Суровой зимой 1981 у трех отцов появилось дитя, причем оно сразу же опровергло расхожую мудрость о безглазом ребенке семи нянек (а нашем случае — трех), оказавшись глазастым и — что самое главное: ужасно певучим. Лет через шесть его услышали в рок-клубе.
Отцы назвали свое дитя просто, по-военному коротко: БТМ, очевидно, заботясь о том, чтобы бдящие организации не путались в трудных словах. А полное имя отчество фамилия звучало как «Биробиджанский музыкальный трест». Никто из счастливых отцов сегодня не припомнит, чья была идея увековечить в истории фабрику-изготовителя грищенковского пианино.
— БТМ появился на свет, чтобы было веселей, — делится воспоминаниями Сергей Иваныч, — потом откуда-то взялась непонятная для тех лет тяга к русским романсам, к цыганской песне. Это было, кажется, классе в десятом школы — просто мы г. Кириллом Котельниковым пришли домой и Игорю, повесили микрофон и — первое, что пришло в голову — записали «Я ехала домой», битловскую «Снова в СССР» на русский теист Пляцковского, пародию на «Бонн М»… Но и после этого мы никак не думали, что получится что-то серьезное…
Вскоре случилась первомайская демонстрация. ео время которой и Сергею подошел самый обыкновенный парень и банально попросил закурить. Несмотря на праздничное состояние и общую приподнятость чувств, Сережа различил.таки на игравшем магнитофоне хорошо знакомые и даже где-то в чем-то родные звуки «БМТ». Это воспоминание согревало его последующие пять лет, смлючая суровые годы армейской службы.
Сменив тяжелые сапоги ка не в пример более изящную обувь, Чернышев, недолго думая, пригласил Кирилла Котельникова, а также набиравшую широкую популярность в узких кругах группу «Апрельский марш», помочь вывести «БМТ* и? спячки. Этим составом и был записан второй альбом.
В отличие от хронически беременной и порождающей патологически-негкончдемые концерты группы «Ласковый май», «БМТ» таи стремительно размножаться не желает, хотя и имеет вполне серьезную музыкально, душевную базу — гораздо серьезней монстра «ласковой» музыки со всеми его студиями и филиалами. Поэтому и не вышел еще третий альбом «БМТ», хотя два первых были записаны молниеносно: первый — за вечер у Игоря, второй — за ночь в филармонии.
— Почему у наших альбомов нет названий? Черт его знает! — задумчиво делится со мной Сергей Иваныч. — Забывали давать. И потом — после ночной записи не емши, не спамши, разбежались по домам и по нескольку дней не видались, а за это время, стараниями Котельникова, запись пошла по рукам.
Третий год мечтаем записать новый альбом {кстати, ему-то надо будет название придумать!), но это дело все как-то откладывается: то магнитофона нет, то пульт не работает. А вообще: может и не нужно ничего записывать? Приходит мысль в голову, что не стоит быть навязчивым, создавать какие-то альбомы, что само по себе уже подразумевает некоторую навязчивость. Лучше, наверное, раз в полгода, скажем, показать что-нибудь новое — те, кому такая музыка нравится, будут приходить на концерты и просто радоваться.
— Зачем вам нужен «БМТ». ведь это достаточно сложно — работать в двух командах?
— Основное для нас — это все-таки «АМ». Ну, а одна подготовленная программа «Музтреста» за полгода — это не тан уж и сложно. Кан раз наоборот: эта веселая затея нужна и для того, чтобы сбросить эмоциональное напряжение — груз «Апрельского марша». Хотя, честно говоря, когда создавался наш «Трест», мы ни о -ем таком не задумывались. Просто так получилось.
В этот момент машу беседу прервало тихое появление Игоря Грищенкова, который тут же нарвался на вопрос:
— Где интереснее работать: в «АМ», или «БТМ»?
— Это совершенно несравнимые вещи! Две наших команды дополняют друг друга — то. что мы делаем я одной, не можем сделать в другой. И наоборот…
—. У «Апрельского марша» свой зритель, — продолжает Сергей Иваныч. — У «БТМ» музыка, не рассчитанная ни на кого, а значит — рассчитанная на всех. И прежде всего на нас самих. Уверен, если бы кто-то из нас почувствовал, что идет что-то не то, не хочется и не колется, — бросили бы. А пока мы работаем, потому что нам всем по кайфу.
— Значит, «БМТ» — отдых для вашей души?
— …и отдых, и любимая работа. Если бы мы этим занимались с десяти утоа до восьми вечера с перерывом на обед, я был бы очень рад.
— Как ты думаешь, слушают ли вас в Биробиджане?
— Все может быть!
— Какая песня «БМТ» любимая у музыкантов?
— Для всех нас остается хитом «Я ехала домой». Мы делали этот романс так, как это сделала бы Настя Полева, «Кинг Кримсон».. Мы все его очень любим}
— Что важнее всего для музыкантов «Биробиджанского МТ»?
— Оставаться музыкантами «Апрельского марша».
— Кан ты считаешь, вы не страдаете «звездной болезнью»?
— Думаю, мы делаем вид, что но болеем ею. А вообще-то, боюсь, что в свердловском рок-клубе нет людей, которые этой самой болезнью страдали бы.
— И на прощанье — какое-нибудь пожелание читателям нашей газеты…
— Не есть немытых фруктов и не пить сырой воды!
Ю. А.
Вот и все. Для тех, кто еще не врубился: «Биробиджанский музтрест»
это — Сергей Чернышев (гитара, клавишные, вокал, стихи), Игорь Гришен- ков (клавишные, бас, вокал), Кирилл Котельников (вокал, фото), Сергей Елисеев (бас, гитара), Миша Симаков (саксофон, вокал), Евгений Кормильцев (звук, перкуссия), Сергей Сметанин (барабаны). Все — в свободное от апрельского марширования время.