МОСКВА. 12 АВГУСТА. 1989 ГОД. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТАДИОН ИМ. ЛЕНИНА.

10 часов продожался фестиваль Мира — с 13.30 до 23.30. Безусловно — это событие мирового масштаба, может быть, даже самое значительное в 1989 году. Однако, должен заметить, что особого столпотворения около стадиона не было. Забегая вперед, можно отметить, что во второй день фестиваля один паренек, отчаявшись продать лишний билет, даже согласен был продать его за 2 /два/ руб.! Вопреки обычным мировым нормам, на фестивале не было продажи маек, дисков, плакатов. -Продавалась реклама фестиваля — на газетной бумаге, да программка — цветная, но качество фото там такое, что можно подумать, что штамповали ее в типографии «Мурзилки”. Впрочем, футболки все же были, но мне они не очень понравились. Скажите, какой уважающий себя металлист натянет белую майку?! Многие с завистью смотрели на прекрасные черные футболки с цветной рекламой фестиваля, в которых ходили вокруг стадиона рабочие сцены.

Настоящих металлистов /тех, что в цепях, в черных кожанных куртках, рваных джинсах/ было около 10-15% от числа зрителей. Почти все они оказались в первых рядах партера — возле самой сцены. Лично мне было за них не стыдно. Вели они себя, как и подобает на таких зрелищах. Молодцы ребята! А вообще никаких особых эксцессов не было. Один раз только кто-то бросил в Стаса Намина бутылку, рассвирепевший Стас зарычал, что пусть тот, кто это сделал, выйдет на сцену и он сам лично раздавит его, как таракана. Не знаю, может кто и пытался выйти поговорить с ним, но вокруг сцены стояли такие Арнольды, что сделать это было невозможно.

Но концерт уже начался. Первая группа — СКИД РОУ. Публика еще к этому моменту не успела рассесться на места, поэтому полчаса со СКИД РОУ прошли как-то комом.
«Группу НЮАНС С.Намин представил как восходящих звезд советского металла, уже успевших зарекомендовать себя среди западных музыкантов. Однако на стадионе западных музыкантов оказалось не так много, поэтому особого восторга они также не вызвали.

Следующие были БРИГАДА С. Какой дурак выпустил их на металлическую тусовку? После третьей песни многие стали мягко намекать, чтобы они заканчивали.

Затем — перерыв. После него — группа ПАРК ГОРЬКОГО, Многие зрители, заслышав первые аккорды ПАРКА, не спешили на стадион, предпочитая пропустить лишний стаканчик Пепси… Стас Намин /перед перерывом он, кстати, посоветовал пока отдохнуть с подружкой на травке стадиона/ особый упор сделал на то, что одна из их песен заняла 15 место в хит-параде МТВ.

Но вот, наконец-то, пошли настоящие музыканты! СИНДЕРЕЛЛА! Это уже высокий класс! На губастого ТОМА КЕЙФЕРА любовалась вся дамская часть на стадионе. Кстати, на огромном экране хорошо стало видно все лишь после того, как солнце зашло за горизонт — свет от него попадал прямо в экран.

МЕТЛИ КРУ звучали здорово! ВЕНС НЕЙЛ забрался на возвышение перед экраном и спел там одну песню — смотрелось эффектно! МИК МАРШ слепил зрителей солнечными зайчиками, врассыпную отскакивающими от его зеркальной гитары. В конце концов слева от сцены пустили дымок, в него забежал НИККИ СИКС, заменил свою гитару на другую /возможно, советского производства/, и под одобрительные крики наших ребятишек, раскрошил ее в щепки, гриф забросил в публику. Увидев такое дело, ударник ТОММИ ЛИ и свои ударные с третьей или четвертой попытки повалил набок. После такого погрома перерыв длился около 20 минут.

И вот — ОЗЗИ! Великий ОЗЗИ ОСБОРН! После каждой группы тысячи его фанатов требовали только одного — ОЗЗИ! Вмиг на трибунах появились несколько плакатов с его именем, Я не отношусь к страстным почитателям его творчества, но пишу честно — ОЗЗИ разочаровал не только меня. Голосок какой-то слабенький, музыканты слабенькие /за исключением ЗАККА УАЙЛДА/. Бегал до сцене он как будто в штаны наложил. Конечно, годы берут свое — ему не сравниться с НИККИ СИКСОМ, который носился по сцене из угла в угол, сверкая своими голыми ягодицами. Поведение ОЗЗИ также было без особой, характерной для него сумасшедшинки. Ну поливал он из ведра водой поклонников своих — ну и что? Вот ЗАКК спрыскивал на головы сидящих, вернее, стоящих в первых рядах остатки пива из жестяных банок /их он также бросал туда же/ — это и то интереснее.

СК0РПЙОНЗ! Это было лучшее выступление на концерте по качеству звучания. Песни на концерте почти невозможно отличить от старых записей, многие тысячи подпевали СК0РПИ0НЗ, в наступившей темноте зажглись сотни огоньков. КЛАУС МАННЕ спел со зрителями «Дубинушку». По-моему, он слова песни знает лучше, чем большинство находящихся на стадионе.
БОН ДЖОВМ — есть БОН ДЖОВИ! Их поклонники есть по всей нашей стране! Запомнилась песня, которую ДЖОН исполнил в русской военной шинели. Из всех звезд только ДЖОН БОНДЖОВМ отважился спуститься близко к зрителям и пожал нескольким руки.

Итак, можно подвести итог — лучшими выступлениями я бы признал концерты «метелок» и «скорпов». Несмотря на упорные слухи, второго Вудстока, на мой взгляд, на этих двух концертах не получилось. Все-таки, в том 69-ом все было более проще и поэтому естественней. Тогда зрители сами что хотели, то и делали. А тут — только вышли первые слушатели со стадиона, тут как тут милиция на лошадях. Конечно, интересно сначала, но идя по коридору шириной метра 3 между этими «кентаврами» ощущаешь себя каторжником. Того и гляди засвистит плетка…
Артур Арматуров.


Обсуждение