РЕЦЕНЗИИ ОТ БАДЫ

УМКА & БРОНЕВИЧОК: ВЕЛЬТШМЕРТЦ, 2000 г.
 
 
Умка – замечательная, как всегда. Про этот альбом был уже наслышан – что сильно мрачный и депрессивный, а оказалось – нет, пожалуй, светлее, чем «Ход кротом». Вообще, приятно, что Умка все свои знания о роке 60-х вкладывает в студийную работу, и сама импровизирует. Вот нафыркала на губах вступление «Я знаю, где живёт Сид Барретт», аппаратом прошлась по тембру этого фырканья – и пусть продвинутые башку ломают: откуда такая дудочка с нестандартным звуком? Как всё просто! И радостно, что ей самой всё это интересно. Кажется, на альбоме нет и двух песен с одинаково звучащими барабанами. «Всё идёт своим чередом» – по мелодике – самое обычное буги, а какой прекрасный гитарный звук. И, кажется, сознательно мочит самую грубую и неряшливую рифму там, где хочет выразить предельную горечь и злость: «Отойди, не трогай его – / Может, ему там хорошо». Упоминание лодки и башни – по-моему, впервые Умку всерьёз достали общесоциальные несчастья; вкупе с образом «как твой развалившийся дом?» – вообще мог получиться исчерпывающий образ страны, где всё жрёт энтропия и усталость, но Умка, видимо, не захотела громоздить. Ладно, и я не буду.
«Бедный дурак» – возможно, перевод классического образца «I Pity the Fool», но мне не понравилось: для моего уха – перебор эстрадности. «Ветер и твоя голова» – тоже: версификация, на какие эта просвещённая барышня наверняка способна в беспредельных количествах и не напрягаясь – а здесь мне ещё и БГ вспомнился начала 90-х («Его звали Сувлехим Такац, и он служил почтовой змеёй»…), когда я его ещё любил, но уже нехорошо удивлялся. Всё остальное – полный улёт. «Забудь» – мощно и страшно, хоть и слов не разобрать, и вокал играет всеми красками, и следом – «Как за мир и за любовь» – голая гитарка среди шикарно аранжированных песен – звуковое соответствие оголённого провода – с ума сойти! А «Люди под сорок» – думаешь, кокетничает? А по-моему, какой-то отголосок от концерта «Умка без Б…» (без Борисовой? Без Березовского?) – я как раз после него понял, сколько близких людей Умка потеряла и насколько на неё это навалилось. И здесь то же самое: «Все, кто мог сойти с ума – давно посходили, / Все, кто мог умереть – давно уже в могиле»… А ранние песенки – это, конечно, кладезь. «Пропади ты, сука» в раннем исполнении не слушал, но здесь звучит убойно. Смешно, но «Колыбельная для зеркала» по мелодике напомнила приэстрадненные кантри-баллады, которые Ринго Старр исполняет с середины 70-х и до наших дней. А, кстати, «Бедный дурак» по аранжировке и гитарному звуку похож на часть песен Джорджа Харрисона с альбома «33 & 1/3» (1976), хотя у Джорджа, хоть альбом и был не из лучших, подобные вещи поядрёнее звучали. А может, это уже мне надо карету с мигалкой и камзол с долгим рукавом…
 
 
Умка & «Броневичок»: ВЕЛЬТШМЕРТЦ
 
1. Своим чередом
2. Бедный дурак (1991)
3. Забудь
4. Как за мир и за любовь
5. Одиннадцать тысяч жизней
6. Суета сует
7. Колыбельная для зеркала
8. Ветер и твоя голова
9. Я знаю, где живет Сид Барретт
10. Блюз холодной индейки (1986)
11. Пропади ты, сука! (1987)
12. Прощайте! (1986)
13. Люди под сорок
 
Слова — Умка
Музыка — Умка и Бро.
Умка — голос, гитара
Боря Канунников — гитары, голос (7)
Миша Трофименко — бас
Боря Марков — барабаны
Игорь Ойстрах — гармошка (7)
Саныч — ритм-гитара (2)
Записано Олегом Буробиным (Барракуда Рекордз) на 8-канальный ADAT в сентябре и октябре, кроме N9; N9 — Яном Сурвилло в студии MYM 6 декабря.
Сведено Яном Сурвилло при участии Броневичка на студии MYM в октябре-декабре 2000 г.
Мастеринг — Е.Гапеев
Обложка — Р.Фурман
Фото — А.Барский, Д.Дектор, Умка, прохожий
Лого Броневичка — Вовка Орский
Дизайн — Умка, Д.Дзюба
Компьютерная поддержка — А.Калагов, J.A.Манухин, Tim Wizard, КотМатроскин
Выпущено Броневичком и Отделением Выход
Отдельное спасибо Среднему Уху
🙂 2000
Все права якобы защищены
 
 
СВОИМ ЧЕРЕДОМ
 
Але, привет, как дела
Как твои четыре угла
Как твой развалившийся дом
Все идет своим чередом

Опять болит голова
Время без пятнадцати два
Снова ничего не успеть
Не поиграть, не попеть

Все идет своим чередом…

Если ты увидел пакет
Коему хозяина нет
И никто не знает, что там
Сразу сообщи ментам

Если в гололед и пургу
Человек лежит на снегу
Отойди, не трогай его
Может, ему там хорошо

Все идет своим чередом…

Смертью атакована в лоб
Лодка превращается в гроб
Этих новостей не снеся
Башня задымилася

А вчера сосед рассказал
Провалился Курский вокзал
Видимо, уже никуда
Не уйдут с него поезда

Все идет своим чередом…
 
 
ЗАБУДЬ
 
Я недолго ждала пресловутого приказа «беги»
У меня нет угла, но я умею нарезать круги
Я неуловимый Джо или тот колобок
Что от бабушки и дедушки ушел без головы и без ног

Но это лучше, чем переводить документацию фирмам
Чем придумывать русские слова к американским мультфильмам
Лучше, чем учить языку чужого ребенка
И висеть на суку, вспоминая ненавистного Бонка —
Забудь

По заброшенной дороге катится пустая телега
Но это лучше, чем всю жизнь искать предлог для побега
Лучше, чем всю жизнь выводить кровавые пятна
Я не лучше других, но я лучше себя вероятной

И это лучше, чем качать из лопоухого Сороса гранты
Лучше, чем на драном хвосте завязывать банты
Лучше, чем следить за рекламой, за собой, за базаром
И проснуться однажды заслуженным, толстым и старым —
Забудь
 
 
КАК ЗА МИР И ЗА ЛЮБОВЬ
 
Как за мир и за любовь, трали-вали
Мы немеряную кровь проливали
Воевали мы войну, тили-тили
Всю огромную страну победили
 
 
СУЕТА СУЕТ
 
Суета сует меня куда не надо
Суета сует меня куда не надо
Суета дает меня кому не надо
Поет во мне кому не надо

Может, лучше посидеть и помолчать — не знаю
Может, лучше посидеть и помолчать — я не знаю
Где же мой покой, где мои Гималаи
Скоро я уже залаю
Стала злая

Простота простот, Божия лошадка
Пустота пустот, чтобы стало сладко
Не знает нот нотная тетрадка

Суета сует меня куда попало
Суета поет во мне кому попало
Суета дает меня кому попало
А им все мало
У кого нет норы, тому все время дует
У кого нет своей норы, тому все время дует
Дикий ветер с горы надо мной колдует
На меня претендует

Что же был за день и час и какая погода
Не говоря уже о годе — не было ни дня, ни года
Когда я села за баранку этого бутерброда
Этого громоотвода
Водопровода
Этого мусорного бака
Гребаного кадиллака
Теперь вот каждая собака
 
 
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ЗЕРКАЛА
 
Я хочу заглянуть на ту сторону мира
сквозь дырку в заборе
Лишний раз заглянуть на ту сторону мира
сквозь дырку в заборе
Там летают летучки
Крыльями не шевеля
Там словно тучки земля

Я хочу заглянуть на ту сторону мира
сквозь дырку в заборе
Где за цепью холмов через пару шагов
открывается море
Лес безбашенных башен
Слишком большие цветы
Тут появляешься ты

Кареглазая смерть
Отойди и не засти мне свет
Там, где я есть, тебя нет

Я хочу заглянуть на ту сторону мира
сквозь дырку в заборе
Лишний раз заглянуть на ту сторону мира
сквозь дырку в заборе
Лес без названий
Шелестящая чаща
чудесный кузнечиков хор
Зеленый забор

Кареглазая смерть
Отойди и не засти мне свет
Ты не зеркало — просто портрет
Там, где я есть, тебя нет
 
 
ВЕТЕР И ТВОЯ ГОЛОВА
 
Жил-был парень по имени Лу
Он был жид, пидарас и поэт
Сперва сидел он в своем углу
И думал, что его здесь нет
Но скоро понял что он живой
А многие вокруг мертвы
И он сказал им: возьмите с собой
Ветер из моей головы

Жил-был парень по имени Боб
Не пидарас, но поэт и жид
Он тоже делал множество раз
То, к чему душа не лежит
Он тоже думал, что его здесь нет
Что он всего лишь камень в траве
А выяснилось: знает любой ответ
Ветер в его голове

Жил-был Коган, серьезный еврей
С вековечной тоской в глазах
Все время пел про азохен вей
По нашему увы и ах
Под старость лет ушел в монастырь
Точнее как там его — в ашрам
Вернулся смеясь, голова — пустырь
Открытый любым ветрам

Неважный вид у этих троих
И не менее дурацкий вокал
Но тем не менее каждый стих
Цепляет тебя наповал
Бывает круче, бывает мощней
Бывает хуже воровства
Но в мире нет важнее вещей
Чем ветер и твоя голова
 
 
Я ЗНАЮ, ГДЕ ЖИВЕТ СИД БАРРЕТТ
 
Я знаю, где живет Сид Барретт
Я знаю, он гостям не рад
Я знаю, как он кофе варит
Когда другие люди спят
И он совсем не нужен миру
Он миру ни к чему
Отдельная квартира
Положена ему

Он видит, как сидят на крышах
Павлины и слоны
Он слышит, как мусолят мыши
Кусочек тишины
И он совсем не нужен миру
Он миру ни к чему
Отдельная квартира
Положена ему

Я знаю, что в Большом Театре
Играет Гилмор на трубе
Соразмеряя все затраты
Не забывая о себе
Он не допустит мелкой лажи
Он не упустит своего
Сегодня вечером покажут
По телевизору его

Я знаю, где живет Сид Барретт
Я знаю, где его гнездо
Я знаю, как он кофе варит
Не понимая ничего
И он совсем не нужен миру
Он миру ни к чему
Отдельная квартира
Положена ему
 
 
ЛЮДИ ПОД СОРОК
 
Мы живем в сторожке на краю парка
В маленькой сторожке на краю большого парка
О о о
Это стоит огарка

Я хожу гулять после душа и зарядки
Запах мертвых листьев такой сладкий
О о о
У меня все в порядке

Я обычная тетя под сорок
Я хожу по земле без подпорок
Мертвых листьев слушаю шорох
У меня все в порядке

Я говорю по телефону со старыми друзьями
Телефонные звонки мешают пранаяме
О о о
Я говорю — все в порядке

Все, кто мог сойти с ума, уже посходили
Все, кто мог умереть, давно уже в могиле
О о о
А у нас все в порядке

Мы обычные люди под сорок
Мы идем по земле без подпорок
Мертвых листьев слушаем шорох
У нас все в порядке

Осень в Москве
Солнце в усталой листве
Рябь на воде
Седина в воображаемой бороде
Чертик в ребре
Вышла амнистия — маленький май в октябре

Мы живем в сторожке на краю парка
В маленькой сторжке на краю большого парка
О о о
Это стоит огарка

Все, кто мог сойти с ума, уже посходили
Все, кто мог умереть, давно уже в могиле
О о о
Мы победили

Мы обычные люди под сорок
Мы идем по земле без подпорок
Мертвых листьев слушаем шорох
У нас все в порядке
 
 
 
 
СЕРГЕЙ КАЛУГИН: НЕСЛО, 1999 г.
 
…Калугин играет плоско и несмело, мелодийки – героическая попса от Грушинского. Тексты? Вы «Тёмную лошадку» или «Русскую рулетку» читали? Да ведь слово в слово: благополучная общага, портрет Хемингуэя над койкой, чаепитие с гитарой на кухне, а в голове бьётся дерзновенная мысль: ах, а как же будет сказать тоньше и глубже – «далёкая линия горизонта» или «линия далёкого горизонта»? Ради справедливости: вся мешанина эзотерических и романтических штампов производится сдержанно (Хемингуэй!) и мужественно. Есть такое половое извращение: внутренняя этика творчества. То есть: подумай, делаешь ли ты то, на что претендуешь. И если тебя Федотом звать, свою дочку-то Шахерезадой не называй. В России «экзистенция» и «бытовуха» суть одно и то же. Может быть, сам Калугин не считает себя машиной для версификаций. Но фраза «Я сперва написал эту песню, а потом понял, про что она», — как-то слишком хорошо его объясняет. Общечеловеческое выражают через личное, а вечное – через сиюминутное. «Послеобеденный сон» Сергея Селюнина, например. А если человек ведёт себя так, как будто он «с вечностью накоротке» – это говорит только о том, что у него не развито самопонимание. Вот и делает человек песню за песней по отработанной схеме: взять тему и наговорить первых попавшихся штампов с соответствующей атрибутикой. Это я всё про «Nigredo» – альбом настолько безнадёжен, что ожидать съезда с наезженной колеи – не приходится.
Теперь собственно «Несло». Что за выступление – знал заведомо, так что настроился заранее. Того нарциссизма, которым меня убил «Nigredo», не оказалось. Симпатичный образованный тусовщик, шляющийся по нетрадиционным тусовкам, узнающий много интересного и забавного, делится этим с аудиторией. Нормально. Особенно – где он говорит о чужом, а не о своём. «Эзотерические частушки» – мило, хотя несколько отдают бардовским дуэтом Иващенко и Васильев (у тех были, помнится, «частушки-апокалипсушки»). «Ебтыть и хуяк» – мощно и жизнеутверждающе. Тёрки за жизнь – согласен, правильно, зачёт. «Летучий голландец» – блистательно. И тут маэстро начинает читать стихи – «О Господи, как безнадёжен этот путь», — и я начинаю чесаться и выкусывать блох. От стандартно-типовых тусовочных стихов это отличается только широтой кругозора. Что для меня – количественно. Почему двести тысяч самодеятельных поэтов писало «Ничего нет прекраснее смерти» – и это было неискренне, а Калугин повторяет то же самое, и считает это откровением? И так – о любой его строке: ни одного остроумного наблюдения, ни одной живой подробности. Понятно: «пропущено через себя», «продиктовано личным душевным опытом»… Как и у тех двухсот тысяч поэтов, наиболее честные из которых не объединяются в поэтические тусовки и не мечут «крики души» и «озарения» за полчаса до сдачи в набор очередного номера «Тёмной лошадки»… Вот тут-то до меня и дошло, почему из всех существующих стилей (думаете, джазменов сейчас мало достойных?) самиздат поднимает на щит именно панк. Потому что панки действительно – на что претендуют, то и делают. А то, что я скорее хуй в кетчуп макну и в микроволновку суну, чем буду претендовать на то же самое – это уже их не должно расстраивать… Однако, Калугин. Дослушивание «Несла» до конца превратилось для меня в вопрос самодисциплины где-то на 35-ой – 40-вой минуте; одолел. Концовка – фишка – хорошая. «Я как дитя играю пустотой»…


Обсуждение