но номер местами читать было весьма и весьма интересно. Да и в каком еще самиздате можно почитать, скажем, о театре? Еще один несомненный плюс проекта – это комиксы, где-то пародирующие нашу родную телерекламу («Панки грязи не боятся!»), где-то пародирующие нашу не менее родную действительность («Все на выборы!»). На этом плюсы, к вящему моему восторгу, не исчерпаны: обзор местных аудио-релизов. Обзор концертно-фестивальной жизни – все в кассу. Из интервью выделю разговор с Ульяной Карагод и «попытку интервью» с Орестом Гариным. В обзоре издата зацепила негативная оценка ростовского проекта КОРА ДУБА (см. сДМ # 3/8) с вердиктом:»… мы приветствуем «Кору Дуба» как лишнее подтверждение тезиса: Сибирь и Россия – разные страны». Я уверен, дуб-коровцам понравилось. Лично меня, как стяжателя и складывателя всякого бумажного хлама заинтересовала «История иркутского самиздата». Что еще интересного? Несколько мнений на счет неоднозначнохитровыебанной фигуры нового русского писателя про заек В. Пелевина и его нового романа «Generation П». Я лично роман не читал, но, по-моему, generation П от generation Х мало чем отличается… Заканчивается номер блоком литературно-художественных опусов под общим заголовком «Соль» (журнал в журнале?) и и важными уведомлениями: «Публикуется на правах отдельного издания» и «Самиздат. Продаже не подлежит». Да кто купит?..
664007, г. Иркутск, до востребования Скращуку В.В.
Неподалеку от Иркутска есть город Хабаровск. В городе том живет человек по имени Пантакрин, выпускающий журнал имени себя. Одновременно он выпускает «приложение» под названием ХА. Так вот, сам проект ПАНТАКРИН до Урала не дошел, а два номера приложения побывали у меня в гостях (№ 4, А5 Х 16 стр.; № 5, А5 Х 32 стр., оба, видимо, 1999). Из разряда «и чё увижу, о том спою», все как всегда: обзоры концертов, аудио и пр. Но все это разбавлено немалой дозой юмора, поэтому читать было ненапряжно. № 4, например, открывает «Правда о Пушкине. Беседа первая». Беседа сия приурочена к 200-летию солнца сами знаете чего. Или – «Особенности национальной традиции». Рецепт приготовления: взять статью о русской вышивке, в которой («вышивке») повсеместно заменить «ш» на «п». Еще несколько легких отделочных штрихов – и готово к употреблению. Пе6чатаются какие-то куски каких-то «художественных» текстов, с продолжением, причем куски в № 5 отнюдь не являются продолжением кусков в № 4. Или я не въехал. В общем, совершенно безбашенное издание.
680051, г. Хабаровск, ул. Малиновского, 39 — 139, Терещенко А. В.
Между тем, из Хабаровска добрался ещё один проект – ЧЁРНО-БЕЛОЕ ВИДЕНИЕ МУРАВЬЁВЪ АМУРСКИХ # 1 (2000, А5 Х 18 стр.), и оказался довольно интересным. Радует, что практически все (за исключением текста Слободана Шнайдера, да и то…) материалы – родные, хабаровские: история, хроника, интервью… С нетерпением жду # 2. Адреса нет, к вашему сожалению.
SE LA № 13 (декабрь 1999, А5 Х 24 стр.). Кажется, этому изданию дальше двигаться некуда. «Золотая середина» существует только для эклектичных изданий, для узконаправленных же фэнзинов может существовать лишь вершина. SE LA остается на своей вершине уже достаточно долго. I-ван пишет: «Больше всего мне не хотелось бы «застыть» на какой-то одной форме. Была даже идея сделать номер не о реггей, заменить пальму в заголовке на ёлку. Но пока было решено остановиться на более компромиссном варианте: параллельно SE LA делать еще один журнал – «Колобок Forever». Материал уже копится.» Что ж, ждем «Колобок», А пока – читаем в SE LA № 13: MADNESS; Боб Марли продолжает рассказывать о себе на двух языках; две рецензии на новый альбом ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА «Против Наркотиков»; рецензия на CD-компиляцию «Dub Communiti of Russia» от Алексея Коблова и окончание «Moscow Reggae» от него же; в рубрике «Самиздат» рецензия на № 4 журнала КОРА ДУБА и интервью с Алексеем Голубовским из него же; материал о группе КУБА; «Абиссинцы» из Кёнигсберга»: ВСТРЕЧА НА КОНГО; письма читателей… № 14 был обещан на лето 2000 года.
Республика Марий Эл, 424037, г. Йошкар-Ола, а/я 28, Земцов Иван. E-mail: regina@margu.mari.ru.
Когда уже было решено закончить сбор материалов и начать подбивать бабки -–я получил наконец долгожданный пакет из Тольятти с не менее долгожданным «меломанским информлистком Платона Саранкина» ГОЛОВА = ДВА УХА (№ 1, 2000, А4 Х 16 стр.). В «Редакторской» объясняется, что сей проект – наследник по прямой журнала САРАНКИН-FOREVER (см. ЧЧ в # 3/8 сДМ). Это на самом деле «меломанский информлисток», содержащий обширные рецензии на альбомы западных музыкантов: BOBBY McFERRIN “BANG! ZOOM”, он же & YO YO MA “Hush”, MUNGO JERRY с одноимённым альбомом, COCKNEY REBEL “The Human Menagerie”. Кому-то из вас говорят что-то эти имена? Если да – то это издание для вас. Плюс – два материала о битлах: «К новейшим тенденциям в жуковедении» уважаемого Платона Саранкина и «Белые пятна Белого альбома» не менее уважаемого Дронта Андреевича Крокодилова. Моё мнение о проекте – проект нужный и интересный. Рассказывать о западниках перестало быть привилегией «толстых» проектов («Энск», «У!ББ», «Забриски Rider», тот же пресловутый «Fuzz»). Слово взял живой человек, причём человек врубающийся и внятно излагающий свои мысли, что в литературном плане гораздо ценнее корявых пересказов с английского в различных “наци-антифа-панк-кор-зинах». Никак не решу, плюс это или минус – уважаемый Платон на страницах упоминает и полемизирует с различными вымышленными персонажами (причём, не понятно, — они сами себя вымыслили, или они – плод больного воображения автора?). Узкотусовчатостью отдаёт… С другой стороны – видимо, мало кто кроме этих персонажей получит экземпляр издания… Заходите побеседовать к Платону, музыку послушать. Адрес редакции (для приходов): город Арасьма, улица Говночистов, люк теплоцентрали под старым дубом (приходить в очень грязной одежде!). Если таковой не отыщется в вашем гардеропе – не парьтесь, а напишите письмо:
445042, Самарская обл., г. Тольятти, почтовое отделение № 42, до востребования – Громову Антону.
IN A FREE LAND’zine # 1 (декабрь 1999, А5 Х 24 стр.). Прибыло в стане альтернативщиков-антифашистов, коих и так уже до хуищи. Содержание и оформление – 1 : 1. Сколько можно? «Колонки», рецензии, комиксы, манифесты, интервью, поучающие переводы, поиски фашистов под собственной кроватью…
Адрес – пока только электронный: friland@mail.ru.
УТОПИЯ # 3 пока не вышел, вместо него есть листочек с тем же названием, содержащий некоторые «новости, которые, возможно, протухнут к моменту их выхода». Сообщается, что # 3 и # 4 УТОПИИ готовятся (декабрь 1999). Ждём-с…
Адрес прежний: 113208, Москва, М-208, а/я 80, Тупикину Владлену Александровичу.
Узрев брянский OR’zine # 6 (1999, А4 Х 32 стр., совместный выпуск с ELEANOR), я понял, что дело “RockCor’a” живёт и побеждает. Наверное, подобная форма – золотое сечение “extreme music fanzine”. Наполнение – традиционно: интервью, рецензии, биографии групп, масса контактов… Сюрпрайз: на стр. 1 присутствует рекламка некоей студии АОР из Барнаула (далековато от Омска?), командует где всё тот же неутомимый Косогов Юрий Фёдорович – как иллюстрация печально известного тезиса о том, что сколько волка ни корми – а говно всё равно всплывает.
241029, г. Брянск, пр. Московский, 19 – 59, Хмелёв Юрий Владимирович.
Полку пидорасов прибыло! Ещё одно порождение столичных мудрецов – «музыкальный журнал СВИSTOPЛЯС», № 1 (2000, А4 Х 44 стр.). Что называется, «по образу и подобию» преподобного FUZZ’a новейшего образца: глянцевая обложка, дорогая бумага, цветные фотки, содержимое (КАЛИНОВ МОСТ, АЛИСА, КОРОЛЬ И ШУТ, ПИЛОТ, АЛЕКСАНДР БАШЛАЧЁВ, DEAD CAN DANCE – вынесены на обложку). Ну, что сказать об этом блядстве? Уважаемый С. Гурьев, вручая С. Ветру экземпляр этого ж, открыл его на страничке с кучей цветных фоток Светки Чапуриной и изрёк: «Вот!.. Остальное – попса». Надо сказать, ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ в подаче СВИСТОПЛЯСА – тоже попса. Не завидую нередкому умению всё изуродовать… Несколько выбивается со знаком + статья Андрея Бурлаки о Башлачёве, да и то, правду сказать, пляс со свистом на костях. (Во, бля, загнул. Да я – Гоголь!)
Издание, конечно, — никакой не самиздат. И слава Б! Адрес редакции: 123424, Москва, Волоколамское шоссе, 73, ком. 233. Телефон (095) 490-07-55, но можно послать и по факсу (095) 490-66-09, и даже на пейджер 234-18-18 аб. 103076. E-mail: svistmag@mail.ru.
ДВЕРЬ (1999, А4 Х 16 стр.). Помнится, при Перестройке была в Москве газетка с тем же названием. О преемственности говорит и рекламка магазина «Давай! Давай!» на последней обложке, и бестолковое наполнение. Многое – мимо. Осталось в памяти: «Все будет хорошо» (земной путь Вени Д’ркина – чтение для начинающих); «Новое Средневековье» (добротное интервью с Сергеем Калугиным, самый крепкий материал выпуска); «НАИВ: шок заставляет думать» (когда-то считал НАИВ одной из лучших российских панк-групп, затем разочаровался, теперь – не знаю, что и думать); «Пираты-Миссионеры» (на самом деле, продают только того, кто хочет продаваться); «Черно-Белое Восприятие» (интервью с художником Андреем Ковалевым). Что ж, для 16 страниц не так уж и плохо. Оформление – средне-аккуратно-типографское. Адрес издания напомнил о «Сдвиге» и прочих рок-лабораторских выблядках.
103012, г. Москва, Старопанский пер., 1/5, ЕНМЦ. Тел.: 923-46-49; факс 298-62-42. e-mail: dver@ok.ru.
Наконец, восстала из пепла «астраханская рок-газета» ФЛЭТ. У редакции были трудности с базой – но теперь они позади: появились новые компьютер и принтер, и проект ожил (№ 1/18, 2000 г., А4 Х 4 стр.). Львиная доля выпуска посвящена пребыванию в Астрахани Умки и Бори с концертами в сентябре “99 года. Остальное – местная информация. Целую страницу зачем-то занимают «Традиции системной вписки» некоего Крота из Владивостока. По-моему, это – пицца по телефону. Если человек не умеет себя вести – тут уж, извините, всякие советы и традиции бессильны. Еще – у проекта появился свой сайт в интернете, где содержится множество интересной и полезной информации. № 2(19) и № 3(20). Большую часть № 2 занимает информация по следам фестиваля «Культурные герои ХХI века», прошедшего в Астрахани ещё в прошлом году. Также присутствует довольно объёмный опус «Как мы были на гастролях, или Лучше бы сходили в дельфинарий» с продолжением в № 3, повествующий о поездке астраханской группы ОГЛУШЕНИЕ СОЗНАНИЯ в город Волжский. Как всегда в этом проекте, самыми интересными для меня оказались «АстРок новости». Остальное – заполнитель в виде скачки с интернета, каких-то рассказиков и прочей шелухи… В № 3 самым интересным оказалось «открытое письмо в редакцию астраханской газеты «Мы молодые» Сани Рубенштейн, называющееся, естественно, «Саня опять ругается». Хотя люди, пытающиеся вести полемику с «официальными журналистами» для меня стоят на одной доске с людьми, беседующими с инопланетянами… Вновь «АстРок новости». Остальное – голяк, как всегда, третья-четвёртая часть номера…
414024, г. Астрахань, а/я 3.
http://www.chat.ru/~astflat
Вот и добрался до нас свежайший выпуск старейшего российского самиздат-проекта ЛЛОР-Н-КОР (ноябрь 1999, № 37, А4 Х 16 стр.), первый номер которого появился еще в “86 году. Интервью с главным редактором этого проекта Дядей Джи есть в этом номере «сДМ», информация о самом проете – в «Золотом кушнировском подполье». Я же – о содержании № 37. Видимо, потому, что разрыв между № 36 и № 37 составил два года, этот выпуск такой пухлый – предыдущие все (?) состояли из 4-х страниц. Главное событие для Дяди Джи этих двух лет – очередной приезд в Расею его кумиров навсегда DEEP PURPLE. Распечаткой их пресс-конференций в Москве и Питере и открывается этот номер, а фото Д.Джи с Яном Пейсом напечатано в газеце целых два раза. Далее следует рассказ о поездке в первопрестольную на концерт WHITESNAKE, велико-лукские хроники за два года (5 страниц!), «опыт обзора магнитоиздата», рассказ о фестивале «Возвращение-8», интервью с Алексеем Воробьевым и Марком Волковым (FRAULEIN FICK-FICK) в ипостаси хозяев “F.F.F. studio”, а также об одном из последних их проектов – записи аудиосборника участников феста «Псковская весна “99». В целом проект создал какое-то светлое, доброе впечатление. Сквозь его страницы виден немолодой уже человек, верящий в свое дело. Удачи тебе, Дядя Джи!
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, 40 / 33, кв. 9, Геннадий Моисеенко.
От йошкар-олинских МУХ к порогу нового тысячелетия осталась лишь МУХОСРАНЬ – листочек формата А4 Х 2 стр., «еженедельный общественно-политический и литературно-музыкальный бюллетень». Майк Хватов, редактор оного, когда не хватает собственных йошкар-олинских событий, шакалит по другим изданиям. В общем – очень противоречивое впечатление. В одном выпуске уживаются отчет о реггей-вечеринке, посвященной 55-летию Боба Марли, кусок истории AC/DC, реклама гастролей АЛИСЫ с фото Кинчева 10-летней давности и комикс на ту же тему (в смысле, гастроли АЛИСЫ).
424038, г. Йошкар-Ола, ул.Петрова, 3-174, Майк Хватов.
ХРУСЬ № 2 (ноябрь 1999, А4 Х 38 стр.) добрался до Уральских гор из далекого города-героя Бреста, из теперь уже другого, сопредельного государства, но поведал мне не только о рок-сцене самого Бреста и ближних ему Барановичей, но и – еще раз – о псковичах (КРЕЙZИ ХАУZЪ и других). Ей-богу, активность Александра Сумкина начинает меня пугать. Ну, хорошо уже то, что благодаря ему ХРУСЬ узнал о нас, а мы – о нём. № 3 (март 2000, А4 Х 40 стр.) приятно удивил своим развитием. Пелена над брестскими рок-делами начинает рассеиваться. Слегка – не обломала, а только лишь удивила – перепечатка из газеты «Рок-кафе» за май «91-го года о фестивале «Нон-стоп над Бугом» в «91-ом же году. Преданья старины глубокой… а зачем? – Не знаю. Наверное, тамошним людям это полезно освежить в памяти. Во всяком случае, им виднее. Присутствуют также рецензии на альбомы и издат. Рекомендую!
Республика Беларусь, 224022, г. Брест, ул. Волгоградская, 12 — 176; тел. /0162/ 43-30-73, ТО Хрусь.
В Тюмени на почве ЧЕРНОЗЕМА произрос ШИПОВНИК (№ 9, 1998, А5 Х 61 стр.) (Помните диалог из «Ларри Флинт против всех»? «60, 62 страницы – хорошо. 61 страница – плохо. У листа две стороны!») Ну, это не лажа – скорее, изюминка. В целом – номер очень плотный, все выдержано в одном стиле – и даже на одном уровне. Приятно. В основном – дела тюменские, сегодняшний день и преданья старины глубокой. Отдельно хочется выделить алкогольно-фантастический роман «Павлин – птица певчая!» Конечно, не Венедикт Ерофеев, но…
625000, г. Тюмень, а/я 5010, Бедарев И.
Тульский проект СТАЛИН (см. «Что Читаем» в # 3/8 сДМ) обернулся в… СТАЛ ИМ (# 1, 2000, А4 Х 20 стр.). Надо признать, проект этот показался мне гораздо симпатичнее и интереснее предыдущего. Поздравляю! «Журнал будет писать о музыке, но это не будет доминировать над всем остальным. Стихи, эссе, проза и публицистика». Всё это есть в # 1, и в далеко недурном качестве. Рекомендую! Ищите – адреса нет…
На карте Необъятной появилась еще одна точка: город Татарск Новосибирской области. С 1998 года там издается бюллетень YES FUTURE !, выросший за это время из сложенного вчетверо листочка формата А4 в нечто вроде журнала (№ 5, 1999, А4 Х 24 стр.). Основные составляющие этого проекта, во многом пересекающиеся, это: хардкор, стрейтэдж, кришнаизм и вегетарианство. Подача материала базируется на огромном опыте уличных прилипчивых сектантов-агитаторов до такой степени, что после чтения хочется вымыть руки. Бюллетень пропагандирует чрезвычайно здоровый образ жизни – а по сути, подменяет один опиум другим. Ребята, видимо, возомнили себя Последней Инстанцией и узурпировали Право на Истину. «А тем, кто не с нами – гореть в аду!» Впрочем, со многими положениями я согласен – но также многого принять не могу. А некоторые положения мне просто смешны. «Подержите кусок мяса несколько дней под солнцем – в вашем организме мясо превращается в то же самое за несколько часов», — вещают вегетарианцы. Да, согласен. А вы, господа, видели силос? Нюхали? Ощущения не менее тошнотворные, могу вас уверить. Милые мои, будьте же последовательны! Вы не хотите есть мясо, потому что для этого надо убить живое существо. Но разве растения менее живые, чем те же коровы? Корова жует траву и никаких угрызений совести при этом не испытывает. И чем плоды фруктовых деревьев не те же эмбрионы, какими вы называете, например, куриные яйца?.. По вашей же вере вам и воздастся, («Если туп как дерево – родишься баобабом…») Конечно, проповедь во благо человечества – в чем-то завидная миссия, но не надо забывать, чем вымощена дорога в ад. К тому же, в этом мире так легко все поставить с ног на голову: отказывать людям в свободе выбора (в данном случае – секса, наркотиков и мясного рациона) – это ли не фашизм?..
632120, Новосибирская обл., г. Татарск, ул. Ленина, 97 – 15, Шведов Алексей.
Из города Краснодара собрат по разуму прислал свой рукописный DIY-проект ТОЧКА ЗРЕНИЯ (# А, май 1999, А5 Х 16 стр.; # 2, октябрь 1999, А5 Х 16 стр.; # 1, январь 2000, А5 Х 20 стр.). Музыки как таковой либо чего-то ещё конкретного практически нет, в основном – мысли автора проекта по различным поводам и без оных. Искренне и живо. Аудиорецензии выдержаны в следующем ключе: «Попросил я как-то у вокалиста группы »П— Д——-“ послушать их новый, типа, альбом. Он отмазался. Наверное думает, что я пойду и куплю его. На х— мне ваш альбом нужен».
К # 4 (май 2000, А5 Х 16 стр.) этот проект начал раздражать. То, что хорошо для первого номера – плохо, если возведено в принцип. За год, прошедший с # 1, ТОЧКА ЗРЕНИЯ Михаила ничуть не изменилась. Да человек ли это, а если да, — то не картонный ли?..
350075, г. Краснодар, ул. Селезнёва, 146 – 61, Миронов Михаил. ИНТИМ НЕ ПРЕДЛОГАТЬ!
Появился № 3 ЕГИПЕТСКОГО ПИСЬМОВОДИТЕЛЯ (октябрь 1999, А4 Х 114 стр.). Я не знаю, что сказать об этом проекте, не знаю! Как не знал и год назад. Это НЕ проект в обычном понимании, НЕ музыкальный самиздат и НЕ совсем обычный литературный. Это надо видеть, это надо держать в руках, это надо читать. Проект – ни что иное, как рукописное творение одного человека, Ромы Леонова, записывающего свои мысли в более-менее литературном виде, но в общем – на несколько порядков глобальнее, нежели Миша, автор ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Ощущение – держишь в руках живое пульсирующее сердце… Адреса нет – да и кому нужен чужой геморрой?..
NORA из Тутаева (2000, А4 Х 14 стр.) – нечто невразумительное. С первого взгляда производит впечатление творчества хулиганов (сиськи, письки…). Далее – не всё так односложно. Рецензия на альбом Арефьевой «Реггей Левой Ноги»; труд «Водятся ли в Африке Бармалеи?» прочтению не поддался по причине максимального сочетания рукописности и херовости ксера; «обзор старинок», в числе которых “STOOGES – 1969”, “V.U. and Nico”, NEW YORK DOLLS “Live in NYC”; литературные экзерсисы некой Вари Егоровой… Ложка дёгтя – дурацкие постеры: JOY DIVISION, осквернённый Б.Г., 130 лет со дня рождения В. И. Ленина… Адреса нет.
Продолжает радовать выпусками своего проекта EX-PRESS Анатолий Чемоданов. Напомню – проект целиком посвящен самиздату. Но – Анатолий печатает также интересные материалы из архивных изданий и рецензии на аудио. К № 8 изменился формат: теперь это 2 стр. А4. Впрочем, к # 9 формат вернулся к А5, зато объём вырос до 8 стр. Хоть какое-то движение… Адрес – прежний:
427410, Удмуртия, г. Воткинск, ул. Павлова, 2 – 42, Чемоданов Анатолий.
Часто попадаются в руки издания, которые никак не отнесешь к «музыкальному самиздату». Подобные я делю для себя на две группы: «экологические» и «анархические», хотя деление это в ряде случаев весьма условно. (Существует еще «политический» самиздат, но мы его касаться не будем. В этот раз. Хотя вышеназванные две группы с самиздатом политическим также очень часто пересекаются.)
Хотелось бы взглянуть на явление, может быть, с неожиданной стороны. Неожиданной – это как посмотреть. На самом деле, с этой стороны на проблему смотрят многие миллионы «нормальных» граждан, поэтому этот взгляд не столь уж неожидан. Я говорю о коварном порождении мирового Вавилона – кино. Точнее – о корпоративном кино голливудского толка. В свете экологических изданий начинаешь понимать, что все эти истории о смельчаке-одиночке, спасающего землю от экологического коллапса – не более чем розовые наивные сказочки для дурачков: успокойтесь, все само собой устроится. Не устроится, мы в полном дерьме. Успокойся – и утопнешь.
ЭКОЗАЩИТА (# 16-17, 1999, А4 Х 60 стр.) – журнал группы «Экозащита!», издающийся в Калининграде при финансовой поддержке alert fonds, Нидерланды. Издающийся очень красиво – именно таким, наверное, должно быть идеальное экологическое издание (для рок-н-ролльного, впрочем, несколько суховатое). Далее – процитирую оглавление # 16-17: «Открывает номер краткий отчет о славной деятельности Антиядерной кампании СоЭС и группы Экозащита! В ушедшем году и более развернутое освещение одного из ее деяний» (запрещение ввоза отработавшего ядерного топлива из Болгарии в Россию для переработки и хранения его на заводе «Маяк» под Челябинском). «Мы продолжаем знакомить читателей с гражданскими инициативами, предпринимаемыми как в России, так и за рубежом, и с тем, какие формы они принимают, с радикальным экологическим движением и, в частности, с движением Earth First!; вы также найдете материалы, посвященные размышлениям о стратегии движения и памяти погибшего активиста Earth First! Наконец, главная тема номера – антиглобализация экономики.» Очень рекомендую людям, не только интересующимся проблемой, но и тем, кто хочет что-то сделать для ее разрешения.
236000, г. Калининград, Главпочтамт, а/я 1477, Владимир Сливяк, тел./факс (0112) 437286. Е-mail: ecodefense@ecodef.koenig.su.
Продолжает выходить «антифашистская газета вольных ежей» ТУМ-БАЛАЛАЙКА (3 13 – сентябрь-декабрь 1999, № 14 – январь-март 2000, А4 Х 32 стр.), пожалуй, из подобных изданий – самое симпатичное. № 13, в основном, как я понял, составили материалы семинара о состоявшегося 7 ноября 1999 года в Питере: уничтожение евреев, цыган, эсперантистов, гомосексуалистов и лесбиянок нацистами. Меня же привлекла более всего в рубрике «Киноревю» статья «Суперколосс, или Добро пожаловать в Россию!» – о последнем «шедёвре» режиссёра Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Мнения на счёт этой опупеи могут быть самыми различными, но со статьёй ознакомиться, считаю, следует всем сторонам. Вообще, рубрика «Киноревю» – для меня едва ли не самая интересная в ТУМ-БАЛАЛАЙКЕ. В № 14 с удовольствием прочёл в ней материал о фильме польского режиссёра Агнешки Холланд «Гитлерюнге Саломон». Также в № 14 привлекли моё внимание следующие материалы: «Американская история Икс (О «неправильном» антифашизме)» (опять – кино!), «Хемингуэю – 100 лет» (угадайте, об чём), «чеченская правда» – и всё… Факт, заслуживающий внимания: на обложках обоих выпусков красуется физиономия нашего Нового Президента. Герой нашего времени, ё-ка-лэ-мэ-нэ!..
189620, Санкт-Петербург, Пушкин – 1, а/я 8, Ежовой Е.Т.
http://igel.da.ru.
Тема терроризма вдруг стала актуальной для России прошедшем году. Для Голливуда и анархических изданий она была актуальной всегда (можно сказать). Та же агитка: банда террористов, хайрасто-лысых, нечесаных, по обыкновению интернационального состава (даже если они – ливанские террористы, руководит ими морально падший янки), одетые как байкеры, только в руках у них вместо цепей «узи», — захватывают какой-нибудь офис либо целый небоскреб (самолет, город…), выдвигают революционные требования. Все это всего-навсего для того только, чтобы хапнуть денюжки и смыться. Но – попадают впросак: против них выступает… Ну, что я вам пересказываю, вы без меня это сотни раз видели. Вот, кстати, зачем был нужен янки-предводитель ливанских террористов: против него (в финале обычно один на один) выступает стопроцентный WASP, а биться с уроженцами «второго» и «третьего» миров врукопашную ему западло (это типа как Шварцнеггеру против безмозглой гориллы); скопом гасить – этим они еще не брезгуют, то тут побомбят, то там…
А теперь представьте, как банда нечесаных «лиц кавказской национальности» в кожаных жилетках на волосатое пузо таскают мешки со взрывчаткой в подвал жилого дома в центре Москвы, надеясь еще при этом сорвать некий куш. Что-то не так? Опять этот «русский менталитет»! Какой-то и терроризм у нас, выходит, неправильный?.. С целями же и методами «правильного» терроризма знакомят нас некоторые анархические издания.
ТРАВА И ВОЛЯ (№ 4, май”97 – март”98, А4 Х 46 стр.) – экстремальное анархо-психоделическое издание. Наполнение номера стандартно для подобных изданий – от лозунга «Разжигай пожар революции!» до «фундаментальных» статей («Террор: идеология, структура, развитие» П.Н.Исаева) и «приколок» (см. стр. 22). Оформление – тоже в ключе: смешанный пишмаш/компьютерный текст, коллажи, рисунки, — местами весьма стильные. Рекомендуется для развития общего кругозора.
115563, г. Москва, а/я 66.
АВТОНОМ (№ 11, август-ноябрь 1999, А4 Х 20 стр.). Новейшие новости и прочие старости из мира анархии. Анархисты в своём амплуа. Полемика. История. В рубрике «Идолы 60-х» Аллен Гинзберг. Материал «Если Вы анархист и Вас вызвали на допрос?» соседствует с сообщением о том, что Лариса Щипцова освобождена. Парижская коммуна, вторая чеченская война и сапата. Сквотинг и автостоп. Обзор издата и аудио. Музыка: ATARI TEENAGE RIOT. Предвыборная листовка «Каждая жопа хочет пахнуть розой». «Если бы выборы что-то меняли – их бы давно запретили!» – самая трезвая фраза всей газеты. А если бы АВТОНОМ мог что-то изменить?..
350001, г. Краснодар, а/я 3472.
е-mail: fak-kr@mail.ru.
http://www.fak95.da.ru (under construction).
Вышел № 12 «международной анархической газеты» ВОЛЯ (май 2000, А4 Х 12 стр.). Посмотрите на дату выпуска – и вы сразу поймёте, чему посвящена добрая половина его печатных площадей. Меня же в первую очередь заинтересовали «околомузыкальные» материалы: «Медаль за измену Родине» (интервью с Ерменом Анти), повествование о новом культовом московском формэйшене РЕГУЛЯРНЫЕ ЧАСТИ АВАНТЮРИСТОВ, и интервью с участниками беларусской группы HATE TO STATE. А вот порпытки разделить мир на «чёрное» и «белое» – заебали уже!..
113208, Москва, М-208, а/я 80, Тупикин Владлен.
E-mail: volja-lja@mail.ru.
Получил несколько номеров «молодежной газеты» НОВЫЙ ГОРИЗОНТ. Неполиткорректно и… неинтересно. К тому же – как-то подленько: «бороться с системой нужно, но лучше – тайно, по переписке, чтоб всех не пересажали…» – из письма одного из авторов. Таких вот анархастов Россия имеет на данный момент – достойных детей кухонных шестидесятников. Адреса нет, потому охотников поддержать «почтовую герилью» ждет облом.
Вот и все на сегодня. Как видите, что-то ещё происходит, и волна «новейшего» самиздата не спадает. Пугает лишь тенденция резкого расслоения издата на «наших» и «не-наших», — но это лишь зеркальное отражение происходящих в обществе процессов. Всё катится, как положено – с надлежащим ускорением и в нужную сторону. Куда кони принесут? Кто их остановит?.. А пока всё движется – пишите письма. Вот только вонючее почтовое ведомство вновь в два раза увеличило тариф на свои так называемые «услуги». Они думают, что в жизни самое ценное – это деньги. Так пусть им воздастся по вере их. А мы – мы обязательно напишем письмо другу. Напоминаю: будьте бдительны! Враг не спит! Не пишите на конвертах никаких «редакций» и прочих красивых слов, если их нет в адресах! И – до новых встреч!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
В # 2(7) «сДМ» была реклама некоего INDEPENDANTPRESSBURO из города Воронежа. Предлагалось высылать свои издат-проекты – для составления списка независимой прессы, рекламы, всяческой помощи издателям и иных благ. Есть основание подозревать, что в этом месте ничего этого не делается, кроме пункта первого (составления списков). Списки, видимо, затем передаются в компетентные органы. Будьте осторожны! Прошу прощения у всех, кто повёлся на этот тухлый пряник. Ваш А.
Сбор материалов закончен 1 октября 2000 года.
Ваш АРХИВАРИУС.