ЧТО ЧИТАЕМ

ROCK FOR… (Москва, № 3, зима-весна 1999-2000, А4, 30 стр.). Собственно, непонятно, ради чего было городить весь этот огород с гордой биркой «самиздат»: о тридцатилетии МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, десятилетии НОГУ СВЕЛО! или рецензии на добрую половину обозреваемых альбомов можно было узреть не особо напрягаясь в поисках этого «самиздата», в любом официозе. И благо, было бы написано с какой-то своей точки зрения – так нет ведь, то же самое, что и везде. Интервью с Сергеем Калугиным образца 1994 года пера вездесущей Е.Б. было в одном из «Осколков». Юношеские стихи… В итоге, в активе – лишь половина выпуска: авторский перевод из Melody Maker’a “And The Ass Saw The Angel”, а особо ценны – субъективные взгляды на: творчество того же Калугина от Алёны Климовой; фестиваль «Посолонь» от Дюши; московские концерты КАЛИНОВА МОСТА в ноябре 1999…
113525, г. Москва, ул. Днепропетровская, 29 – 256, Ребрина Л.В.
 
ТРИАДА (Москва, 2001, № 1, А4, 34 стр.). Это проект как бы недалеко ушёл от предыдущего, поскольку Дюша участвовал в ROCK FOR’e, а теперь вот решил делать свой журнал. Три интервью: Ольга Тишина, Юлия Теуникова и Джек. Четыре рецензии. И – герои вчерашних дней: Майк и Константин Никольский, с текстами хитов. Ровно и гладко. Как-то спасает ситуацию лишь интервью с Джеком, в остальном остаётся лишь надеяться на развитие проекта.
129642, Москва, пр. Дежнева, 2а – 117, Алёшин Андрей. Тел. (095) 472-02-64.
 
ФИМА СОБАК (Александров, № 1, октябрь 2000, А5, 36 стр.). «Стукну – убью, промахнусь – простудишься!» — обещает дама неопределённого возраста, показывая кулак с обложки. Традиционное наполнение: обзор (выборочно) концертов и фестивалей (Москва – Владимир – Александров); интервьюшечка, рецензии на аудиорелизы, новости… В рубрике «Истории» — краткая биография THE SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND. Не обошлось и без приятных сюрпризов: современный самиздат редко пишет о кино, а здесь – специальная рубрика «Мифы советского кино», в коей опубликована не бесспорная, но умная статья «Мифическое сознание напоминает код, для которого нужен ключ» — о «Неуловимых мстителях». Но неуловимые так и остались неуловимыми, как Джо, и по той же причине… И ещё один приятный сюрприз: в рубрике «Между строк» материал «Кто вы, профессор Преображенский?» В общем и целом – много интересных заявок и большой простор для развития. Ждём продолжения.
…И оно последовало: № 2 (декабрь 2001, А5, 40 стр.). В общем-то, всё то же самое по форме, традиционное уже для ФИМЫ СОБАК. Особо отметим – как развитие темы мифологии и советского кино – материал «Дежа Вю» об одноимённом фильме, а также исследование «Английская литература эпохи Викторианства о наркотиках и прочей ерунде».
601600, Владимирская обл., г. Александров, ул. Лермонтова, 11 – 2, Алексей Абакшин.
 
ЛИСТОЧЕК (Александров, №№ 1-8, 1999-2000, А5, 4 стр.). «Листочек» сей возрос не на целине – на унавоженной почве в заповеднике Хабибулина, на останках журнала с той же фамилией. Всё местные дела: отголоски всяческих живых поползновений во Владимир-Александров-Карабановском регионе. Так, по листочку, пишется хроника – будущим исследователям в помощь. Да вот только где-то на этом пути «листочек» покинул его основатель, экс-редактор «Хабибулина», углубившись в свой новый проект «Бруто-нетто», и проект, просуществовав ещё несколько выпусков по инерции, видимо, засох на корню.
601600, Владимирская обл., г. Александров, ул. Октябрьская, 4 – 89, Лаптев Александр.
 
БРУТТО-НЕТТО (Александров, № 1, 2000, А5, 24 стр.). На флаере значится – «журнал рецензий», и это так. Причём, спектр обозреваемых альбомов самый широкий – от шумовых агрессоров THE MANURE до окончательно обыстеблишментившихся КРЕМАТОРИЕВ. Запад тоже имеет место быть – в виде х/з какой раз перепечатываемых друг у друга рассуждений Джеллы Биафры и нескольких рецензий – почему-то всё «музыка для толстых». В «родной» части встречаем как старых знакомых, рецензии на альбомы которых не публиковали разве только «Весёлые картинки» (да и то – только по причине своей кончины), — так и совершенно маргинальных героев местного масштаба. (Интересно, кого я имею в виду?) На закуску – «10 альбомов, которые потрясли Алексея Абакшина». Лёша, правда, наскрёб несколько больше, но люди все в высшей степени достойные, уверяю вас… Страничка юмора: «Редакция приносит извинения читателям за отсутствие в издании рецензий Е.Борисовой. Редакция уверяет скорбящих – они тута никогда не появятся».
601653, Владимирская обл., г. Александров, ул. Заозёрная, 45, Егоров Эдуард.
 
ЭФИР ВИНИЛ (Карабаново, 2001, № 1, А6, 20 стр.). «Визуальная станция». Крайне интересное издание – попытка рецензий объектов музыки посредством изобразительных объектов: коллажей и графики. Свежо. Не скудеет земля Владимирская талантами!
601640, Владимирская обл., г. Карабаново, ул. Ленина, 13, Алексей.
 
BELLA NORMAL zine (Волгоград, № 0, февраль 2001, А4, 28 стр.). Поразительная гармония между обложкой (при изготовлении которой использована упаковка женских прокладок с вышеуказанным названием) и содержимым. Продолжатель традиций «Не-ненормала». «Не-ненормал» не видел, от “Bella Normal’a” блеванул. Одна полемика с радио-боссами чего стоит! Продолжают поражать некоторые индивидуумы, бьющиеся в стену головой… Всё, как всегда в zin’ах – а содержимого – с гулькин хуй: пара проблемных статеек (для кого-то СПИД – проблема!), манифест местного музыкального коллектива А.Х.Н. и интервью с ними же, “zines review”, “video review”, “volgograd underground” (перечисление групп, их стилей и составов) и – всё… Больше всего поразило “zines review”: обозрены издаты последних лет пяти – надо думать, всё, что попало в потные ручонки. Глубоко личное – из рецензии на «Другую музыку» № 1/6: «Группы местные и неизвестные, либо ориентированы на различные АКВАРИУМЫ, ROLLING STONES и т.п. попсу…» — Ну что ж, А.Х.Н., надо полагать, широко известна – по правому берегу Волги… Адреса нет, но кто ищет…
 
ОДС (Волгоград, № 6, лето-осень 2000, А5, 68 стр.; № 7, 2001, А5, 68 стр.). Совсем другой коленкор – даром, что из одного города. Проект продолжает развиваться, расширяется география. Собственно, традиции продолжены: репортажи с фестивалей, интервью с музыкантами, рецензии, тексты песен… Но – всё подано на столь искреннем индивидуальном уровне, что проект просто греет душу, при чтении возникает полное впечатление беседы с живым и близким человеком. Герои этих номеров: Александр Непомнящий, Николай Вдовиченко, Захар Потёмкин, Владимир Аникин, Ермен Ержанов, Эн Хабарова, Олег Автономов. Некоторые считают проект беспонтовым – не слушай, Волга, делай то, что делаешь. Всё остальное придёт само.
400137, г. Волгоград, а/я 1306, Ишкова Екатерина Сергеевна, тел. (8442) 39-17-48.
E-mail: odsrdk@mail.ru.
 
Дабы закрыть тему – ещё один проект из Волгограда, ДЕТСТВО (№ 1, 2001, А5, 60 стр.). Просто поразительно, как в черте одного города могут сосуществовать такие различные проекты. Денис Третьяков брезгливо: «Сволочи, всю эстетику с «Коры дуба» содрали!» И ещё: «Взрослые люди, а занимаются всякой хернёй». И ещё: «Впечатление, что мальчику в детском саду навешали пиздюлей, и он до сих пор не может забыть и простить обиды», — это уже Кошка. Правы, правы. Только вот сравнивать с КД – только и можно, что эстетику; по содержанию – абсолютный нуль. Ребята, уверяю вас, набранное жирным шрифтом чуть не на каждой странице «ХУЙ» и «НА ХУЙ» — это не есть показатель контркультуры. Хотя, конечно – показатель… И что характерно – изображение женской гигиенической прокладки и в этом проекте. Явно прослеживается какая-то региональная клиника… Слово создателям: «Вот такой журнальчик! Инфантильный, пафосный и неказистый. Сидели по ночам на кухне и изображали из себя крутых журналистов… И нечего нагружать это какой-то там искусственной «духовностью». Говоришь на меня – переводишь на себя!» Если бы ещё могли объяснить уважаемые авторы, ради чего всё это…
400066, г. Волгоград, ул. Пушкина, 14, «ВАВ», а/я 17.
E-mail: kololay@rambler.ru.
 
DEAD КУЛЬТУРА (!) (Медногорск, февраль 2001, А4, 20 стр.). Думал ли С.Ветер шесть лет назад, клея макет первого выпуска своего «Голос’а» что когда-то будет держать в руках этот “new project” молодой медногорской шпаны? Прогресс, однако: внешний вид – полный компьютерный набор – по всем статьям выше первого выпуска «Голос’а», сделанного на пишмаше. Из минусов – разве только заставки разделов, сделанные в WordArt’e. Содержимое: поэзия, проза, интервью. Гриб, автор проекта, решил, по его словам, «дерзать» — выслал в областную какую-то комиссию экземпляр. О том, стоило ли отдавать козлам столь ощутимую часть тиража (видимо, всего было – десяток экземпляров), речи не идёт. Как бы то ни было, камень в вонючее болото был брошен, и ответное «ква» не замедлило. Некий Геннадий Хомутов прочёл, заметил, и в гроб сходя, благословил. Вот, что он пишет, дословно. «Самиздатовский журнал – это бесстыдное, хамское творение молодых людей – то ли наркоманов, то ли подонков, а может быть и тех и других прочитал с негодованием. Как не стыдно присылать в областной Дворец пионеров такую пакотню, написанную с вызовом, откровенным матом и ждать ещё от областного жюри каких-то наград. Вот как хвастливо авторы представляют свой журнал: «Вам, моральные уроды, посвящены 2 моих стихотворения… нравственно-философские проблемы, затронутые в их творчестве, помогут по-иному взглянуть на жизнь, избавившись от предрассудков и комплексов деградирующего общества»… «Мы вместе пизданём этих напыщенных общественников, мы пизданём их словом, в слове наша сила». Упадочничество, цинизм, вся душевная грязь выливается на головы читателей…» А это уже – из отповеди на интервью с лидером группы NAPALM Димой Новиковым: «…Вот такими шедеврами пытаются накормить эти юные уркаганы из города Медногорска. В интервью с их главарём-тренером, выдающим себя за автора текстов, мы узнаём, что их песни адресованы наркоманам и уродам, и ещё, оказывается, этим металлистам предоставляются аудитории, эстрады, их приглашают на фестивали кустовые, районные и областные, и что у них уже есть свои покровители в лице городского отдела культуры тов. Банщие и Мындря. Удивительно. Таких авторов надо изолировать от общества, и посылая бессовестно свои «произведения» на областной конкурс, очень они ошиблись адресом». За сим – пять подписей, надо думать, той самой «высокопоставленной комиссии», а по сути – старых пердунов, держащихся из последних силёнок вставными челюстями за свои изготовленные ещё при Виссарионе стулья, да моральных уродов помоложе, во время оно бойко осваивавших тему «Ельцин и дети», а теперь разрабатывающие новую золотую жилку – «Путин и дети». Ну, а фамилия нашего городского «министра культуры» — Банщик, и не его в этом вина. Вспоминается анекдот. Приехали как-то раз боссы от культуры из области с визитом в наш богом забытый Меднодырск. А Банщик – у него и внешность под стать фамилии: маленький, чёрненький, носатый. И повадки, естественно, тоже: суетится вокруг приезжих и так, и сяк… И вот на банкете один из боссов не выдержал, отвёл страдальца в сторонку и, нацелившись ему пальцем в лоб, вопросил сурово: «Ты кто такой?» «Я?.. Я – Банщик», — растерянно пробормотал тот, думая, что это всё объясняет. «Я, дурак, не спрашиваю, кем ты работаешь – я спрашиваю, как ты сюда попал?» — грозно пророкотал начальничек…
 
ВСЕМ В УСТА (Оренбург, № 1, февраль 2000, А4, 44 стр.). Несмотря на то, что этот «нелитературно-антихудожественный журнал» изготовлен НБ-тусовкой города Оренбурга, содержимое его почему-то очень сильно напомнило мне обычное содержимое анархо-издатов. Но, как это ни странно, — совсем нет «политики»: сплошь литературщина и около-музыка. Обзор концертов разделён на «наших» и «не наших» — «наши» превозносятся, «не наши» (почему-то в их число попал только Юрик Суецыд) – соответственно, всячески гнобятся. Остальное наполнение – проза (показательно название рубрики «Правда жизни») и поэзия понятной направленности. Весьма хорош плакат на последней обложке, но я бы несколько изменил текст: из «Пока это не произошло в твоей голове, убей янки!» в «Пока это не произошло, убей янки в своей голове!».. Будет новый день! Адреса нет.
 
XEROTIKA (Гусев, № 8, 16 страниц неизвестного мне формата: А4 сложен не поперёк, а вдоль; № 9, А5, 12 стр. + постер-коллаж; № 9.5, А5, 16 стр.). По прошествии нескольких лет встретился со старым товарищем – зином XEROTIKA. Просто – слишком часто стал попадаться на глаза адрес Грина в различных журналах. Написал – и не разочаровался: усилия стоили результата. Да, XEROTIKA – «личный» зин Грина. Но его позиции для меня гораздо привлекательнее ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Миши Миронова. Взгляд Грина кажется мне более глубоким и осмысленным. В силу небольшой возрастной разницы?..
238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Молодёжная, 1 – 5, Лепёхин Аркадий.
E-mail: xerotika@newmail.ru.
 
HRUS (Брест, июнь 2001, № 4, А5, 20 стр.). Знакомый вам по прошлому «Что читаем» брестский журнал ХРУСЬ трансформировался в zine Славы Отхода HRUS. Исчезли преданья старины, осталась хроника. Не понятно ещё, в плюс это или в минус изданию. Данный номер весь собран вокруг стержня, которым явилось интервью с Русланом Пургеном, вокалистом заезжавшего в Брест по весне ВИА PURGEN. Интервью – симпатично туповатое, от пургенов я иного и не ожидал. Остальное наполнение зина – рецензии и статьи, список концертов, состоявшихся в Бресте в 2000 году. Будем ждать продолжения.
224022, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Волгоградская, 12 – 176.
 
…И приглючился мне КОЛОБОК FOREVER – зубастый такой (Йошкар-Ола, № 1, 2001, А5, 40 стр.). Я ждал появления этого проекта – автор SE LA Иван Земцов делился со мной планами издания проекта, посвящённого не музыке реггей. Анонс получился не совсем исчерпывающим: КОЛОБОК вовсе не рассказывает о музыке. О чём же? – О реалиях современного мира: как можно найти что-то нужное на помойке и как можно потерять любимых жену и ребёнка в житейской помойке; как можно, будучи поэтом средней руки (что вы там говорили об осетрине второй свежести?), разнести в пух и прах собрата по перу и по рангу и как можно на пустом месте слепить целый философский трактат – да мало ли, о чём? Рецептура известна: по сусекам поскрести, ещё где-то помести… В целом же – весьма и весьма поучительно. Предвижу нападки на проект со стороны защитников прав голубых (наших бьют!) – надо бы дать и им просраться, пусть знают, зачем мужику задница!.. И никакой это не самиздат: сплошная публицистика и никакой мифологии. Самиздат таким не бывает. Наверное, верно обозначение «альтернативная пресса». Несмотря на всё это, жду следующий номер – просто интересно, в какую сторону покатится КОЛОБОК. Надеюсь, не под гору.
 
SE LA (Йошкар-Ола, № 14, август 2000, А5, 24 стр.) – это уже привычный продукт от Ивана. Сказать – нечего: всё уже сказано мной в предыдущих обзорах ЧЧ. Крепкий, грамотный и компетентный проект для любителей музыки реггей.
424037, Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, а/я 28, Иван Земцов.
 
КОНТРКУЛЬТУР’А (Москва, № 4(12), 2001, А4, 128 стр.). Десять лет назад выпуском № 3 КОНТРКУЛЬТУР’Ы было объявлено о конце целой эпохи. Много пафосных слов о «типографском самоубийстве» и т.п. И вот – возвращение КОНТРЫ. В той же самой типографской ипостаси – теперь, видимо, это «знак хорошего вкуса и традиций пример». По крайней мере, о рождении новой эпохи в связи с возрождением не заявлено, из чего можно сделать вывод, что дяденьки наигрались в подобную чепуху и наконец-то повзрослели, с чем я их искренне и поздравляю.
Общественное мнение уже вынесло свой приговор в адрес этого номера (кстати, не пугайтесь двойной нумерации: «12» – сюда в кучу свалены не только предыдущие КОНТРЫ, но и УР ЛАЙТЫ, и PINOLLER’ы): «в меру умный журнал в меру усталых сорокалетних людей». Так всегда бывает: разочаровывает то, от чего ждёшь чего-то слишком. От КОНТРЫ же ничего особенного я не ждал – потому и не разочарован. Конечно, какие-то из материалов мне ближе, какие-то даже греют, а что-то – мимо. И это вполне понятно: не для меня лично делали. Поэтому остановлюсь на том, что зацепило – как со знаком «+», так и со знаком «-«.
«13 субъективных вех 90-х». Одной из этих «вех» назначен быть Веня Д’ркин. Напрягла же уверенность автора заметочки в том, что если бы Веню удалось спасти, он бы обязательно продался – «и будущее музыкального шоу-бизнеса России могло бы стать принципиально иным… Тут уж Шульгин мог как следует развернуться: знай, плати деньги, нанимай сейшнменов, продюсируй шедевры на все времена… Опоздал.» Обыдно, да?.. Интересно, откуда такая уверенность в том, что всё продаётся?..
Очень понравилась беседа Сергея Жарикова с братьями Летовыми. Жариков вообще чувствительно приложил руку к этому номеру – его «Тайны гадских медляков» офигенны!
Параллельное интервью: Юлия Теуникова и Наталья Ветлицкая. Блеск! Мои поздравления! Интервью, замечательные во многих отношениях, прежде всего тем, что Наталья Ветлицкая выглядит умнее, продвинутее, творчески и по-женски интереснее, … моложе душой, нежели Теуникова. А что на дурацкие вопросы вряд ли умно ответишь – это дело третье. Половину беседы с интересной и талантливой (кто слышал, тот не даст соврать) творческой личностью посвятить препарированию летовского творчества – это тоже нужно суметь.
КОНТРА остаётся оплотом некрофилии: теперь Цой, Свинья… Ну, что Цоя слушают по прошествии 10 лет после его смерти – это характеризует только этих слушающих. Я лично предпочитаю первоисточники. А вот воспоминания о Свинье Олега Ковриги совершенно не выглядят пластмассовым надгробием, всё очень человечно. Хотя большая часть из этих историй уже растащена в формате анекдотов…
Роман в письмах по поводу благополучно издохшего СВИSТОПЛЯСА (см. «Что читаем» в № 4/9 «сДМ», там же – моё мнение о нём) в рубрике «Ругань». Слабо тянет на отмазку.
Станислав Ф. Ростоцкий: «Треугольная груша». В компанию мумифицированного Лагутенко и вечнозелёной Земфиры попадает Борис Усов. Случись подобное в жизни – вряд ли бы он поздоровался.
Макс Волков: «КИСС в тени ДИПАПЛА». Моя реакция наверняка была просчитана заранее: переслушал весь имеющийся в наличии SLADE и DEEP PURPLE. KISS’ов не держу.
«Коллектор» – рецензии на аудио, то бишь. В разбросе от саундтрека к «Брат 2» до АДАПТАЦИИ. Весьма. Впрочем, на совести автора.
Далее – лучший, на мой взгляд, материал номера. Роман Никитин, «Волки сухого оврага». Прочитано на одном дыхании и с небрезгливым интересом. Теперь пацаны во дворе зауважают меня чуть больше: я в курсе, кто такой Сергей Наговицын. Слегка напрягло лишь размышление о «рок-н-ролльном блатняке». Гарик Сукачёв, Олег Скрипка, МОНГОЛ ШУУДАН, Скляр, Чиж, те же ДК – это всего лишь стилизации, более или менее топорно сделанные. Максимальное же приближение к блатняку людей рок-н-ролла – сразу же вспоминается Саша Прахов и почти вся «ростовская школа» – от ПЕКИН РОУ-РОУ и до Дениса Третьякова. И это уже не стилизация, это среда обитания: люди не могут иначе. Они делают стопроцентный рок-н-ролл, но урла принимает их за своих. Так что тема далеко не закрыта, тут большой простор для споров и размышлений.
Дмитрий Костенко: «Срать на идеалы юности (записки революционера)». Анархисты продолжают разборки с былыми братьями по оружию. Ещё одно доказательство того, что нет у нас в стране никакого анархизма: все эти личности вполне органично вписались бы в своё время в комсюковско-обкомовские кабинеты. Методика, терминология – один к одному.
«Стране нужна массовая психотерапия» – интервью с героем вчерашних дней Владимиром Буковским. Всё же, что-то не так в этом мире.
И – в заключение – не обошлось без традиционной мифологизации: «дневник» некоего В. И. Скаленчука. (Уж не Владимир ли Ильич? Впрочем, переставьте инициалы – мало что изменится, и даже фамилия будет на «с».) Занимательно, но на миф слабовато тянет.
В общем, целиком и полностью присоединяюсь к вышеозначенной оценке журнала. Однако, уже то, что журнал не бесспорный и неоднозначный, делает его интересным в моих глазах. Хочется надеяться – продолжение (не агония!) последует.
 
АСФАЛЬТ (Москва, № 1, февраль-март 2001, А4 Х 20 стр.). Свежее детище Влада Тупикина. Новое – хорошо забытое старое: технически проект представляет собой «перевёртыш», поделенный на «культурную» и «некультурную» части. Первая содержит рассказы о творчестве киевлянки Кати Chilly и актюбинца Ермена Анти, рецензии на книги, новую музыку, видеофильмы. Вторая – традиционный набор анархо-зелёной прессы: анархисты в действии, война в Чечне, антиглобалисты в Давосе, бунты в турецких тюрьмах и война голландских сквоттеров с полицией. В общем, наследник по прямой «Утопии». В оформлении – больше жизни, а значит – бардака: а что делать?.. Одно из немногих анархоизданий, которое интересно не только анархистам.
113208, г. Москва, М-208, а/я 80, Тупикин Владлен.
E-mail: analyans@mail.ru.
 
ЕВРОБУТЫЛКА (Москва, 2000, А5, 56 стр.). Сплит пяти изданий: УТОПИЯ, АСПИРИН НЕ ПОМОЖЕТ, ХЕROTIКА, DON’T PANIC и НОЖИ И ВИЛКИ. Как бы ни были хороши каждый из составляющих ЕВРОБУТЫЛКИ сам по себе, коктейля Молотова из смеси не получилось, и в посудине содержится некая жидкость, по вкусу очень напоминающая импортное баночное пиво: ни сердцу, ни уму – а мочевому пузырю… Лучшие ингредиенты – от УТОПИИ и АСПИРИНА. Видимо, сказалась выдержка: оба издания давно уже не показываются на горизонте. Остальные выходят более-менее регулярно; видимо, слили в сплит всякий отстой…
113208, г. Москва, М-208, а/я 80, Тупикин Владлен.
E-mail: utopia@mailru.com.
 
НЕФОРМАТ (Москва, №№ 0, 1, 2 – 2000; №№ 1, 2, 3, 4, 5-8 – 2001; А4; 32 стр., 5-8 – 36 стр.). Ещё один журнал, руку к которому приложил Влад. Является параллельным проектом клуба «Неформат» (ул. Б.Черёмушкинская, д.6, к.1, 1 подъезд, цокольный этаж), где собрано множество интересной маргинальной музыки со всего бывшего Союза. Пожалуй, единственное издание в столице, предназначенное для всех, и за которое не стыдно. Размышления о музыке и об окружающем мире. Москвичи дома и в Лондоне. Актюбинцы, сибиряки и питерцы на московских сценах. Герои вчерашних дней и непреходящие ценности (Артур Ли, Скип Спенсер). Репортажи с фестивалей. Интервью, развёрнутые рецензии на видео и аудио. В общем, есть, что почитать. Оформление – в духе времени. Несколько напрягло заявление о периодичности издания, но – ребята пошутили. То есть, весной 2001-го начались всяческие заморочки – с проекта соскочила, не дожидаясь остановки, некая барышня (имя не разглашается), тащившая на себе практически всю техническую часть, да ещё и отстёгивавшая ежемесячно от своих нежирных программистских заработков… 400, что ли, баксов. Было много разговоров о переходе в кондовый самиздат, о нырке в сеть. Как бы то ни было, надеюсь, проект не окончательно приказал долго жить. Интересуйтесь.
123430, Москва-430, а/я 60, А. Белоцерковскому.
E-mail: journal@neformat.ru. www.neformat.ru/zine.
 
КОРА ДУБА (Ростов-на-Дону, 2000, № 5, А4, 184 стр.). Я получил этот журнал спустя год после его выхода в свет: слишком этот свет не благоволил ни КОРЕ ДУБА, ни корадубовцам. На одном из концертов, организованном ими, какой-то мудак разбросал листовки, другие мудаки снесли листовки куда надо, третьи мудаки усмотрели в листовках «разжигание национальной розни», как это у них называется. (А чеченская война и репортажи с мест военных действий тогда что?) В общем, за листовку ухватились как за повод, дело завертелось – в результате журнал прекратил своё существование, а ребята оказались под следствием. Сейчас всё в прошлом, и слава Босху, никого не посадили. Редакция КД почти в полном составе перекочевала на ростовское радио, где продолжает своё дело в прямом эфире, — за исключением Дениса Третьякова, который участвует в новом проекте. Новый журнал должен скоро появиться – а пока речь о № 5 КОРЫ ДУБА, сказать о котором, в общем-то, нечего – надо видеть (универсальный тест на определение истинного шедевра – и не только в самиздате). Единственный минус – сложность физического восприятия, т. е. продолжение читаемой статьи может всплыть через несколько страниц после её начала, когда внимание уже отвлечено другим материалом. Всё остальное – в величайший плюс, от мини-рецензий на панковские аудиорелизы до обширных философских изысканий. Особо отмечу великолепные иллюстрации Шпакова и Шамиля. Я не в курсе их иных талантов – талантливый человек талантлив во всём – но что делать художнику на радио? – посему с уверенностью можно прогнозировать встречу с их новыми работами на страницах грядущего нового проекта. На этом о КД № 5 всё. Считаю этот номер лучшим издат-релизом 2000 года, оказавшимся доступным мне. В силу многих причин – адреса редакции не даю. Ищите – и обрящете.
 
ГОЛОВА = ДВА УХА (Тольятти, 2001, № 1, А5, 32 стр.). В сущности, это тот же «меломанский информлисток Платона Саранкина», уже обозревавшийся в прошлом «Что читаем» (см. # 4/9 сДМ). Добавлены пара материалов, изменён формат и дизайн, фотографии стали более удобоваримы… Напоминаю, что информлисток посвящён западной музыке 60-х и наиболее ярким представителям последующих годов, но будет интересен не только упёртым «западникам».
445042, Самарская обл., г. Тольятти, почтовое отделение № 42, до востребования – Громову Антону.
 
ПОРОГ (Санкт-Петербург, 2000, № 0, А3, 4 стр.; 2001 № 1, 2, 4, А4, 8 стр.). Итак, свершилось-таки то, о чём долго говорили все, кто попало: вестник акустического андерграунда ОСКОЛКИ приказал долго жить. Но свято место, как известно – в результате на рубеже 2000-2001 года (XX-XXI веков) в том же Питере, стараниями той же группы товарищей появилась «ре-акционная музыкальная газета» под многоуровневым названием ПОРОГ. Зачам нужно было менять название и форму – кроме как для того лишь, чтобы «разгрузить» редакцию? (ОСКОЛКИ всё же выходили довольно периодически и в меру своих сил пытались объять необъятное.) Спросим у главного редактора Светланы Смирновой, и она ответит: «ОСКОЛКИ появились потому, что я «открыла для себя» музыкантов, о которых хотелось написать. Иссякли эти самые музыканты – закрылся журнал. Всё хорошо, всё нормально. В нашем околотке писать глобально больше не про кого. Идея ПОРОГА уже совсем другая – это попытка (довольно слабая, надо сказать, по крайней мере пока) объединения различных тусовок и самых разных персонажей. Потому что эта идиотская разобщенность, эта грызня уже задолбала. Помнишь песню Янки «Пауки в банке»? Во-во, питерская и, частично, московская ситуация очень сильно напоминает мне эту песню. Поэтому, если за полгода мне удастся сделать что-нибудь приличное, ПОРОГ будет вечен. Ибо его идея никогда не воплотится в жизнь…» Вот так оптимистично и жизнеутверждающе. Это – об идее. О форме – уже сказано: газета с не столь жёстким графиком выхода, каким могли гордиться ОСКОЛКИ. Содержание… Весь нулевой номер отдан под осмысление фестиваля «Пятая лестница», состоявшегося в Питере в конце 2000 года. Далее – репортажи с фестивалей и концертов, рецензии, интервью, т.н. «проблемные» статьи… В общем, всё то же, что в ОСКОЛКАХ – с поправкой на расширение географии, рамок жанра и кругозора…
192071, СПб, пр. Славы, 36 – 47. Контактные телефоны: (812) 4486990, 2607825.
 
ФЛЭТ (Астрахань; 2000, № 21, 22; 2001, № 23, 24, 25, 26, 27; 2002, № 28, 29; 30; А4; 4 стр.; № 30 – 6 стр.). Продолжает радовать своим регулярным выходом эта рок-газета. На астраханском фронте без перемен: семейство Чабыкиных верно раз выбранному направлению, а значит – летопись астраханского рока продолжается.
414024, Астрахань, а/я 3, ФЛЭТ.
E-mail: rubinstain@mail.ru. http://www.chat.ru/~astflat.
 
ЭКЛЕР Ж (Ангарск, 2001, № 19, А4, 86 стр.). Как видно из этого обзора, продолжают радовать издания со стажем. Существующие же на отметке одного-двух-трёх номеров в большинстве своём серы и невзрачны. Вот и ветеран сибирского самиздата ЭКЛЕР Ж, достигший своего 19-го воплощения, по-прежнему радует лица необщим выражением. В общем и целом — этот № стоит в ряду предыдущих, ничем особо не выделяясь – не ниже и не выше, не глаже и не гаже… Удельный вес рецензий снизился. Не знаю, плохо это или хорошо. С одной стороны, мне насрать, какой там новый хит записала девочка Z, и не хотелось бы узнавать об этом из андерграундного журнала. С другой стороны – если автору оного интересно вышеуказанное, то он имеет полное право и т.д. Хотя, сам Владимир сообщает, что рецензировать всё выходящее на носителях говно нет ни сил, ни желания. Хочется отметить такие удачные, на мой взгляд, материалы номера, как рассказ о судьбе Алексея Вишни, интервью с Александром Лаэртским и группой КАРАМАЗОВ ДРАМС, пару провокационных псевдо-коричневых статей. Облом же – только один: «Транскрипт передачи «Монморанси». ЭКЛЕР по-прежнему на высоте.
665832, Иркутская обл., г. Ангарск, а/я 5730, Колотов Владимир.
E-mail: ekler-j@rambler.ru.
 
СТАДИЯ (Владивосток, 2000, А4, 24 стр.). Крайне интересный проект из Владивостока-2000, от которого после МУМИЙ ТРОЛЛЯ уже, кажется, никто ничего хорошего не ожидал. Просчитались – и на Дальнем Востоке люди живут! Первый блин, как известно, комом – СТАДИЯ вся состоит из более или менее радикальных манифестов: «Каким должен быть современный самиздат?», «Темно как в жопе у кого? (Тусовка и современный самиздат)», «Убей Будду», «Антипохуизм: искусство выебать себя и остаться живым», манифест российской семьи Радуга – и более или менее заметных вкраплений иных субстанций. Однозначно обломал лишь один материал – «Новый способ вписки». Ну, не понимаю я… Тем не менее, заявка сделана, и заявка многообещающая.
 
И через год СТАДИЯ перешла в «околокультурный как бы журнал» ЗИМА БУДЕТ ДОЛГОЙ (Владивосток, 2001, А4, 24 стр.). Что радует – перешла, ничуть не сбавив оборотов, а став ещё более динамичной. Наиболее запомнившиеся материалы (потому что хорошие): московское интервью с Ерменом Анти, оголтело сексистская статья «Все бабы – дуры» и анализ роковых дел в дальневосточном департаменте «Стоит бронепоезд, на вид – безопасный…». Год прошёл. Продлится ли ЗИМА?..
Контакт: igor@ccimb.dvgu.ru, для Романа, пожалуйста.
 
Тюменский ШИПОВНИК снова стал ЧЕРНОЗЁМОМ (2001, № 11, А4, 42 стр.). Хороший журнал у тюменцев получается и без участия Димона Колоколова, и правильно, что проект продолжает своё существование – усилиями других людей, оставаясь умным и в меру ироничным. Несомненная удача номера – два интервью с людьми достаточно известными, в легендарные прошлые годы плечом к плечу стоявшими на одной баррикаде, а сейчас находящимися в состоянии какой-то непонятной внутренней конфронтации: Романом Неумоевым и Ником Рок-н-Роллом. И дальше, не сбавляя оборотов, целая россыпь изюмов, включая окончание романа «Павлин – птица певчая». Вот только несколько непонятно повторение уже пройденного в прошлых номерах материалов, в частности – «Дума о дятлах» и практические советы «Как познакомиться с девушкой». Или я это где-то в другом месте читал?..
625000, г. Тюмень, а/я 5010.
E-mail: navigat@sbtx.tmn.ru.
 
Ещё одно сибирское издание, так же уже знакомое по предыдущим выпускам – СИБИРСКИЙ ТРАКТ (Иркутск, зима 2000, № 5, А5, 60 стр.). Всё, как всегда – и по форме, и по содержанию: антифашисты и нацисты, панки и скинхэды (найди пять отличий), обзор новых аудиорелизов и относительно новой прессы. Для себя выделил лишь часть 2 «Истории иркутского самиздата». Попробуйте написать:
664007, Иркутск, до востребования, Скращуку Владимиру.
 
BRUDERSCHAFT (г. Заринск, 2000, № 6, А3, 2 стр.) С.Ветер привёз в качестве трофея с «Суховея-2». Данный выпуск полностью посвящён легендарной панк-группе АДАПТАЦИЯ и приурочен к её гастролям в солнечной Сибири. Состоит из одной авторской статьи-хроники пребывания иностранных гостей на гостеприимной земле Сибири, пары статеек из местных газет на ту же тему да перепечатки интервью с АДАПТАЦИЕЙ из №2(7) «сДМ» – вот было весёлое время!
 
«Орган любителей рок-музыки» ЛЛОР-Н-КОР (Великие Луки, май 2000, № 38, А4, 8 стр.) – как уже говорилось ранее, старейшее из реально существующих по сию пору изданий – выходит с 1986 года. В этом выпуске: «Великая рок-н-ролльная великолуцкая мечта», «В-Л-Хроники», рецензии на региональные аудиорелизы – вот бы в каждом регионе по такой газете!.. Единственный минус – крайне размытые и растянутые сроки выхода, но – безгрешны только бездельники.
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пр-т Ленина, 40/33, кв. 9, Геннадий Моисеенко.
Тел.: (81153) 3-47-31.
 
ИNАЧЕ (Петрозаводск, 2001, № 4, А4, 92 стр.). Помните, наверное, как я расхваливал предыдущий выпуск этого проекта. Теперь это «журнал начала века», и мои впечатления не так однозначны. Вроде бы, всё в кассу – но чувство, что «что-то не так», не отпускает. Посетил сайт (www.inache.net) – по содержанию всё то же самое, но такого неопределённого чувства не вызывает. Видимо, ИNАЧЕ всё же проект больше сетевой, нежели самиздательский… Как бы то ни было, рекомендую – и журнал, и сайт.
185035, Карелия, г. Петрозаводск, а/я 370, Вадим Штепа.
Электронные версии:
http://www.inache.net (Альтернативное настоящее).
http://kitezh.onego.ru (Традиция в мире Постмодерна).
e-mail: journal@inache.net; kitezh@onego.ru.
 
Подвиг их известен – тонны переведённой бумаги, имя им – ЛЕГИОН (Петрозаводск, апрель-май 2001, № 4, А4, 16 стр.). Альтернатива предыдущему земляку: минимум мыслей. В общем, всё та же блядовитая на бумагомарание и воздухоколебание тусовка «Клуба 801», «Сороки» и прочей ботвы – которая, видимо, неистребима. Творчество на уровне: «Наш девиз четыре слова: читаешь сам – зови другого!» Ребята, на вашу книжную полку: «Я не поэт, но я скажу стихами: идите на хуй мелкими шагами!» Адреса – не дам!..
 
ПАНИКА НА СЕЛЕ (Ломовичи, январь-февраль2001, № 1, А5, 20 стр.). Общесреднестатистическидауническое выражение лица периферийного анархо-панк-D.I.Y.-zine начала третьего тысячелетия (видимо, неизлечимо) с непременными магически-бытовыми мантрами типа «Нет нацизму». Из Беларуси, да…
247302, Гомельская обл., Октябрьский р-н, д. Ломовичи, ул. Минская, 39, Сухой Дмитрий Вл.
 
Ну, и дам я тут галопом по фразам: слава Богу, у них всегда всё и то же… Короче, приступаем к препарированию т.н. «анархистского самиздата». Не знаю, что причиной, но улов этого зверя за прошедшее время весьма жалок: международная анархическая газета ВОЛЯ (А4, октябрь 2000, № 13, 12 стр., январь 2001, № 14, 8 стр., 113208, г. Москва, М-208, а/я 80, Тупикину Владлену, или m_bakounine@mail.ru); АНАРХИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК (г. Москва, апрель-октябрь 2000, № 5, А4, 8 стр., analyans@mail.ru); РАЗАМ! (А4, 8 стр., 230023, г. Гродно, п/с 237); да Творческо-Художественно-Индивидуально-Общественный Зин Пр.Ах.овских Панков ПРО КРОЛИКА (2001, № 1, А4, 10 стр., 353760, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Братская, дом 7, Алексею Че), выгодно отличающийся от серьёзно-пафосных предыдущих детской непосредственностью.
 
На этом всё на сегодня. Как видно, поток самиздата не иссякает, но и особого вала какого-то не наблюдается. Анализировать сетевые издания – геморрой. Там проще: сделал ссылочку – и смотрите всё сами. (Суки ленивые!)
До новых встреч, коли планида ляжет.
Как прежде, Ваш АРХИВАРИУС.


Обсуждение