Дни рождения

Возможно вы удивляетесь соседству этих двух фотографий, хотя ответ лежит на поверхности и имеет самое непосредственное отношение к рок-культуре. Дело даже не в том, что они родились в одни месяц, но в том – какое влияние оказали они на раскрепощение тех, кто их слушал и кто им верил, кому их творчество помогло и помогает не только пробиваться сквозь всевозможные запреты и препоны, но – просто жить.

ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ
(25.1,1933- 25.7.1980 гг.)

Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий

Высоцкий формально не имеет отношение к року, но многие из нас не зря считают его своим: все его творчество — протест против официозных догм, за которыми скрываются маразмы нашей жизни.

Впрочем, вот одни из первых откликов на смерть В. С. Высоцкого, напечатанный во французской газете «НУВЕЛЬ ОБСЕРВАТЕР» в августе 1980 года. Заметка прозорливо названа «ЗАВТРА О НЕМ БУДУТ ГОВОРИТЬ. ПРОЩАНИЕ С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ»:

«Ни одна газета, ни одна радиопередача, ни одна телепрограмма на Москвы не сообщили о его смерти. И все-таки, предупрежденных но невероятному тайному народному телефону, который единственно знаком тоталитарным обществам, их было множество, главным образом молодых, собравшихся перед театром, чтобы выразить свое горе и печаль.
Владимир Высоцкий был певец-поэт, который вопреки всякой пропаганде мог петь каждодневную жизнь жителей Советского Союза, простые проблемы, которые так глубоки.
Я вспоминаю прошлое лето, прогулку с ним но улицам Москвы, необыкновенную симпатию, восхищенную и нежную, которую все не знакомые прохожие очень хотели ему непосредственно высказать. «Симпатия — это не столько актеру, — объяснил он мне. —- Это певцу, в котором они узнают себя. Все они имеют мою пластинку, выпущенную в Болгарии. И тем не менее ищут, чтобы хоть одну найти в наших московских магазинах: как будто случайно их никогда нет!».

Жить, существовать, делать подлинную артистическую работу в СССР, несмотря ни на что. Это так. Дело Высоцкого останется его друзьям, музыкантам, художникам, артистам, которые есть среди тех, кто знает так же глубоко, что значит в этой стране тепло братства. Маленькое пламя, но оно почти не погасло, если судить об этом по беспрецендентному живительному скоплению людей перед московским театром».

ЭЛВИС ААРОН ПРЕСЛИ (8.1.1935 — 16.8.77)

Элвис Пресли
Элвис Пресли

Он был первой настоящей рок-звездой. Король рок-н-ролла, кумир миллионов — своим неповторимым голосом он возвестил о рождении РОК-МУЗЫКИ, — феномена, покорившего мир.

Своим творчеством он примирил и породил две, казалось, полные противоположности — музыкальную культуру белых и музыкальную культуру негров. Ему одинаковы были близки блюз, кантри, госпел, джаз. Причудливый синтез этих столь разных музыкальных стилей стад визитной карточкой певца. Так петь мог только он…

Да, после песни «Отель, где разбиваются сердца» рок-музыка не могла оставаться прежней. Элвис вкусил такой грандиозной славы, познал такое преклонение и восторг своих «фэнов», что подобное и не снилось никому из тех «звезд», что пришли после него. Было чем восторгаться: ведь Элвис стал первым рок-героем, которого каждый подросток мог назвать (пусть мысленно!) своим приятелем.

Ему хотелось простого человеческого счастья и понимания, а из него лепили послушную марионетку, способную лишь кланяться по команде. Ему не повезло в семейной жизни, и даже умер он, великий король, в одиночестве. Не было вокруг ни души…

Двенадцать с половиной лет назад умер Элвис Пресли. И самые юные его поклонники родились уже после его смерти. Но они не хотят верить в случившееся 16 августа 1977 года. Они надеются, пишут трогательные письма, которые адресат никогда не прочтет…

Его голос вербует себе все новых и новых поклонников. Один раз услышав, его уже не забудешь. А поставив на проигрыватель пластинку, всегда найдешь песню по душе, по настроению — жестокое рокабилли или сентиментальную балладу, легкомысленный кантри-энд-вестерн или тяжелый негритянский блюз, госпел или жизнеутверждающий диксиленд…

Он был первой настоящей рок-звездой. Так и останется — звездой самой яркой, доселе сияющей.


Обсуждение